Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституции могут быть приняты

«дарование» конституции монархом народу (это истори­чески первый способ принятия конституций);

принятие конституции парламентом;

принятие конституции специально созданным для этой цели органом — Учредительным собранием, Парламентской Ассамблеей;

принятие конституции на референдуме. Это наиболее распространенный в современной практике государств и наи­более демократичный способ принятия конституции.

3) Конституция обладает верхо­венством в системе права, т. е. имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем другим актам государства.

4) Конституция — не просто юридический документ. Для каждой страны принять Конституцию означает выбрать пра­вовую модель общества, определить политические и иде­ологические основы ее жизни.

5) Идеология белорусского государства — это совокупность идей, взглядов, представле­ний о целях развития белорусского общества и путях дости­жения этих целей. Идеология белорусского государства на делена на объединение всех сил и движений ради построения сильной и процветающей Беларуси

6) Демократию определяют как политический режим, основанный на возможности большинства населения путем прямого или опосредованного волеизъявления управлять де­лами государства и общества с учетом мнения меньшинства

7) принцип плюрализма - утверждает свободное сосуществование в обществе различных политических взгля­дов, школ, идеологий, политических партий и организаций со своими целями и программами, если они не противоречат Конституции страны.

8) принцип верховенства права - означает, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Консти­туции и примятых II соответствии с ней актов законодательства (статья 7 Конституции). Право выражается в законе, который принят согласно демократическим процедурам и обеспечивает баланс общественных интересов и в конечном итоге — общественный прогресс. Верховенство права предпо­лагает также равенство всех граждан перед законом и судом, реальность прав и свобод, действенный судебный механизм защиты этих прав

9) Разделение властей предполагает:

1)определенный срок действия полномочий должностных лиц;

2)невозможность совмещения депутатского мандата (зако­нодательная власть) с должностью в аппарате государствен­ного управления

3)право вето Президента (Главы государства) на законы, принятые Парламентом;

4)право роспуска Президентом в строго оговоренных слу­чаях Парламента;

5)контроль за законодательной властью, который осуществ­ляется народом в ходе выборов, выражается в возможности отзыва депутата; 6) независимость судей.

10) гражданское общество - представляет собой систему экономических, политических, правовых, культурных свя­зей между людьми, которые устанавливаются ими без вме­шательства со стороны государства.

11) Гражданское общество - составляют добровольно сформировавшиеся самоуправляю­щиеся группы людей (клубы, различные ассоциации, хозяй­ственные корпорации, партии, общественные объединения, массовые движения, другие «ячейки» общества)

12) со­циальное государство -Это означает, что белорусское го­сударство стремится обеспечить достойные условия жизни всех слоев населения и особо заботится о гражданах в тех случаях, когда они не в состоянии позаботиться о себе сами.

13) народовластие - Это озна­чает, что вся полнота власти принадлежит народу. Согласно статье 3 Конституции единственным источником государ­ственной власти и носителем суверенитета в Республике Бе­ларусь является народ.

14) Суверенитет - государства означает верхо­венство власти государства в границах его территории и не­зависимость государства в международных отношениях.

15) территория - является естественным условием существования и про­странственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

16) население — совокупность граждан, иностранцев и лиц без гражданства, на которых распространяется юрисдикция го­сударства.

17) госу­дарственная власть - в осуществлении которой выражается суверенитет. Независимость государства проявляется в его самостоятельности при разрешении внутренних проблем, регулировании общественных отношений (внутренняя незави­симость); во внешних отношениях (внешняя независимость).

18) Избира­тельная система — это совокупность норм, правил и прие­мов, определяющих порядок проведения выборов и избрания представительных органов власти.

19) мажоритарная система - победившим считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов из­бирателей в данном избирательном округе

20) Мажоритарная система от­носительного большинства признает победившим того кан­дидата, который собрал по данному избирательному округу самое большее количество голосов избирателей, хотя это мо­жет быть и меньше чем 50 %.

