Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы производственной санитарии




 

3.1 Оздоровление воздушной среды

 

Микроклимат в производственных помещениях. Гигиенические условия труда. Борьба с избыточным теплом и влагой. Термоизоляция, защитные экраны, водяные завесы.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Методика определения загазованности и запыленности.

Борьба с вредными веществами, выделяемыми при ведении технологических процессов. Вентиляция в производственных помещениях. Значение вентиляции как естественной, так и искусственной в оз­доровлении воздушной среды. Общеобменная и местная искусственная, вентиляция. Основы расчета системы вентиляции. Очистка, подогрев и кондиционирование воздуха. Аппараты для очистки приточного и вытяжного воздуха. Устройство кондиционеров.

 

Методические указания

 

Перед изучением основных параметров микроклимата необходимо рассмотреть физическую сущность теплового баланса с окружающей средой и терморегуляции человеческого организма.

При изучении нормирования параметров микроклимата рассмотреть как оптимальные, так и допустимые микроклиматические условия в зависимости от тяжести выполняемой работы и периодов года. Следова­тельно, необходимо уяснить зависимость параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения возду­ха и облученности) от внешних климатических условий, характера технологического процесса и интенсивности производственного тру­да. Очень важно усвоить методы исследования и контроля параметров микроклимата. Особое внимание обратить на изучение характера воздействия токсичных веществ на организм человека, классы опасности вредных веществ, понятие предельно допустимых концентраций веществ (ПДК).

При рассмотрении мероприятий по оптимизации параметров микроклимата и состава воздуха рабочей зоны в первую очередь изучить вопросы определения надлежащего воздухообмена, а также принципы устройства вентиляционных систем и очистки выбрасываемого возду­ха от вредных газов и пыли.

При оздоровлении воздушной среды в производственных помещениях первостепенную роль играет общеобменная вентиляция, а также обработка приточного воздуха: очистка от загрязнений, увлажнение, подогрев и др.

Литература /3,4,5,6,7,12,15/

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое терморегуляция?

2. Каково действие на организм человека паров, газов и пыли, выделяющихся в производственных условиях?

3. В чем отличие острых отравлений от профессиональных забо­леваний?

4. Как классифицируются вещества по характеру воздействия их на организм человека?

5. Исходя из чего нормируются предельно допустимые концентрации паров газов и пыли, выделяющихся при выполнении технологических процессов?

6. Какие мероприятия проводятся по борьбе с избыточным теплом и влагой в рабочих помещениях?

7. Какова роль и назначение вентиляции в производственных помещениях?

8. Типы вентиляционных систем?

9. В чем заключается принцип действия аэрации?

11.Объяснить принцип действия кондиционера?

 

3.2 Защита от постоянных электрических и магнитных полей и полей промышленной частоты

 

Изучение этой темы необходимо начать с изучения физических свойств электрических и магнитных полей, их воздействия на организм человека.

Предельно допустимые напряженности электрических и магнитных полей на рабочем месте. Применение средств защиты в зависимости от характера и местонахождения источников полей и условий облучения:

защита временем, защита расстоянием, выбор оптимальных геометри­ческих параметров установок, стационарные и переносные экранирующие устройства, специальные средства индивидуальной защиты. Защита от воздействия электромагнитных излучений и электростатических полей.

 

Методические указания

 

При изучении данной темы необходимо учитывать то, что электромагнитные поля промышленной частоты сверхвысоких напряжений неблагоприятно воздействует на организм человека. Применение средств защиты, в зависимости от характера и местонахождения источников полей и условий облучения (защита временем, расстоянием, выбор оптимальных геометрических параметров установок, экранирующих устройств) необходимо учитывать в случае, если напряженность поля превышает допустимые значения или продолжительность пребывания человека в электрическом поле не соответствует допустимым значе­ниям.

 

Литература: /3,4,6,7,10/

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В каких электро-радиотехнических устройствах, установках, приборах процессы протекают с образованием электромагнитных полей постоянного и переменного действия?

