Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции журналистики в современном обществе




Журналистика как массово-информационная деятельность. Сущность, специфика массовой информации

В качестве синонимов к слову «журналистика» исп-ся слова (термины) СМИ, СМкоммуникации, СМИ и пропоганды, СМобщения, массмедиа (средство инф-ции, предназначенное передавать инф-ю массе).(общение= коммуникация более научно).

Компоненты журналистики: 1. учредители это гос-ые или общ-ые организации, профессиональные или творческие союзы, группы граждан или отдельные лица, кот-ые создают издание и программы, организовывают и направляют их деятельность так, как зафиксировано в уставе; 2. руководящие органы это гос-ые институты, кот-ые зан-ся вопросами законодательства в сфере СМИ; 3. журналисты это штатные и внештатные работники редакций; 4. тексты это произведение журналистов, официальные документы, сообщение агентств, рекламные и другие материалы, предназначенные для публикации, эфира, трансляции; 5. канал это исп-мые ж-тами ср-ва массовой инф-ции газеты, журналы, книги, радио, телевидение, всемирная сеть Интернет, кот-ые предназначены для доставки журналистских текстов их адресатам; 6. массовые аудитории это та часть общества, на которую социально ориетировано определённое издание или программа, передача; 7. расчётная аудитория это та Ая, в кот-ой издание постоянно ориентируется (газета «Школьники» детям с11-18 лет); 8. потенциальная Ая – та, к-ая может привлечь дополнительно и детей, и мам, и пап, всех; 9. социальные институты это гос-ые органы, профсоюзные и др-ие организации, партии, союзы, действующие в сфере распространения данного СМИ и деят-сть, к-ых обсуждается в произведении ж-ов с целью принятия определённых решений.

Все эти компоненты представляют систему между ними существуют прямые и обратные связи.

ЖУРНАЛИСТИКА 1. это система СМИ, компоненты кот-ой взаимосвязаны и функционируют на основе прямых и обратных связей; 2. это особый социальный институт (учреждение), сюда входят газетные, журнальные, книжные издательства, редакции и т. д. Свои функции они выполняют при содействии других соц-ых инст-ов таких, как учредители, министерство, уч-ые заведения, где готовятся журналистские кадры и т. д. 3. это система различных видов деят-ей: деятельность по созданию газет, передач, программ + организаторская работа + творческая деятельность ж-ста по сбору и обработке инф-ции и т. д.; 4. это совокупность профессий, например, корреспонденты, авторы, специалисты по инф-ке, инженерные обеспечения; 5. это как система произведений, это не только опубликованные произведения; 6. как комплекс каналов пердачи массовой инф-ции (ТВ, радио, газеты и т. д. всё вместе); 7. это совокупность учебных дисциплин, отрасль науки.

ИНФОРМАЦИЯ от. лат. «осведомление, изложение, сообщение», является осн. Базисным термином в теории ж-ки. Это гл. ср-во ж-ки для выполнения соц-ой роли, т. е. инф-я явл-ся рабочим инструментом и функционирует ж-ку.

СМИ это совокупность многочисленных каналов печати, телевидения для распространения массовой информации.

В повседневной жизни слово «массовый» имеет такие значения: положительный оттенок – большая, количественная* расщитанный на многих* результат поточного производства отрицательный оттенок – низкое качество (массовые продукции)* низкопробный расщитанный на нетребовательный вкус (массовая культура).

В термине «СМИ» слово «массовая» не имеет отрицательного оттенка, а обозначает следующее: 1)направленность на массу (народ, общество, слой, нация); 2) соответствие каждым этой массы инф-ции (информация затрагивает широкий круг интересов); 3) стремление к созданию единой позиции массы; 4) доступность информации для массы (возм-сть одновременного получения массовой аудиторией инф-ции, регулярность получения инф-ции); 5) возможность для всех желающих участия в работе СМИ.

Слово ИНФОРМАЦИЯ исп-ся в ж-ке неоднозначно. В осн-ом употр-ся в 3-х значениях: 1) совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях жизни; 2) наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей; 3) как жанр заметки =» это всё узкое значение данного слова. Широкое значение слова «Инф-ия»: вас совокупность сведений (вербально и невербально-зафиксированных: вербальное – словесная инф-я, невербальное – фото, изображения), которую несёт ж-ка аудитории.

