{416} Указатель имен 1 страница
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я Абеляр Пьер (1079 – 1142) — французский философ, богослов и поэт 131, 392 Августин Блаженный Аврелий (354 – 430) — христианский мыслитель и писатель 53, 127, 131, 195, 196, 355, 391, 392, 408 Аверинцев Сергей Сергеевич (род. 1937) — советский филолог 361, 362, 357, 388, 411, 412 Анненский Иннокентий Федорович (1856 – 1909) — русский поэт 150, 176, 380 Апулей (ок. 124 –? ) — римский писатель 188, 191 Аристотель (384 – 322 до н. э. ) — древнегреческий философ 62, 376 Аскольдов Сергей Алексеевич (1871 – 1945) — русский философ 323, 326, 406
Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788 – 1824) — английский поэт 157, 386 Бакунин Михаил Александрович (1814 – 1876) — русский революционер, идеолог народничества и анархизма 321 Бальзак Оноре де (1799 – 1850) — французский писатель 195, 198, 316, 405 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 – 1942) — русский поэт 374, 377, 378 Бартелеми Жан-Жак (1716 – 1795) — французский ученый и писатель 213 Бахофен Иоганн Якоб (1815 – 1887) — швейцарский историк религии и права 381, 415 Белинский Виссарион Григорьевич (1811 – 1848) — русский литературный критик 321, 332 Белый Андрей (Бугаев Б. Н.; 1880 – 1934) — русский писатель, теоретик символизма 150, 176, 375 Бергсон Анри (1859 – 1941) — французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни 40, 57 Бернард Клервоский (1090 – 1153) — французский теолог-мистик, деятель католической церкви 52, 127, 350 Блок Александр Александрович (1880 – 1921) — русский поэт 156, 360, 377 – 380, 409 Блок Марк (1886 – 1944) — французский историк 370, 412 Бодлер Шарль (1821 – 1867) — французский поэт 149 Боккаччо Джованни (1313 – 1375) — итальянский писатель 53, 131 Брентано Клеменс (1778 – 1842) — немецкий писатель 383, 415 Брюно (Brunot) Фердинанд (1860 – 1938) — французский языковед 258, 400 Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 1924) — русский поэт 374, 378
{417} Вагнер Рихард (1813 – 1883) — немецкий композитор, поэт-драматург, теоретик искусства 411 Вергилий Марон Публий (70 – 19 до н. э. ) — римский поэт 215 Верлен Поль (1844 – 1896) — французский поэт 149, 378, 413 Вернадский Владимир Иванович (1863 – 1945) — советский ученый-естествоиспытатель 344 Веселовский Александр Николаевич (1838 – 1906) — русский филолог 328, 329, 344, 345, 407 Вецель Иоганн Карл (1747 – 1819) — немецкий писатель 199, 201 Виланд Кристоф Мартин (1733 – 1813) — немецкий писатель 199, 201, 203, 204 Винкельман Иоганн Иоахим (1717 – 1768) — немецкий историк античного искусства 220, 223 Виноградов Виктор Владимирович (1895 – 1969) — советский лингвист и литературовед 295, 296, 298, 327, 402 Витасек Стефан (1870 – 1915) — австрийский психолог 56, 81 Вольфрам фон Эшенбах (ок. 1170 – 1220) — немецкий поэт-миннезингер 198 Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910) — русский живописец 32 Вундт Вильгельм (1832 – 1920) — немецкий психолог, философ и языковед 56
Ганнибал (247 или 246 – 183 до н. э. ) — карфагенский полководец 213 Ганслик Эдуард (1825 – 1904) — австрийский музыкальный критик 57, 81 Гарнак Адольф (1851 – 1930) — немецкий теолог, историк религии 51, 388, 389 Гартман Эдуард (1842 – 1906) — немецкий философ 71 Гвиничслли Гвидо (между 1230 и 1240 – 1276) — итальянский поэт, родоначальник поэзии «дольче стиль нуово» 138 Гвоздев Александр Николаевич (1892 – 1959) — советский языковед 242 Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770 – 1831) — немецкий философ 57, 364 Гейне Генрих (1797 – 1856) — немецкий поэт 149 Георге Стефан (1868 – 1933) — немецкий поэт 378, 413 Гердер Иоганн Готфрид (1744 – 1803) — немецкий философ и писатель 204, 222, 223, 226, 391, 398 Герцен Александр Иванович (1812 – 1870) — русский писатель 321 Геснер Саломон (1730 – 1788) — швейцарский поэт и художник 205 Гете Иоганн Вольфганг (1749 – 1832) — немецкий поэт, философ и естествоиспытатель 199, 201 – 236, 376, 395 – 398, 407 Гильдебрандт Адольф фон (1847 – 1921) — немецкий скульптор-неоклассик и теоретик искусства 57, 81
