Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция ювенальной юстиции

Принципы ЮЮ

§ 3. принципы ювенальной юстиции

Это те принципы, которые определяют особенности ювенальной юстиции и отличают ее от юстиции общей (общеуголовной, общегражданской). Оценивая специфические принципы ювенальной юстиции, необходимо сравнивать их с принципами общего правосудия.

Специфическими принципами ювенальной юстиции являются следующие:

Преимущественно охранительная ориентация ювенальной юстиции. Этот принцип специфичен, так как ювенальная юстиция создавалась и действует до наших времен преимущественно как уголовное правосудие, задачи которого чаще ассоциируются с уголовным преследованием, обвинением, осуждением, наказанием, а не с преимущественной защитой тех, кто совершил преступление. И вместе с тем уже при рассмотрении правовой базы ювенальной юстиции — несовершеннолетия — можно отметить выдвижение на первый план именно охранительной функции последней. Обратите внимание на одну историческую особенность, объясняющую такую направленность ювенальной юстиции: исторически суд по делам несовершеннолетних создавался как суд, решающий двуединую задачу — защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников. С развитием ювенальной юстиции ее охранительная функция все более укреплялась.

В современном судебном процессе стран, где функционирует ювенальная юстиция, повышенная судебная защита предусмотрена для всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, независимо от их процессуального положения (с учетом российской терминологии — подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных, свидетелей, потерпевших).

Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах: прямой протекционизм (например, уменьшение, только по факту несовершеннолетия, на определенную часть размера наказания, указанного в статье УК), дополнительная правовая защита отдельных групп несовершеннолетних (например, по российскому уголовно-процессуальному законодательству обязательно участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет). Во многих странах закон предписывает проводить закрытые заседания суда по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них. Провозглашение преимущественного применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, а не наказания — это тоже проявление охранительной функции ювенальной юстиции. Обратите внимание на то, что воспитательное воздействие на несовершеннолетнего, проходящее через весь судебный процесс, и относят к самостоятельному принципу ювенальной юстиции, равно как считают принципом уголовного права в отношении несовершеннолетних (принцип воспитуемости) (подробнее см. лекцию V).

Социальная насыщенность ювенальной юстиции. Суть этого принципа — в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных знаний, в акценте на изучении социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально-психологических признаков их личности. Использование таких специальных знаний в западной правовой науке носит название "непрофессиональный элемент".

Привлечение неюридических специальных познаний в судебном процессе имеет место и в общеуголовном и общегражданском процессе: это заключения экспертов, участие специалистов, предусмотренные в том числе и российским процессуальным законодательством. В рамках ювенальной юстиции происходит социальное насыщение всего юридического процесса данными из неюридических источников. Речь идет не только о привлечении к участию в процессе экспертов и специалистов, но и об использовании в рамках ювенальной юстиции данных, полученных судом и по его специальным заданиям, от специализированных неюридических учреждений и служб ювенального профиля (медико-психологических, социально-психологических, социальных служб, консультационных центров). Привлечение этих данных — одна из главных особенностей судебного процесса в "классическом" правосудии по делам несовершеннолетних. Согласно законам своих стран суд для несовершеннолетних может не только задать интересующие его вопросы указанным неюридическим службам, но и поместить в этой связи несовершеннолетнего на стационарное обследование. Вопросы (и ответы на них) могут касаться психологических особенностей личности несовершеннолетнего, его реакции на негативные жизненные ситуации. Перед указанными учреждениями суд может поставить вопрос и о выборе оптимальной для данной личности меры воздействия, и особенно о наиболее результативном режиме ее исполнения. Естественно, закон оставляет за судом право выбора и меры воздействия, и режима, однако помощь неюридических консультантов оценивается высоко и успешно используется в деятельности судов по делам несовершеннолетних.

Хотелось бы обратить внимание на то, что сложившаяся в западных странах, где есть суды для несовершеннолетних, система вспомогательных неюридических органов оценивается нами нередко как центральное звено ювенальной юстиции. Еще раз стоит подчеркнуть, что такая позиция не соответствует концепции и философии ювенальной юстиции. Тем не менее, рассматриваемый "непрофессиональный элемент" органически связан с ювенальной криминологией, которая разрабатывает свои методы исследования причин преступности несовершеннолетних, изучения личности несовершеннолетних именно на базе неюридических специальных познаний, которые затем использует ювенальная юстиция.

