Семинар 4-5. Взаимопонимание учителя и учащихся в педагогическом процессе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задание студентам: 1. Прочитайте главу 2 «Взаимопнимание» из книги И.И. Рыдановой Основы педагогики общения.- Минск, 1998. и подготовьте сообщения: · Что означает – понимать ребенка. Как понимать ребенка. · Перцептивные ошибки учителя · Принцип К. Роджерса «Принимать ребенка таким, каков он есть» · Когда школьники понимают учителя и друг друга · Коммуникативная практика школьников Прочитайте главу 4 «Контакт» из книги В.М. Лещинского и С.В. Кульневича «Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум». - М. - Просвещение. 1995 и подготовьте сообщения: 1. Ключевые шаги установления хороших личных отношений 2. Позиции человека, проявляющиеся в ситуации общения (концепция Э.Бернса) 3. Как «усадить» карающего родителя в партнере по общению 4. Как «усадить» карающего родителя в себе (как остановить себя в диалоге, беседе, если вы разгневаны.) 3. Анализ ситуации Ко мне пришла мама Коли Воронина из шестого класса. Разговариваем на перемене в кабинете литературы. Крупная женщина, сверкают золотые зубы. Одета дорого, но безвкусно. Говорит:»Две двойки ему влепили, а он говорит, что учил, - я ему верю, он мне никогда не врет; я знаю, что вы его просто невзлюбили за то, что правду сказал, что у вас любимчики есть». Действительно, Коля как-то выдал мне такой упрек: Сергеева всегда все знает и получает пятерки, поэтому, по мнению Коли, она моя любимица. Может быть, так оно и есть. Мама мне активно не нравится. Это показное богатсво, истеричный тон задерганной покупателями продавщицы. «Какого черта?- думаю я.- Любая тетя может ворваться сюда и наговорить мне кучу гадостей. Мало того, что в девятом классе я пол-урока укрощал сейчас впавшую в детство Коротееву, так я должен еще теперь расшаркиваться перед этой хамоватой мамашей» Чувствую страшную усталость и злость. Вдруг мамаша мне доверительно сообщает: «Целый день на ногах за прилавком, а тут вы еще...» Однако наше параллельное мышление не настраивает меня на юмористический лад. «Угадал с продавщицей, - думаю я. Цежу сквозь зубы, едва сдерживаясь:»Он не знал самого элементарного, ваш Коля, он не учил, а вам врет»
И тут она заявляет мне такое, что я сначала теряюсь: «Что ты на меня сверху вниз смотришь? Ты еще жизни не нюхал. Тоже мне интеллигенция...» - «На «вы», пожалуйста, обращайтесь ко мне на «вы», - чувствуя как от злости все холодеет внутри, пытаюсь вставить я, - вы не в магазине» - «Я тебе официально говорю: еще одна двойка, и я пойду в гороно... Чему вас только учат в институтах, ни черта сами не знаете и детям объяснить не можете» - «Вон отсюда,»- говорю я. Но она уже не слышит: «Я тебя выведу на чистую воду». Вопросы и задания: - Кто виноват в том, что диалог не получился? Почему он не получился? Мог ли разговор вообще быть результативным? - Проанализируйте, какие шаги установления личных хороших отношений нарушены - Проанализируйте, какие позиции в общении занимают участники - Какие приемы, чтобы «усадить» карающего родителя в партнере по общению и в себе можно было использовать - Инсценируйте «правильный» диалог учителя с мамой Контрольная работа 2 1. Объясните значение понятий: экспектация учителя, социальная перцепция, педагогическая эмпатия. 2. Назовите основные статусы учеников в структуре класса 3. Перечислите перцептивные ошибки учителя 4. Предложите правила реализации принципа «Принимать ребенка таким, каков он есть»
Литература 1. В.М. Лещинский, С.В. Кульневич Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум. - М. - Просвещение. 1995 2. И.И. Рыданова Основы педагогики общения.- Минск, 1998.
