Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Указания к выполнению домашней контрольной работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТОРГОВЛИ

 

 

Основы права

Методические рекомендации по изучению УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ,

Задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению Для учащихся заочной формы обучения

Специальность: 2-25 01 10 коммерческая деятельность (по направлениям)

2-91 01 01 ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ И
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ (по направлениям)

 

 

 
 

 


Брест

 

Автор и составитель: Н.Е. Васильченко, преподаватель УО «Брестский ГПТК торговли»

 

Рецензенты: Л.В. Крупта, зав. отделением заочной формы обучения УО «Брестский ГПТК торговли»

 

Л.В.Верич, зам. директора по УМР УО «Брестский ГПТК торговли»

 

 

Технический редактор: Е.Н.Король, оператор ЭВМ УО «Брестский ГПТК

торговли»

 

 

Методические рекомендации разработаны на основе типовой учебной программы дисциплины «Основы права», утвержденной Министерством образования от _____________

 

Методические указания предназначены для учащихся специальностей: «Коммерческая деятельность» и «Производство продукции и организация общественного питания» заочной формы обучения.

 

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии

Протокол № ___ от _________________ 20__

 

 

© Брестский государственный ПТК торговли


 

Общие положения

Методические рекомендации по дисциплине «Основы права» предусмотрены для учащихся специальностей 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность (по направлениям)» и 2-91-01 01 «Производство продукции и организация общественного питания (по направлениям)», обучающихся по заочной форме обучения.

Право – система общеобязательных норм, обеспечивающих регламентацию общественных отношений в масштабах всего общества. Наряду с обычаями и моралью оно служит упорядочению социальных отношений, гармонизации интересов индивида и общества. Право призвано обеспечить реализацию и защиту прав и свобод личности, охрану существующего конституционного строя, демократических институтов и ценностей. Игнорирование права ведет к произволу и анархии. Утверждение права означает победу цивилизованных форм общения над диктатом и несправедливостью. Право находит свое выражение в законодательных актах. Благодаря законодательным актам нормы права получают государственно-властное, общеобязательное признание и защиту. Их осуществление требует наличия специального аппарата, способного охранять право и обеспечить правопорядок, применяя в случае необходимости принуждение по отношению к правонарушителям.

Связь права и государства неоднозначна. Являясь правовой организацией публичной власти, свободных индивидов и призванное быть гарантом их прав, государство способно злоупотреблять своей властью. Правовое государство утверждает приоритет прав и свобод человека, ограничивая сферу своей деятельности их охраной, ограждая индивида не только от преступных посягательств со стороны других индивидов, но и от произвола власти. Разумное ограничение вмешательства государства в частную жизнь своих граждан способствует проявлению их инициативы в экономической деятельности и в личных отношениях в интересах всего общества. Вторгаясь в сферу этих отношений, государство выступает как равная сторона.

Курс «Основы права» является важнейшим элементом системы гражданского образования в Республике Беларусь. Особую актуальность ему придает осуществляемое сегодня реформирование политической системы и систематизация права. Правовое государство предоставляет гражданам широкие возможности участия в управлении делами общества и государства, что требует от них знания своих прав и обязанностей, правомочий государственных органов и общественных организаций.

Изучение курса «Основы права» призвано содействовать решению следующих основных задач:

- формированию правовой и политической культуры, росту правосознания;

- укреплению правопорядка и государственности в Республике Беларусь;

- созданию системы демократического гражданского образования в Республике Беларусь;

- гуманизации и гуманитаризации образования в Республике Беларусь.

В основу программы положена концепция изучения права, исходящая из следующих основополагающих принципов:

1. Принцип приоритета прав человека

2. Принцип связи с практикой

3. Принцип ценностей ориентированности

4. Принцип взаимосвязи обучения и воспитания

Методика преподавания предмета строится на сочетании лекционных занятий как основной формы обучения с практическими, а также с самостоятельной работой учащихся над теорией права и нормативно-правовыми документами. Следует максимально использовать в учебном процессе принятые за последние годы нормативные акты.

Для решения задач программы и полноценного изучения ее содержания предполагается единство знаний, их понимание и применение.

 

СТРУКТУРА КУРСА

Структура курса определяется рабочим учебным планом специальностей: 2-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 2-91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания». Изучение дисциплины «Основы права» производится по специальности «Коммерческая деятельность» на 4 курсе, по специальности «Производство продукции и организация общественного питания» на 5 курсе в объеме 40 часов, в том числе аудиторных занятий – 6 часов, из них лекций – 4 часа, практических – 2 часа и 34 часа самостоятельной работы. Учебным планом предусмотрено выполнение домашней и итоговой контрольных работ. Индивидуальных консультаций по каждой специальности – 6 часов, которые проводятся согласно графику, утвержденному директором.

