Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зеленская Валентина Алексеевна,

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)

Тема: «Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов»

студентки 5 курса группы И5И

направление подготовки

44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

профили «Изобразительное искусство»

и «Дополнительное образование»

Кияницкой Юлии Сергеевны

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры

педагогических арт-технологий  

Зеленская Валентина Алексеевна,

 

Работа допущена к защите                 Дата защиты 

«___» ______________ 2020 г.          «___» _________ 2020г.

Зав. кафедрой ____________             Оценка «_____________________»

 

Ставрополь, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4-8

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

1.1 Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема ……………...........9-16

1.2 Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников средствами изобразительного искусства…………………….…………..………...…17-20

1.3 Педагогические условия формирования интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов……………………………………..…………....21-29

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента….....30-35

2.2 Содержание и методика формирования интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов………………………………..…………………..36-41

2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента……………..….41-48

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ «Цветы»

3.1 Технология выполнения творческой работы графическими материалами………………………………………………………………….49-55

3.2 Содержание творческой работы «Цветы»………….…56-59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………60-62

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..63-68

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

    Одним из направлений современной системы образования является формирование графической культуры в учебных занятиях, которая отражает специфику российского общества- разнообразие регионов, различие их природных, культурных и исторических особенностей. Преподавание изобразительного искусства с учетом интеллектуально-графической культуры  направленно на становление интереса и приобщения ученика к культуре, способствует формированию графических умений и навыков. Для того, чтобы увидеть мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать у учащихся графическую культуру, умения анализировать состояние природы, осознано выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ. Важная задача графической культуры  школьников заключается в том, чтобы научить различать прекрасное и возвышенное, безобразное и низменное, развивать способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в обществе, искусстве. Реализация интеллектуального потенциала адаптирует личность к окружающему миру, а реализация творческого - окружающий мир к потребностям личности.

Замедленность процесса переработки информации, несовершенство зрительного и двигательного контроля за движениями приводит к многочисленным графическим ошибкам и трудностям. [15, c. 15]

    Данная проблема актуальна, так как от ее решения зависит формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников. Освоение графической культуры формирует в личностные качества ребенка, связанные инициативностью, стремлением к творческому поиску, развитием графических умений в различных видах деятельности. А также наглядно продемонстрировать художественный вкус.

    Изучение темы обусловлено рядом противоречий:

- между потребностью современного общества в сохранении и приумножении интеллектуально-графической культуры, искусства и недостаточной реализацией методик совершенствования преподавания изобразительного искусства с учетом компонента графической культуры;

-между потребностью учащихся в формировании интеллектуально-графической культуры и недостаточным владением обучения средствам графического компонента;

-между современными требованиями к подготовке художников-педагогов и уровнем овладения учителем инновационными педагогическими технологиями;

-между потребностью школьников в создание цветочной композиции и недостаточным умением нравственной оценки прекрасного в окружающей среде.

    Данные противоречия определили проблему исследования.

Проблема исследования: при каких педагогических условиях использование цветных графических материалов на уроках изобразительного искусства, будет способствовать формированию интеллектуально-графической культуры учащихся младшего школьного возраста?

Цель исследования: обосновать педагогические условия формирования интеллектуально-графической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе освоения цветных графических материалов

Объект исследования: процесс формирования интеллектуально-графической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Предмет исследования: возможности изобразительного искусства при формировании интеллектуально-графической культуры учащихся младшего школьного возраста в процессе освоения цветных графических материалов

Гипотеза: формирование интеллектуально-графической  культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе освоения цветных графических материалов будет эффективным, если:

- ознакомление учащихся с теоретическими и практическими аспектами создания графического рисунка будет осуществляться через знакомство и анализ работ художников, занимающихся созданием графических работ на тему цветочной композиции;

- на уроке изобразительного искусства будет воспитываться любовь к природе, к прекрасному, а также заинтересованность в приумножении и сохранении культурных ценностей.

-в содержание уроков включены задания разной сложности;

-методика обучения школьников направлена на формирование интеллектуально-графической культуры младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе освоения графических материалов при работе над цветочной композицией;

-разработана диагностика изучающая формирования интеллектуально-графической культуры младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе освоения графических материалов при работе над цветочной композицией.

