Тема 9. Теория производства и фирмы (4 часа).
Введение: От анализа кривой спроса (поведения потребителей) переходим к анализу кривой предложения, т. е. будем анализировать поведение производителя. Мы увидим, что между теориями производства и потребления есть много общего. Производство - основная область деятельности фирмы. От того, как работает компания, во многом зависит, добьется она успеха или нет. Эффективность ее зависит, например, от того, какой набор производственных факторов - труда, земли, капитала и др. она привлекает, чтобы про извести необходимый объем продукции. Эффективность деятельности фирмы зависит и от предпринимательских способностей руководителя, который не только не должен бояться новаторства, но еще и обладать даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь коммерческий успех. Теория производства изучает технологию производства на фирме, т. е. процесс, в ходе которого взаимодействие факторов производства завершается выпуском готовой продукции. Представив технологию производства в форме производственной функции и используя производственную функцию, покажем, как меняется выпуск продукции фирмы, когда изменяются производственные факторы. Но вначале раскроем содержание понятия «фирма», проанализируем, чем фирма отличается от предприятия, а также рассмотрим основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Предприятие — это учреждение вформе фабрики, завода, фермы, магазина, шахты и т. д., которое выполняет функции по производству и распределению товаров и услуг. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Оно обладает правом юридического 1) денежные и материальные взносы учредителей; 2) доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг; 3) доходы от ценных бумаг; 4) кредиты; 5) капиталовложения и дотации из бюджетов всех уровней; 6) благотворительные взносы и т. д. Ранее мы уже отметили, что предприятие обладает правом юридического лица. Это означает, что оно имеет расчетный счет в банке; может строить свои отношения с другими предприятиями и гражданами на основе хозяйственных договоров; распоряжаться выпускаемой продукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов; самостоятельно выбирать системы, формы и размер оплаты труда, а также планировать текущую деятельность и определять перспективы развития. Предприятие несет ответственность за соблюдение договорных обязательств, кредитных договоров, расчетной дисциплины, требований к качеству выпускаемой продукции и т. д. В противном случае оно уплачивает штрафы и неустойки, а также возмещает причиненные убытки (при этом оно не освобождается от выполнения своих обязательств). Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства, может быть объявлено банкротом. Материальная ответственность наступает также при несоблюдении требований рационального использования земли и других природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и пр. Деятельность таких предприятий может быть приостановлена.
Чем же предприятие отличается от фирмы? Фирма — это организация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйственную деятельность. Если фирма владеет только одним предприятием, то тогда эти понятия совпадают. Но фирма может владеть и несколькими предприятиями. Тогда возникают объединения горизонтального, вертикального типа или конгломераты. При горизонтальном типе объединения все предприятия, которыми владеет и управляет фирма, находятся на одной стадии производства. Например, фирмы, владеющие магазинами розничной торговли «Рамстор», «Икеа» и т. д. При вертикальном типе объединения фирма владеет и управляет предприятиями, находящимися на различных стадиях производственного процесса. Например, крупным сталелитейным фирмам принадлежат рудники и угольные шахты, известняковые карьеры, прокатные станы, кузнечные, литейные цеха и пр. Конгломераты — это фирмы, владеющие предприятиями, которые оперируют в различных отраслях и рынках. Например, «Газпром» помимо основной функции через дочерние предприятия на всей территории России осуществляет деятельность в таких отраслях, как производство хлебобулочных и кондитерских изделий, меда, кружев, изготовление автомобильных шин и т. д. В настоящее время отработана четкая система классификации фирм по целому ряду критериев: виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы делятся на промышленные, торговые, транспортные, страховые, лизинговые, факторинговые, инжиниринговые и т. д.; характеру собственности — государственные, частные и смешанные; принадлежности капитала — национальные и международные и пр. Любая предпринимательская ------- деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. От нее зависит и правовое положение фирмы, которое определяет формы отчетности, порядок налогообложения прибыли, порядок ликвидации и другие аспекты. Знание правового положения фирмы позволяет дать ответы на такие вопросы, как: • кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы; • кто будет оплачивать долги в случае банкротства;
• кто имеет право заключать контракты от имени фирмы и др. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в нашей стране закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, часть первая (1994 г.) (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации
Индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие различные хозяйственные операции от своего имени и несущие полную неограниченную ответственность всем своим имуществом по обязательствам фирмы. Их торговые книги обычно недоступны для третьих лиц, поэтому получить достоверную информацию, касающуюся их деятельности, не всегда возможно. Индивидуальный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Однако на него распространяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Некоммерческие организации такой цели перед собой не ставят. Коммерческие организации существуют в следующих формах (рис. 6.2).
