Три примера продвижения новых российских программных продуктов на рынок программ - на Западе и в России
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Совсем недавно считалось, что в России есть множество программистов, и из этого делались различные выводы. Один из них заключался в следующем: мировой рынок программного обеспечения в ближайшем будущем будет наводнен новыми качественными программами российской разработки, которые в корне изменят ситуацию. Однако чуда, разумеется, не произошло. Основную долю мирового рынка программного обеспечения по-прежнему контролируют транснациональные корпорации, владеющие достаточными ресурсами для быстрой разработки сложных программных систем, средствами для предпродажного сервиса (прежде всего для проведения рекламных кампаний) и постпродажной поддержки пользователей своей продукции, а также устойчивыми каналами сбыта, позволяющими продавать большие партии продуктов. Поэтому они надолго сохранят лидерство в производстве операционных систем, офисных приложений, баз данных и инструментария для их разработки. Бизнес отечественных компаний, занятых разработкой программного обеспечения, может развиваться только в тех сегментах рынка, которые либо недоступны для транснациональных корпораций, либо просто не представляют для них интереса. К последним обычно относятся программы, учитывающие национальные особенности языка, письменности, построения шрифтов, бухгалтерии, налогообложения и т. д. Бизнес, основанный на производстве программного обеспечения, сложен. Прежде всего потому, что программы трудно разрабатывать. Всегда считалось, что мы имеем достаточное количество программистов, однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что действительно квалифицированных не так уж много. К тому же для производства качественных программ наряду с ними требуются специалисты по постановке задач, тестированию программ, дизайнеры и организаторы всего этого процесса в целом. Мало просто разработать программу, ее нужно еще продать, причем в таком объеме, который оправдал хотя бы затраты на разработку, для чего требуются дополнительные ресурсы. И наконец, надо поддерживать постпродажный сервис, что опять-таки требует затрат.
Следовательно, разработка и продвижение программных продуктов возможны только при наличии команды высококлассных специалистов, управляемых компетентными менеджерами, активной работе маркетологов и тщательном финансовом планировании на всех стадиях работы. Есть ли такие команды в России? Да, есть, причем работающие весьма эффективно. Они выпускают конкурентоспособные продукты, которые лучше адаптированы к российским условиям и при сравнимой функциональной насыщенности имеют более высокое соотношение цена/функциональность, чем конкуренты "извне". Рассмотрим теперь действия по продвижению своего товара на рынок на примере трех отечественных компаний. Три продукта - три пути "Лексикон" Текстовый процессор "Лексикон" стал первой известной программой российской разработки. Его создал Е. Веселов, будучи еще сотрудником ВЦ АН СССР. Впоследствии автор, перешедший в фирму "Микроинформ", занялся его совершенствованием. Программа пользовалась большой популярностью благодаря простоте и компактности, а также усилиям отдела по продвижению программных продуктов, возглавляемого О. Дергуновой. Число легальных пользователей "Лексикона", наверное, можно сравнить с числом легальных пользователей Microsoft Word. Но со временем продвижение программы стало идти не так хорошо, как хотелось бы, что, вероятно, было связано с переходом Е. Веселова в IBS и О. Дергуновой в Microsoft.
Почти год находившуюся в забвении торговую марку "Лексикон" и сам продукт купила компания "Арсеналь", принявшая на себя и обязанности по постпродажной поддержке всех его зарегистрированных пользователей. Это был очень правильный ход с точки зрения маркетинга. Вскоре после заключения сделки компания выпустила на рынок по весьма конкурентоспособной цене очередную версию "Лексикона" в среде Windows 95, которая имела большой успех, так как текстовый процессор нужен практически всем пользователям ПК, а тысячи пользователей по всей России знали этот текстовый процессор и умели работать с его предыдущими версиями.
СuneiForm Компания Cognitive Technologies выпустила программный продукт для автоматического распознавания отсканированного текста под торговой маркой CuneiForm. Продукт этот по памятной многим терминологии времен "развитого социализма" является "наукоемким", т. е. для его создания потребовались алгоритмы, которые строились на основе мощной математической базы. И такого рода продукт надо было еще суметь продать. Понятно, что система оптического распознавания не может быть эффективно использована без сканера. И компания сделала довольно удачный ход с точки зрения маркетинга: был заключен ряд соглашений с ведущими поставщиками сканеров на российский рынок - прежде всего с компаниями Hewlett-Packard и Epson. В результате большинство сканеров стало поступать к российским потребителям в комплекте с программой CuneiForm, таким образом и занявшей одну из лидирующих позиций на рынке русскоязычных систем оптического распознавания.
"Галактика" Теперь рассмотрим еще один вариант продвижения на рынок "некоробочного" продукта. Компания "Новый Атлант" производит систему управления предприятием "Галактика", которая предполагает комплексную автоматизацию, дает возможность отслеживания всех происходящих бизнес-процессов, т. е. изменений в материальных или финансовых активах предприятия. Например, отпуск товара по счету - это и есть бизнес-процесс. Приход товара на склад, оплата счета или резолюция конкретного сотрудника на отпуск товара в кредит и т. д. - должны предшествовать бизнес-процессу. Таким образом, любому управленцу становится понятно, что создание такой системы для всего предприятия очень удобно.
