Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ жизни человека, его составляющие. Виды мотивации к ведению здорового образа жизни.




Несколько фраз о самой категории «образ жизни». Абстрагируясь от существующих различий в толковании ее содержания можно утверждать, что образ жизни — это присущая личности система, форм жизнедеятельности, предопределяемая условиями жизнедеятельности, в функционировании которой проявляет себя способ реализации, личностью; мотивацией своего поведения. Другими словами, жизнедеятельность предопределяется двумя условиями: во-первых, материальными и, во-вторых, субъективньми факторами.

Если иметь в виду материальные условия в масштабе общества в целом, а обращение к нему правомерно в первую очередь в интересах личности, то обычно выделяют показатели, которые призваны выразить специфику общественного окружения субъекта образа т.е. реальных основ его жизнедеятельности. В качестве таковых выступают: материально-технические средства, производительные силы, образованность, культура, средства жизнеобеспечения и т.п.

Определенную роль в сфере жизнедеятельности занимают ее социальные регуляторы.

Их можно подразделить на две группы:

1. Блок внешней социальной регуляции составляют принятые в обществе нормы поведения, которые фиксируются в ролевых предписаниях, законах и других правовых актах.

Социальная норма — это правила поведения людей, предъявляемое обществом или социальной группой, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

2. Блок внутренней регуляции социального поведения личности включает интерес, потребности, ценностные ориентации и социальные установки. В совокупности обеспечивают внутренние побуждения, мотивацию поведения.

Спектр интересов личности предопределяется качеством ее мировоззрен-ия. Здесь фокусируются, преломляются обычаи и традиции, знания, полученные в учебных заведениях и в процессе самообразования, жизненный опыт свой и других людей и т.п.

Уже обращалось внимание читателя на то, что родовая сущность человека дуалистична, противоречива. Одним из проявлений этого служит дихотомия частного и общего интересов. Деятельность людей как индивидов, преследующих свои особые, частные интересы и цели (во всем их неисчерпаемом многообразии), образует важнейшую сторону человеческого бытия. Другая его сторона — общий интерес, который дан объективно как взаимозависимость людей вследствие разделения труда, как потребность в общении, в социальной защите и помощи, в социальных гарантиях, в решении все более сложных задач, которые превосходят индивидуальные возможности человека. Расшифруем понятие интереса. Личный интерес —- это все, что относится к сфере частной жизни — профессиональной, творческой, семейной, к коммерческой или потребительской. деятельности индивида, миру его увлечений; личный интерес — это и право на жизнь, и другие основные права человека, это заинтересованность в социальной защищенности, в возможности получить образование, медицинскую помощь и т.д. Что же касается общих. интересов, то речь идет о понятии совокупность интересов индивидов.

Наряду с категорией ((интерес» выступает категория «потребность». Потребность — это состояние недостатка, ощущение-личностью нужды в чем-либо необходимом для жизни. Все их многообразие можно свести к следующим группам:

- потребности физического существования;

- потребности социального обеспечения, социального развития личности и др.

У различных людей разные потребности. Все здесь зависит от ценностной ориентации. В осмыслении этого элемента механизма саморегуляции оттолкнемся от понятия ценности. В социологии под ним понимаются объекты, способные удовлетворять потребности людей. Мир человеческих ценностей велик и разнообразен. В многообразии ценностей заслуживают быть выделенным общечеловеческие ценности, которые удовлетворяют коренные потребности всех людей, охватывают то, в чем нуждается каждый человек, независимо от его социального положения, национальной принадлежности, пола, возраста и других социальных явлений. К общечеловеческим ценностям относятся жизнь, сохранение мира, чистая природная среда, уважение человеческого достоинства и др.

В каждом обществе складывается своя система ценностей. На базе определенных потребностей и ценностей формируются определенные ценностные ориентации людей. Эти механизмы саморегуляции проявляются в стремлениях личности овладеть желательными ценностями, используя предпочтительные, хотя и не всегда общественно-корректные способы действия, средства достижения. Как следствие, личность вооружает себя социальными установками, т.е. готовностью действовать в той или иной конкретной ситуации определенным способом, учитывая собственные оценки значимости тех людей, явлений, процессов, которые могут оказаться в поле действия.

Разумеется, личность не всегда, а чаще всего просто не сразу добивается успеха. В том же случае, когда сделать это удается, судьба столь вожделенной ценности складывается по ситуации. В связи с этим выделяют так' называемые терминальные и инструментальные ценности. К терминальным относятся ценности, овладение которыми само по себе приносит удовлетворение: успех, прогресс, свободу и т.п. К инструментальным ценностям относят средства, необходимые для достижения поставленных целей, для овладения другими ценностями. Таков механизм функционирования системы образа жизни. Субъект жизнедеятельности, конечно, нуждается в определенных условиях своего существования и воспроизводства, которые были бы адекватны его жизненным потребностям. В этом заключается основной социальный интерес данного субъекта; характеризующий его социальное положение. Борьба людей за осуществление своих жизненных интересов является наиболее характерным выражением специфики всей их жизнедеятельности, их поведения и общения. Степень успешности этой борьбы возможно определить с помощью следующих показателей:

- культуры образа жизни (культура труда, производства, общения, потребления и т.п.);

- социального благополучия (уверенность в завтрашнем дне, социальный оптимизм, социальное самочувствие, уровень и качество жизни);

- социального самочувствия (здесь — степень удовлетворенности индивида тем, как складывается его жизнь в целом, как реализуются его жизненные планы, поставленные им самим цели в соответствии с разделяемой системой ценностей и личным опытом).

Мотивация

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:

индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза

голод

жажда

избегание боли

стремление к температурному оптимуму

и т. д.

групповые

забота о потомстве

поиск места в групповой иерархии

поддержание присущей данному виду структуры сообщества

и т. п.

познавательные

исследовательское поведение

игровая деятельность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...