Диапазон использования неюридических познаний в ювенальной юстиции в некоторых странах очень велик. Так, французский уголовный процесс предусматривает специальное социальное исследование в делах несовершеннолетних и формирование на его базе так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и его деяния, а также окружающей его микросреды.

Максимальная индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции. Судопроизводство по любому делу, а не только по делу несовершеннолетнего, имеет сугубо индивидуальные цели, поскольку каждое преступление — акт индивидуальный, как индивидуальны уголовная ответственность и наказание за него.

Индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей в первую очередь подчинена вся судебная процедура, включающая правила, отсутствующие в общем правосудии.

Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, что не вяжется с традиционным представлением о строго регламентированной в законе судебной процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где функционируют суды для несовершеннолетних, оценивают такую правовую ситуацию как самую эффективную применительно к подросткам.

Велико значение принципа индивидуализации и для осуществления других принципов ювенальной юстиции. В литературе он оценивается как синтезирующий все остальные принципы ювенальной юстиции. И с этим нельзя не согласиться. Трудно представить, как без максимальной индивидуализации будет реализовываться в ходе процесса возрастная специфика, преимущественно охранительный режим, использование упомянутых рекомендаций неюридических служб и принятие судом решений об этом использовании. Очевидно, что неформальный характер процедуры — основа индивидуализации судебного процесса в суде для несовершеннолетних — должен быть согласован и с общими процессуальными правилами, но не должен быть ими "задавлен", иначе судебная процедура войдет в конфликт с динамичным участником процесса — несовершеннолетним, что снизит эффективность правосудия.

 

Концепция ювенальной юстиции

К. Ю. Ю. включает в себя следующие компоненты

- Несовершеннолетние как правовая база ювенальной юстиции;

- Юстиция - общее лингвистическое и социально правовое понятие;

- Ювенальная юстиция как часть общего понятия юстиции;

- Ювенальная юстиция как специфическая система юстиции;

- Суд по делам несовершеннолетних как центральное звено ювенальной юстиции;

- Специфические принципы ювенальной юстиции;

- Судебная власть и ювенальная юстиция;

- Гражданское общество и ювенальная юстиция.

Несовершеннолетний - тот, кто не достиг определенного возраста, с которым закон связывает его полную гражданскую дееспособность, т. е. возможность в полной мере реализовать свои права, предусмотренные Конституцией и другими законами страны и исполнять закрепленные в этом законе юридические обязанности.

Возраст несовершеннолетия не одинаков для всех государств мира. Обычно совершеннолетним считается лицо, которое достигло возраста 18 лет. В ряде государств нижней границей совершеннолетия является возраст 15, 20, 21 лет. Поэтому когда речь идет о несовершеннолетнем в Международном Нормативном правовом Акте, нижним возрастом несовершеннолетия признается возраст 18 л., но при этом специально оговаривается «если иной возраст не установлен национальным законодательством» (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних). В Конвенции ООН по правам ребенка 1989 г. Указано, что под ребенком понимается лицо, не достигшее возраста 18 л.

Возрастная неадаптированность несовершеннолетних к меняющимся условиям жизни требует, по мнению ученых – ювеналистов специальной повышенной социально - правовой защиты лиц, не достигших возраста 18 лет.

Однако личность конкретного молодого человека может не соответствовать наступлению нижней границы совершеннолетия, одни подростки отстают от сверстников в психическом развитии, другие достигают его, к примеру, в 16 лет, и уже могут в полной мере осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Следует отметить, что в том и в другом случае может возникнуть, в силу случайности, правовой конфликт подростка с законом. Совершению правонарушений подростками, не достигшими возраста уголовной ответственности или подростков достигших совершеннолетия, но отстающих в психическом развитии, способствует их повышенная внушаемость, подверженность чужому влиянию. Такие подростки чаще всего идут на преступления совместно со старшими по возрасту преступниками, которые называются подстрекателями. Кроме того, подросткам в силу их возрастной психологии присущ групповой характер деятельности, молодые люди чаще всего совершают преступления в группе. Подростки – акселераты чаще действуют при совершении преступлений в одиночку, их правонарушения отличаются тщательной подготовкой, продуманностью действий.