Во-первых, нет необходимости многократно вводить данные в системы автоматизации склада, бухгалтерии, коммерческого отдела и других подразделений, а потом заниматься сверкой содержимого этих отдельных систем. Во-вторых, можно своевременно проследить, где и почему (и по чьей конкретно вине) стопорится тот или иной бизнес-процесс. В-третьих, есть возможность всегда иметь под рукой данные о состоянии дел на предприятии на текущий момент. Все это хорошо и удобно, но для внедрения такой системы все бизнес-процессы на предприятии должны быть формализованы. А вот этого добиться сложно и силами собственного предприятия практически невозможно. Дело в том, что бизнес-процессы на отечественных предприятиях складывались стихийно и поэтому сейчас представляют собой довольно хаотичный набор правил (обычно неписаных) и нуждаются в реорганизации. Это же в свою очередь представляет сложную задачу по перестройке (или по реинжинирингу) бизнес-процессов не для разработчиков программного обеспечения, а для консалтинговой фирмы. Поэтому в составе "Нового Атланта" есть отдел консалтинга, кроме того, компания сотрудничает с другими консалтинговыми фирмами и агентствами. Получается, что желающие приобрести программу должны приобретать еще и услугу по реинжинирингу? Да, чаще всего дело обстоит именно так. Более того, впоследствии предприятию обязательно потребуются услуги по сопровождению и собственной структуры и описывающей ее программной системы. Но это выгодно и "Новому Атланту" с партнерами, и предприятиям-заказчикам. В чем выгода поставщиков - понятно. Выгода заказчика же в том, что он одновременно получает и реинжиниринг, и программный продукт для автоматизации "реинжинирингованных" бизнес-процессов. А при возникновении проблемных ситуаций (они-таки возникнут, но совсем не обязательно из-за сбоя программы, а, например, могут быть связаны с расширением сферы деятельности предприятия) компания может рассчитывать на поддержку тандема из консалтинговой компании и разработчика программного обеспечения.
Затраты на все эти действия предприятие несет немалые. Но они с лихвой окупаются за счет прямой и косвенной прибыли, полученной в результате оптимизации работы и более тесного взаимодействия подразделений предприятия (да и потому, что из получившейся структуры очень сложно что-нибудь незаметно украсть). Налицо получающийся при продвижении "некоробочного" продукта "симбиоз" предприятий. Напоминаю, что симбиоз - взаимовыгодное сожительство двух организмов. Вот три примера активного продвижения на рынок программных продуктов. При более тщательном рассмотрении становится ясно, что все три примера не являются специфическими, а представляют действия по продвижению продуктов, причем все составные части этих действий давно описаны в практике маркетинга. Интересно другое: все они не только существуют в теории "там", но и работают у нас "здесь". Рынок компьютеров и программного обеспечения в России исторически зародился первым и изначально был лишен "родимых пятен" социалистического хозяйствования. Знание методов работы действующих на нем компаний может оказаться полезным всем работающим и в других областях рынка. Заключение Организации и предприятия все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанные с этим выгоды. Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новинками. Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной новаторской деятельности служит создание добротной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки. Процесс создания нового товара включает в себя семь этапов: формулировка идей, предварительная оценка идей, отбор идей, разработка замысла и его проверка, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, развертывание коммерческого производства, а также недостатки внедрения нового товара. Цель каждого этапа состоит в принятии решения о целесообразности или нецелесообразности продолжения работы над идеей. Каждому товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей. Торговую историю типичного товара можно представить в виде кривой, на которой выделяются четыре этапа. Этап выведения на рынок характеризуется медленным ростом сбыта и минимальными прибылями, пока товар проталкивают по каналам распределения. В случае успеха товар вступает в этап роста, для которого характерны быстрый рост сбыта и увеличение прибылей. На этом этапе фирма стремится усовершенствовать товар, проникнуть в новые сегменты рынка и каналы распределения, а также немного снизить цены. Затем следует этап зрелости, в рамках которого рост сбыта замедляется, а прибыли стабилизируются. И наконец, товар вступает в стадию упадка, когда сбыт и прибыли сокращаются. Задача фирмы на этом этапе состоит в выявлении дряхлеющих товаров и принятии в отношении каждого из них решения либо о продолжении выпуска, либо о "пожинании плодов", либо об исключении его из номенклатуры. В последнем случае товар могут продать другой фирме или просто снять с производства. Таким образом, мы рассмотрели продвижения новых российских программных продуктов на рынок программ - на Западе и в России. Изучили данный рынок, произвели анализ и сделали определенные выводы по отношению к разработке новых товаров на рынке программного обеспечения.
И хотя успех в бизнесе складывается из множества факторов, все преуспевающие в настоящее время компании отличаются одной общей чертой: абсолютной ориентацией на потребителя и всесторонним применением маркетинговых стратегий. Современный маркетинг направлен на привлечение новых клиентов, за счет предоставление им высшей потребительской ценности, а также на удержание имеющихся клиентов посредством полного удовлетворение их потребностей. Умелый маркетинг необходим для достижения успеха любой компании, большой или маленькой, коммерческой или некоммерческой, национальной или международной.
Список используемой литературы
1. Бронникова Т.С. Маркетинг: теория, методика, практика. - М.: Кнорус, 2007. 2. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник. – М: Издательство «Финпресс», 1999. 3. Диксон Питер. Управление маркетингом: Учебник. – М: Бином, 1998. 4. Кондратьев А.Р. Маркетинг: Учебник. – СПб.: Питер, 2003. 5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Учебник для студентов выс. учеб.заведений. – М.: ЮНИТИ, 1999. 6. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ.- М, СПб, К: Издат. Дом “Вильямс”, 1998. 7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. СПб: ПитерКом, 1999. 8. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. 9. Маркетинг/ Под редакцией проф. Уткина Э. А. – М.: Ассоциации авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2001. 10. Панкрухин А.П. Маркетинг – практикум. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. 11. Александр Маляревский - обозреватель журнала "Инфобизнес», 18.03.1998г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|