Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эластичность спроса - колебания совокупного спроса, вызванные изменением (понижением или повышением) цен на товары и услуги.

Эластичность спроса.

Теория эластичности спроса изучает степень чувствительности потребителей к изменению цен на товары и услуги. На изменение цен некоторых товаров потребители реагируют более чутко, чем на изменение цен других. То есть, при малом изменении цены на какой-либо товар происходит значительно большее увеличение объема спроса на этот товар, либо, наоборот, при значительном изменении цены товара спрос на него практически не изменяется. В первом случае следует говорить, что потребители чувствительны к изменениям цен, а во втором нет.

Эластичность спроса - колебания совокупного спроса, вызванные изменением (понижением или повышением) цен на товары и услуги.

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса измеряется при помощи коэффициента Ed, вычисляемого по формуле:

Ed =

процентное изменение количества спрашиваемой продукции
 
процентное изменение цены

В зависимости от степени эластичности спрос делят на:

1. Эластичный спрос - Ed>1, т.е. изменение цены на товар вызывает изменение выручки от реализации этого товара в противоположном направлении. Если цена товара увеличивается, то это ведет к уменьшению общей выручки, а если цена уменьшается, то общая выручка повышается.

2. Неэластичный спрос - Ed<1, т.е. изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. Если цена товара увеличивается, то общая выручка тоже увеличивается.

3. Единичная эластичность спроса - Ed=1, т.е. на рынке сложилась четкая равновесная цена, царит спокойствие и целесообразнее не подвергаться риску на рынке. Любое изменение цены оставит объем реализации без всяких изменений.

Различают эластичность спроса по доходу и эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу - отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению доходов потребителей при прочих равных условиях.

Эластичность спроса по цене - отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях.

Существует два крайних случая эластичности. В первом случае, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, можно говорить о совершенно неэластичном спросе. Кривая совершенно неэластичного спроса вертикальна. Примером является спрос хронически больных людей на лекарства. Во втором случае, когда небольшое понижение цены товара приводит к предельному увеличению закупок этого товара, речь идет о совершенно эластичном спросе. Кривая совершенно эластичного спроса горизонтальна. (График см. "Экономикс", том 2, стр. 15).

Выделяют несколько факторов, влияющих на изменение эластичности спроса: во-первых, большее количество товаров-заменителей на данный товар делает спрос на этот товар более эластичным; во-вторых, чем большую часть своего дохода потребитель тратит на этот продукт, тем более эластичен спрос на него; в-третьих, спрос на предметы роскоши является эластичным, а на предметы первой необходимости совершенно неэластичен. Например, для большинства людей хлеб - это продукт первой необходимости, и любое повышение цены на него не заставит людей отказаться от его приобретения. Четвертый фактор - временной, т.е. чем длиннее период времени на принятие решения о покупке товара, тем эластичнее спрос на данный товар.

 

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены. Коэффициент эластичности предложения рассчитывается как отношение объема предложения (в%) к росту или снижению цен (в%).

 

E(предл.)= Относительное изменение объема предложения/Относительное изменение цен

 

Когда уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены влечет рост предложения, это означает абсолютно эластичное предложение. Если же предлагаемое количество товаров остается неизменным, несмотря на изменение цены, - предложение неэластично.

Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична.

Факторы влияющие на эластичность спроса:

1. Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

2. Фактор времени – чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

3. Предметы роскоши и предметы первой необходимости – спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

4. Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей – чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...