Гиппель Теодор Готлиб (1741 – 1796) — немецкий писатель 199, 201, 204 Гирцель Рудольф (1846 – 1917) — немецкий филолог 296, 403 Гмелин Вильгельм Фридрих (1745 – 1820) — немецкий художник-гравер 215 Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852) — русский писатель 9 – 10, 68, 277, 294, 316, 324, 327, 345, 352, 358, 369, 406, 409 Гольбах Поль Анри Дитрих (1723 – 1789) — французский философ 223 Гомперц Теодор (1832 – 1912) — немецкий философ и филолог, историк античной философии 56 {418} Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891) — русский писатель 10, 199 Грановский Тимофей Николаевич (1813 – 1855) — русский историк 321 Грибоедов Александр Сергеевич (1795 – 1829) — русский драматург 11 Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899) — русский писатель 345 Гриммельсгаузен Ханс Якоб Кристоф (ок. 1621 – 1676) — немецкий писатель 198, 204 Грин Грэм (род. 1904) — английский писатель 308 Гроос Карл (1861 – 1946) — немецкий эстетик и психолог 57, 59, 68, 72 Гуковский Григорий Александрович (1902 – 1950) — советский литературовед 328 Гумбольдт Вильгельм фон (1767 – 1835) — немецкий филолог и философ 245, 371, 412 Гуссерль Эдмунд (1859 – 1938) — немецкий философ 49, 362 Гюйо Жан-Мари (1854 – 1888) — французский философ 13
Данте Алигьери (1265 – 1321) — итальянский поэт 52, 53, 98, 138, 382, 383, 391, 396, 413, 415 Дельвиг Антон Антонович (1798 – 1831) — русский поэт 382 Дефо Даниель (ок. 1660 – 1731) — английский писатель 189 Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 – 1337) — итальянский живописец 52, 53, 391 Диккенс Чарлз (1812 – 1870) — английский писатель 198, 199, 202, 356 Дильтей Вильгельм (1833 – 1911) — немецкий философ и историк культуры 349, 363, 364, 407, 408 Дион Хризостом (ок. 40 – после 112) — древнегреческий философ и ритор 191 Доде Альфонс (1840 – 1897) — французский писатель 346 Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881) — русский писатель 7, 20, 21, 32, 128, 150, 162, 176, 181 – 187, 195, 291, 295, 308 – 317, 319 – 327, 343, 353 – 357, 367, 383, 384 – 387, 393 – 397, 399, 402, 404 – 406, 408, 409
Жан-Поль (Рихтер И. ‑ П.; 1763 – 1825) — немецкий писатель 199, 201, 204, 339, 345 Жинкин Николай Иванович (род. 1893) — советский языковед 352, 408
Зелинский Фаддей Францевич (1859 – 1944) — филолог, историк античной культуры 49, 51, 388, 389 Зиновьева-Аннибал Лидия Дмитриевна (1866 – 1907) — русская писательница, жена поэта Вяч. Иванова 382 Золя Эмиль (1840 – 1902) — французский писатель 195
Иванов Вячеслав Иванович (1866 – 1949) — русский поэт-символист и теоретик культуры 374 – 383, 412 – 415
Кавелин Константин Дмитриевич (1818 – 1885) — русский историк и философ 355, 408, 409 Кальпренед см. Ла Кальпренед Кант Иммануил (1724 – 1804) — немецкий философ 81, 97 Карамзин Николай Михайлович (1766 – 1826) — русский писатель и историк 228 Каро Аннибал (1507 – 1566) — итальянский писатель 215, 398 Карцевский Сергей Осипович (1884 – 1955) — русский лингвист 261, 400, 401 Келлер Готфрид (1819 – 1890) — швейцарский писатель 199, 201 {419} Киркегор Серен (1813 – 1855) — датский философ 20 Княжнин Яков Борисович (1740 или 1742 – 1791) — русский драматург, поэт и переводчик 20 Коген Герман (1842 – 1918) — немецкий философ, глава марбургской школы 13, 57, 58, 61, 72, 73, 389 Кожинов Вадим, Валерианович (род. 1930) — советский литературовед 372, 401, 404, 409, 412 Конрад Николай Иосифович (1891 – 1970) — советский филолог, востоковед 329, 330 Ксенофонт (ок. 430 – 355 или 354 до н. э. ) — древнегреческий писатель и историк 198, 202, 265, 401