2. Как нормируются электромагнитные полядляобеспечения без­вредности производственного труда?

3. Какие существуют наиболее эффективные средства общей защиты от электромагнитных излучений?

4. Как рассчитать толщину защитного экрана от электромагнитных излучений и эффективность его действия?

 

3.3. Защита от ионизирующих излучений

 

Взаимодействие со средой и проникающая способность ионизирую­щих излучений. Природа возникновения рентгеновских излучений. Биологическое действие и принцип нормирования ионизирующих излу­чений. Профилактические мероприятия. Санитарные требования к про­изводственным помещениям при работе с радиоактивными веществами и рентгеновскими установками. Защитные средства и спецодежда.

Защита от ионизирующих излучений. Защитные камеры, боксы и экраны. Защита временем. Защита расстоянием. Материалы, приме­няемые в качестве защиты. Расчет экранирующих устройств. Меры безопасности при обслуживании установок, работа которых сопровож­дается рентгеновским излучением и g - излучением. Организацион­ные мероприятия. Режим труда и отдыха. Индивидуальные средства защиты.

 

Методические указания

 

При распаде радиоактивных веществ в основном выделяются a,b и g -излучения, которые обладают ионизирующей и прони­кающей способностью неблагоприятно воздействовать на организм че­ловека. Следовательно, студенты должны знать физику явлений излу­чений, а также их физические свойства: энергию, заряд, скорость и дальность распространения в воздухе, а также проникновение в биологические ткани.

Дляa,b и g - рентгеновских и нейтронных излучений следует четко уяснить своеобразные количественные величины и единицыизме­рений. Так, например, единица измерения интенсивности - кюри, дозы излучения - рентген, дозы поглощения - рад, количества радио­активного вещества - миллиграмм-эквивалент и др.

Для обеспечения безопасности при хранении, транспортировке и обращении с радиоактивными веществами, а также при эксплуатации электроустановок, работа которых сопровождается рентгеновским излучением, необходимо знать нормируемые значения и методику рас­чета соответствующих параметров безопасности (время, расстояние, миллиграмм-эквивалент, мощность дозы и др.) или необходимую тол­щину коллективных и индивидуальных средств защити.

 

Литература: / 3,4,5,6,7,10 /

Вопросы для самопроверки

 

1. Привести примеры использования радиоактивных веществ и ионизирующих излучений в науке и технике.

2. Какие приборы и электроустановки при работе выделяют рентгеновские излучения?

3. Каково воздействие ионизирующих излученийна организм человека?

4. Какие основные параметры характеризуют ионизирующие излучения и какова связь между ними?

5. Что такое предельно допустимая доза (ПЛД) и предельно до­пустимая концентрация (ПДК) ионизирующих излучений?

6. Какова роль и назначение дозиметрического контроля при работе с радиоактивными веществами и источниками рентгеновских излучений?

7. Какие средства защиты применяются?

8. Как осуществляется коллективная защита от ионизирующих излучений?

9. Как рассчитать безопасное время пребывания в зоне радио­активного излучения, расстояние от источника и количество радиоактивного вещества?

10. Как рассчитать толщину материала защитных экранов, ограждений. Выбор индивидуальных средств защиты от действия радиоактивных излучений?

 

3.4. Защита от шума, вибрации, ультразвука

 

Изучить физические и физиологические характеристики шума, диаграмму слухового восприятия, график кривых равной громкости. Общая характеристика шума. Воздействие шума на человека. Акусти­ческий расчет. Задачей акустического расчета является: определение уровня звукового давления в расчетной точке, когда известен источ­ник шумаи его шумовые характеристики; определение необходимого снижения шума; разработка мероприятий до предельно допустимых величин. При изучении нормирования шума рассмотреть два метода нормирования: по предельному спектру шума и нормирование уровня звука в дБА.