Рис. 6.2. Формы коммерческих организаций
Слово «предприятие» в Гражданском кодексе РФ употребляется только по отношению к государственным и муниципальным организациям. Хозяйственные товарищества (объединения лиц, товарищей) в РФ могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Полное товарищество — это объединение двух и более лиц, которые лично участвуют в делах товарищества и несут полную солидарную ответственность по его обязательствам не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. (При солидарной ответственности кредитор вправе требовать исполнения долга как от всех должников совместно, так и от любого в отдельности, причем как в части долга, так и полностью.) Все полные товарищи имеют право представительства при заключении сделок.
Товарищество на вере — объединение двух и более лиц, где одни — полные товарищи (или действительные члены товарищества) — несут полную солидарную ответственность по обязательствам товарищества как вложенным капиталом, так и всем своим имуществом, а другие — вкладчики — только в размере своего вклада. Заключать сделки могут только действительные члены товарищества. Для создания товарищества на вере необходимо, чтобы был хотя бы один действительный член и один вкладчик. Хозяйственные общества (объединения капиталов) в России могут создаваться в следующих формах (рис. 6.3):
Рис. 6.3. Формы хозяйственных обществ Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это объединение капиталов за счет вкладов (паев) учредителей. Участники ООО отвечают по обязательствам только в пределах своих вкладов. Паевое свидетельство, дающее право на получение прибыли, не является ценной бумагой, не может делиться и передаваться третьим лицам (или только с согласия других членов общества). Имущество принадлежит всем участникам общества на праве общей долевой собственности, что означает четкое определение доли каждого участника в общей собственности. ООО может создаваться одним или несколькими лицами. Общество с дополнительной ответственностью учреждается также одним или несколькими лицами и тоже является объединением капиталов учредителей. Однако, в отличие от ООО, его участники несут солидарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При этом кратность определяется учредительными документами общества. Акционерное общество (АО) — это объединение капиталов путем выпуска акций. Число вкладчиков практически не ограничено. Акционеры не несут ответственности по обязательствам фирмы перед кредиторами, их имущество полностью обособлено от имущества фирмы. Они рискуют понести убытки в пределах стоимости принадлежащих им акций. Заключать сделки может один или несколько директоров, входящих в правление. Акционерное общество обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Основными документами финансовой отчетности являются баланс, а также счет прибылей и убытков. АО действуют в форме закрытого акционерного общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО). В ЗАО акции распределяются только среди учредителей, в ОАО проводится открытая подписка на выпускаемые акции и осуществляется их продажа всем желающим. Высшим органом управления в АО является общее собрание акционеров.
Производственный кооператив (артель) также относится к коммерческим организациям (см. рис. 6.2). Это добровольное объединение граждан для совместной производственной и иной деятельности. Членство в производственном кооперативе основано на личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов Численность участников кооператива должна быть не менее 5 человек. Высшим органом управления является общее собрание участников кооператива, исполнительным органом — правление и его председатель. Если число участников превышает 50 человек, то может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль над деятельностью правления. Производственный кооператив занимается производством, переработкой, сбытом промышленной, сельскохозяйственной и иных видов продукции, а также торговлей, бытовым обслуживанием и т. д. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. рис. 6.2) — это коммерческие организации, имущество которых является неделимым и принадлежит им либо на праве хозяйственного ведения, либо на основе оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Имущество находится либо в государственной, либо в муниципальной собственности. При этом предприятия отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом, но не несут ответственности по обязательствам собственника их имущества. Правовое положение этих предприятий определяется как Гражданским кодексом РФ, так и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К некоммерческим организациям (см. рис. 6.1) относятся потребительские кооперативы, целью которых является совместное удовлетворение материальных потребностей их участников, общественные и религиозные организации, фонды и т. д.