21) мажоритарная система абсолютного большинства побеждает кандидат, набравший на выборах более 50 % голосов избирателей (например, 50 % + 1 голос).

22) Мажоритарная система квалифицирован­ного большинства означает требование набрать количество голосов, значительно превышающее половину — например, 2/3 голосов от общего количества избирателей в соответству­ющем округе.

23) пропорциональная система избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за политическую партию (изби­рательное объединение, избирательный блок), и количество мест в парламенте определяется пропорционально количе­ству голосов избирателей за ту или иную партию, получен­ных по стране в целом.

24) смешанная система часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной (Германия).

25) система представительного меньшинства за мень­шинством (группа населения, проживающая в определенной местности или имеющая национальные, этнические, рели­гиозные и другие особенности) закрепляется фиксированное количество мест в парламенте

26) Гражданство Республики Беларусь — это устойчивая пра­вовая связь человека с Республикой Беларусь, выражаю­щаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении дос­тоинства, основных прав и свобод человека.

27) право избираться: в депутаты местных Советов — с 18 лет; в депутаты Палаты представителей Национального со­брания Республики Беларусь — с 21 года; в члены Совета Республики Национального собрания Ре­спублики Беларусь — с 30 лет, при условии проживания на территории своей области, города Минска не менее 5 лет; Президентом Республики Беларусь может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 10 лет непосредственно перед выборами

28) Референдум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — это особая форма голосования из­бирателей, в ходе которого они выбирают тот или иной ва­риант ответа на поставленный вопрос государственной или общественной жизни. Референдум является одной из форм «прямой» демократии.

29) виды референдумов: а) в зависимости от того, что выносится на голосова­ние, — конституционные и законодательные;

б) по юридической силе — консультативные и обязатель­ные; в) в зависимости от территор границ — респуб­ликанские и местные.

30) Президент — это глава государства, имеющего респуб­ликанскую форму правления

31) Парламент — это представительный и зако­нодательный орган государства. Парламент нашей страны — Национальное собрание Республики Беларусь — состоит из двух палат: Палаты представителей и Совета Республики

32) Основная функция Парламента — осуществление зако­нодательной власти. Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы — предложения принять за­кон

33) чтение — стадия обсуждения законопроекта на заседаниях Парламента

34) Правительство — это орган исполнительной власти в государстве. Основная задача исполнительной власти — исполнение законов.

35) Исполнительная власть — это верти­каль власти с подчинением нижестоящих органов вышесто­ящим, призванная обеспечить эффективное управление в государстве.

36) Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти, ко­торая осуществляет правосудие, т. е. рассматривает и раз­решает уголовные, гражданские, административные, хо­зяйственные и конституционные дела в порядке, уста­новленном законом.

37) судебная си­стема - состоит из Конституционного Суда, общих судов, хо­зяйственных судов.

38) Конституционный Суд призван обеспечивать верховен­ство Конституции и ее прямое действие на территории стра­ны. Осуществляя контроль за конституционностью нор­мативных актов в государстве, Конституционный Суд тем самым защищает права граждан. Гражданин не может об­ратиться в Конституционный Суд напрямую, но он вправе направить свое обращение Президенту, в палаты Националь­ного собрания, Совет Министров, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд с просьбой обратиться в Конституцион­ный Суд.

39) Общие суды осуществляют правосудие по гражданским, уголовным и административным делам, Согласно Конститу­ции судьи при осуществлении правосудия независимы и под­чиняются только закону. Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц. Воз­главляет систему общих судов Верховный Суд Республики Беларусь.

40) Система хозяйственных судов осуществляет экономиче­ское правосудие. Возглавляет ее Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. В хозяйственных судах человек может защитить свои интересы в качестве субъекта хозяйствования.