Занятие 6. Эффективное общение и рациональное поведение в конфликте
Цель занятия. Развитие у студентов навыков, формирование у них эффективного общения и рационального поведения в конфликте, умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимодействия. Порядок проведения занятия 1. Во время подготовки к занятию студенты выполняют тренинговые упражнения 1-5, преподаватель проверяет выполнение Упражнение 1. Самооценка рационального поведения в конфликте. Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с Вашим участием. Оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме: оценка 1 означает полное соответствие Вашего поведения той или иной позиции, а оценка 5 — для Вас не характерно такое поведение.
Оценка результатов. Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае Вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Упражнение 2. Самооценка «мудрого поведения» в конфликте. Проанализируйте свои действия по пяти позициям «мудрого поведения» в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по 5-балльной шкале по следующей схеме:
Оценка результатов. Отклонение влево от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что Вы обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте. Отклонение вправо от выбранного показателя свидетельствует о том, что Вы не обладаете достаточными признаками «мудрого поведения» в конфликте. В этом случае вам необходимо обратиться к технологиям рационального поведения в конфликте и заняться тренировками.
Упражнение 3. Развитие эмпатии. Подумайте, способны ли Вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если Вы умеете отдавать себе в этом отчет, у Вас есть способность мыслить за других. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях Вы иногда действуете одним образом, а иногда — другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет Вам понимать причины действий других. Назовите (про себя) имя человека, который Вам неприятен. Решите, в чем здесь причина. Вспомните случай, когда в беседе Ваш собеседник отстаивал, как Вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал? Были ли случаи, когда Вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали? Если Вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать: · обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние;
· научитесь слушать других людей; · перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, могут ли Вам возразить; · наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз. Как часто подтверждаются Ваши прогнозы. Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити событии. Это поможет Вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами. Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заметили ли Вы разницу?
Упражнение 4. Деструктивное (разрушительное) поведение. На основе анализа собственного стиля поведения выявите «саботажников общения», используемых Вами сознательно или бессознательно. Проанализируйте свой стиль общения, если Вам кажется что Вы одиноки среди людей и «загнаны в угол». Заполните пустые колонки в приведенной ниже таблице. Каких «саботажников общения» используете Вы для подрыва конструктивного общения с другими? К каким из них прибегают другие в отношении Вас самих? Кто это делает? Ваши: начальники, коллеги, подчиненные? Перечисленные в таблице фразы становятся особенно разрушительными, когда они высказаны презрительным тоном и с амбициозной мимикой, сопровождаются агрессивными жестами и позами.
Упражнение 5. Дидактический тренинг «Овладение искусством критики». Рассмотрим такую ситуацию: Вы руководитель и Вам нужно оценить работу своих подчиненных. Это только кажется, что нет ничего проще, как похвалить или поругать. На самом деле — это значительно сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но и похвала может быть очень разной. Например, Ваш подчиненный хорошо выполнил данное ему задание, смотрит на Вас и ждет оценки. Вы можете сказать: «Работа выполнена отлично! Рад за Вас». А можно похвалить человека, используя такую форму похвалы: «Хочу отметить выполненное таким-то задание», — хорошо звучит на оперативном совещании, рабочем собрании. Или: «Я Вам очень признателен за выполнение этого сложного задания. Если бы не Вы, не знаю, как бы мы справились с программой», — удачная форма для личной беседы с глазу на глаз. Доверительная, дружеская похвала высоко оценивает труд подчиненного и подчеркивает его значимость для всего коллектива в целом. Но такую похвалу нельзя высказать публично или хотя бы при одном свидетеле, так как она ущемляет достоинство коллектива. Из приведенных примеров ясно, что похвала имеет ряд оттенков: смысловых, эмоциональных, этических, психологических. Этими оттенками нужно умело пользоваться. Гораздо сложнее, чем похвала, — выбор формы критики. Рассмотрим наиболее часто используемые формы критики. Запишите в тетрадь предлагаемые критические оценки. Критические оценки могут быть следующими: 1. Подбадривающая критика: «Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось». 