В экономической теории под производством трактуется любая деятельность по использованию естественных ресурсов для получения материальных и нематериальных благ, т. е. под производством экономисты понимают, например, выращивание пшеницы, ее уборку, транспортировку, хранение. Сюда же относятся и услуги врача, чтение лекции преподавателем, постановка спектакля и т. д. (Между материальным и нематериальным производством существует много различий, поэтому предложить единую теорию производства до сих пор никому не удалось). Роль общей теории производства выполняет теория материального производства — процесс превращения производственных ресурсов в продукт. Фирмы в процессе производства товаров и услуг используют много различных видов затрат, или производственных факторов: труд, земля, капитал, информация и предпринимательская способность. Когда мы говорим о производстве и его факторах, то следует различать их действие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочным называется период, в течение которого хотя бы один производственный фактор остается неизменным. Факторы, которые не могут изменяться в данный период, называются фиксированными производственными факторами: здания и оборудование фирмы, т. е. капитал. Количество переменных факторов можно изменить в краткосрочном периоде (использование большего количества труда и сырья), постоянный же (фиксированный) является заданным. Долгосрочным называется период, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, т. е. и производственные мощности, расширив производственные помещения за счет строительства и реконструкции, приобретения нового оборудования и т. д. В зависимости от отрасли имеются значительные отличия краткосрочного и долгосрочного периодов: для того, чтобы расширить производственные мощности пошивочной мастерской, достаточно один или два дня, а для того, чтобы построить новый автомобильный завод — 8—10 лет. Любая фирма, приступая к производству какого-либо товара или услуги, должна получить информацию об альтернативных способах производства данной продукции. Например, открывая новый продовольственный магазин, необходимо принять решение о том, какую часть помещения отвести под витрины, где поставить кассовые аппараты, сколько должно быть витрин-холодильников, как часто завозить продукты в магазин и т. д. Все фирмы стремятся быть эффективными производителями. Для достижения этой цели они должны использовать такие методы производства, которые являются эффективными как с технологической, так и с экономической точек зрения (табл. 6.1.). Таблица 6.1 Выбор технологически эффективного способа производства
Способ С является технологически неэффективным, так как использует больше капитала, чем способ А. Способы А и В являются технологически эффективными: при способе А используется больше земли, но меньше труда, чем при способе В, т. е. они несравнимы. После того, как фирма выбрала технологически эффективные способы производства (А и В), она должна выбрать экономически эффективный способ, который минимизирует стоимость факторов, используемых в производстве. То есть фирма должна выбрать наиболее дешевый способ производства. Это уже зависит от соотношения цен на ресурсы. Если труд оценивается очень дорого, то экономически эффективным будет способ А, если высока стоимость земли — то способ В. Все технологически эффективные способы производства, доступные для данной фирмы, обобщаются производственной функцией фирмы. Производственная функция указывает максимальный объем выпуска продукции (Q), который может произвести фирма при любом заданном наборе факторов производства. В теории производства традиционно используется двухфакторная производственная функция вида Q = f (L, К), характеризующая зависимость между максимально возможным объемом выпуска (Q) и количеством используемых ресурсов (труда и капитала). (Два фактора производства берутся потому, что удельный расход сырья и материалов слабо зависит от объема выпуска, а также для удобства графического отображения.) Графически каждый способ производства может быть представлен точкой на кривой, которая называется изоквантой. Изокванта — это линия, на которой расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска (подобно тому, как в теории потребления кривая безразличия характеризует один и тот же уровень полезности). Но в отличие от кривых безразличия каждая изокванта характеризует количественно определенный объем выпуска продукции (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Карта изоквант Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем выпуска она представляет. Для выпуска 200 единиц продукции нам необходимо иметь либо К1 единиц капитала и L1 единиц труда (точка А), либо К2 единиц капитала и L2 единиц труда (точка В), либо любое другое сочетание факторов производства на изокванте Q2. Совокупность изоквант называется картой изоквант. Задача руководителя фирмы — выбрать на изокванте такой набор производственных факторов, при использовании которого минимизируются издержки и максимизируется прибыль.