41) Основными органами местного самоуправления в Респуб­лике Беларусь являются Советы депутатов. Местные Со­веты депутатов избираются жителями соответствующих ад­министративно-территориальных единиц (села, города, рай­она, области) на 4 года. Деятельность Советов депутатов обе­спечивается за счет средств соответствующего местного бюд­жета. На сессиях депутаты местных Советов утверждают программы экономического и социального развития своего города или района, области, распоряжаются доходами мест­ных бюджетов, коммунальной собственностью, устанавли­вают местные налоги и сборы, обсуждают другие вопросы, связанные с развитием своей территории

42) общественное самоуправление — советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и др.

43) Местное управление в Республике Беларусь осуществ­ляют исполнительные и распорядительные органы соответ­ствующих административно-территориальных единиц.

44) исполнительный комитет является распорядительным органом На территориях областей, районов, городов, поселков, сельсове­т

45) местная администрация является на территории районов в горо­дах исполнительным и распорядительным органом

46) Личные права. Право на жизнь право на охрану здоровья, на благо­приятную окружающую среду также право на свободу, неприкосновенность и достоинство лич­ности право на тайну лич­ной жизни: каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посяга­тельства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений (статья 28). К личным правам еще относят непри­косновенность жилища, свободу передвижения и выбора ме­ста жительства в пределах Республики Беларусь, свободу выбора национальности и языка общения, а также право на судебную защиту

47) Политические права и свободы право избирать и быть избранными в государствен­ные органы, право равного доступа к любым должностям в государственных органах, право на участие в решении го­сударственных дел право на свободу объединений; свободу собраний, митингов, уличных шествий и демон­страций; свободу мнений, убеждений и их свободное выраже­ние

48) Аристотель в своем произведении «Политика» писал, что «государство есть совокупность граждан»; лучше всего «понятие гражда­нина может быть определено через участие в суде и власти».

49) Аристотель определял демократию как правление неимущего большинства ради собственного блага

50) Поппер «Демократические институты не могут улучшаться сами — их улучшение зависит от нас. Проблема улучшения демократических институтов — это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед инсти­тутами».

51) «народ» — это общ­ность людей, являющихся гражданами государства и про­являющих гражданскую активность.

52) Сенека «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены».

53) Гражданское право — это отрасль права, которая ре­гулирует имущественные и личные неимущественные отно­шения, возникающие между разными организациями (юри­дическими лицами) и гражданами, а также между отдель­ными гражданами.

54) гражданское право с имуще­ственными отношениями.- Эти отношения возникают меж­ду гражданами или организациями (юридическими лицами) по поводу различного рода материальных благ и ценностей, то есть вещей, работ, услуг и иного имущества. Например, нормы гражданского права регулируют отношения, возни­кающие между людьми в процессе приобретения товаров в магазинах, поездки в общественном транспорте

55) Гражданское право регулирует также личные неимуще­ственные отношения, не связанные с имущественными - Это, например, отношения по защите чести, достоинства, де­ловой репутации, права на имя и т. д

56) граждан­ским правом регулируются личные неимущественные от­ношения, связанные с имущественными. К ним относятся, например, отношения, возникающие в связи с созданием произведений литературы или искусства. 57) Субъекта­ми гражданско-правовых отношений, т. е. отношений, ре­гулируемых гражданским правом, могут быть физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные гражда­не, лица без гражданства), юридические лица (организации) и, в отдельных случаях, — государство (Республика Бела­русь и ее административно-территориальные единицы

58) Юридическое лицо — это признанная государством в ка­честве субъекта права организация, которая обладает обо­собленным имуществом, самостоятельно отвечает этим иму­ществом по своим обязательствам, от своего игени выступает в суде, приобретает и осуществляет права, выполняет обязан­ности.

59) Гражданская дееспособность — это способность чело­века своими действиями приобретать и осуществлять граж­данские права, а также исполнять гражданские обязанности. Обладать дееспособностью — значит быть способным лич­но совершать различные юридические действия: заключать договоры, выдавать доверенности и т. п. В отличие от пра­воспособности дееспособность связана с совершением граж­данином осознанных целенаправленных действий. Это пред­полагает достижение им определенного уровня психической зрелости. В полном объеме дееспособность возникает у граж­данина с наступлением совершеннолетия, т. е. по достиже­нии 18-летнего возраста.