Информация в журналистике бывает: событийной (сведения о новых фактах), комментированной, фундаментальной, художественной, публицистической.

Функции журналистики в современном обществе

Функции ж-ки это совокупность её обязанностей и выполняемых его задач, способ жизнедеятельности в обществе. Любая деятельность человека в том числе и ж-стская деятельность целенаправляет. Для достижения цели нужны действия, определённый способ действия.

ЦЕЛЬ – СРЕДСТВА, СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ – ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ – РЕЗУЛЬТАТ

Главные сущностные цели ж-ки: 1) информационное обслуживание массовой аудитории и социальных институтов; 2) развитие потребителя информации массовой аудитории и социального института. Существуют и побочные цели: получение прибыли, пеовседневный зароботок, престижная работа и т. д.

Функционирование: 1. коммуникативная (функция общения, налаживание связей), 2. непосредственно-организаторская функция, 3. идеологическая функция, 4. культурно-образовательная ф. 5. рекламно-справочная ф. 6. утилиртарная ф. 7. рекреативная ф.

Идеологическая ф. Идеология учение об идее. Деидеологизация используется тогда, когда идеологические подходы распространяются на сферу, где они не должны применятся. Реидеологизация используется когда деидеологизация заходит слишком далеко и приходится вернуть идеологии в другой уже в улучшенной форме. Переидеологизация переход на другую совсем идеологию. Идеология это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношение людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и программы социальной действительности по поддержанию или преобразованию соц. Отношений в соответствии с интересами и потребностями представителями этой идеологии. Идеологические представления сыграют роль «путеводителя» их носителей и формируют их отношение к жизни. На почве идеологических разногласий могут возникать вооружённые конфликты. Идеологическое представление вырабатывается в ходе самоориентации людей. Здесь ж-ка играет важную роль, для формирования идеологических представлений. Ж-ка ориентирует аудиторию и охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания.

Сущность идеологической ф. состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности выражающейся в формировании всех компонентов масс. Сознание при акцентрированном влиянии на развитие общественного мнения.

Культурно-образовательная ф. Культура это выраженный созданных людьми материальных и духовных ценностях, в хар-ке и формах отношений между людьми, уровень развития общества групп отдельного человека. Подлинной культурой считается то, что составляет общечеловеческие ценности и наследуется как золотой фонд человечества. Культ.-образ-ая ф. ж-ки заключается в том, чтобы участвовать в пропаганде и распространении культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общей мировой культуры. Журналист обязан знать культурные пристрастия, ценности, увлечения своей аудитории. На первом месте стоит худ-ая культура – (театр), затем научно-техническая культура. Культурно-образ-ая ф. находит своё продолжение в рекламно-справочной ф.. это есть участие развития культуры на бытовом уровне. Справочным материалом примыкает реклама (информация об услугах, товарах). Ж-ка носит и рекреативную ф.. создание условий отдыха, интересного проведения досуга, снятие усталости =» развлечение, на ТВ передачи развлекательные, шоу, мультики.

Утилитарная ф. это помощь аудитории на бытовом уровне, вязание, вышивание на бытовом уровне.

Непосредственно - организаторская ф. Ж-ку называют четвёртой властью. Она играет управленческую роль в отношении не только массового сознания, но и соц- инстит-, это проявляется в ряде направлений: 1) ж-стский анализ реальной практики, положение дел на том или ином участке жизни. Ж=стами даются выводы, предложения о путях улучшения работы социальным институтом и отдельным должностным лицам. 2) анализ решений официальных документов различных организаций. 3) общественный контроль за ходом дел в различных областях жизни.

5.6Концепции свободы прессы. Проблемы свободы СМИ в современных условиях.