    Задачи исследования:

1) осуществить теоретический анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;

2) своеобразие/особенности влияния графических техник в процессе формирования интеллектуально-графической культуры учащихся младшего школьного возраста;

3) обосновать выбор содержания, методов, приемов обучения, необходимых для формирования интеллектуально-графической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства;

4) апробировать методику формирования интеллектуально-графической культуры учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в процессе применения графических материалов;

5) выполнить творческую работу по теме исследования;

    В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

теоретические - анализ искусствоведческой, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования,

эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, беседа, анализ художественно-творческих работ, тестирование, педагогический эксперимент.

    Теоретическая основа исследования

Теория….

Концепция…

Теоретические положения…

формированием интеллектуальных умений занимался И.Ф. Гербарт;

Педагогические условия чего? изучались Н.М. Борытко.

Проблеме формирования личности посвящены исследования Л.С. Выготского, С.П. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. Проблему формирования графических умений рассматривались Б.Ф. Ломовым, Н.Н. Ростовцевой, А.Е. Терентьевым.

Психологические аспекты формирования графической культуры изучаются А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Д. Флейвелл, Д. Миллер и др.

    База исследования:

МБУ ДШИ №4 г.Ставрополя

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ЦВЕТНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

 

1.1. Формирование интеллектуально-графической культуры младших школьников как психолого-педагогическая проблема

 

1. вступление. Почему важна ИГК, социальные процессы и их влияние на потребность в формировании ИГК у подрастающего поколения.

2. исследования ученых, которые занимались вопросами интеллекуальной, графической, интеллектуально-графической культуры, их выводы, понятие ИГК, как в нашей работе понимается ИГК, с какими учеными мы согласны

3. Структура ИГК, основные компоненты (на базе имеющихся исследований), какова структура ИГК в нашем понимании

4. Выводы о сущности и значении ИГК, о степени разработанности проблемы исследования.

 

В связи с научно-техническим прогрессом, изменившим среду жизнедеятельности человека, активно развивается особый вид культуры – графическая.

В настоящее время очень важно формировать интеллектуально-графическую культуру, т.к. она является мощным средством коммуникации личности, развития мышления, познавательных способностей, пространственных представлений, пространственного воображения, практических умений и навыков.

Интеллектуально-графическая культура будет сформирована у младших школьников на высоком уровне в процессе правильно организованных этапов его художественно-графической деятельности.

 

В исследованиях Кальницкой Н.И. графическая культура рассматривается как «совокупность знаний о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и передачи информации, способность чтения, сохранения, преобразования и использования визуальной информации в науке, производстве, архитектуре, дизайне, экономике и общественных сферах жизни общества; совокупность графических умений, позволяющих фиксировать, передавать результаты репродуктивной творческой деятельности [3, c. 68]. Кальницкая Н.И. Графическая подготовка в системе «Лицей НГГУ. – вуз»/ Н.И. Кальницкая//Актуальные вопросы современной инженерной графики: материалы Всероссийской научно-методической конференции/ под ред. А.П. Корякиной. – Рыбинск: РГАТА, 2003. – С. 67-69

В младшем школьном возрасте происходит смена ведущей деятельности с игровой на учебную (познавательную), т.к. именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Такого школьника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость.

Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности [3]. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский. – Изд.: Педагогика, 2005. – 560 С.

Проблема развития графической культуры учащихся всегда была в центре внимания ученых, психологов и педагогов.

Психологические аспекты формирования графической культуры изучались отечественными учеными А.В. Запорожцем, Л.С. Выготским, и зарубежными учеными Д. Флейвеллом, Д. Миллером и другими. Исследования показали, что использование действий, образов или слов для представления событий или собственных переживаний, проявляется у детей в возрасте 2-х лет. Именно в этом возрасте дети приобретают навык изобразительной деятельности. В 4 года ребенок уже гораздо лучше оперирует символами. Как только дети начинают пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются.