Наиболее эффективным мероприятием по борьбе с шумом надо считать снижение его в источниках образования. Для борьбы с шумом на пу­ти распространения устанавливают звукоизолирующие и звукопогло­щающие конструкции.

К средствам индивидуальной защиты органов слуха относятся вкладыши, наушники и противошумные шлемофоны. Уровни шума можно измерять шумомерами, осциллографами со специальными датчиками. При изучении ультразвука следует обратить внимание, что допусти­мые уровни звукового давления на рабочих местах нормируются в третьоктавных полосах частот.

Изучить параметры вибраций и характер ее действия на чело­века. Вибрационная болезнь - профессиональное заболевание. При нормировании вибраций различать допустимые величины параметров вибрации рабочих мест и допустимые величины вибрации, инстру­ментов и рабочего оборудования, передаваемого на руки работающих. Предельно допустимые уровни вибрации.

Выявление источников и причин возникновения вибраций должно совмещаться с изучением их спектров. Для измерения вибраций при­меняют приборы, основанные на механических и электрических мето­дах измерения. Мероприятия по борьбе с производственными вибрациями должны намечаться при проектировании машин и агрегатов, при строительстве промышленных зданий, изготовлении различного оборудования, а также при его эксплуатации.

 

Методические указания

 

Борьба с производственным шумом, вибрацией является одной из важнейших задач охраны труда. В результате воздействия шума и вибрации на организм человека могут быть тяжелые профессиональ­ные заболевания. Ультразвук также неблагоприятно воздействует на здоровье работающих.

Необходимо изучить источники и причины возникновения шума, вибрации, а также ультразвука. Очень важно -конкретно ознакомиться на своем предприятии с источниками, определить или рассчитать уровни шума или вибраций, проанализировать эффективность звуковиброизоляции и шумопоглощения. При организации труда на рабочих местах необходимо предусматривать защиту от шума и вибрации. Для предупреждения профзаболеваний большое значение имеет применение средств индивидуальной защиты от шума, вибрации и ультразвука.

 

Литература: /3,4,6,7,8,9,12/

Вопросы для самопроверки

 

1. Что является источниками шума, вибрации и ультразвука в производственных условиях?

2. Какое воздействие шума, вибрации и ультразвука на орга­низм человека?

3. Как нормируется шум, вибрация?

4. Какова методика измерения шума, вибрации?

5. Какие меры борьбы с шумом, вибрацией?

6. Порядок проведения акустического расчета?

7. В чем заключаются принципы устройства звукоизоляции и звукопоглощения?

8. Устройство и принцип действия шумомера.

9. Какие средства индивидуальной защиты применимы от шума?

 


4.ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ

 

4.1. Анализ опасности поражения электрическим током

 

Действие электрического тока на организм человека. Виды поражения электрическим током. Факторы, влияющие на исход пораже­ния электрическим током. Критерии безопасности электрического тока. Электрическое сопротивление тела человека

Условия поражения электрическим током. Схемы прикосновения к токоведущим частям, к заземленным нетоковедущим частям электроустановок, оказавшихся под напряжением.

Растекание тока при замыкании на землю. Напряжение прикосно­вения. Напряжение шага.

Классификация электроустановок и помещений по степени элект­рической опасности.

 

Методические указания

 

Опасное и вредное воздействие на людей электрическоготокаприводит к электротравмам и профессиональным заболеваниям. Среди несчастных случаев на производстве электротравмы с тяжелым и смертельным исходом происходят наиболее часто, поэтому знание опасности, которую представляет электрический ток для человека, а также методов безопасного ведения работ с использованием электроустройств, является необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.

При изучении темы основное внимание необходимо обратитьнаследующие вопросы: физиологическое воздействие электрического тока на организм человека; исследование параметров электрическо­го тока, оказывающих влияние на исход поражения человека; усло­вия, при которых возможно поражение током; методы обеспечения электробезопасности.

Литература: /3,4,6,7,10,11/

Вопросы для самопроверки

1. Как действует электрический ток на организм человека?

2. Какие факторы влияют на исход электропоражения?