В различных отраслях права существуют разные возрастные границы реализации несовершеннолетними их прав и возложенных на них обязанностей. Так ГК РФ разрешает детям 6 – 14 лет в предусмотренных законом случаях совершать имущественные сделки. ТК РФ (ст. 63), указывает, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Однако, данная статья ТК установила и другие случаи заключения трудового договора с работниками не достигшими возраста 16 л. Как правило трудовой договор может заключаться с подростками учащимися основного общеобразовательного учреждения, или в случаях прекращения ими обучения в школе, при достижении возраста 15 лет. С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимися достигшими возраста 14 л., для выполнения в свободное от занятий время легкой работы, не причиняющей вреда их развитию и здоровью.

Новеллой ТК является допустимость заключения трудового договора с работниками, не достигшими возраста 14 л., в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, с согласия одного из законных представителей несовершеннолетних и органа опеки и попечительства

УК РФ установил 2 возраста уголовной ответственности: 16 и 14 л. Преступления за которые, предусмотрена уголовная ответственность с 14 л. отличаются большей общественной опасностью, и доступны для осознания характера преступных действий подростками, достигшими возраста 14 л. (см. ст. 20 УК). Эти правовые и возрастные границы учитываются и новым УПК РФ. Таким образом, возрастная специфика групп несовершеннолетних существует во всех отраслях Российского права, в нормах, закрепляющих права и обязанности физических лиц. Сочетание возраста и отраслевой специфики права значительно влияет на деятельность ювенальной юстиции. Учитывая возрастную специфику психики несовершеннолетних в отношении них, законодательство разных стран склонно применять вместо наказания меры принудительного воспитательного воздействия.

Ювенальная юстиция общее и специальное понятие.

Само понятие юстиции происходит от латинского слова «юстицио» охраняю. Современные ученые по разному толкуют понятие юстиции, но наиболее приемлемым для практики является понятие юстиции, как правосудия по уголовным и гражданским делам, предусмотренное гражданским и уголовно - процессуальным законодательством конкретных стран.

Понятие ювенальной юстиции во всем мире тесно связано с ее центральным звеном, т.е. судом по делам несовершеннолетних, что определяет толкование термина ювенальной юстиции, как правосудия по делам несовершеннолетних. Например, в Пекинских правилах оригинальная английская версия – Juvenile Justice – в аутентичном русском тексте может быть переведена как правосудие по делам несовершеннолетних.

По международным стандартам и нормам национальных законодательств место и функции служб социальной помощи несовершеннолетним в рамках ювенальной юстиции определено как вспомогательные органы, помогающие правосудию по делам несовершеннолетних. Деятельность служб социальной помощи несовершеннолетним подчиняется решениям суда по делам несовершеннолетних. Поскольку в действующих моделях ювенальной юстиции всегда участвует значительное число специалистов из смежных неюридических органов, областей знания, следует учитывать их подчиненное положение по отношению к суду по делам несовершеннолетних.

Принципы ювенальной юстиции.

По мнению Э. Б. Мельниковой это те принципы, которые определяют особенности ювенальной юстиции, т. е. отличие ее от юстиции общей (общеуголовной и общегражданской). Оценивая принципы ювенальной юстиции, необходимо сравнивать их с юстицией общей.

Специфическими принципами ювенальной юстиции являются:

1. Преимущественно охранительный характер ювенальной юстиции. Устанавливая наказуемость уголовных деяний, правосудие по делам несовершеннолетних, призвано одновременно, защищать права несовершеннолетних. Исторически суд по делам несовершеннолетних создавался, как суд, призванный решать двойную задачу защиты прав детей и подростков и уголовного преследования несовершеннолетних преступников. С развитием ювенальной юстиции, ее охранительная функция все более укреплялась.