60) Гражданская правоспособность — это способность че­ловека быть носителем разрешенных законом субъективных прав и обязанностей. Правоспособность признается за всеми гражданами Республики Беларусь. Она возникает в момент рождения и прекращается со смертью человека

61) спе­циальная правоспособность - Это означает наличие у него лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют це­лям его деятельности и прямо зафиксированы в его учре­дительных документах (Уставе).

62) Трудовое право — это отрасль права, которая регулиру­ет трудовые отношения между нанимателями и работника­ми, устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, защищает права и интересы работников и нанимателей.

63) трудовой договор ,- т. е. соглашение между нанимателем и работником об условиях работы и ее оплаты.

64) Трудовая дисциплина — это обя­зательное для всех работников подчинение установленному трудовому распорядку и надлежащее выполнение своих обя­занностей.

65) Семейное право — это отрасль права, нормы которой ре­гулируют личные неимущественные и имущественные отно­шения, возникающие при заключении и расторжении брака, а также в процессе семейной жизни граждан. Семейное за­конодательство нацелено на укрепление семьи; оно защища­ет права членов семьи.

66) Брак — это добро­вольный союз мужчины и женщины, который направлен на создание семьи и порождает взаимные права и обязанности сторон.

67) Семья — это основанное на браке или кровном род­стве объединение людей, связанных между собой общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.

68) Административное право — это отрасль права, ре­гулирующая общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления государственного управления.

69) Субъ­ектами административно-правовых отношений являются ор­ганы исполнительной власти и их должностные лица, в офи­циальной форме выражающие волю и интересы государства

70) Административным правонарушением, как определено законом, признается противоправное виновное деяние (дей­ствие или бездействие), за которое установлена администра­тивная ответственность.

71) Вина - выражает осознанное отношение человека к содеянному и его последствиям

72) Предупреждение - Письменная официально выраженная отри­цательная оценка поведения нарушителя — физического лица. Устное предупреждение не является административным взысканием

73) Штраф - Денежное взыскание. Его размер опреде­ляется исходя из базовой величины, установ­ленной законодательством на день вынесения постановления о наложении административ­ного взыскания

74) Исправительные ра­боты - Отбываются по месту постоянной работы физического лица; устанавливаются на срок от 1 до 2 месяцев. Из заработка физическо­го лица производится удержание в доход го­сударства в размере 20 %

75) Административный арест - Содержание физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий; устанавливается на срок до 15 су­ток. Это — один из самых тяжелых видов ад­министративных взысканий

76) Лишение специаль­ного права - Применяется за грубое нарушение физиче­ским лицом порядка пользования этим пра­вом (например, лишение права управления транспортным средством); устанавливается на срок, от 3 месяцев до 3 лет

77) Лишение права за­ниматься определен­ной деятельностью - Применяется при совершении администра­тивного правонарушения, связанного с дея­тельностью, на осуществление которой тре­буется специальное разрешение (лицензия); устанавливается на срок от 6 месяцев до 1 года

78) Конфискация - Принудительное безвозмездное обращение в собственность государства дохода, получен­ного в результате противоправной деятель­ности, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, при­надлежащих лицу, совершившему админи­стративное правонарушение

79) Депортация - Административное выдворение за пределы Республики Беларусь. Применяется в отно­шении иностранного гражданина и лица без гражданства

80) Взыскание стоимо­сти предмета адми­нистративного пра­вонарушения -Принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов админи­стративного правонарушения (товаров и (или) транспортных средств)

81) Конфуций (ок. 551—479 до н. э.) утверждал, что на добро надо отвечать добром, а на зло — по справедливости.