3. Вида воздействия электрического тока: при прохождении его через тело человека.

4. Как классифицируются производственные помещения по сте­пени опасности электропоражения?

5. От чего зависит опасность электропоражения в различных электрических сетях?

6. Объясните физическую сущность растекания тока в земле и опасность этого явления для человека.

7. Объясните физический смысл напряжения прикосновения и напряжения шага.

5.ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

5.1. Горение и пожарные свойства веществ. Способы и средства тушения пожаров

 

Понятие о процессе горения. Виды горения: вспышки, воспламе­нение, самовоспламенение, самовозгорание, взрыв.

Температурные пределы видов горения. Концентрационные пределы взрыва.

Классификация производств по пожарной опасности. Предупреж­дение пожаров и взрывов на промышленных объектах.

Возможности прекращения процессов горения. Способы тушения пожаров.

Огнегасительные средства: вода, пена, негорючие газы, порош­ковые составы.

Средства пожарной сигнализации типы и принцип действия.

Тушение пожаров на энергетических объектах: генераторах, трансформаторах, электродвигателях, кабельных туннелях, щитовых сборкахи т.п. Тушение пожаров под напряжением.

 

Методические указания

 

Изучение основ теории горения необходимо для объяснения явления окисления, вспышки, самовоспламенения, самовозгорания, активного горения, взрыва и детонации. Все эти параметры являют­ся первоначальной причиной возникновения пожаров и соответственно определяют пожарные свойства веществ. Кроме того, пожароопасные свойства веществ определяют и сам характерих горенияи, следо­вательно, явление пожара.

В зависимости от физико-химических свойств веществ и усло­вий их обработки производится выбор средств пожаротушения.

Следует четко представлять область применения ручных огне­тушителей и порошкообразных огнегасительных веществ, требования техники безопасности при тушении ядовитых веществ, кислот, элект­роустановок, сосудов, работающих под давлением и пр. Необходимо также знание средств пожарной сигнализации и связи,их принцип действия.

 

Литература: /3,4,6,7,10/

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Объясните, какие вещества являются окислителями и как происходит процесс окисления?

2. Чем характеризуется температура вспышки и самовоспламенения вещества?

3. Чем характеризуется нижний предел воспламенения газов, парой и пыли?

4. Как классифицируется производства по пожарной опасности?

5. Каковы основные методы прекращения горения?

6. Каковы огнегасительные свойства воды, химической пены и углекислоты?

7. Объясните принцип действия пенного и углекислотного огнетушителей и область их применения?

8. Какие существуют средства пожарной сигнализации?

 

Лабораторные работы.

 

Количество выполняемых студентом лабораторных работ определяется учебным планом исходя из того, что на одну лабораторную работу отводится два академических часа.

Выбор лабораторных работ делает кафедра “Охрана труда и аэрология”, исходя из профиля подготовки специалиста.

 

Примерный перечень лабораторных работ:

 

1. Оценка условий труда на предприятии:

- исследование метеорологических условий;

- исследование естественной и искусственной освещенности

-исследование шума на рабочих местах;

- исследование запыленности воздуха.

2. Оказание доврачебной помощи пострадавшим с применением тренажера «Фантом».

 

Методические указания к выполнению контрольной работы

 

После изучения курса студенты выполняют контрольную работу, которая состоит из ответов на два вопроса общих разделовкурсаи решения задачи.

Вариант контрольных вопросов студент выбирает в соответствии с последней цифрой учебного шифра (табл.1).

Контрольную работу выполняют чернилами четко и разборчиво на 12-15 страницах ученической тетради. На каждой странице оставляют поля дня замечаний преподавателя-рецензента. В конце контрольной работы привести перечень использованной литературы, дату исполнения и подпись.

Зачтенная контрольная работа предъявляется преподавателю при сдаче экзамена по курсу.

