Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выбрать правильный ответ




1. Сенсорная память

а) действует на уровне рецепторов;

б) действует меньше одной секунды;

в) лежит, в частности, в основе последовательных образов.

г) Все ответы верны.

2. Кратковременная память

а) длится до двух минут;

б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов;

в) позволяет долго помнить телефонный номер.

г) Все ответы неверны.

3. Долговременная память

а) обладает ограниченной емкостью;

б) обладает практически неограниченной длительностью;

в) более развита у пожилых лиц.

г) Все ответы верны.

4. Принцип специфичности кодирования касается

а) контекста, в котором осуществляется кодирование;

б) мотивации субъекта;

в) числа повторений одного и того же материала;

г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал.

5. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую-либо работу, если она

а) была доведена до конца;

б) осталась незаконченной;

в) была сознательно прекращена;

г) привела к вознаграждению.

6. Семантическая память - это такая память,

а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования;

б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира;

в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий.

г) Все ответы неверны.

7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря

а) пространственной организации;

б) последовательной организации;

в) ассоциативной организации;

г) иерархической организации.

8. Иерархическая организация

а) позволяет упорядоченно работать семантической памяти;

б) основана на том, что каждый элемент отнесен к той или иной категории;

в) требует знакомства с определенными терминами.

г) Все ответы верны.

9. При извлечении информации из памяти всегда легче

а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент;

б) распознать элемент информации среди предъявленных других;

в) ответить на прямые вопросы;

г) не учитывать контекста.

10. Пожилые люди

а) обладают лучшей, чем у молодых, памятью на давние события;

б) сохраняют способность очень легко организовывать запоминаемый мате­риал;

в) легче вспоминают что-то, чем узнают.

г) Все ответы неверны.

11. Ретроактивная интерференция

а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;

б) лежит в основе положительного переноса при научении;

в) усиливается, если материалы сильно различаются.

г) Все ответы неверны.

12. Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено

а) торможением;

б) активным забыванием;

в) мотивированным забыванием.

г) Все ответы верны.

13. Память

а) всегда играет положительную роль в процессах мышления;

б) может вызвать некоторую функциональную ригидность;

в) всегда облегчает решение задачи.

г) Все ответы верны.

14. В случае, если понятие определяется двумя атрибутами, то это

а) дизъюнктивное понятие;

б) простое понятие;

в) формирующееся понятие.

г) Все ответы неверны.

15. При решении проблемы этап подготовки

а) это первый этап в процессе решения;

б) может занимать несколько дней;

в) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.

г) Все ответы верны.

16. Когда мы находим решение проблемы «наугад», то это

а) результат случайного перебора;

б) стратегия проб и ошибок;

в) часто приводит к неприятным последствиям.

г) Все ответы верны.

17. Из всех стратегий мышления систематический перебор

а) наиболее утомителен;

б) является наиболее строгим методом;

в) реже всего используется.

г) Все ответы верны.

18. Согласно бихевиористским концепциям развития познавательных функций

а) мысль - это внутренний диалог;

б) речь - это мысль, высказанная вслух;

в) мыслям всегда сопутствуют неявные движения.

г) Все ответы верны.

19. В области развития мышления когнитивистская концепция Брунера придает особое значение

а) двигательной активности;

б) мысленным образам;

в) речи.

г) Все ответы верны.

20. Согласно Пиаже, развитие мышления связано главным образом

а) с развитием речи;

б) с взаимодействием организма и окружающей среды;

в) с угасанием процесса ассимиляции.

г) Все ответы неверны.

21. Стадия формальных операций

а) достигается всеми в возрасте от 14 до 15 лет;

б) характеризуется формулировкой гипотез и выводов;

в) характеризуется развитием субъективного мышления.

г) Все ответы верны.

22. Человеческий язык характеризуется

а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;

б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях;

в) ограниченной лингвистической компетентностью.

г) Все ответ верны.

23. Согласно теории научения, речь развивается в результате

а) интериоризации усвоенного языка;

б) последовательных приближений;

в) подражания «родительской модели».

г) Все ответы верны.

24. Преформистская теория развития речи подчеркивает в основном тот факт, что речь формируется в результате

а) обусловливания;

б) взаимодействия ребенка с окружающей средой;

в) давления, оказываемого данной культурой на ее представителей.

г) Все ответы неверны.

25. В соответствии с релятивистскими теориями любой язык «относителен» и зависит

а) от нашего восприятия мира;

б) от той или иной культуры;

в) от опыта, приобретенного путем обусловливания.

г) Все ответы неверны.