82) Уголовное право — это совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опас­ных для сложившейся системы общественных отношений. Его функциями являются обеспечение законности и право­порядка, пресечение, ограничение или предупреждение пре­ступных действий отдельных членов общества

83) Наказание является мерой уголовно-правового воздействия, применяемой по приговору суда к лицу, осужденному за преступление. Наказание но­сит принудительный характер

84) судимость - связана с определенными ограничениями прав личности после отбытия наказания.

85) Необходимая оборона представ­ляет собой правомерное причинение вреда при защите ин­тересов личности, общества и государства от опасных по­сягательств

86) Самооборона как синоним понятия «необходимая обо­рона* означает, что обороняющийся устраняет посягатель­ство сам, своими силами.

87) Лишение свободы -Лицу, совершившему преступление в воз­расте до 18 лет, срок наказания в виде ли­шения свободы не может превышать: за ме­нее тяжкое преступление — 3 лет; за тяж­кое преступление — 7 лет; за особо тяжкое преступление — 10 лет; за особо тяжкое пре­ступление, сопряженное с умышленным по­сягательством на жизнь человека — 15 лет. Лицу, не достигшему 18-летнего возраста ко дню вынесения приговора, отбывание на­казания в виде лишения свободы назначает­ся в воспитательной колонии. Лицу, совершившему преступление в воз­расте до 18 лет и достигшему 18-летнего возраста ко дню вынесения приговора, отбы­вание наказания в виде лишения свободы на­значается в исправительной колонии в усло­виях общего режима

88) Судебную систему - составляют Конституционный Суд, общие суды, хозяйственные суды

89) Прокуратура — это единая и централизованная система органов, осуществляю­щих от имени государства надзор за точным и единообраз­ным исполнением нормативных правовых актов (законов, декретов, указов) на территории Республики Беларусь.

90) Задачами прокуратуры являются обеспечение верхо­венства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также обще­ственных и государственных интересов.

91) Прокуратура координирует правоохранительную дея­тельность государственных органов, осуществляющих борь­бу с преступностью и коррупцией.

92) органы юстиции входят: Министерство юстиции и подчиненные ему управления юстиции облисполкомов, Минского горисполкома, государ­ственные нотариальные конторы и частные нотариусы, от­делы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы)

93) Министерство юстиции является республиканским орга­ном государственного управления. Оно подчиняется Совету Министров РБ, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательством, непо­средственно Президенту РБ

94) На Министерство юстиции возложены задачи реализации государственной политики в сфере правосудия, в том чис­ле урегулирование коллективных трудовых споров, а также руководство архивным делом в стране, руководство нота­риатом и государственный контроль за нотариальной дея­тельностью, руководство и контроль за регистрацией актов гражданского состояния.

95) Министерство юстиции осуществляет государственную регистрацию политических партий, республиканских про­фессиональных союзов, международных и республиканских общественных объединений. Оно ведет Единый государствен­ный регистр юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей, выполняет некоторые другие функции.

96) Нотариат (от лат. notarius — писец) — государствен­ный орган, который удостоверяет различного рода юриди­ческие акты (договоры, завещания, доверенности и т. д.), а также подлинность подписей на документах и копий до­кументов

97) Республиканский трудовой арбитраж, который является государственным органом, осуществляющим рассмотрение коллективных трудовых споров, возникающих в социально-экономической сфере.

98) Милиция — это го­сударственный правоохранительный орган, призванный за­щищать жизнь, здоровье, права, свободы и законные ин­тересы граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

99) Комитет государственного контроля следит за соблюдени­ем законодательства в области финансов и налогообложения, за правильностью расходования средств республиканского и местных бюджетов, законностью использования государ­ственных ресурсов и др.

100) Понятие социальный состав населения страны по своему содержанию близко к понятию социальная структура обще­ства. Оно отражает не просто наличие тех или иных групп в обществе, но и их численность, а также их взаимосвязи.

101) Уровень жизни характеризует обеспеченность на­селения материальными благами и услугами, степень удов­летворения потребностей людей.