 

Таблица 1

Номер варианта Контрольные вопросы Контрольные задачи
  1, 20 2, 12, 3, 13 4, 14 5, 15 6, 16 7, 17 8, 18 9, 19 10, 23 1,12 2,13 3,14 4,15 5,12 6,13 7,14 8,2 9,1 10,4

 

Вопросы для контрольной работы

1.Закон Украины об охране труда..

2.Изложите причины несчастных случаев на производстве и мероприятия по их устранению.

3.Изложите порядок расследования несчастных случаев на производстве, их регистрации и учета.

4.Перечислите виды инструктажей по безопасности труда, их назначение и виды ответственности за нарушение охраны труда.

5.Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к производственным помещениям?

6. Основные вредные производственные факторы, воздействующие на организм пользователя ПК.

6.Приведите краткую характеристику вредных веществ, выделяющихся в окружающую среду производственных помещений. Каковы пре­дельно допустимые концентрации аэрозолей и газов?

7.Изложите основы нормирования и расчета естественного и искусственного освещения в производственных помещениях.

8.Какие существуют виды местной вентиляции на производст­венных участках и какова методика расчета воздухообмена при ее работе?

9.Какие параметры характеризуют звуковые колебания? Охарак­теризуйте вредное воздействие шума на организм человека.

10.Какими параметрами характеризуется вибрация? Источники вибрации и технические меры защиты от вредного влияния вибрации.

11.Изложите основные приемы освобождения пострадавшего от действия электрического тока.

12.Опишите процесс горения и виды горения: вспышку, воспла­менение, самовоспламенение, самовозгорание и взрыв.

13.Какова классификация производств по степени пожарной опасности?

14.Закон Украины о пожарной безопасности.

15.Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних.

16.Как нормируются параметры микроклимата и какие санитарно-технические мероприятия рекомендуются для их стабилизации в производственных условиях при отсутствии и наличии теплооблучения на рабочем месте?

17.Какие основные характеристики, определяющие явление шума; вредное действие шума на организм человека?

18.Изложите основы нормирования шума и меры защиты от его вредного воздействия.

19.Причины возникновения пожаров.

20.Изложите тушащие свойства воды, пены, углекислоты, инертных газов, пара, порошков и в каких случаях они применяются для тушения пожаров

21.Как организуется служба охраны труда на предприятии в целом и на отдельных участках работ.

22.Задачи страхования от несчастного случая.

23.Финансирование Фонда социального страхования от несчастных случаев.

24.Эффективность затрат на улучшение условий и охраны труда.

 

 

Задача 1.

Определить, соответствует ли нормам концентрация пыли, содержащая окись марганца в рабочей зоне, если воздух просачивается через фильтр сое коростью 20 м/мин в течение 40 мин. Температура воздуха в помещении 25°С. Атмосферное давление при отборе проб - 755 мм.рт.ст. Вес фильтра до отбора пробы 240 мг, а после протягивания воздуха - 260 мг.

 

Задача 2.

Температура воздуха в помещении 26°С, атмосферное давление - 750 мм рт.ст. Определить, соответствует ли нормам концентрация пыли, содержащая окись кремния в рабочей зоне, если воздух просачивается через фильтр со скоростью 18 м/мин в течение 50 мин. Вес фильтра до отбора проб 280 мг, а после протягивания воздуха - 295 мг.

 

Задача 3.

Определить вес ограждающей стены. Площадь стены 8 = 20 м2. Уровень шума в помещении не должен превышать 40 дБ. Источник шума, находящийся в соседнем помещении, имеет уровень звукового давления L1 =80 дБ. Объем помещения V = 1600 м3. Звукоизолирующая способность ограждения определяется на частоте f==1000 Гц.

 

Задача 4.

Определить толщину звукоизолирующей стены, отделяющей шумный цех от тихого помещения, если уровень шума в цехе L = 95 дБ. Площадь ограждающей стены 30 м2, объем помещения 196 м3. Частота, на которой определена звукоизолирующая способность, f = 1000 Гц. Удельный вес кирпича d = 1600 кг/м3.

