Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ириней Лионский и его миссия. Гностики




Ириней Лионский и его миссия

 

Чтобы лучше понять высказывания Иринея о Евангелии от Иуды, нужно узнать больше о личности самого Иринея и о книге, в которой он нападал на «еретические» группы христиан, которых он воспринимал как врагов веры.

Ириней был епископом в Лионе, в Галлии (в современной Франции). Он жил в эпоху, когда служители Церкви подвергались серьезным гонениям со стороны язычников и местных представителей римской власти. В то же время сама Церковь страдала от внутренних раздоров и противоречий. О преследовании христиан на галльских землях мы знаем не столько от самого Иринея, сколько от других авторов, писавших в то же время. В частности, в нашем распоряжении есть письмо, написанное членами общины Иринея представителям другой общины. В письме описываются страшные преследования 177 г. н. э., когда императором в Риме был Марк Аврелий. Это письмо дошло до нас в сочинениях историка Церкви Евсевия, который жил на 150 лет позже. Он приводит копию письма, в котором лионские христиане пишут, как толпа обратилась против них, когда они попытались принять участие в жизни общины, и в итоге над ними учинили физическую расправу. Вмешались представители римской власти. Но не ради защиты христиан, а чтобы заставить их отказаться от веры в Христа и стать служителями государственного культа.

В письме в деталях описываются пытки, которые мог претерпеть христианин, арестованный из& #8209; за своих религиозных убеждений. Их сажали в тюрьмы, морили голодом, заковывали в кандалы, бросали на растерзание диким зверям, поджаривали заживо на железных сиденьях над пылающим огнем, пытали на дыбе и так далее. Большинство из них умирали либо в тюрьме, либо на арене во время публичных зрелищ, куда толпы язычников приходили посмотреть и насладиться унижением, пытками и расчленением этих непокорных христиан, которых бы отпустили, если бы они просто — напросто отказались от своей веры. [40]

Некоторые христиане под пытками отреклись от своей веры, другие умерли, в том числе и несколько церковных лидеров. Однако другие христиане по невыясненным причинам избежали арестов, пыток и расправы. Ириней, как видно, принадлежал к последней группе. Очевидно, те, кто пережил гонения, как пострадавшие, так и уцелевшие, воспринимали свой религиозный выбор с предельной серьезностью. Это был выбор, достойный того, чтобы за него страдать и умереть.

Ириней более чем серьезен. Однако его дошедшие до нас сочинения не направлены на то, чтобы убедить христиан оставаться верными своим убеждениям перед лицом государства. Его в первую очередь интересовало внутреннее здоровье Церкви, потому что внутри христианской общины происходили массовые расколы. Как описывал Ириней, в нее просочилось большое количество учителей — еретиков, которые проповедовал и христианское вероучение, которое Ириней и другие считали совершенно лживым, вдохновленным дьяволом и смертельно опасным — не менее опасным, чем пыточные инструменты, применяемые властями. Если кому& #8209; то предстоит умереть за свою веру, ему надо знать, что она собой представляет, а не умирать за ее еретическую или ложную версию.

Особенно беспокоило Иринея увеличение числа христиан- гностиков. Он считал, что гностики проповедуют ложное Евангелие и сеют сорняки среди чистой пшеницы людей, верных Господу. Этих еретиков надо искоренить и уничтожить — не пытками и расправами, но доводами и обличениями. Потому что Церковь должна быть чиста, она должна заключать в себе только истинное учение о Христе и его апостолах. Поэтому Ириней написал большое произведение, в котором он нападал на еретиков — гностиков, детально излагая их мерзкие взгляды, описывая их опасные сочинения, критикуя их еретические воззрения, обличая их нечестивых учителей — и вообще стараясь составить произведение так, чтобы читатели узнали «правду» о христианской вере, которую они, как они считали, исповедовали.

Кем же были эти гностики, которых Ириней считал настолько опасными для целостности и задач христианской Церкви? Этот вопрос важен для нашего дальнейшего исследования, потому что Ириней пишет, что Евангелие от Иуды — это гностическое сочинение, написанное для того, чтобы проповедовать лживое мировоззрение от имени предателя Иисуса, Иуды Искариота.