102) Качество жизни — это широкое понятие, характеризующее общее благосостояние людей. Оно включает не только эконо­мические параметры, но и уровень здравоохранения, образо­вания, состояние окружающей среды и т. д.

103) Минимальная заработная плата это законодательно установленный предел оплаты труда, ниже которого не может выплачивать ни один наниматель, при условии выполнения работниками норм рабочего времени и объемов работ.

104) Социальная защита — это совокупность мер, которые реализует государство, чтобы защитить человека в наиболее трудные моменты его жиз­ни (потеря работы, болезнь, потеря кормильца, стихийные бедствия, старость, инвалидность и др.)

105) Государст­венные минимальные соци­альные стандарты — это определенный уровень социальной защиты граждан, который гарантируется государ­ством. Эти стандарты обеспечивают удовлетворение основ­ных физиологических и социальных потребностей человека; устанавливают различные нормы денежных выплат, посо­бий, предоставления социально значимых услуг.

106) Демографическая поли­тика — это система мер, которые осуществляются государ­ством в отношении определенных групп общества с целью регулирования демографических процессов — рождаемости, смертности, миграции

107) Демографическая безопасность — это состояние защи­щенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз.

108) Демогра­фическими угрозами называются те демографические явле­ния и тенденции, социально-экономические последствия ко­торых оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие страны.

109) Старение населения — проблема почти всех развитых стран мира

110) гендерная (от лат. genus, англ. gender — род) политика - в Республике Беларусь является достижение ре­ального равенства полов (мужчин и женщин), установление тендерного баланса во всех сферах жизни общества

111) Экономический рост — это положительная динамика развития экономики в результате происходящих в ней количественных и качественных изме­нений

112) Экстенсивный (от лат. extensivus — расширительный, растяжимый) рост — это количественное увеличение эконо­мических показателей за счет привлечения дополнительных ресурсов.

113) Интенсивный (от лат. intensio — напряжение, усиление) рост обеспечивается за счет качественного совер­шенствования факторов производства, использования до­стижений научно-технического прогресса.

114) Эффективность производства определяется соотношением затрат, которые понес производитель в процессе производства, и результа­тов, которые он получил в виде определенного дохода.

115) Концепция устойчивого развития утверждает, что развитие общества должно быть ориентировано на рост производства и потребления с учетом состояния природы, ее ресурсов и инте­ресов последующих поколений людей.

116) Социально ориентированная модель развития отличает­ся высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования экономики, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, вы­сокой долей социальных расходов в государственном бюдже­те, участием работников в управлении производством

117) Белорусская социально-экономическая модель основана на сильном государственном регулировании экономики и соци­альной сферы, сохранении в руках государства значительной доли собственности, совершенствовании механизма перерас­пределения доходов, за счет которого обеспечивается разви­тие государственного сектора экономики и осуществляется со­циальная защита и поддержка многих категорий населения.

118) социальной политики государства - это Совокупность мероприятий, которые проводит государс­тво по развитию социальной сферы общества

119) Инновация (от лат. innovatio — обновление) — любая новая идея, реа­лизованная на практике.

120) инновации — это нововведения, направленные на повышение эффективности человеческой деятельности

121) улучшающие инновации направлены на совершенствование, улучшение от­дельных характеристик выпускаемой продукции, использу­емых технологий, методов работы.

122) Радикальные инновации изменяют способ производственной деятельности — его тех­нические, технологические, организационные основы.

123) национальная инновационная система .- включает получение новых знаний, а так­же их распространение и практическое воплощение в новой продукции, технологиях, услугах.

124) Высокими технологиями назы­вают процессы, основанные на использовании передовых достижений науки. Особую роль здесь играет информати­зация

125) Регион (от англ. region < лат. regio) — это область (район; часть страны), отличающа­яся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых эконо­мико-географических и других особенностей, например на­ционального состава населения.

126) Территориальными единицами являются небольшие населенные пункты, где такие орга­ны не создаются, а также территории, имеющие специаль­ный режим использования, — заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и др.