 

 

Задача 5.

Определить площадь звукоизолирующей стены из кирпича на граничной частоте, если вес конструкции Q =160 кг/м2. Допустимый уровень звукового давления в помещении 1,2=50 дБ, уровень звукового давления источника шума L2=80 дБ. Объем помещения V=400 м3

 

Задача 6.

В помещении звукопоглощение А=200 м. Затем его увеличили вдвое. На сколько снизился уровень шума в помещении.

 

Задача 7.

Коэффициент отражения от стен β = 0,35. Подсчитать, какой будет уровень шума на расстоянии 4 м от источника звука мощностью Lш=105 дБ, если звукопоглощающий материал увеличивает звукопоглощение вдвое. Постоянную звукопоглощения помещения принять равной 60 м2.

 

Задача 8.

Определить площадь окон, если высота помещения Нп=4 м; помещение с незначительным выделением пыли, остекление вертикальное, боковое, одностороннее, двойное, открывающиеся, переплеты деревянные. Расстояние от расчетной точки до наружной точки l=3м; высота от уровня рабочей поверхности до верхнего края окна h1 = 2.8 м. Lпом = 8м; В=6м. Точность зрительной работы - VI.

 

Задача 9.

Рассчитать lmin если S0/Sn = 1/5, остекление одинарное, двухстороннее, переплеты деревянные, вертикальные, с незначительным выделением пыли. Расстояние от расчетной точки до наружной стенки l=5м. Расстояние от рабочей поверхности до верхнего края окна - 3,5 м. L=10м, В=6м.

 

Задача 10.

Определить показатель уровня безопасности К1 если на предприятии было потеряно 320 дней в результате травматизма, наблюдалось 20 микротравм в течение года. Среднесписочное число рабочих 4800 человек.

 

Задача 11.

Определить показатель уровня санитарно-гигенических условий Кр, если на предприятии на 120 рабочих мест определялись шум, освещенность, микроклимат. При этом на 60 местах шум не соответствовал нормам. На 40 местах - освещенность была ниже нормативной и на 20 местах микроклимат имел отклонения от нормы, причем 10 мест не соответствовали по температуре, 4 мест - по влаге и 6 мест по скорости движения воздуха.

 

Задача 12.

Установка шумоглушителей на участке позволила снизить шум с 100 дБ до 70 дБ, что привело к увеличению времени работоспособности в общем фонде рабочего дня. Рассчитать годовую экономию.

Исходные данные:

1. Удельный вес длительности фазы повышенной работоспособности в общем фонде рабочего дня, в %: до внедрения шумоглушителей - 0,45; после внедрения - 0,60.

2. Годовой выпуск продукции участком, в грн до внедрения - 50, после внедрения - 52.

3. Условно постоянные расходы в себестоимости годового выпуска продукции, грн - 90.

4. Стоимость технологического оборудования, грн - 600.

5. Поправочный коэффициент - 0,20.

 

Задача 13.

Внедрение ряда мероприятий (устройство освещенности) по улучшению условий труда в цехе позволило снизить трудоемкость изделия. Рассчитать годовой экономический эффект. Исходные данные:

1. Трудоемкость изготовления изделия до внедрения - 130, после внедрения - 110.

2. Удельный вес продукции, выпускаемой цехом, в общем объеме продукции предприятия, %- 7.

3. Годовой выпуск продукции цеха - 1800 грн., после внедрения -2200 грн.

4. Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции, грн -300.

5. Стоимость технологического оборудования цеха. грн – 1500 грн.

Затраты на мероприятия - 3000 грн.

 

Задача 14.

Внедрение оздоровительных мероприятий (установка калориферов, поддержание температуры в рабочих помещениях в пределах нормы) на машиностроительном заводе позволило сократить потери рабочего времени по болезни. Рассчитать прирост объема производства.

Исходные данные:

1. Годовые потери рабочего времени по болезни, %: до внедрения

мероприятий - 6, после внедрения - 4.