Рассмотрим производство в краткосрочном периоде. Когда капитал является фиксированным производственным фактором, а труд — фактором переменным. Представим, например, швейную мастерскую, где имеется постоянное количество оборудования, но меняется количество рабочих. Необходимо принять решение, сколько людей нанять и сколько одежды сшить. Для этого нужно знать, как растет объем готовой продукции по мере увеличения переменного ресурса — труда (L). Для этого мы вводим понятие совокупного продукта (TP – total product), т. е. размер выпуска (рис. 6.8.). Кривая совокупного продукта (ТР) показывает зависимость между затратами переменного фактора(например, труда) и итоговым объемом произведенной продукции. Когда объем трудозатрат равен нулю, совокупный продукт (ТР) тоже нулевой (рис. 6.8). При увеличении трудозатрат совокупный продукт растет и достигает максимума в точке А, а дальше начинает снижаться. До точки А использование каждого дополнительного рабочего увеличивало производительность оборудования, после точки А дополнительные затраты труда становятся «антиэффективными». Следовательно, дальнейшее движение не является эффективным ни с технологической, ни с экономической точек зрения. Поэтому движение за точку максимального выпуска продукции мы обозначили пунктирной линией (предприниматель не будет увеличивать количество труда больше, чем L1). Дополнительный объем продукции, получаемый при увеличении переменного фактора на одну единицу, называется предельным продуктом переменного фактора производства (МР — marginal product ). Предельный продукт труда — это разница между совокупным продуктом, произведенным последующим рабочим и предыдущим. Предельный продукт в какой-либо точке на кривой совокупного продукта равен углу наклона касательной, проведенной через данную точку. Динамика предельного продукта, например, труда, проходит следующие важные стадии (рис. 6.9):
Рис. 6.8. Совокупный продукт
Рис. 6.9. Предельный (МРL) и средний (APL) продукты труда
• на первой стадии при низких объемах затрат труда предельный продукт положителен и возрастает, следовательно, дополнительный работник добавляет к совокупному продукту больше, чем предыдущий; • на второй стадии предельный продукт все еще положителен, но убывает, каждый дополнительный работник добавляет к совокупному продукту меньше, чем предыдущий. В точке А предельный продукт равен нулю (это соответствует максимальному объему выпуска). И ниже точки А предельный продукт становится отрицательным. С этого момента происходит снижение совокупного продукта. Эффективность исключает возможность отрицательного предельного продукта, поэтому эту часть кривой мы также обозначили пунктирной линией. Объем выпуска продукции, приходящийся на единицу используемого фактора, называется средним продуктом этого фактора (АР — average product), т. е. это частное от деления совокупного продукта на количество переменного ресурса:
APL = TP / L, a APk = TP / K (6.9*)
где АРL и АРК — средние продукты труда и капитала соответственно; ТР — совокупный продукт; L и К — количество труда и капитала. Средний продукт труда (АРL) часто называют производительностью труда. Чем выше средний продукт труда, тем больше продукции получает фирма на единицу использованного труда. Производительность труда зависит от количества применяемого труда, напряженности работы (интенсивности труда), используемых в производстве постоянных факторов и т. д. Кривые среднего и предельного продукта тесно связаны (см. рис. 6.9). В точке пересечения кривых APL и MPL величина среднего продукта максимальна (точка В). Там, где предельный продукт больше среднего, средний продукт возрастает. Там, где предельный продукт меньше среднего, кривая среднего продукта является убывающей. Тенденция снижения предельного продукта переменного ресурса получила название закона убывающей производительности факторов производства, или закона убывающей отдачи, по мере увеличения какого-то производственного фактора при условии, что все остальные факторы остаются неизменными, предельный продукт будет убывать, начиная с определенного момента. Представим мастерскую, где имеется определенное количество станков (например, 10). Вначале здесь работали 3 работника, т. е. 7 станков простаивали. Производство было бы неэффективным, так как наблюдался бы избыток капитала над трудом. По мере увеличения работников до 10 предельный продукт возрастает. Однако при дальнейшем увеличении работников до 11, 12... 15 человек будет наблюдаться избыток труда над капиталом, работникам придется стоять в очереди, чтобы поработать на станке. Предельный продукт труда будет уменьшаться. В конце концов, если в мастерской будет работать 100 работников, то производство вообще может остановиться (рабочие просто будут мешать друг другу). Закон убывающей отдачи применим только к определенной технологии производства. При каких-то технологических усовершенствованиях кривая совокупного продукта может сдвинуться вверх, что маскирует действие закона убывающей отдачи.