127) инфраструктурой называют те отрасли экономики, которые обслуживают производство (производ­ственно-экономическая инфраструктура), а также обеспечи­вают жизнедеятельность человека и общества (социально-культурная инфраструктура).

128) урбанизированные регионы относятся зоны влияния крупных городов. Эти зоны характеризуются высокой кон­центрацией городского населения, интенсивным сельскохо­зяйственным производством, высокой подвижностью насе­ления, которая связана с трудовой деятельностью людей, их социальным обслуживанием и отдыхом

129) В сельскохозяйственных регионах Беларуси ведущей функцией является производство и переработка сельскохо­зяйственной продукции

130) природные регионы - На их терри­ториях находятся заповедники и национальные парки. Эти регионы обладают уникальными возможностями для комп­лексной организации отдыха, туризма и санаторно-курорт­ного лечения.

131) Особые зоны — это районы радиоактивного загрязнения, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС.

132) Региональная промышленная политика - направлена на совершенствование отраслевой структуры промышленного комплекса на основе осуществления проек­тов наукоемкой, высокотехнологической направленности в регионах с высоким научно-техническим потенциалом

133) Региональная аграрная политика нацелена на создание высокоэффективного сельскохозяйственного производства, его рациональную специализацию с учетом экономических, почвенно-климатических и иных особенностей сельскохо­зяйственных зон, ускоренное развитие кормовой базы жи­вотноводства, повышение продуктивности земель, создание новой специализации сельскохозяйственного производства в загрязненных радионуклидами зонах.

134) региональной социальной поли­тики являются улучшение демографической ситуации, со­здание условий и возможностей предоставления населению гарантированного объема социально значимых услуг в со­ответствии с утвержденными социальными стандартами, укрепление социальной инфраструктуры села и малых горо­дов, расширение объемов обслуживания населения за счет частного предпринимательства, развитие агротуристических комплексов, сохранение и восстановление историко-культур­ного наследия регионов

135) Агрогородок — это благоустроенный населенный пункт, в котором создаются производственная и социальная инфраструктуры для обес­печения выполнения всех социальных стандартов прожи­вающему в нем населению и жителям прилегающих терри­торий

136) Национальная политика — это политика мно­гонациональных государств по отношению к проживающим в них национальным, этническим группам

137) Конфессиональная политика — это политика мно­гоконфессиональных государств по урегулированию от­ношений между различными конфессиями

138) Свобода совести — составная часть права каждого чело­века на свободный мировоззренческий выбор. Она включает право определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии.

139) Сво­бода вероисповедания - предусматривает право иметь, менять, распространять как религиозные, так и нерелигиозные убеж­дения, исключает какие-либо преимущества или ограниче­ния в пользовании гражданскими правами в зависимости от отношения к религии.

140) аппарат Уполномоченного по делам религий и национальностей играет важную роль в разработке и реализации государственной политики в этноконфессиональной сфере. В его полномочия входит изучение вопросов, возникающих во взаимоотношениях государства и религиозных организаций, а также государства и обществен­ных объединений граждан, относящих себя к национальным меньшинствам.

141) Средства массовой информации (СМИ) — это совокупность средств распространения инфор­мации на массовые аудитории с использованием какого-либо материального носителя.

142) Здравоохране­ние — это система государственных, общественных и ме­дицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение за­болеваний, а также система специальных учреждений и ор­ганизаций, которые их осуществляют.

143) Здоровый образ жизни — это образ жизни, в основе ко­торого лежит осознанное отношение человека к своему здо­ровью как ценности. Он предполагает высокую культуру пи­тания, отказ от курения и других вредных привычек, ре­гулярные занятия спортом, стремление наполнить свой до­суг интересным содержанием.

144) государственная молодежная политика — это система социальных, экономи­ческих, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан Респуб­лики Беларусь в возрасте от 14 до 31 года

145) Белорусский Республиканский Союз Молодежи (БРСМ) -эта организация активно участву­ет в реализации стратегической цели государственной по­литик

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...