Среднесписочная численность рабочих до внедрения мероприятия, чел. - 300.

 

Задача 15.

Повышение освещенности на рабочих местах до нормированных значений, улучшение работы вентиляционных установок в цехе металлоконструкций позволило сократить потери рабочего времени, что привело к увеличению производительности труда. Рассчитать годовой экономический эффект. Исходные данные:

1. Годовой фонд рабочего времени на одного рабочего, дней до внедрения - 230, после внедрения - 230.

2. Среднесписочная численность рабочих в цехе до внедрения мероприятия, чел. - 250.

3. Удельный вес цеховой продукции в общем объеме производства предприятия,

%-7.

4. Годовой выпуск продукции цеха, тыс. грн.: до внедрения - 2,5; после внедрения - 2,6.

5. Годовая выработка рабочего в базисном периоде, тыс. грн. - 12.

6. Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции, тыс.грн. - 235.

7. Стоимость технологического оборудования, тыс. грн - 14.

8. Единовременные затраты на внедрение мероприятий, грн - 30.

9. Среднесписочная численность рабочих цеха, исчисляемая на объем производства планируемого периода по выработке базисного, чел.:

 

 

Список рекомендуемой литературы

1.Законодательство Украины об охране труда.:

Сборник нормативных документов. (в трех томах). – Киев., 1995.

2.Положение о порядке расследования и ведения учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве и непроизводственного характера. Вестник Украины, 1999, N 43.

3. Справочник по охране труда на промышленном предприятии. К.Н. Ткачук, Д.Ф. Иванчук, Р.В. Сабарно и др. – К.: Техника, 1991. – 286 с.

4.Охрана труда в машиностроении. Под ред. Е.Я. Юдина, С.В. Белова.- М.: Машиностроение, 1983.- 432 с.

5.Средства защиты в машиностроении. Расчет и проектирование. Справочник О.Ф. Партолин и др.: Под ред. С.В. Белова. – М.: Машиностроение, 1989 – 368 с.

6.Полтев М.К. Охрана труда в машиностроении. – М.: Высшая школа, 1980, - 292 с.

7.Справочник по охране труда на промышленном предприятии. К.Н.Ткачук, Д.Ф.Иванчук, Р.В.Сабарно и др.- К: Техника, 1991.- 286 с.

8.Алексеев С.П., Казаков А.М., Колотилов Н.Н. Борьба с шумом и вибрацией в машиностроении: - М.: Машиностроение, 1970. – 318 с.

9.Защитные устройства. Справочное пособие. Под ред.проф.Б.М.Злобинского.- М.Металлургия, 1971. – 455 с.

10.В.Ц.Жидецкий, В.С.Джигерей, А.В.Мельников. Основы охраны труда. Учебное пособие. Львов «Афиша», 2000 – 343 с.

11.Безопасность труда на производстве. Справочное пособие. Производственная санитария под ред.Б.М.Злобинского, 1969.

12.ГОСТ 12.1.005-88. ССБТ. «Воздух рабочей зоны. Общие санитарно-гигиенические требования».

13.ГОСТ 12.1.003-86. Шум. Общие требования безопасности.

14.СНиП П –4-79. Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования.- М.: Стройиздат, 1980.- 48 с.

15.СН.4088-86. Санитарные нормы микроклимата производственных помещений.- М., 1986.

16.Методика определения экономической эффективности мероприятий по НОТ. Под ред.А.П.Голова. Изд.Экономика, Москва, 1978.- 132с.

17. Сибаров Ю.Г. и др. Охрана труда в вычислительных центрах. Машиностроение, 1996-198 с.

 

Программа

методические указания и контрольные задания по курсу

«Основы охраны труда»

для студентов-заочников специальностей:

 

 

6.030508. Финансы и кредит;

6.030509. Учет и аудит;

6.030601. Менеджмент;

6.020105. Документознавство и информационная деятельность;

 

 

Составители:

 

Белая Неля Степановна

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...