 

Гностики

 

Многие века ученые знали о гностиках только то, что говорил о них Ириней в своей пятитомной работе «Против ересей», полное название которой — «Обличение и опровержение лжеименного знания». Другие Отцы Церкви, как Епифаний, живший в IV в. и имевший весьма буйное воображение, тоже нападали на гностиков, однако многие из их воззрений восходили к Иринею.

Современные ученые узнали гораздо больше о гностицизме из других источников, например тексты библиотеки Наг — Хамма- являвшееся исключительно духом, не имевшее никакой материальной оболочки. В прошлом самой вечности это божественное существо произвело из себя на свет другие божественные существа, которые персонифицировали его божественные атрибуты. Он был вечен. И вот Вечность появилась на свет как отдельная божественная сущность. Он думал (о самом себе). И вот его Мысль появилась как отдельная сущность. Он был живым. И возникла Жизнь. Он был весь свет, в котором нету тьмы, и Свет возник. Он был мудр, и Мудрость стала божественным существом. Некоторые из этих отдельных божественных существ, объединившись в пары, создавали другие божественные существа. В итоге небесная реальность оказалась заполнена божественными существами, которые часто называют «зонами». Вместе зоны образуют единый божественный мир, называемый Плерома, что буквально означает «полнота».

Все это происходило до того, как возникла какая& #8209; либо из вселенных. Существовала только божественная реальность. Однако впоследствии случилась катастрофа космического масштаба: по неизвестной причине один из эонов выпал из границ божественной реальности, что привело к созданию другого типа божественных существ, которые уже создавались не внутри Плеромы, а вне ее. Это случайно возникшее несовершенное существо называется разными именами. Наиболее часто — Ялдабаоф, что может быть соотнесено с именем Бога в Ветхом Завете, Яхве, Господином субботы. Это божественное несовершенство по сути и есть созидающий Бог евреев, который в невежестве своем провозгласил «Я есть Бог, и нет никого, кроме меня». Он просто — напросто не знал о том, что существуют другие боги, во много раз превосходящие его по мудрости и силе. Они существовали там, где он никогда не был — в божественном мире Плеромы.

Ялдабаоф в свою очередь создал других несовершенных небесных существ. И вместе они стали производителями материального мира, который они сделали местом заточения эона, выпавшего из Плеромы (иногда называемого Софией — греческим словом, обозначающим «мудрость»). Человеческие тела были созданы, чтобы стать вместилищем искр божественного существа, Софии.

Это и приводит нас к теперешнему положению вещей. Почему в этом мире столько бед, страданий и иечали? Потому что это отнюдь не удачное творение наивысшего и подлинного Бога. Это искаженное творение низшего невежественного и (порой) злобного божества. Поэтому целью спасения является не созидание рая на земле, который бы стал Царством Божьим в этой реальности. Цель — это позволить божественным искрам, существующим внутри людей, вырваться из материального мира и, объединившись, вернуться в тот мир, откуда они произошли.

Но как это может произойти? Только тогда, когда те из нас, кто обладает божественными искрами, узнает правду о том, кто мы есть, откуда произошли, как мы попали сюда и как мы можем вернуться. Это сохраненное знание и есть, говоря иными словами, самосознание. Мы не можем достичь этого знания естественным путем, например, наблюдая за тем, что происходит в этом мире, и стараясь его понять. Этот материальный мир есть творение низшего божества, и ничто в нем не может указать нам на средства для спасения из него. Нет, знание о спасении может прийти только свыше, извне. Божественное существо, эон из Плеромы, спустится, чтобы поведать нам о том, что нам необходимо знать.

Но как эон может спуститься в материальный мир, не становясь материальным? Гностики по — разному решали данную проблему. Те гностики, которые были христианами, настаивали на том, что Христос и был тем самым эоном. У них было два основных подхода к разрешению вопроса о том, как Иисус мог приоткрыть истину о спасении, не будучи сам вовлечен в материальность. В соответствии с одним из подходов, Христос пришел в этот мир в «видимости» человеческой плоти, то есть Христос был призраком, который лишь казался реальным человеком. Он был абсолютным духом и только казался человеком. В соответствии с другим подходом, превалирующим в гностических текстах, Христос был эоном, который временно пребывал в теле человека по имени Иисус. В таком случае Иисус был человеческой оболочкой, позволившей Христу через себя как медиума передать истину своим последователям. Когда оболочка была уничтожена, а может быть и ранее, Христос был освобожден, чтобы вернуться в Плерому, откуда он пришел.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...