В обыденной жизни слово «свобода» употребляется как раздолье, отсутствие затруднений и стеснений, незанятое время, независимость, нет обязательств… в общественной жизни нетюремного заключения, отсутствие крепостного гнёта. В науке, возможность высказывать личную точку зрения, владение знаниями и навыками, позволяющими решить задачи. Свобода это отсутствие всего того, чего мешает проявлению общества в целом. Основой любой свободной деятельности явл-ся возможность принимать решение сам-но, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Но свобода должна быть в рамках. Реализация абсолютного понимания свободы (анархии) приводит обычно к негативным последствиям. Т. о. свобода ж-ки это очень сложное и противоречивое понятие, оно стоит рядом с общечелов-ми ценностями (свобода духа, свобода мыслей). Жизнь это борьба наталкиваемого. В жизни человек наталкивается на различные препятствия: 1. естественные, 2. препятствия, создаваемые боли человека,это законы, этические кодексы, политические решения, экономические порядки и т. д., 3. внутриличностные – мораль, комплексы, физическое, нравственное, эстетическое.

Термин «свобода» в ж-ке объясняется в связи с необходимостью и ответств-ю за принятое решение. Необходимость это не то, что опр-ет поведение чел-ка, осн. причины, отменить кот-ые невозможно. В данном случае необх-сть выступает ограничителем свободы. Свободное поведениев ж-ке опред-ся, как творческое исп-ие знаний необходимости. Действуя самостоятельно ж-ст д. б. ответственным за свои поступки, ответственным перд собой и перед Аей. Т. о. необходимость и ответственность исп-ся параллельно.

Реализация свободы в ж-ской деятельности возможно лишь при соблюдении эк-их условий (материальные, технические, финансовые) в теоретическом плане эти условия сложны, но на практике представляют больше трудностей. С теоретической т. з. очевидно, что для того, чтобы реализовать свободу необходимо обладать эк-ми возм-ми. Уже на начальном этапе деят-ти нужны определ-ые стартовые затраты. Учредитель СМИ д. либо распологать соответствующими возм-ми, либо получить кредит, либо найти спонсора. Можно выделить след-щие источники дохода: 1. от потребителей инф-ции – т. е. заказываем ж-лы, газеты, 2. реклама (80 % всех доходов), 3. субсидии за счёт налогоплательщиков.

Значительная роль в работе СМИ принадлежит гос-ву. На эк-ое положение СМИ оно возд-ет разл-ми способами: уменьшением или увеличением налогов, предст-е льготных товаров, связь, в сфере законодательства, предпринимательские круги. Они м. давать субсидии, спонсорство, исп-е торговых скидок. Эта поддержка зависит от того, насколько деят-сть того или иного СМИ соответствует их запросам.

Пути решения проблемы: создание обьединений (концернов).

В условиях сущ-ия гос-ва хар-р, мера и формы проведения свободы регламентируется законодат-вом. В теории выделяют три концепции юрид-ой стороны свободы, печати и ж-ской деят-ти: 1. авторитарная конц-я, 2. конц-я полной свободы печати, 3. ответственной свободы.

1. авторитарная конц-я исходит из того, что пользоваться свободой в инф-ой деят-ти могут лишь власти господствующих сил. Неограниченную свободу получают СМИ, выпускаемые этими силами. В то же время инакомыслящие вовсе не допускаются в обл-ть ж-ки, но если они пытаются, то подвергаются жёсткой цензуре. Выделяют жёсткий авторитаризм и мягкий авторитаризм. В первом случае присуще желание завоевать и сохранить власть над умами народов путём жёстких, цензурных преследований, вплоть до приминения силы.

2.конц-я полной свободы печати – оппозиции, прогрессивные круги борьбы с господствующими силами. Здесь имеется в виду свободный рынок идей, возможность противопоставить господств-им силам свои взгляды. Они утверждают, что общ-сть д. познакомиться с различными взглядами и она сама сделает выбор провильной т. з.. ложь и несправедливость потерпят поражение.

3. конц-я ответств-ой свободы По мере развития гражд-го общества стала обнаруживаться, что требуется правовое регулирование деят-ти СМИ, при сохранении принципиальных слов. Это ведёт к формированию конц-ии ответств-ой работы СМИ. Закон регламентирует рамки свободной деят-ти СМИ, борется против злоупотребления и свободы слова и направления по которым регламентируются деят-сть ж-ки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...