Изобразительная деятельность младших школьников от 7 до 9 лет определяется «схематической стадией», когда ребенок подает свой замысел подражательно, не имея в распоряжении достаточно художественных, предметных и логических средств

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Согласно Баканову Е.Н., на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

Чтобы  сформировать ИГК младших школьников необходимо, в первую очередь, развивать их художественно-образное, пространственное мышление, творческое воображение, которые являются интеллектуально-умственными процессами, направленными на раскрытие художественного замысла автора и воспроизведения его в графических изображениях.

Графическое обучение формирует у учащихся сознательное отношение к способам профессионального создания художественного образа через понимание выразительных средств искусства и влияет на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу. [133] Ребёнок рисует своё будущее. Почему полезны для детей занятия искусством графики. // Классный вестник 5+.-2001.-№ 7-8.- С.38-39.

В процессе формирования графических действий на уроках изо у учеников формируются первоначальные графические пространственные представления.

Влияние изобразительной деятельности на мыслительную использовалось в педагогической практике И.Г. Песталоцци. [126] Песталоцци И.Г. Избр. пед. произв., Т.2. Он считал, что письмо как «рисование произвольно выбранных линейных форм» должно, в основном, следовать общим правилам линейного рисунка, и учил детей рисовать раньше, чем заходила речь о письме.

П.Д. Юркевич рассуждал о наглядном методе обучения, как о «специальном», восполняющем искусством недостаток непосредственных наблюдений и отмечал связь между образом и логической формой, воображением и соображением. [188] Юркевич П.Д. Непосредственное нравственное влияние: Курс общей педагогики. М., 1869.

В. П. Острогорский обращал особое внимание не только на развитие ума и на обогащение его знаниями в школе, но и на воспитание чувства и воображения, которые, в основном, складывают характер человека. [120] Острогорский В.П. Письма об эстетическом воспитании. 3-еизд. М., 1908.

 

пррррррррррр

Успех интеллектуального развития школьника достигается на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика.

Формирование графической культуры – длительный и сложный процесс. Сложный и по структуре самого процесса вырисовывания, и по структуре формирования графических умений и навыков, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Ознакомление школьников с элементами графической культуры – процесс, в котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах. Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание обучающимися коренным образом сказывается на успешности формирования графической культуры.

Формирование личности, а также интеллектуально-графической культуры, включает в себя знания и умения в эстетической и художественно-изобразительной деятельности, т.е. связано с рисованием. Согласно мнениям Л.С. Выготского, С.П. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других психологов, рисование наиболее активно изменяет и перестраивает психику человека, активизирует многие компоненты психических процессов. [45, 89, 139]

45. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
ИЗД.2.М., "Просвещение", 1967.

85. Леонтьев А.А. Язык и разум человека. М., Политиздат, 1965.

139.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

Немецкий философ, психолог и педагог И.Ф. Гербарт считал, что целью обучения является прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике. [12, 13, 14, 16]

12 Аранова СВ. Художественное и логическое в образовании//Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке: Материалы VII Общероссийской научной конференции 20-22 июня 2002 года.- СПб., 2002.-С.10-12.

13 Ардаширова Э.Т. Интеграция искусства и науки в контексте современной подготовки учителя: поиск преобразования методологии и теории педагогической науки // Проблемы интеграции образования на пороге XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 26 мая 1999г., ч 1и 2/ Под общ. ред. С.М.Усманова.- Бирск: Бирск. гос.пед.ин-т., 1999.

14 Арнхейм Р. Визуальное мышление//3рительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971. С.25.

16 Аршавский В.В., Ротенберг B.C. Право на полушарный образ мыслей// Человек.-1991.- №4.-С102-106.

Именно уроки изо являются одним из наиболее эффективных средств формирования основ графической культуры. Графические знания и умения, как компоненты интеллектуально-графической культуры здесь являются не только средством интеллектуального развития учащихся, но и условием успешного создания ими материальных продуктов в процессе творческой деятельности. Ведущим способом организации формирование интеллектуально-графической культуры является теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, обеспечивающая интериоризацию содержания графических умений и знаний младшими школьниками и формирование на этой основе у них субъектной графической культуры, реализующей подготовку подрастающего поколения к успешному функционированию в современном мире.