Ответы на вопросы

Заполнить пробелы

1 - непосредственную, кратковременную, долговременную; 2-сенсорная, четвер­ти; 3-емкость, семи; 4-хранения, беспредельна; 5-знакомой; б-кодирования, контекст; 7-незавершенной; 8-связывается, контекстах; 9 -кодирование, хране­ние, извлечение; 10-кодирования, кратковременной памяти, долговременной памяти; 11-эпизодическая, семантическая; 12-автобиографична; 13-семантиче­ская; 14-Пространственная, последовательная; 15- ассоциативной, общими, иерар­хической, категории; 16-извлечения, узнать, вспомнить; 17-возраст, неиспользо­вание; 18-Интерференция, проактивной интерференции, ретроактивной интерфе­ренцией; 19-мотивированным, неприятных; 20-мысленных, стратегий, перера­ботки; 21-ригидность, негативной, решение; 22-формирование, проблем; 23 - формирование; 24-Усвоить, дизъюнктивные; 25-подготовка, инкубация, «озарение», оценка; 26-стратегия, гипотезы; 27-систематический, рациональ­ный; 28-диалог, выраженная вслух; 29-активности, образов, символического; 30-схемы, других, адаптироваться; 31-ассимиляции, включить, видоизменяются, новой; 32-сенсомоторная, конкретных, формальных; 33-сигналы, сиюминутной; 34-прошлых, будущих; 35-компетентности; 36-психолингвистики, языковой психологии; 37-научения, преформистскую, релятивистские, конструктивистскую; 38-научения, подражания; 39-врожденными, лингвистическая, «матрицей»; 40-мысли, интеллекта, отображения.

Верно или неверно

1-Н; 2-Н; 3-В; 4-В; 5-В; 6-Н; 7-Н; 8-Н; 9-В; 10-Н; 11-В; 12-Н; 13-В;

14-В; 15-В; 16-Н; 17-В; 18-Н; 19-В;20-В;21-Н;22-В;23-В;24-Н;25-В.

Выбрать правильный ответ

1-г, 2-г, 3-б; 4-а; 5-б; 6-б; 7-б; 8-г; 9-б; 10-г; 11-г; 12-г; 13-б; 14-i 15-г; 16-г; 17-г; 18-г; 19-г; 20-б; 21-б; 22-г; 23-г; 24-г; 25-б.

 

 

Глава 9 Адаптация и творчество

Интеллект

«Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других!» (Me Nemar, 1964). Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.

Природа интеллекта

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект - черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагиро­вания на внешние стимулы.

Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку.

В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологи­чески и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин,

В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более «психологич­ных» тестов, которые он назвал «ментальными». В этих тестах опреде­лялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия опреде­ленных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. С помощью этих тестов Кэттелл определил параметры реакций на раздражители разной силы. Оказалось, например, что среднее время восприятия звука составляет около 0,1 секунды, а среднее время реакции на тот же звук -примерно 0,2 секунды. Особенно важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испы-

Адаптация и творчество

туемых время реакции было значительно больше или меньше наиболее типичных величин. Представив эти данные графически, Кэттелл получил колоколообразную кривую, сходную с кривыми распределения некото­рых физических или химических показателей (см. приложение Б).

Представления, сформировавшиеся в результaте с двух этих разнооб­разных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция челове­ческого разума, продержавшаяся в течение многих лет.

В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффектив­ности служило время, затраченное испытуемым на решение предложен­ных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хроно­метр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков.

Колоколообразное распределение времени реакции, полученное Кэттеллом, было использовано для оценки интеллекта с помощью раз­личных тестов и для выяснения вопроса о том, как распределяется уровень интеллекта среди населения. При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались «отсталые», а по другую - «сверходарен­ные». И наконец, периодически всплывало представление о том, что интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в ос­новном прерогативу белой «расы». Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных научных журналов.

Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект (например, Binet, Simon, 1905), рассматривали это свойство более широ­ко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом -это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни».

Эту точку зрения разделял и Векслер -ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что «интеллект -это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами», т.е., короче говоря, «успешно меряться силами с окружающим миром».

Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определе­нием интеллекта, который рассматривается как способность индивиду­ума адаптироваться к окружающей среде.

Вызывает удивление, однако, что те же ученые, которые сформули­ровали такого рода концепцию, в предлагаемых ими тестах приняли за главный показатель интеллекта скорость выполнения определенных заданий. Подобный показатель, так же как и построение кривых рас­пределения по интеллекту, плохо согласуется с широким понятием адаптации. Этот парадокс можно объяснить только упомянутыми уже историческими традициями и определенной системой школьного воспи­тания. К этим вопросам мы еще вернемся в настоящей главе.

Что же касается самих тестов на интеллект, то они в значительной степени зависят от того, как каждый исследователь представляет себе это свойство личности. И хотя в настоящее время психологи пришли

416 Глава 9

к согласию по поводу общего определения интеллекта, его компоненты и способы их оценки все еще вызывают споры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...