2. Критика-упрек: «Ну что же Вы? Я на Вас так рассчитывал!» Или: «Эх Вы! Я был о Вас более высокого мнения!» 3. Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз Вы сделаете это задание лучше». 4. Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как Вы, молодым специалистом, то тоже допустил точно такую же ошибку. Ну и попало мне от начальника!» 5. Критика-похвала: «Работа сделана хорошо, но не для этого случая». 6. Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, потому что за невыполнение этого задания в срок несет ответственность весь коллектив». 7. Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии. Думаю, что они и сами сделают для себя должные выводы». 8. Критика-сопереживание: «Я хорошо Вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и Вы поймите меня. Ведь дело-то не сделано». 9. Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что Ваша работа выполнена некачественно». 10. Критика-удивление: «Как?! Неужели Вы не сделали еще работу? Не ожидал...» 11. Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!» 12. Критика-намек: «Я знал одного человека, который пил точно так же, как Вы. Потом ему пришлось плохо...» 13. Критика-смягчение: «Наверное, в том, что произошло, виноваты не только Вы...» 14. Критика-укоризна: «Что же вы сделали так неаккуратно? Да еще и не вовремя?!» 15. Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь, если не знаете, как выполнить задание!» 16. Критика-предупреждение: «Если Вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!» 17. Критика-требование: «Работу Вам придется переделать!» 18. Критика-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения». 19. Критика-совет: «Я Вам советую не горячиться, подождите, остыньте и завтра с новыми силами проанализируйте, что и как нужно поправить». 20. Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что конкретно собираетесь предпринять?!» Или: «Работа не выполнена. Посмотрите возможность использования такого-то варианта». 21. Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что и в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне». 22. Критика-окрик: «Стой! Что ты делаешь? Разве можно так выполнять эту работу?» 23. Критика-обида: «Эх вы! Не ожидал я от Вас такого! Где же Ваша совесть?!» 24. Критика-покровительство: «Да! Не получилось! Ну ничего, я Вам помогу». 25. Критика-угроза: «Я вынужден применить к Вам самые строгие дисциплинарные меры».
2. На основе выполнения тренинговых заданий и изучения рекомендованной литературы подготовить сообщения: - Причины возникновения конфликтов в социально-педагогическом процессе - Способы урегулирования конфликтов, используемые участниками педагогического процесса, и их отношение к конфликтам - Типология конфликтно-стрессовых ситуаций в младших классах. - Типология конфликтов при обучении подростков.
3. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕСТОВ «Такт учителя», «Конфликтогенность учителя», «Конфликтная компетентность учителя»
4. Самостоятельная работа. Кому-либо из студентов предлагается подготовить 2 слайда для самостоятельной работы и принести их на занятие
Слайд 1 Вспыльчивость, прямолинейность, торопливость, резкость, себялюбие, упрямство, обидчивость, мстительность, сухость, педантичность, медлительность, необязательность, забывчивость, нерешительность, пристрастность, придирчивость, бестактность, лживость, беспринципность, двуличие, неискренность, раздражительность, благодушие, амбициозность, злобность, агрессивность, подозрительность, злопамятство, притворство, равнодушие.
Выберите 10 личностных качеств учителя, затрудняющих формирование педагогически целесообразных отношений со школьниками.
Слайд 2.
Справедливость, терпимость, тактичность, ответственность, оптимизм, принципиальность, требовательность к себе, требовательность к ребенку, самоуважение, уважение личности ребенка, доброжелательность, эмоциональность, самообладание, уравновешенность, уверенность в себе, инициативность, импровизационность, решительность, доброжелательность, терпеливость, артистизм, эмпатийность, целеустремленность, любовь к детям, аккуратность, энергичность, деловитость, альтруизм, демократичность, великодушие.
Отберите 10 личностных качеств учителя, которые имеют решающее значение в преодолении педагогических конфликтов.
Литература
1. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995. 2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие для студентов вузов. Ростов: 1999. 3. Чистякова Т.А. Педагогический конфликт и способы его преодоления. / Т.А. Чистякова - М., 1987. 4. Психология конфликта./Под ред. Н.В. Гришиной.- СПб.: Питер, 2001.-448 с. 5. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов:дезорганизации поведения человека./ Под ред. В. И. Белопольского. - М.: Когито-Центр, 2002.- 527 с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|