Эффективность решения проблемы формирования данной культуры зависит от теоретико-методологического подхода, положенного в ее основу. В качестве теоретико-методологической основы формирования графической культуры выделяют личностно-деятельностный подход, включающий:

- наиболее эффективный путь формирования компонентов основ графической культуры у младших школьников и их развитие на уроках изо, заключающееся в разработке и использовании учителем соответствующих видов и форм деятельности, а также средств и методов обучения, обеспечивающих переход учащихся к опосредованному и теоретическому мышлению;

- учебная деятельность на уроках изо является действенным способом формирования у обучаемых основ графической культуры. В ходе нее происходят процессы культуроосвоения, как интериоризации ценностей созданной человечеством графической культуры и культуротворчества как активного порождения компонентов основ графической культуры личности обучаемых;

- формирование и обогащение такой культуры происходит в процессе учебно-педагогического сотрудничества с учителем и обеспечивается необходимыми педагогическими условиями;

Формирование основ графической культуры учащихся начальной школы должно осуществляться на основе такого содержания, средств и методов обучения и таким образом, чтобы каждый ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме;

- содержание обучения должно быть актуально для школьников – для их личностного развития и успешной жизнедеятельности на современном этапе и в перспективе, представлять собой обобщенные способы графических действий;

- ведущей единицей анализа уровня сформированности основ графической культуры являются графические действия, обладающие заданными качествами первичных и вторичных свойств (форма действия, обобщенность, развернутость, освоенность, разумность, сознательность и др.). Необходимо учитывать не только уровень сформированности умений и навыков, но и уровень их развития и творчества, а также степень становления их духовных и интеллектуальных качеств, проявляющихся в индивидуальности восприятия мира, потребности и возможности его познания и преобразования, в том числе и графическими средствами.

Таким образом, возможности детской психики позволяют осуществлять пропедевтику графической грамотности в раннем возрасте. При условии нормального развития, достигнув младшего школьного возраста, ребенок способен усвоить необходимый уровень графической культуры.

 

1.2 Формирование ИГК средствами ИЗО

Как изо искусство (графика) влияет на формирование ИГК и ее компонентов?

Замечено, что выполнение творческих заданий по изобразительному искусству положительно связано с развитием интеллектуально-творческих способностей учеников. [19, 49, 97, 121, 135, 141]

Чтобы сформировать ИГК младших школьников необходимо, в первую очередь, развивать их художественно-образное, пространственное мышление, творческое воображение, которые являются интеллектуально-умственными процессами, направленными на раскрытие художественного замысла автора и воспроизведения его в графических изображениях.

Очень часто у младших школьников можно наблюдать такое явление, когда ребенок перестает изображать что-либо и говорит: «Я не умею». Это происходит от того, что на него обрушивается зрительный метод восприятия, и он начинает от изображения требовать не предметного соответствия, а оптического, и ребенок говорит: «Так не бывает». Здесь может помочь осторожный, возможно более щадящий, подход к обучению ребенка, но одновременно с широким использованием материалов и средств. Практическая направленность заданий, возможность выбора материалов и средств изобразительной деятельности - очень важный момент в процессе становления творческой личности.– Поэтому, в первую очередь,  необходимо создать условия для дальнейшего формирования целостного мировосприятия учащихся на основе художественного материала культуры через последовательное развитие визуального мышления.

Графика - тот вид изобразительного искусства, который помогает в работе с учащимися любого возраста, т.к. имеет свои собственные конкретные задачи и художественные возможности. Очень важное свойство графики - незначительная роль цвета или даже его отсутствие. Ограниченная роль цвета позволяет выполнять работу различными графическими материалами.

Интеллектуально-графическая культура будет сформирована у младших школьников на высоком уровне в процессе правильно организованных этапов его художественно-графической деятельности.

Художественная составляющая, играющая большую роль в формировании личности, а также интеллектуально-графической культуры, включает знания и умения в эстетической и художественно-изобразительной деятельности, т.е. связана с рисованием.