Ла Кальпренед Готье де Каст де (1609 или 1610 – 1663) — французский драматург и романист 192 Ланге Конрад (1855 – 1921) — немецкий философ 57 Лафорг Жюль (1860 – 1887) — французский поэт-символист 149 – 150 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646 – 1716) — немецкий философ и ученый-естествоиспытатель 274 Леонардо да Винчи (1452 – 1519) — итальянский живописец 53 Лессинг Готхольд Эфраим (1729 – 1781) — немецкий теоретик искусства, драматург и литературный критик 204, 223 Леттенбауэр Вильгельм (род. 1907) — немецкий философ 311, 405 Липче Теодор (1851 – 1914) — немецкий философ и психолог 13, 56, 58, 61, 62, 67, 72 Лихачев Дмитрий Сергеевич (род. 1906) — советский литературовед и историк культуры 329, 330 Лососий Николай Онуфриевич (1870 – 1965) — русский философ 56 Лотман Юрий Михайлович (род. 1922) — советский литературовед 329, 330, 339, 372, 403, 406 Лотце Рудольф Герман (1817 – 1881) — немецкий философ, естествоиспытатель и врач 56 Лоэнштейн Даниель Каспер фон (1635 – 1683) — немецкий писатель 192, 194 Лукиан (ок. 120 – после 180) — древнегреческий писатель 304 Льюис Мэтью Грегори (1775 – 1818) — английский романист и поэт 192, 193
Мальзерб Кретьен-Гильом де Ламуаньон (1721 – 1794) — французский государственный деятель 233
Манн Томас (1875 – 1955) — немецкий писатель 199, 294, 306, 308, 317, 404, 405 Марк Аврелий (121 – 180) — римский император и философ-стоик 355 Маркс Карл (1818 – 1883) — основоположник научного коммунизма 306, 316, 325, 404, 405 Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) — итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт 53 Миш Георг (1878 – 1965) — французский историк культуры 351, 408 Морган Льюис Генри (1818 – 1881) — американский этнограф и археолог, историк первобытного общества 381, 415 Мориак Франсуа (1885 – 1970) — французский писатель 308
Наполеон Бонапарт (1769 – 1821) — французский император 98 Нарежный Василий Трофимович (1780 – 1825) — русский писатель 359 {420} Ницше Фридрих (1844 – 1900) — немецкий философ 140, 345 Новалис (Харденберг Ф. фон; 1772 – 1801) — немецкий философ и писатель 382, 391, 398 Ньютон Исаак (1643 – 1727) — английский физик и математик 225
Озеров Владислав Александрович (1769 – 1816) — русский драматург 20
Пастернак Борис Леонидович (1890 – 1960) — советский поэт 361, 407, 411 Петрарка Франческо (1304 – 1374) — итальянский поэт 53, 131, 138, 382, 392, 398 Петроний Гай (? – 66) — римский писатель 188 Пешковский Александр Матвеевич (1878 – 1933) — советский языковед 266, 401 Пиндар (ок. 518 – 442 или 438 до н. э. ) — древнегреческий поэт 235 Пинский Леонид Ефимович (род. 1906) — советский литературовед 411 Платон (428 или 427 – 348 или 347 до н. э. ) — древнегреческий философ 168, 186, 362, 412 Плутарх (ок. 46 – ок. 127) — древнегреческий писатель и философ-моралист 131, 387 Понтоппидан Хенрик (1857 – 1943) — датский писатель 199 Потебня Александр Афанасьевич (1835 – 1891) — украинский и русский филолог 328, 329 Пришвин Михаил Михайлович (1873 – 1954) — советский писатель 372 Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) — русский поэт 7, 32, 98, 131, 303, 324, 336, 353, 382, 387, 403, 404