Специальный охранительный правовой режим для несовершеннолетних может быть выражен в разных формах: прямой протекционизм (например, уменьшение, только по факту несовершеннолетия, на определенную часть размера наказания, указанного в статье УК), дополнительная правовая защита несовершеннолетних (привлечение к защите прав несовершеннолетних в судебном процессе защитника, законного представителя несовершеннолетних, участие при допросе несовершеннолетних педагога). Во многих странах закон предписывает проводить закрытые заседания суда по делам несовершеннолетних, связанные как с разбирательством по преступлениям несовершеннолетних, так и с разбирательством дел о посягательстве на права и законные интересы несовершеннолетних. В нашей стране провозглашение преимущественно охранительного характера ювенальной юстиции нашло свое отражение в применении по отношению к подросткам, совершившим преступления мер принудительного воспитательного воздействия. (В настоящее время из за отсутствия вспомогательных органов социальной защиты несовершеннолетних применяются не везде).

2. Социальная насыщенность ювенальной юстиции. Суть этого принципа в широком использовании в судебном процессе по делам несовершеннолетних неюридических специальных познаний, в акценте на исследование жилищных и других социальных условий жизни несовершеннолетних, представших перед судом, социально – психологических особенностей развития личности несовершеннолетнего преступника. Данные исследования проводятся специальными органами социальной защиты несовершеннолетних с целью выявления факторов отрицательно влияющих на правильное развитие несовершеннолетних, их воспитание, при этом в обязательном порядке изучается все окружение несовершеннолетнего попавшего в поле зрения суда по делам несовершеннолетних. (не только подсудимого, но и несовершеннолетних потерпевших, свидетелей.) Привлечение неюридических специальных познаний имеет место не только в уголовном, но и в гражданском процессе по делам несовершеннолетних, при разбирательстве протокольных форм КДН и ЗП. Прежде всего, это заключения экспертов, участие специалистов, предусмотренные УПК России. В рамках ювенальной юстиции происходит социальное насыщение всего юридического процесса данными, полученными неюридическими социальными органами при исследовании социального окружения несовершеннолетних. Выше упомянутые исследования проводятся социальными, медико – психологическими органами, социально – психологическими органами, консультационными центрами. Привлечение данных неюридических органов главная особенность ювенального судебного процесса. Согласно законам своих стран суд по делам несовершеннолетних, имеет право при помощи социальных органов поместить при необходимости несовершеннолетнего на обследование в стационар. Вопросы (и ответы на них) могут задаваться судом по делам несовершеннолетних в отношении исследования особенностей личности несовершеннолетнего, его реакции на негативные жизненные ситуации. Перед социальными органами суд может поставить вопрос о выборе оптимальной для данной личности мер оптимального воздействия, и особенно о наиболее результативном режиме их исполнения.

3. Максимальная индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции. Судопроизводство по любому делу, а не только делу несовершеннолетних, имеет сугубо индивидуальные цели, поскольку каждое преступление – акт индивидуальный, как индивидуальна и мера ответственности за него.

Индивидуализация судебного процесса в рамках ювенальной юстиции является ее принципом потому, что в центре судебного процесса находится личность несовершеннолетнего, и именно ей подчинена вся судебная процедура, включающая правила, которых нет в общем правосудии. Так, концепция ювенальной юстиции предусматривает, что судопроизводство по делам несовершеннолетних имеет неформальный характер, что не предусмотрено традиционными представлениями о строго регламентированной в законе судебной процедуре. Законодательство и судебная практика тех стран, где есть ювенальная юстиция, и уже функционируют суды для несовершеннолетних, считают такую организацию судебного процесса для несовершеннолетних наиболее приемлемой и эффективной.

Велико значение принципа индивидуализации и для осуществления других принципов ювенальной юстиции. В литературе он рассматривается как синтезирующий все остальные принципы ювенальной юстиции. И с этим нельзя не согласиться. Трудно представить, как без максимальной индивидуализации будет реализовываться в ходе процесса возрастная специфика, преимущественно охранительный режим, использование упомянутых рекомендаций неюридических служб и принятие судом решений об их использовании. По мнению Э. Б. Мельниковой неформальный характер судебной процедуры ювенального суда должен быть согласован и с общими процессуальными правилами, но не должен быть ими «задавлен», иначе судебная процедура войдет в конфликт с динамичным участником процесса несовершеннолетним, что снизит эффективность правосудия. По нашему мнению, у Российской ювенальной юстиции, судов по делам несовершеннолетних имеются перспективы в рамках специальной регламентации судебной процедуры, необходимость дополнений к УПК касающихся деятельности так называемых ювенальных судов доказана временем.