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Разделы, темы Количество учебных часов Время на самостоятельную работу учащихся (часов)
Всего В том числе
для дневной формы для заочной формы на обзорные занятия на лаб. практ. занятия
Введение          
Раздел 1. Основы общей теории государства и права          
1.1. Место и роль права в жизни человека и общества          
1.2. Основные понятия и категории общей теории государство и права.          
Раздел 2. Основные отрасли права          
2.1. Основы конституционного права.   0,5 0,5   1,5
2.2. Основы административного права.   0,5 0,5   0,5
2.3. Основы гражданского права.   0,5 0,5   2,5
2.4. Основы трудового права.   0,5 0,5   4,5
Практическая работа № 1          
2.5. Основы жилищного права          
2.6. Основы семейного права          
2.7. Основы экологического права          
2.8.Основы уголовного права          
2.9. Основы международного права          
Раздел 3. Защита прав человека          
Обязательная контрольная работа / Итоговая контрольная работа          
ВСЕГО по дисциплине:          

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по «Основам права» является формой самостоятельной работы учащихся-заочников, призванной дополнить и углубить из знания по данной дисциплине.

Контрольная работа выполняется в рамках изучаемого курса по 30 вариантам, которые соответствуют порядковому номеру учащихся в журнале. Например, если Ваш порядковый номер в журнале 17, то вы выполняете вариант №17.

Контрольная работа должна состоять из следующих разделов:

- титульный лист;

- ответы на теоретические вопросы;

- список используемой литературы;

- дата и подпись учащегося.

Контрольная работа оформляется в ученической тетради, разборчиво с нумерацией страниц и полями 2-2,5 см для замечаний рецензента. Не допускается написание в каждую клеточку, а также сокращение слов. В начале работы приводится оглавление, где указывается номер варианта, наименование теоретических вопросов.

В конце работы приводится список использованной литературы в алфавитном порядке, дата написания и подпись учащегося.

Для рецензии преподавателя следует оставить 1 – 2 чистых листа.

В межсессионный период учащиеся самостоятельно изучают учебную литературу, рекомендованную преподавателем и данными методическими указаниями, после чего выполняют домашнюю контрольную работу.

Выполненная контрольная работа сдается методисту отделения, регистрируется, проверяется преподавателем. Работа оценивается «зачтено», «зачтено условно» или «не зачтено». Замечания указываются рецензентом в конце работы. Если работа не зачтена или зачтена условно, то она отправляется на доработку. Работа, направленная на доработку, в зависимости от замечаний рецензента, либо перерабатывается полностью, либо соответствующим образом дополняется. Работа, которая была не зачтена, а также переработанный вариант этой работы, вновь сдается на заочное отделение для проверки. Работа, которая была зачтена условно, а также переработанные задания, остаются у учащегося и сдаются преподавателю при защите контрольной работы.

Учащийся-заочник должен выполнить контрольную работу, строго придерживаясь указанных ниже требований. Работа, выполненная без их соблюдения, к защите не допускается и возвращается учащемуся на доработку.

Образец оформления титульного листа указан в приложении.

 


ВАРИАНТЫ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант №1

1. Раскройте основные понятия и категории права.

2. Дайте характеристику понятиям «семья» и «семейные правоотношения».

3. Опишите источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений.

 

Вариант №2

1. Опишите историю конституционного развития в Республике Беларусь.

2. Раскоройте правовые вопросы охраны труда.

3. Перечислите сроки трудового договора.

 

Вариант №3

1. Охарактеризуйте законодательную власть в Республике Беларусь.

2. Дайте характеристику понятию «трудовая дисциплина».

3. Перечислите порядок расторжения трудового договора, заключенного на неопределенный срок по желанию работника.

 

Вариант №4

1. Дайте характеристику понятию «административная ответственность». Перечислите административные правонарушения и административные взыскания.

2. Раскройте правовые вопросы оплаты труда.

3. Опишите порядок расторжения трудового договора по инициативе нанимателя.

 

Вариант №5

1. Дайте характеристику понятиям «гражданское право», «физическое и юридическое лицо».

2. Охарактеризуйте рабочее время и время отдыха.

3. Опишите право социального обеспечения.

 

Вариант №6

1. Перечислите основные виды договоров в гражданском праве.

2. Охарактеризуйте трудовой договор.

3. Опишите международное право. Реализация норм международного права.

 

Вариант №7

1. Дайте характеристикку понятию «наследственное право».

2. Раскройте порядок заключения трудового договора.

3. Перечислите порядок возмещения ущерба, причиненного нанимателю.

 

 

Вариант №8

1. Охарактеризуйте семейное право.

2. Перечислите порядок заключения коллективного договора, а так же раскройте его содержание.

3. Опишите административную ответственность в торговле.