Раабе Вильгельм (1831 – 1910) — немецкий писатель 199 Рабле Франсуа (ок. 1494 – 1553) — французский писатель 198, 199, 202, 204, 225, 297, 394, 395, 398 Радклиф Анна (1764 – 1823) — английская писательница 192, 193 Рафаэль Санти (1483 – 1520) — итальянский живописец 53, 61 Рембрандт Харменс Ван Рейн (1606 – 1669) — голландский живописец 32, 357 Ремизов Алексей Михайлович (1877 – 1957) — русский писатель 365, 411 Ригль Алоиз (1858 – 1905) — австрийский искусствовед 57, 81 Риккерт Генрих (1863 – 1936) — немецкий философ 37, 349, 387, 408 Рильке Райнер Мария (1875 – 1926) — австрийский поэт 378 Ричардсон Сэмюэл (1689 – 1761) — английский писатель 192, 228 Розанов Матвей Никанорович (1858 – 1936) — советский литературовед 233 Роллан Ромен (1866 – 1944) — французский писатель 199, 345 Руссо Жан-Жак (1712 – 1778) — французский философ, писатель, теоретик искусства 192, 198, 202, 228, 232 – 234, 346
Сервантес Сааведра Мигель де (крещен 1547 – 1616) — испанский писатель 225 Скотт Вальтер (1771 – 1832) — английский писатель 235, 236
Скюдери Мадлен де (1607 – 1701) — французская писательница 192, 194 Случевский Константин Константинович (1837 – 1904) — русский поэт 150 {421} Смоллет Тобайас Джордж (1721 – 1771) — английский писатель 189 Сократ (470 или 469 – 399 до н. э. ) — древнегреческий философ 98, 168, 370 Сологуб (Тетерников Ф. К.; 1863 – 1927) — русский писатель 375, 378 Соррио де л’Ост А. 218, 398 Соссюр Фердинанд Монжен да (1857 – 1913) — швейцарский лингвист 238, 246, 260, 309, 399, 400, 405 Спиноза Бенедикт (Барух) (1632 – 1677) — голландский философ 223, 396, 408 Станиславский (Алексеев К. С.; 1863 – 1938) — советский режиссер, теоретик театрального искусства 360 Стендаль (Бейль А. ‑ М.; 1783 – 1842) — французский писатель 20, 196, 198 Стерн Лоренс (1713 – 1768) — английский писатель 201, 227, 339, 345, 346 Сумароков Александр Петрович. (1717 – 1777) — русский поэт и драматург 20 Тацит Публий Корнелий (ок. 58 – после 117) — римский историк 219 Теккерей Уильям Мейкпис (1811 – 1864) — английский писатель 198, 199 Толстой Алексей Константинович (1817 – 1875) — русский писатель 382 Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) — русский писатель 11, 20, 32, 124, 131, 141, 199, 201, 282, 289, 314, 315, 321, 327, 354, 405 Томашевский Борис Викторович (1890 – 1957) — советский литературовед 328 Томсон Джеймс (1700 – 1748) — английский поэт 205 Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883) — русский писатель 309, 310, 345, 405 Тынянов Юрий Николаевич (1894 – 1943) — советский литературовед и писатель 328
Уолпол Горас (1717 – 1797) — английский писатель 192, 193
Фенелон Франсуа де Салиньяк де Ла Мот (1651 – 1715) — французский писатель и религиозный деятель 198, 202 Фидлер Конрад (1841 – 1895) — немецкий философ и теоретик искусства 57, 81 Филдинг Генри (1707 – 1754) — английский писатель 197, 199, 202, 204, 227 Фишер Роберт (1847 – 1911) — немецкий историк и теоретик искусства 56 Фишер Фридрих Теодор (1807 – 1887) — немецкий философ и эстетик 56, 391 Флобер Гюстав (1821 – 1880) — французский писатель 198 Фолькельт Иоханнес (1848 – 1930) — немецкий философ, психолог и эстетик 56, 59, 61, 67, 72 Фосслер Карл (1872 – 1949) — немецкий филолог 298, 400 Франциск Ассизский (1181 или 1182 – 1226) — итальянский религиозный деятель и поэт 52, 53, 390, 391, 407 Фрейд Зигмунд (1856 – 1939) — австрийский врач и психолог 282 Фридлендер Георгий Михайлович (род. 1915) — советский литературовед 310, 405
Хайдеггер Мартин (1889 – 1976) — немецкий философ 354, 396, 406, 408
Чаадаев Петр Яковлевич (1794 – 1856) — русский мыслитель 321 Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889) — русский революционер, философ и писатель 316, 327
