Раздел 5. Звуковая природа языка
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Аннотированная программа модуля «Основы языкознания» Направление: 081100 «Государственное и муниципальное управление», очное
Квалификация: бакалавр Составители: к.ф.н. Тинякова Е.А. (доц. каф. Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин) Сергиев Посад - 2011 Цель: дать систематизированный свод общелингвистических знаний, являющихся базовыми дляформирования гуманитарного профиля специалиста в целом, познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, основными понятиями, которые углубляют понимание роли языка в обществе и человеческой деятельности.
Задачи: 1. Развить лингвистическое мышление на основе фактов языкознания. 2. Понимать роль языка в специфике социального поведения человека. 3. Понимать роль языка в обществе и культуре. 4. Сформировать лингвистическую культуру будущего специалиста сферы управления. Объем в ЗЕ: 2 кредита Время изучения: курс 1 семестр 2 Всего: 72 ч.= 36 ч. ауд.+ 36 ч. сам.+ экзамен 2 с. + 18 ч. лекции+ 18 ч. практ.+ экзамен Взаимосвязь с другими модулями: Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ: русский язык и культура речи, основы русского языка, иностранный язык, культурология, философия, социология (цикл ГСЭ), связь с общественностью, организационное поведение, социология управления, управление персоналом, введение в специальность.
Групповая принадлежность ОМ: общекультурный, общепрофессиональный Кластерная принадлежность ОМ: теоретико-практический Модуль направлен на формирование следующих компетенций: − обращение к роли языка в укреплении психического и физического здоровья человека, формировании полноценной личности социума;
−использование языка в установлении толерантности с окружающими людьми; −через понимание системы и структуры языка овладевать культурой мышления; −использование общелингвистических положений в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации.
Формы освоения ОМ: при прохождении модуля обязательно использование учебников по общему языкознанию последних лет издания (с 2005), приучать студентов к самостоятельному поиску литературы по расширению учебных текстов, использование учебных интернет-ресурсов по предмету «общее языкознание»; теоретическому знанию давать практическое приложение; при прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения. Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы: 50/50 % - теоретико-практический кластер КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Сущность человеческого языка Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. Определение языка. Различные подходы к классификации функций языка.
Раздел 2. Язык как общественное явление Язык как особое общественное явление. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Социальная дифференциация языков. Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации. Языковая личность, вторичная языковая личность.
Раздел 3. Связь языка и мышления Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.
Раздел 4. Структура языка Концептуальная картина мира. Языковая картина мира. Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. Понятие лингвистического знака. Учение Ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке. Основные единицы языка. Членение речевого высказывания. Сравнение структуры естественного и искусственного языков. Понятие о языковой логике. Раздел 5. Звуковая природа языка Звуковой и акустический аспект языка. Фонетика, фонология, орфоэпия. Единицы звуковой формы языка: языковый и неязыковый звук, фонема, слог. Типология фонем по функциям. Фонетические процессы и фонетические законы в языке. Слог и ударение. Интонология. Понятие об интонеме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|