 

Вариант №9

 

1. Дайте характеристику понятию «экологическое право».

2. Опишите систему и источники трудового права. Трудовые правоотношения.

3. Укажите сроки обращения за разрешением трудовых споров.

 

Вариант №10

1. Дайте характеристику понятию «уголовное право».

2. Опишите правовые вопросы оплаты труда. Средний заработок.

3. Дайте определение понятию «комиссия по трудовым спорам».+

 

Вариант №11

1. Раскройте оссобенности жилищного права.

2. Опишите административные правонарушения в области торговли.

3. Дайте характеристику сверхурочным работам. Нормированный рабочий день.

 

Вариант №12

1. Дайте определение понятию собственности, харктеристику её видов.

2. Расскройте права и обязанности родителей.

3. Опишите систему органов государственной власти.

 

Вариант №13

1. Дайте характеристику предпринимательской деятельности в Республике Беларусь.

2. Раскройте реализацию права.

3. Опишите судебную власть в Республике Беларусь.

 

Вариант №14

1. Дайте определение понятию «право» и «мораль».

2. Опишите нормирование труда и заработную плату.

3. Раскройте особенности контрактной системы в Республике Беларусь.

 

Вариант №15

1. Опишите президентскую власть в Республике Беларусь.

2. Объясните ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

3. Раскройте значение трудовой книжки.

 

Вариант №16

1. Дайте определение понятию и сущности государства, его признаки.

2. Дайте характеристику праву природопользования.

3. Перечислите порядок увольнения по инициативе нанимателя.

Вариант №17

1. Охарктеризуйте роль правительства Республики Беларусь.

2. Опишите личные права и свободы.

3. Перечислите порядок соглашения и назовите их виды.

 

Вариант №18

1. Дайте хаарктеристику нормативно-правовым акам, назовите их виды.

2. Опишите социальные отпуска.

3. Раскройте имущественные права родителей.

 

Вариант №19

1. Раскройте структуру Конституции Республики Беларусь.

2. Опишите административную ответственность в сфере торговли.

3. Охарктеризуйте режим и учет рабочего времени.

 

Вариант №20

1. Опишите систему и источники гражданского права.

2. Дайте характеристику понятию занятости населения и статуса безработного.

3. Раскройте принципы жилищного права.

 

Вариант №21

1. Опишите источники права в Республике Беларусь.

2. Раскройте порядок соучастия в преступлении.

3. Охарктеризуйте сверхурочные работы.

 

Вариант №22

1. Опишите трудовой кодекс Республики Беларусь, его структуру.

2. Раскройте понятие и признаки преступления.

3. Дайте хаарактеристику видам рабочего времени.

 

Вариант №23

1. Опишпите международное частное право.

2. Охарактеризуйте экономическую функцию государства и права.

3. Раскройте права работника на охрану труда.

 

Вариант №24

1. Опишите нормативную систему международного права.

2. Охарактеризуйте усыновление (удочерение).

3. Равкройте правила пользования служебным помещением.

 

Вариант №25

1. Дайте определение понятию и источникам уголовного права.

2. Опишите ответственность за нарушение экономического законодательства.

3. Раскройте ососбенности социального обслуживания населения.

 

Вариант №26

1. Дайте определение понятию и предмету Конституционного права.

2. Охарактеризуйте меры уголовной ответственности.

3. Назовите порядок приема на работу.

 

Вариант №27

1. Дайте характеристику административно-правовым нормам.

2. Дайте опредлене понятию «юридические лица».

3. Расскройте особенности коллективных трудовых споров.

 

Вариант №28

1. Раскройте право социального обеспечения и назанчение пособия.

2. Перечислите порядок приватизации жилых помещений.

3. Дайте характеристику понятию «время отдыха».

 

Вариант №29

1. Раскройте сущность брака и семьи по семейному законодательству Республики Беларусь.

2. Опишите политические права и свободы.

3. Дайте определение понятию, значению и видам договоров.

 

Вариант №30

1. Раскройте предмет жилищного права.

2. Дайте характеристику опеке и попечительству.

3. Опишите форму сделок.

 


Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся

Отметка в баллах Показатели оценки
(один) Узнавание отдельных объектов программного учебного материала предъявляемых в готовом виде. Основные понятия гражданского, трудового, семейного, уголовного, административного права. Низкая осознанность этих понятий, трудности с ответами на наводящие вопросы преподавателя.
(два) Различение объектов изучения программного материала, предъявляемые в готовом виде. Бессистемное изложение программного материала. Ответы только при помощи наводящих вопросов преподавателя, низкая степень самостоятельности. Неумение применить знание при решении правовых ситуаций.
(три) Воспроизведение отдельных объектов программного материала. Фрагментарный пересказ изучаемого материалов с существенными ошибками, искажение материала. Поиск нормы права при решении ситуаций по наводящим вопросам преподавателя.
(четыре) Воспроизведение значительной части программного материала по памяти (дает определение понятий права, нормативных актов, оснований возникновения гражданских правонарушений, институтов трудового права, семейного, административного, конституционного правового статуса гражданина, механизма правосудия) без осознания внутренних закономерностей и логической взаимосвязи и последовательности. Наличие единичных существенных ошибок.
(пять) Осознанное воспроизведение большой части программного учебного материала. Знание понятий по изучаемым отраслям права с объяснением структурных связей между ними, допуская несущественные ошибки.
(шесть) Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала (характеристика основных правовых категорий, выявление основных закономерностей и связей между ними, приведение примеров из практики по данным понятиям), допуская несущественные ошибки. Применение знаний в знакомой ситуации (решение задач и правовых ситуаций стандартного характера) с несущественными ошибками. Недостаточно прочное владение навыками самостоятельной работы с кодексами и другими нормативными актами.
(семь) Полное прочное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала (развернутая характеристика Конституции, Гражданского кодекса, Трудового кодекса, Кодекса о браке и семье, Кодекса об административных правонарушениях, Гражданского процессуального кодекса и т.п.) с выявлением, обоснованием и доказательством причинно-следственных связей и формированием выводов, допуская единичные ошибки. Абсолютно самостоятельное и полное выполнение стандартных заданий средней сложности. Выполнение более сложных заданий с помощью преподавателя, наличие единичных несущественных ошибок. Прочное владение навыками самостоятельной работы с Конституцией, кодексами, учебно-методической и справочной литературой.
(восемь) Полное, прочное, глубокое знание и осознанное воспроизведение всего программного материала (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности правовых категорий, обоснование признаков, характеристика структуры и элементов правовых отношений в различных отраслях права, формирование выводов). Наличие единичных несущественных ошибок. Самостоятельное выполнение любых стандартных заданий соответствующих программным требованиям любой сложности, решение любых стандартных правовых ситуаций с наличием единичных несущественных ошибок.
(девять) Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом и частично измененной ситуации (умение трактовать вопрос, выявить проблему, дать логическое умозаключение на основе анализа и интерпретации). Оперативное применение учебного материала, как на основе известных правил и предписаний, так и поиск нового знания, новых способов решения учебных задач, наличие действий творческого характера для выполнения заданий. Самостоятельное и правильное выполнение заданий проблемного характера, поиск нестандартных правовых ситуаций. Прочное владение навыками самостоятельной работы с нормативной, учебно-методической и справочной литературой. Получение новых знаний из различных источников.
(десять) Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности (анализ нормативного материала, выявление различий по сравнению с законодательством других государств). Проявление гибкости и применение знаний, осознанное и оперативное трансформирование полученных знаний для решения правовых проблем в незнакомых ситуациях, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий исследовательского характера (предложение и обоснование путей совершенствования законодательства РБ)

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Конституция Республики Беларусь, Мн., 2005.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь, Мн., Амалфея, 2004.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь, Мн., Амалфея, 2005.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Мн., Амалфея, 1999.

5. Уголовный кодекс Республики Беларусь, Мн., 2000.

6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Мн., 2000.

7. Закон РБ «О гражданстве Республики Беларусь», г-та «Республика», № 15 (28) от 23 августа 2002 года

8. Комментарии к Трудовому кодексу РБ, Мн., Амалфея, 2000

9. Комментарии к Гражданскому кодексу РБ, книга первая, Мн., 2000

10. Уч-к «Гражданское право» под ред. В.Ф. Чигиря, ч. 1, Мн., Амалфея, 2000

11. Уч-к «Трудовое право» под ред. В.И. Семенкова, 2000

12. И.И. Котляр «Права человека», Мн., Тесей, 2002

13. Н.Н. Белякович «Права и свободы граждан», Молодежное научное общество, Мн., 2000

14. Д.Н. Колбасин, «Гражданское право республики Беларусь», общ. часть, Молодежное научное общество, Мн., 2000

15. «Основы права», под ред. В.Н. Витушко, В.Г. Тихнини, Г.Б. Шишко, Мн., БГЭУ, 2002

16. «Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия», под ред. М.Г. Прониной, Мн., «Вышэйшая школа», 2000

17. Уч-к «Основы права» под ред. Г.Б. Шишко, Мн., Амалфея, 2002

18. «Административное право» уч. пособие под ред. Д.А. Гавриленко, Мн., Амалфея, 2002

19. «Трудовое законодательство» справочник-комментарии под ред. Г.А. Василевича, Мн., «Книжный дом», 2003

20. В.В. Паневчик «Делопроизводство», Мн., Амалфея, 2000

21. Э.Н. Давыдов, А.Е. Рыбаков «Делопроизводство», Мн., 1998

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...