Шатобриан Франсуа Рене де (1768 – 1848) — французский писатель 157 {422} Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920) — русский языковед, историк древнерусской литературы 261, 401 Шекспир Уильям (1564 – 1616) — английский драматург и поэт 316, 331, 332, 345, 357, 367, 406, 411, 412 Шеллинг Фридрих Вильгельм Позеф (1775 – 1854) — немецкий философ 57 Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих (1759 – 1805) — немецкий поэт и теоретик искусства 207, 208, 220, 392, 396 Шлегель Фридрих (1772 – 1829) — немецкий философ, филолог и писатель 36 – 37, 387, 391 Шопенгауэр Артур (1788 – 1860) — немецкий философ и эстетик 57 Шпенглер Освальд (1880 – 1936) — немецкий философ 333, 388 Шпитцер Лео (1887 – 1960) — австрийский филолог 298, 400, 403
Щедрин (Салтыков М. Е.; 1826 – 1889) — русский писатель 294
Эббингауз Герман (1850 – 1909) — немецкий психолог, представитель ассоциативной психологии 101 Эйхенбаум Борис Михайлович (1886 – 1959) — советский литературовед 328 Эпиктет (ок. 50 – ок. 138) — римский философ-стоик 355
Юрфе Оноре д’ (1568 – 1625) — французский писатель 192
Якоби Фридрих Генрих (1743 – 1819) — немецкий философ 140 Ясперс (Jaspers) Карл (1883 – 1969) — немецкий философ 347, 407 {384} Примечания [41]
[1] Внешняя вставка (франц. ). [2] Родился в таком-то году н. э. (латин. ). [3] Умер в таком-то году н. э. (латин. ). [4] Разъятые члены (латин. ). [5] Противоречие в определении (латин. ). [6] Деяния (латин. ). [7] Мы не имеем в виду, конечно, эмпирической преднаходимости героя в таком-то месте в такое-то время. [8] Биография, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского. СПб., 1883, с. 373. [9] Состояние (латин. ). [10] Областничества (нем. ). [11] Гете И. ‑ В. Собр. соч. в 13‑ ти т., т. 11. М., 1935, с. 75. «Путешествие в Италию» и «Поэзия и правда» цитируются в переводе Н. А. Холодковского по этому изданию с указанием тома и страницы в тексте после цитаты. — Примеч. ред. [12] Goethes Samtliche Werke. Jubilä ums-Ausg., Bd. 30. Stuttgart — Berlin, 1930, S. 391. «Анналы» цитируются в переводе М. Бахтина с указанием страницы этого издания. — Примеч. ред. [13] «Доброй ночи! » (итал. ). [14] Отношение Гете к антикварно-археологическим увлечениям эпохи. Достаточно напомнить громадный мировой успех «археологического» романа Бартелеми «Путешествие молодого Анахарсиса по Греции» (1788), создавшего жанр археологического романа. [15] С соответствующими частями их Гете знакомятся как раз в Италии. [16] Цит. по кн.: Розанов М. Н. Ж. ‑ Ж. Руссо и литературное движение конца XVIII и начала XIX в., т. 1. М., 1910, с. 50. [17] Той узловой точкой или стержнем, откуда расходились во все стороны нити ассоциаций и связей, в эпиникиях [Эпиникий — жанр древнегреческой хоровой лирики, гимн, прославлявший победителей на общегреческих состязаниях. — Ред. ] Пиндара служил сам прославляемый герой — победитель на играх, его имя, его род, его город. [18] Такие же бедные и лишенные четкости и продуманного основания классификации языковых стилей дает А. Н. Гвоздев в своей книге «Очерки по стилистике русского языка» (М., 1952, с. 13 – 15). В основе всех этих классификаций лежит некритическое усвоение традиционных представлений о стилях языка. [19] Этот наш тезис не имеет ничего общего с фосслерианским положением о примате стилистического над грамматическим. Наше дальнейшее изложение покажет это с полной ясностью. [20] Гумбольдт В. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человечества. СПб., 1859, с. 51. [21] Грамматика русского языка, т. 1. М., 1952, с. 51. [22] Да его и нельзя выдержать. Такое, например, высказывание, как «А! » (реплика диалога), нельзя разделить на предложения, словосочетания, слоги. Следовательно, любое высказывание не подойдет. Дальше, делят высказывание (речь) и получают единицы языка. Очень часто затем предложение определяют как простейшее высказывание, следовательно, оно уже не может быть единицей высказывания. Молчаливо предполагается речь одного говорящего, диалогические обертоны