Рисование – первый вид творческой деятельности ребенка. С раннего возраста дети берутся за карандаши и краски, создавая пока свои живописные «шедевры». К начальной школе рисование становится осознанным, систематическим занятием. Уроки рисования для него - обязательное условие формирования разносторонней, гармоничной личности.

Наиболее подходящий материал для развития графических умений  младших школьников – цветные карандаши – материал, с которого лучше всего начинать учиться рисовать. Самые первые детские рисунки обычно создаются этим материалом. Работая с цветными графическими материалами, развиваются не только графические умения, но и умения работать с цветом.

Учащиеся младшего школьного возраста всегда готовы к усвоению новых знаний, развитию познавательного интереса к знаниям, их восприятию, поэтому всю информацию нужно переносить на жизненные примеры.

Для наглядного представления учитель должен показывать детям произведения художников-графиков, рассматривать с учениками технику и манеру, которые используют мастера в своих работах. Можно предлагать учащимся делать копии несложных изображений. Также немаловажно учитывать, что учащиеся любят наблюдать работу взрослых рисовальщиков, охотно подражают им, поэтому педагогический рисунок на уроке в младших классах будет очень полезен.

Прочность усвоения умений достигается только при условии повторения и многократных упражнений. Поэтому не следует спешить показывать детям все новые и новые приемы работы с цветными материалами, при необходимости лучше задержаться подольше на одной теме, попрактиковаться, и тогда будет виден результат. Технические навыки прочны, когда ребенок владеет ими свободно, они не занимают его внимания. Тогда он может думать о содержании своей работы и решении изобразительной задачи.

Кроме технических действий учащиеся должны научиться мыслить, думать о каждом своем действии, понимать, как и почему в определенном месте необходимо использовать определенную технику. Каждое рабочее движение в процессе изображения должно быть максимально осознанно. П.П. Чистяков всегда требовал от своих учеников, чтобы каждый штрих, каждая линия, мазок, пятно в рисунке были осознаны.

Графические изображения близки и понятны школьникам, поскольку в повседневной жизни и в процессе обучения им приходится постоянно иметь дело с текстами, иллюстрациями в книгах, таблицами, репродукциями. Основанное на рисунке штрихами и линиями, графическое изображение наиболее приемлемо для детского восприятия, так как подчеркивает характерные черты объектов и опускает второстепенные.

Выполняя предлагаемые учителем графические упражнения, зарисовки с натуры, по памяти и представлению, учащиеся учатся выделять существенные признаки, форму, строение и взаимоотношения отдельных частей в объекте, развивают мелкую моторику руки, бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер. Графические навыки и умение реалистично изображать предметы и явления окружающего мира пригодятся в дальнейшей учебе и трудовой деятельности. Развитое визуальное мышление обеспечит подростку успешность освоения других учебных предметов. Возможность самостоятельного выбора варианта изображения и художественных средств стимулирует творческую мысль, память, воображение и наблюдательность, развивает фантазию, формирует художественное мышление ученика. Задача учителя - развить у своих воспитанников способность видеть и рассматривать форму объекта с различных точек, уметь передавать ее на изобразительной плоскости, выработать чувство пространства, научить творчески подходить к изображению окружающих предметов, явлений и событий. Рисуя, школьник глубже познает окружающую действительность, ярче чувствует и больше замечает, развивает зрительную память и образное мышление, учится видеть и понимать гармонию и красоту.

Изучение графики направлено на решение следующих учебно-творческих и общевоспитательных задач (с учетом возрастных особенностей учащихся и обязательным последовательным усложнением):

·совершенствовать навыки изобразительной деятельности, приобретаемые в процессе обучения, осваивать работу разными графическими материалами как средствами художественной выразительности;

·обеспечить знаниями, помогающими раскрыть наиболее важные закономерности сложного процесса развития графической культуры, развивая воображение и творческие способности;

 ·создать условия для всестороннего развития и формирования целостного мировосприятия школьников; ·представить взаимосвязь исторически сложившихся культурных традиций, причастность человека к процессу их становления;

·способствовать формированию личностного отношения к произведениям мировой, отечественной и региональной художественной культуры, осознанию уникальности своей "малой" родины;

 ·обогащать духовный мир учащихся, активизируя познавательную деятельность и эстетическую активность, утверждать красоту в повседневной жизни и трудовой деятельности.

