Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Органы исполнения наказаний




 

Минюст России в течение последних лет принимал последовательные меры по реформированию пенитенциарной системы страны в направлении гуманизации условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, гарантий их прав, свобод и законных интересов в соответствии с международными стандартами и правилами. Пенитенциарные учреждения должны развиваться в направлении их переориентации в центры социальной реабилитации в условиях изоляции.[2]

Выполнение этих задач возлагается на подведомственную Минюсту России ФСИН России, вопросы организации и деятельности которой определены Президентом РФ, утвердившим Положением о ФСИН России.

Деятельность по осуществлению правосудия в части уголовного судопроизводства предполагает необходимость содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Кроме того, законодательством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, а также применения средств исправления осужденных.

Согласно Положению Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими правоприменительные функции, функции по контролю в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений (п. 1 Положения о ФСИН России).

Согласно Положению о ФСИН России службу возглавляет директор ФСИН России, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. Назначение на должности высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и освобождение от указанных должностей осуществляется Президентом РФ по представлению министра юстиции РФ, если иное не установлено федеральным законом.

Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 в ФСИН России разрешено иметь шесть заместителей директора службы, в том числе одного первого заместителя, а также 17 управлений по основным направлениям деятельности службы.

Данная Служба подведомственна Минюсту России. При этом она осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятии и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.

Основными задачами правоохранительной деятельности ФСИН России являются:

— исполнение уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых (лиц, содержащихся под стражей);

— контроль за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений;

— обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (учреждениях, исполняющих наказания), и в следственных изоляторах;

— охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования;

— создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

— организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;

— управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями (п. 2 вышеназванного Положения).

Для выполнения поставленных перед ней задач ФСИН России наделена обширными полномочиями, закрепленными в разд. II Положения о ФСИН России.

Для решения первого блока задач:

1) в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых ФСИН России обеспечивает:

— точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;

2) в сфере обеспечения правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечения безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов ФСИН России осуществляет:

— контроль деятельности учреждений и органов уголовно - исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— меры по обеспечению сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами, по соблюдению правил оборота оружия в уголовно-исполнительной системе;

— организацию осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскной деятельности;

3) в отношении охраны и конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции, ФСИН России:

— осуществляет направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие;

— осуществляет организацию специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования;

— обеспечивает исполнение международно-правовых обязательств Российской Федерации по передаче осужденных в государства их гражданства и по экстрадиции.

Второй блок задач, решение которых предполагает осуществление правоохранительной деятельности ФСИН России, составляют:

— обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

— организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации.

В целях реализации указанных задач ФСИН России:

— обеспечивает условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах;

— осуществляет меры по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

— принимает участие в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании;

— организует исполнение актов об амнистии и помиловании и др.

Относительно создания осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, ФСИН России осуществляет:

—медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

—надзор за исполнением санитарного законодательства Российской Федерации, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения

— предоставление телекоммуникационных услуг осужденных и лицам, содержащимся под стражей.

Организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации предполагает, что ФСИН России в пределах своих полномочий:

— обеспечивает привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда;

— организует общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

— организует проведение с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, воспитательной работы, направленной на их исправление.

Важнейшей задачей ФСИН России является управление его территориальными органами и непосредственно подчиненными учреждениями.

В указанной сфере ФСИН России:

— обеспечивает безопасность объектов уголовно-исполнительной системы;

— осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, также иных предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;

— осуществляет меры по повышению устойчивости работы ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций и мирное время;

— осуществляет справочное - информационное обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся деятельности уголовно-исполнительной системы;

— осуществляет координацию деятельности образовательных и научно-исследовательских учреждений, подведомственных ФСИН России;

— организует кадровое обеспечение центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров;

— организует взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями.

Помимо вышеперечисленных, в число основных задач ФСИН России входят также:

— охрана психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, обеспечение безопасности находящихся на их территориях лиц, сопровождение и охрана лиц, которым назначено принудительное лечение в указанных больницах (стационарах), при переводе их в другие аналогичные больницы (стационары), а также в случае направления их в иные учреждения здравоохранения для оказания медицинской помощи;

— контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания (п. 2 Положения о ФСИН России).

На территориальные органы ФСИН возложены также обязанности не позднее семи суток со дня получения ходатайства о помиловании представлять его в комиссию по вопросам помилования субъекта РФ и информировать об этом ФСИН России, которой, в свою очередь, предписано представлять соответствующие сведения в целом по Российской Федерации в Администрацию Президента РФ (см. Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 28.12.2001 № 1500).

Служба должна совместно с другими органами исполнительной власти организовать реализацию разработанных специальных программ, включающих получение образования, профессии, создать гибкую систему общеобразовательного и профессионального обучения осужденных.

