Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 5. Звуковая природа языка




Аннотированная программа модуля

«Основы языкознания»

Направление:

081100 «Государственное и муниципальное управление», очное

 

 

Квалификация: бакалавр

Составители: к.ф.н. Тинякова Е.А. (доц. каф. Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин)

Сергиев Посад - 2011


Цель: дать систематизированный свод общелингвистических знаний, являющихся базовыми дляформирования гуманитарного профиля специалиста в целом, познакомить с важнейшими разделами и проблемами науки о языке, основными понятиями, которые углубляют понимание роли языка в обществе и человеческой деятельности.

 

 

Задачи:

1. Развить лингвистическое мышление на основе фактов языкознания.

2. Понимать роль языка в специфике социального поведения человека.

3. Понимать роль языка в обществе и культуре.

4. Сформировать лингвистическую культуру будущего специалиста сферы управления.

Объем в ЗЕ: 2 кредита

Время изучения: курс 1 семестр 2

Всего: 72 ч.= 36 ч. ауд.+ 36 ч. сам.+ экзамен

2 с. + 18 ч. лекции+ 18 ч. практ.+ экзамен

Взаимосвязь с другими модулями:

Данный модуль является базой для изучения следующих ОМ:

русский язык и культура речи, основы русского языка, иностранный язык, культурология, философия, социология (цикл ГСЭ), связь с общественностью, организационное поведение, социология управления, управление персоналом, введение в специальность.

 

Групповая принадлежность ОМ: общекультурный, общепрофессиональный

Кластерная принадлежность ОМ: теоретико-практический

Модуль направлен на формирование следующих компетенций:

− обращение к роли языка в укреплении психического и физического здоровья человека, формировании полноценной личности социума;

−использование языка в установлении толерантности с окружающими людьми;

−через понимание системы и структуры языка овладевать культурой мышления;

−использование общелингвистических положений в профессиональной деятельности и профессиональной коммуникации.

 

Формы освоения ОМ:

при прохождении модуля обязательно использование учебников по общему языкознанию последних лет издания (с 2005), приучать студентов к самостоятельному поиску литературы по расширению учебных текстов, использование учебных интернет-ресурсов по предмету «общее языкознание»; теоретическому знанию давать практическое приложение; при прохождении модуля обязательно использование активных методов обучения, форм контекстного обучения.

Процентное соотношение академических и практико-ориентированных форм учебной работы:

50/50 % - теоретико-практический кластер


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Раздел 1. Сущность человеческого языка

Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.

Определение языка. Различные подходы к классификации функций языка.

 

Раздел 2. Язык как общественное явление

Язык как особое общественное явление. Социальная обусловленность языка. Специфика обслуживания языком общества. Задачи и методы социолингвистики. Понятие языковой ситуации, языковой политики, языкового строительства. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Социальная дифференциация языков.

Социально-деятельностные основы вербальной коммуникации.

Языковая личность, вторичная языковая личность.

 

 

Раздел 3. Связь языка и мышления

Проблема соотношения языка и мышления. Современные представления о психофизиологической основе мышления. Понятие языковой способности человека и его речевой деятельности. Развитие речи. Психолингвистика. Идеи и методы исследования.

 

Раздел 4. Структура языка

Концептуальная картина мира. Языковая картина мира.

Язык как системно-структурное образование. Понятие системы и структуры. Структурные отношения в языке. Понятие уровня языка, основные языковые уровни и единицы системы языка. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.

Понятие лингвистического знака. Учение Ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.

Основные единицы языка. Членение речевого высказывания.

Сравнение структуры естественного и искусственного языков. Понятие о языковой логике.

Раздел 5. Звуковая природа языка

Звуковой и акустический аспект языка. Фонетика, фонология, орфоэпия. Единицы звуковой формы языка: языковый и неязыковый звук, фонема, слог. Типология фонем по функциям. Фонетические процессы и фонетические законы в языке. Слог и ударение. Интонология. Понятие об интонеме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...