Чтобы развивать графическую культуру, умения необходимо включать в содержание уроков следующие компоненты:

1. Ознакомление с различными графическими материалами;

2. Использование и комбинирование выразительных средств графики;

3. Выбор наиболее выразительных графических техник;

4. Работа в различных жанрах и на разнообразные темы;

5. Применение разнообразных графических приемов.

Таким образом, графика является одним из способов, с помощью которого возможно формирование адекватного отражения окружающего мира, развитие и коррекция познавательной и изобразительной деятельности. Графическое обучение формирует у учащихся сознательное отношение к способам профессионального создания художественного образа через понимание выразительных средств искусства, влияет на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу.

Источник: https://yandexwebcache.net/yandbtm?lang=ru&fmode=inject&tm=1579460086&tld=ru&la=1579099648&text=%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE&url=https%3A%2F%2Fwww.BiblioFond.ru%2Fview.aspx%3Fid%3D587647&l10n=ru&mime=html&sign=31ce293f1705e3d9c994190b9e954428&keyno=0

 

1.3 Педагогические условия формирования интеллектуально-графической культуры младших школьников в процессе освоения цветных графических материалов

Что такое пед.условия.

Какие пед.условия формирования ИГК известны

Какие условия мы будем реализовывать в процессе формирования ИГК мл.школьников.

По Н.М. Борытко педагогические условия - внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата. [9,476]. (Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н.К. Сергеев. – Волгоград: Перемена, 2001. – С. 127.) уточнить

В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев - 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. ].

Исходя из определений авторов можно сформулировать следующее определение понятия «педагогические условия» - комплекс мер, направленных на  успешное достижение поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.

Педагогические условия включают в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства [6,36].

Анализ работ Борытко Н.М и Андреева В.И. позволяет выделить следующие педагогические условия формирования ИГК младших школьников:

- обязательное включение в обучение школьников графической подготовки, основанной на четкой систематизации и алгоритмизации учебного материала, применение творческих заданий и учебных проектов;

- учет особенностей содержания данного вида культуры в младшем школьном возрасте;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников и их доучебного опыта субъектной графической культуры;

- внедрение технологии поэтапного формирования графических понятий и действий, обеспечивающей наиболее эффективный способ приобретения учащимися основ графической культуры в учебной деятельности;

- владение учителем методикой формирования основ интеллектуально-графической культуры на уроках изобразительного искусства в условиях учебного сотрудничества.

 

Структура творческой активности детей младшего школьного возраста представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности школьников выступают: понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе, желание активно включаться в творческий процесс, усвоение способов выполнения работ творческого характера, способность к фантазированию и воображению, умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Важным условием развития творческих способностей младших школьников является организация целенаправленной досуговой деятельности в изобразительном искусстве: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов, понимание перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть изобразительного искусства.

Следующим важным условием развития детского творчества является учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент и характер, и особенности некоторых психических функций.

Также условием является и обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовывать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применяемыми в разных условиях. В противном случае у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков, теряет интерес к изобразительной деятельности.

Можно сказать, что важнейшим условием развития творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов.

Уроки изобразительного искусства играют важную роль в жизни каждого человека, помогают развить творческое воображение, фантазию, оказывают большую помощь в изучении тем других школьных дисциплин, и на уроках изо отрабатывается навык графической деятельности.

Изучению проблемы формирования графических умений обучающихся посвящены труды российских и зарубежных ученых Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.Е. Терентьева и других [].

Не стоит забывать, что детей утомляет продолжительная однообразная работа. Так, исследования показывают, что учащиеся 1-го класса могут напряженно рисовать с натуры в течение 20-25 минут, после чего их внимание резко ослабевает и они начинают пассивно работать, отвлекаться. Если же им предложить после 20 минут работы над рисунком с натуры другой вид раб

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...