Суд по делам несовершеннолетних – центральное звено действующей Ювенальной юстиции

Рассмотрим основные постулаты ювенальной юстиции с юридической и социально – психологической точек зрения. Социально психологический постулат Noli nocere! (не навреди) должен являться определяющим по отношению к несовершеннолетним правонарушителям. Мировая практика вынесения приговоров несовершеннолетнему правонарушителю, основана, пожалуй, прежде всего, на этом постулате. Современная концепция ювенального правосудия (ювенальной юстиции) настаивает на том, что бы каждый подросток, попавший в поле зрения ювенального суда (КДН и ЗП, детских социальных учреждений был, прежде всего, обследован на предмет нарушения его прав и законных интересов). Для этой цели и создана система органов ювенальной юстиции в ведущих странах мира.

К этой же цели должно стремиться современное ювенальное правосудие в России, и пусть в нашей стране пока нет так называемой «чистой» ювенальной юстиции, а имеется лишь черновой ее вариант, опробованный на территории некоторых муниципальных образований, к судьбе детей и подростков, попавших в поле зрения органов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует относиться более внимательно.

Рассмотрим деятельность суда по делам несовершеннолетних с момента поступления материалов до вынесения судебного решения.

Судья по делам несовершеннолетних внимательно изучает материалы дела, знакомится с несовершеннолетним правонарушителем, свидетелями, потерпевшим. При ознакомлении с материалами дела он, прежде всего, выясняет, имеются ли в деле сведения о других несовершеннолетних, кроме самого правонарушителя, являющиеся участниками данного процесса. (Свидетели, потерпевший и т.д.).

Изучив материалы дела, судья направляет по адресам всех несовершеннолетних своего помощника (в идеале ювенального юриста), который обследует жилищные условия несовершеннолетнего, его социальные и психологические связи. Делается это, прежде всего для того, что бы определить имеются ли в данных условиях, где проживает несовершеннолетний участник дела какие либо нарушения прав ребенка (наиболее часто встречаются нарушения прав ребенка в жилищной сфере, нарушения права ребенка на гуманное с ним обращение, воспитание в нормальной социально – психологической обстановке, условиях соответствующих его возрасту и развитию, нарушения права на воспитание ребенка в семье). Уже на этом этапе возможна коррекция нарушений прав несовершеннолетних в жилищной и других сферах. Изучая ближайшее окружение ребенка, юрист – ювеналист, выясняет сведения о лицах являющихся безусловным авторитетом для ребенка, способных оказать на него положительное влияние. Если нарушения прав несовершеннолетних невозможно скорректировать на данном этапе, в дальнейшем потребуется определение суда для преодоления возникших противоречий. И второе если в окружении ребенка не имеется лиц, способных оказать на ребенка положительное влияние, то эту функцию берут на себя органы социальной защиты, в лице работников социальной службы. И, наконец, третье, если условия проживания ребенка в семье становятся невозможными социальный работник при помощи юриста – ювеналиста определяет ребенка в приют для временного проживания несовершеннолетних, в дальнейшем подыскивая для него приемную патронатную семью.

При вынесении судебного решения суд по делам несовершеннолетних, как было указано выше, руководствуется принципами гуманизма и воспитуемости несовершеннолетнего правонарушителя. И определяет ему меру воспитательного воздействия, способствующую исправлению подростка вступившего в осознанный конфликт с законом. Вынося судебные определения в отношении несовершеннолетних являющихся другими участниками процесса, судья определяет по существу все те же превентивные меры, способствующие предупреждению нарушений прав несовершеннолетних, предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, когда еще не наступили негативные последствия нарушения прав несовершеннолетнего, неизбежным ответом на которые являются правонарушения несовершеннолетних.

Таким образом, мы выяснили, что главнейшей функцией ювенального правосудия, т. е. ювенальной юстиции является превентивная функция, способная предупредить и устранить нарушение прав ребенка в семье и обществе, превентивная же функция устраняет тем самым дальнейшее возможное противоправное поведение так называемых социальных сирот, т. е. детей оставшихся без попечения родителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...