отбрасываются. По сравнению с границами высказываний все остальные границы (между предложениями, словосочетаниями, синтагмами, словами) относительны и условны. [23] Рубцы межей во вторичных жанрах. [24] Эти и аналогичные явления интересовали лингвистов (преимущественно историков языка) в чисто стилистическом разрезе как отражение в языке исторически изменчивых форм этикета, вежливости, благопристойности. См., например, F. Brunot [Brunot F. Histoire de la langue franç aise des origines à 1900. T. 1 – 10. Paris, 1905 – 1943. — Ред. ]. [25] Де Соссюр определяет высказывание (la parole) как «индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать: 1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодексом с целью выражения своей личной мысли, и 2) психофизический механизм, позволяющий ему объективировать эти комбинации» (Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., 1933, с. 38 [См.: Соссюр Ф. Труды по языкознанию, с. 52. — Ред. ]). Таким образом, Соссюр игнорирует тот факт, что кроме форм языка существуют еще и формы комбинаций этих форм, то есть игнорирует речевые жанры. [26] Она, конечно, осознается нами и существует как стилистический фактор и при немом чтении письменной речи. [27] Когда мы строим свою речь, нам всегда предносится целое нашего высказывания: и в форме определенной жанровой схемы и в форме индивидуального речевого замысла. Мы не нанизываем слова, не идем от слова к слову, а как бы заполняем нужными словами целое. Нанизывают слова только на первой стадии изучения чужого языка, да и то только при плохом методическом руководстве. [28] Первое и последнее предложение высказывания вообще имеют своеобразную природу, некоторое дополнительное качество. Ведь это, так сказать, предложения «переднего края», стоящие непосредственно у самой линии смены речевых субъектов. [29] Интонация особенно чутка и всегда указывает за контекст. [30] Напомню соответствующее наблюдение Гоголя: «Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот; словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки» («Мертвые души», гл. 3). [31] Площадная громкая откровенность, называние вещей своими именами характерны для этого стиля. [32] Отметим, что вопросительные и побудительные типы предложений, как правило, фигурируют как законченные высказывания (в соответствующих речевых жанрах). [33] Природа сотворенная (латин. ). [34] Природа порожденная и творящая (латин. ). [35] Природа творящая и несотворенная (латин. ). [36] Соответственно (латин. ). [37] До бесконечности (латин. ). [38] Только во множественном числе (латин. ). [39] Природа порождающая (латин. ). [40] Природа порожденная (латин. ). [41] Редакция благодарит С. И. Каган и Ю. М. Каган, И. И. Канаева и В. В. Кожинова за предоставление писем М. Бахтина, использованных в примечаниях к настоящему изданию. [i] Самое раннее из известных выступлений М. Бахтина в печати. Впервые опубликовано в однодневном альманахе «День искусства» (Невель, 1919, 13 сентября, с. 3 – 4). В Невеле (ныне Великолукской области) автор жил и работал в 1918 – 1920 гг., после окончания Петербургского университета. Статья перепечатана в «Вопросах литературы» (1977, № 6, с. 307 – 308; публикация Ю. Гельперина). [ii] Публикуемая работа сохранилась в архиве М. Бахтина не полностью: отсутствует рукопись первой главы (краткие сведения о ней содержатся в начале главы «Проблема автора»), не известно авторское заглавие работы (в настоящем издании она озаглавлена составителем). Тем не менее сохранившиеся основные части дают целостное и полное представление об этом большом труде Бахтина. Работа создавалась в первой половине или в середине 20‑ х гг. и завершена не была. В рукописи после главы «Проблема автора» записан заголовок предполагавшейся следующей главы — «Проблема автора и героя в русской литературе», — после которого рукопись обрывается. Возможно, работа над текстом велась еще в годы пребывания автора в Витебске (1920 – 1924). 