Теперь рассмотрим производство в долгосрочном периоде, когда оба фактора (труд и капитал) являются переменными. Мы знаем, что производственная функция фирмы может быть представлена картой изоквант. Угол наклона каждой изокванты характеризует предельную норму технологического замещения (МRTS) одного ресурса другим (точно так же, как наклон кривой безразличия в теории потребления характеризует предельную норму замены одного блага другим). Предельная норма технического замещения капитала трудом — это величина, на которую может быть сокращен капитал при использовании одной дополнительной единицы труда при одном и том же объеме выпуска (в теории потребления при одном и том же уровне полезности):
где МRTS — предельная норма технологической замены капитала трудом;, К — сокращение капитала; L — увеличение труда (количества работников). Чем больше капитала замещается трудом, тем значительнее падает производительность труда: на долю каждого работника приходится меньшее количество продукции. Чем больше труда замещается капиталом, тем стремительнее снижается его отдача: все меньше продукции приходится на единицу используемого капитала. Предельная норма технологического замещения тесно связана с предельными продуктами труда и капитала:
где МРL — предельный продукт труда; МРК — предельный продукт капитала; К / L— предельная норма технологической замены капитала трудом. Как нам известно, в долгосрочном периоде мы можем изменитьколичество всех видов ресурсов. Когда они увеличиваются, то масштабы производства тоже увеличиваются. Под масштабом производства понимается размер фирмы, характеризуемый объемом выпуска. Для анализа масштаба производства в экономической теории используется понятие «отдача от масштаба», или эффект масштаба производства, т. е. необходимо определить, как изменится выпуск продукции фирмы, если возрастают пропорционально используемые производственные факторы. Если увеличить объемы применяемых ресурсов в п раз, а выпуск продукции увеличится также в п раз, то будет наблюдаться постоянная отдача от масштаба. Например, при увеличении используемых ресурсов в 2 раза (и труда, и капитала), объем выпуска тоже увеличится в 2 раза. В этом случае масштаб деятельности фирмы не влияет на производительность используемых факторов. Примером может служить крупное турагентство, которое имеет такие же издержки на одного клиента, что и небольшое. Если выпуск продукции увеличивается больше, чем в п раз, то имеет место возрастающая отдача от масштаба. Например, при удвоении используемых факторов производства выпуск продукции увеличивается более чем в 2 раза. Примером может служить автомобильный сборочный конвейер. В случае положительного эффекта масштаба экономически выгодно иметь одну крупную фирму, производящую продукцию с меньшими затратами на одну единицу, чем несколько мелких фирм, где затраты на одну единицу больше. Причинами возникновения положительного эффекта от масштаба являются: • неделимость производства, т. е. какой бы маленькой не была фирма, для нормального функционирования ей необходимы помещение (офис) с соответствующим набором оргтехники (телефон, факс, ксерокс), бухгалтер. По мере увеличения масштабов деятельности фирмы до определенных пределов ей не нужен дополнительный номер телефона, второй бухгалтер и т. д.; • специализация производства — сосредоточение каждого работника на выполнении какой-либо операции. Тогда производство ведется более эффективно; • существование технической экономии до определенных пределов. Если выпуск продукции увеличивается менее чем в п раз, то имеет место убывающая отдача от масштаба: для увеличения объема выпуска в 2 раза необходимо увеличить ресурсы более чем в 2 раза. Основная причина существования отрицательного эффекта масштаба заключается в том, что по мере роста фирмы управление ею становится все более трудным делом, так как растут управленческие расходы: владелец фирмы, генеральный директор, вице-президенты, управляющие среднего уровня, работу которых также нужно контролировать. Стиль управления компанией становится все больше бюрократическим, координация различных подразделений усложняется, т. е. при относительно высоких объемах выпуска продукции характерен отрицательный эффект масштаба.
Вывод: В данной главе рассмотрена теория производства и фирмы. Теперь мы знаем, чем отличается предприятие от фирмы, какие права и обязанности имеют предприятия. На основе Гражданского кодекса РФ нами были рассмотрены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Также мы определились с понятиями совокупного, среднего и предельного продуктов, предельной нормы технологической замены (связав ее с предельными продуктами труда и капитала). Мы выявили сущность закона убывающей отдачи и определили, как меняется выпуск продукции фирмы в долгосрочном периоде, когда пропорционально изменяются производственные факторы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|