Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Земская и городская реформы в России второй половины XIX в.

Билет 58. Городская и земская реформы второй половины 19 века.

Городская и земская реформы второй половины XIX века.

Земская реформа была проведена на основе Положения о губерн­ских и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль распоря­дительных органов выполняли губернские и уездные земские собра­ния, члены которых избирались по трем избирательным группам, на­зываемым куриями:

К первой избирательной курии относились уездные помещики и круп­ные торговцы и промышленники.

Второй была городская курия. В ней получали избирательное пра­во городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы торгово-промышленных предприятий в черте города.

В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользо­вались все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах избирались выборщики данного уезда, кото­рые затем выбирали гласных уездного земского собрания.

Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве.

Избирательный механизм работал в соответствии с интересами помещиков, которые, получив преимущество в земствах, имели воз­можность проводить там соответствующую политику.

Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хо­зяйственными и некоторыми культурными вопросами. Они заботи­лись о состоянии путей сообщения (ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией медицинского обслуживания на­селения, строительством и материальным обеспечением школ.

Земства действовали под строгим контролем правительственных органов в лице губернатора и местной полиции. Губернатор мог приостановить любое постановление земства по мотивам нарушения законов либо по соображениям противоречия гос интересам. Запрещалось сношение земств др с др.

В 1890 г. была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но в первой курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными только помещики-дворяне (потомствен­ные и личные). Тем самым уменьшилось представительство буржуа­зии в земствах. Существенные изменения произошли в крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные зем­ские собрания. Далее из числа избран­ных кандидатов губернатор назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны администрации.

Городская реформа.

Царь 16 июня 1870 г. утвер­дил Городовое положение, согласно которому создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо от сословной принадлежности) сроком на четыре года. Имущественный ценз имел для выборов в городские органы самоуправления решаю­щее значение.

Распорядительным органом городского самоуправления являлась Городская дума, исполнительным — городская управа, которую воз­главлял городской голова, он же — председатель Городской думы. Гласных в Городскую думу могли избирать только плательщики го­родских налогов. Все избиратели делились на три курии в зави­симости от имущественного положения.

В первую курию входили наиболее крупные нало­гоплательщики, во вторую — средние, в третью — более мелкие соб­ственники. В думах и управах обеспечива­лось явное преобладание представителей наиболее богатых слоев го­рода. Неимущие практически лишались избирательных прав.

Городское самоуправление находилось в еще большей зависимос­ти от правительственной администрации, чем земства. Городской го­лова уездного города утверждался губернатором, губернского — ми­нистром внутренних дел.

Дворяне были недовольны значительной ролью буржуазии в го­родских думах и управах. В 1892 г. вступило в силу новое положение об органах городского самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права из­бирать в городские думы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно уменьшилось. Господству­ющее положение в органах городского самоуправления заняли вла­дельцы городской недвижимой собственности. В результате увели­чилась роль дворянства и несколько слабее стали позиции буржуазии

 

Земская и городская реформы в России второй половины XIX в.

Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях; принятого 1 января 1864 г.

В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.

Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.

Выборы проходили по трем избирательным куриям:

курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;

городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;

сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов — крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.

Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.

Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.

Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления; городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др.

Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным.

Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...