20 февраля 1921 г. Бахтин писал оттуда своему старшему другу философу М. И. Кагану: «В последнее время я работаю почти исключительно по эстетике словесного творчества». Содержание работы тесно связано с двумя трудами Бахтина 20‑ х гг.: статьей «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве» (1924) и книгой «Проблемы творчества Достоевского» (1929). Принципиальный тезис статьи 1924 г. — необходимость для эстетики словесного художественного творчества базироваться на общей философской эстетике (см.: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975, с. 8 – 10); такова же позиция автора в настоящей работе. Можно сказать, что в этом раннем труде Бахтина эстетика словесного творчества разомкнута в сторону философской эстетики. «Автор» и «герой» поняты здесь в плане общей философской эстетики. Для Бахтина прежде всего важна неразрывная связь героя и автора как участников «эстетического события», важно их событийное {385} соотношение и взаимодействие в эстетическом акте. Категория события — одна из центральных в эстетике Бахтина — свое оригинальное, бахтинское наполнение получает в контексте его широкого, можно сказать, универсального понимания диалога как решающего события человеческого общения; в этом же смысле в книге о Достоевском последнее целое полифонического романа понято как событие взаимодействия полноправных сознаний, не поддающееся «обычному сюжетно-прагматическому истолкованию» (Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972, с. 9). Эстетическое событие не замкнуто в рамках произведения искусства; в работе об авторе и герое существенно это широкое понимание эстетической деятельности, а также акцент на ценностном ее характере. Герой и его мир составляют «ценностный центр» эстетической деятельности, они обладают своей независимой и «упругой» реальностью, не могут быть просто «созданы» творческой активностью автора, как не могут и стать для него только объектом или материалом. В работе дана критика подобного сведения жизненных ценностей к материалу, при котором происходит «потеря героя»; активность автора без героя, направленная на материал, превращается в чисто техническую деятельность. Философская полемика с «материальной эстетикой», развернутая в упомянутой выше статье 1924 г. (и ближайшим образом относившаяся к «формальному методу»), проходит и сквозь труд об авторе и герое (наиболее открыто в главе «Проблема автора»). Если формалистическое искусствознание теряет героя, то концепции «вчувствования», влиятельные в эстетике конца XIX – начала XX в., понимая эстетическую деятельность как «вчувствование» в объект (в «героя»), сопереживание процессу его самовыражения, теряют полноценного автора; в обоих случаях разрушается художественное событие. Глубоки связи публикуемого труда с книгой Бахтина о Достоевском. Но можно заметить при этом, что отношение автора и героя в полифоническом романе Достоевского, как его понимает Бахтин, характеризуется как бы противоречием с теми общими условиями эстетической деятельности, что описаны в настоящем труде; с этой особенностью и связано для исследователя решающее новаторство романа Достоевского, «новой художественной модели мира», им созданной. Герой Достоевского активно сопротивляется завершающей авторской активности, и автор отказывается от своей эстетической привилегии, от принципиального авторского «избытка» (ср. замечание о «неискупленном герое Достоевского» на с. 21 настоящего издания).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|