Значение этой деятельности обусловлено тем, что в среднем более 90% осужденных, поступающих в исправительные учреждения, не имеют специальности и трудовых навыков или полностью их утратили.

Усилия ФСИН России нацелены также на создание эффективной системы профилактики преступлений и правонарушений среди осужденных, совершенствование оперативно-режимной деятельности, обеспечение реальной правовой и социальной защищенности сотрудников службы. Пенитенциарные учреждения России должны развиваться в направлении их переориентации в центры социальной реабилитации в условиях изоляции.

На ФСИН России возлагаются также некоторые функции по организации отбывания наказания и контроля поведения лиц, приговоренных к отбыванию наказания, не связанного с лишением свободы. Так, приказом Минюста России от 11.10.2010 № 258 утверждена Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.

 

Служба судебных приставов

 

Деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам, и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область правоохраны. Особая сфера правоприменения и правоохраны образуется в связи с необходимостью организации судопроизводства в судах, обеспечения условий для его беспрепятственного осуществления с соблюдением установленного процессуальным законом порядка, обеспечения выполнения распоряжений судьи и решений суда.

Одним из важнейших направлений обеспечения эффективной деятельности судебных органов является организация исполнения судебных решений и судебных актов. Обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ представляет собой одну из важных основ организации и деятельности судебной системы РФ.

Старая система исполнения судебных решений состоящими при районных судах судебными исполнителями оказалась в новых условиях малоэффективной. С учетом сложившегося положения Государственная Дума приняла Закон о судебных приставах и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», которыми учреждался в системе Минюста России институт государственных исполнителей.

Создание службы судебных приставов в системе Минюста России, органе исполнительной власти, имеет принципиальное значение для развития судебной власти. Эта служба должна освободить судей от несвойственных им распорядительных функций по выполнению собственных решений. В связи с принятием названных федеральных законов и Положения о ФССП России была создана необходимая нормативная база для учреждения и практической деятельности специальной службы, основной функцией которой стало принудительное исполнение судебных решений.

В своей деятельности ФССП России руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России и Положением о ФССП России.

Полномочия судебных приставов определяются соответствующим процессуальным законодательством, ведомственными нормативными актами.

Так, приказом Минюста России от 03.08.1999 № 226 была утверждена согласованная с Верховным Судом РФ Инструкция о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействии судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности.

Дальнейшее расширение круга полномочий службы судебных приставов произошло в связи с принятием и введением в действие в 2003 г. Уголовно-процессуальным кодексом (УПК РФ), которым к органам дознания отнесены главные судебные приставы субъектов РФ, старшие судебные приставы (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Дознаватели органов службы судебных приставов получили право проводить дознание по ряду уголовных дел, представляющих посягательства на правосудие и предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312, 315 УК РФ (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

С введением в действие в 2002 г. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) на службу судебных приставов возложено административное производство по 11 статьям КоАП РФ о наложении штрафов.

12.03.2004 образована в современном виде Федеральная служба судебных приставов (ФССП России). ФССП России переданы функции Минюста России: по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Министерство юстиции РФ координирует и контролирует деятельность находящейся в его ведении ФССП России, а также принимает нормативные правовые акты, относящиеся к сфере деятельности этой службы.

Федеральная служба судебных приставов — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (п. 1 Положения о ФССП России).

Основные задачи ФССП России:

— обеспечение установленного порядка деятельности судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов);

— организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

— управление территориальными органами ФССП России (п. 2 вышеназванного Положения).

Для реализации поставленных перед ней задач ФССП России наделена соответствующими полномочиями, в основном — в сфере осуществления исполнительного производства. Они перечислены в разд. II Положения о ФССП России.

Для этого ФССП России:

— осуществляет: применение мер принудительного исполнения и иных мер на основании соответствующего исполнительного документа; проведение оценки и учета арестованного и изъятого имущества;

— организует: хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества; розыск должника-организации, а также имущества должника (гражданина или организации), участие судебных приставов-исполнителей в защите интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве в процедурах банкротства; исполнение решений комиссий по трудовым спорам.

Федеральная служба судебных приставов осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы. В иерархии службы можно выделить три основных звена.

1.ФССП России возглавляет директор Федеральной службы судебных приставов - главный судебный пристав Российской Федерации (далее - директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов - заместителей главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Количество заместителей директора устанавливается Президентом Российской Федерации

2. Главный судебный пристав субъектов РФ возглавляет территориальный орган ФССП России по соответствующему субъекту РФ.

3. Подразделения службы судебных приставов субъекта РФ и городах (районах) возглавляет Старший судебный пристав.

Как видим, важнейшей функцией ФССП России является управление деятельностью ее территориальными органами в субъектах РФ и муниципальных образованиях

В этой сфере ФССП России реализует следующие полномочия: руководит и контролирует их деятельность; проводит анализ деятельности территориальных органов и разрабатывает меры по ее совершенствованию; создает и ведет банки данных о возбуждении исполнительного производства, обеспечивает методологическое единообразие и согласованное функционирование информационных систем (п. 6 Положения о ФССП России).

Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на:

— судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

— судебных приставов-исполнителей (п. 1 ст. 4 Закона о судебных приставах).

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан при исполнении служебных обязанностей:

— обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса;

— обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания;

— поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда;

— выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда;

— осуществлять охрану здания, помещений суда;

— в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану;

— на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов;

— на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом, осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя;

— по поручению старшего судебного пристава обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц ФССП России при исполнении служебных обязанностей;

— при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;

— на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, создаваемое в установленном порядке органами исполнительной власти субъекта РФ, обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения;

— на основании постановления судебного пристава-исполнителя препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу РФ;

— взаимодействовать с сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими воинских частей (подразделений) и иными лицами, осуществляющими конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей, по вопросам охраны и безопасности конвоируемых лиц;

— проходить специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, а также периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

— оказывать органам внутренних дел содействие в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствии или суда;

— по поручению старшего судебного пристава или его заместителя оказывать содействие судебному приставу-исполнителю при осуществлении исполнительного производства и розыска, а также дознавателю службы судебных приставов при осуществлении дознания (п. 1 ст. 11 Закона о судебных приставах).

При исполнении своих обязанностей судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов имеет право:

— при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда (судьи), дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления такого лица, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо;

— входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда (судьи);

— в целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем;

— проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях ФССП России, осуществлять личный досмотр указанных лиц, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что они имеют при себе оружие, боеприпасы и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства;

— не допускать в вышеназванные здания, помещения, лиц, имеющих при себе такие предметы, вещества и средства (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел;

— обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;

— применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, если иные меры не обеспечили исполнения возложенных на них обязанностей. Условия осуществления данного права требуют специального рассмотрения. Так, физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, может применяться для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, либо удержания лиц в соответствии с судебным актом или преодоления противодействия законным требованиям судебного пристава (п. 2 ст. 11 Закона о судебных приставах).

Специальные средства, имеющиеся на вооружении судебных приставов, могут применяться для:

— отражения нападения на судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также граждан, находящихся в судебных помещениях;

— пресечения сопротивления, оказываемого судебному приставу, или нападения на него в связи с исполнением им своих служебных обязанностей;

— задержания лица, совершающего преступление против жизни, здоровья или собственности;

— доставления в органы внутренних дел задержанных лиц, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег или причинить вред окружающим;

— исполнения принудительного привода лиц, уклоняющихся от выполнения законных требований по явке в суд, к дознавателю службы судебных приставов или судебному приставу-исполнителю (ст. 17 Закона о судебных приставах).

Огнестрельное оружие судебные приставы могут применять для:

— отражения нападения на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, а также на граждан и судебных приставов, когда их жизнь и здоровье подвергаются опасности; пресечения попытки завладении оружием или специальными средствами;

— отражения группового или вооруженного нападения на суд и судебные помещения;

— пресечения побега из-под стражи, а также пресечения попыток насильственного освобождения лиц, содержащихся под стражей (ст. 18 Закона о судебных приставах).

Правовой статус судебного пристава-исполнителя, закрепленный в Законе о судебных приставах, позволяет ему в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов:

— принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

— предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

— рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

— получать и обрабатывать персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;

— объявлять розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществлять такой розыск в соответствии с законодательством РФ;

— осуществлять розыск на основании судебного акта гражданина-ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов (п. 1 ст. 12 Закона и судебных приставах).

Для реализации своих полномочий судебный пристав-исполнитель вправе:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении и банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном и исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— в случае неясности положений исполнительного документа способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнении

— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

— при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск (п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах).

Следует подчеркнуть, что законные требования судебного пристава, независимо от характера осуществляемых им функций, подлежат выполнению всеми органами, организациями должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.

ФССП России как одна из разновидностей государственной правоохранительной службы (ст. 7 Федерального закона от 25.04.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации») приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения.

Учитывая, что судебные приставы призваны обслуживать сферу правосудия, законодатель счел необходимым закрепить нормативно требования к кандидатам на должности судебных приставов. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший воз­раста 20 лет, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (а для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначено лицо, имеющее судимость.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные направления деятельности Минюста России?

2. Какова система Минюста России?

3. Какова структура Минюста России?

4. Каковы основные направления деятельности ФСИН России?

5. В чем заключается правоохранительная деятельность ФСИН России?

6. Каковы основные направления деятельности ФССП России?

7. В чем заключается правоохранительная деятельность ФССП России?


[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 565.

[2] Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров / под общ. ред. В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.; Издательство Юрайт, 2014. — Серия: Бакалавр. Базовый курс. С. 276.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...