Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Теория производства и фирмы (4 часа).

Введение:

От анализа кривой спроса (поведения потребителей) переходим к анализу кривой предложения, т. е. будем анализировать поведение про­изводителя. Мы увидим, что между теориями производства и потребления есть много общего.

Производство - основная область деятельности фирмы. От того, как работает компания, во многом зависит, добьется она успеха или нет. Эф­фективность ее зависит, например, от того, какой набор производствен­ных факторов - труда, земли, капитала и др. она привлекает, чтобы про извести необходимый объем продукции. Эффективность деятельности фирмы зависит и от предпринимательских способностей руководителя, который не только не должен бояться новаторства, но еще и обладать даром предвидеть, сможет ли тот или иной новый продукт, новая технология или новый материал иметь коммерческий успех.

Теория производства изучает технологию производства на фирме, т. е. процесс, в ходе которого взаимодействие факторов производства за­вершается выпуском готовой продукции. Представив технологию производства в форме производственной функции и используя производ­ственную функцию, покажем, как меняется выпуск продукции фирмы, когда изменяются производственные факторы. Но вначале раскроем содержание понятия «фирма», проанализируем, чем фирма отличается от предприятия, а также рассмотрим основные организационно-пра­вовые формы предпринимательства.

  1. Фирма как экономический субъект.
  2. Производство в экономической теории. Производственная функция и карта изоквант.
  3. Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.
  4. Производство в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства.

 

 

  1. Фирма как экономический субъект.

 

 

Предприятие это учреждение вформе фабрики, завода, фермы, магазина, шахты и т. д., которое выпол­няет функции по производству и рас­пределению товаров и услуг. Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Оно обладает правом юридического
лица, производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказы­вает услуги. Все эти работы осуществляются трудовым коллективом на основе использования имущества, которое составляют основные фонды и оборотные средства. К основным источникам формирова­ния имущества предприятия относятся:

1) денежные и материальные взносы учредителей;

2) доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг;

3) доходы от ценных бумаг;

4) кредиты;

5) капиталовложения и дотации из бюджетов всех уровней;

6) благотворительные взносы и т. д.

Ранее мы уже отметили, что предприятие обладает правом юриди­ческого лица. Это означает, что оно имеет расчетный счет в банке; мо­жет строить свои отношения с другими предприятиями и гражданами на основе хозяйственных договоров; распоряжаться выпускаемой про­дукцией и прибылью, которая остается после уплаты налогов; самосто­ятельно выбирать системы, формы и размер оплаты труда, а также пла­нировать текущую деятельность и определять перспективы развития.

Предприятие несет ответственность за соблюдение договорных обязательств, кредитных договоров, расчетной дисциплины, требо­ваний к качеству выпускаемой продукции и т. д. В противном случае оно уплачивает штрафы и неустойки, а также возмещает причинен­ные убытки (при этом оно не освобождается от выполнения своих обязательств). Предприятие, систематически не выполняющее свои обязательства, может быть объявлено банкротом. Материальная от­ветственность наступает также при несоблюдении требований раци­онального использования земли и других природных ресурсов, заг­рязнении окружающей среды и пр. Деятельность таких предприятий может быть приостановлена.

Чем же предприятие отличается от фирмы? Фирма это орга­низация, которая владеет предприятием и ведет на нем хозяйствен­ную деятельность. Если фирма владеет только одним предприятием, то тогда эти понятия совпадают. Но фирма может владеть и несколь­кими предприятиями. Тогда возникают объединения горизонтально­го, вертикального типа или конгломераты. При горизонтальном типе объединения все предприятия, которыми владеет и управляет фир­ма, находятся на одной стадии производства. Например, фирмы, вла­деющие магазинами розничной торговли «Рамстор», «Икеа» и т. д. При вертикальном типе объедине­ния фирма владеет и управляет предприятиями, находящимися на различных стадиях производственного процесса. Например, крупным сталелитейным фирмам принадлежат рудники и угольные шахты, известняковые карьеры, прокатные станы, кузнечные, литейные цеха и пр. Конгломераты — это фирмы, владеющие предприятиями, кото­рые оперируют в различных отраслях и рынках. Например, «Газпром» помимо основной функции через дочерние предприятия на всей тер­ритории России осуществляет деятельность в таких отраслях, как производство хлебобулочных и кондитерских изделий, меда, кружев, изготовление автомобильных шин и т. д.

В настоящее время отработана четкая система классификации фирм по целому ряду критериев: виду хозяйственной деятельности и характеру операций фирмы делятся на промышленные, торговые, транспортные, страховые, лизинговые, факторинговые, инжиниринговые и т. д.; характеру собственности — государственные, частные и смешанные; принадлежности капитала — национальные и между­народные и пр.

Любая предпринимательская ------- деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. От нее зависит и правовое положение фирмы, которое определяет формы отчетности, порядок налогообложе­ния прибыли, порядок ликвидации и другие аспекты. Знание правового положения фирмы позволяет дать ответы на такие вопросы, как:

• кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы;

• кто будет оплачивать долги в случае банкротства;

• кто имеет право заключать контракты от имени фирмы и др.

Основные организационно-правовые формы предпринимательс­кой деятельности в нашей стране закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, часть первая (1994 г.) (рис. 6.1).

 

 


Рис. 6.1. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в

Российской Федерации

 

Индивидуальные предприниматели это физические лица, осу­ществляющие различные хозяйственные операции от своего имени и несущие полную неограниченную ответственность всем своим иму­ществом по обязательствам фирмы. Их торговые книги обычно не­доступны для третьих лиц, поэтому получить достоверную инфор­мацию, касающуюся их деятельности, не всегда возможно. Индиви­дуальный предприниматель занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Однако на него распространяются правила, которые регулируют деятельность юри­дических лиц, являющихся коммерческими организациями. Коммер­ческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли. Некоммерческие организации такой цели перед собой не ставят.

Коммерческие организации существуют в следующих формах (рис. 6.2).

 

 

 


Рис. 6.2. Формы коммерческих организаций

 

Слово «предприятие» в Гражданском кодексе РФ употребляется толь­ко по отношению к государственным и муниципальным организациям.

Хозяйственные товарищества (объединения лиц, товарищей) в РФ могут создаваться в форме полного товарищества и товарище­ства на вере (коммандитного товарищества).

Полное товарищество это объединение двух и более лиц, кото­рые лично участвуют в делах товарищества и несут полную солидар­ную ответственность по его обязательствам не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. (При солидарной ответствен­ности кредитор вправе требовать исполнения долга как от всех дол­жников совместно, так и от любого в отдельности, причем как в части долга, так и полностью.) Все полные товарищи имеют право предста­вительства при заключении сделок.

Товарищество на вере объединение двух и более лиц, где одни — полные товарищи (или действительные члены товарищества) — не­сут полную солидарную ответственность по обязательствам товари­щества как вложенным капиталом, так и всем своим имуществом, а другие — вкладчики — только в размере своего вклада. Заключать сделки могут только действительные члены товарищества. Для со­здания товарищества на вере необходимо, чтобы был хотя бы один действительный член и один вкладчик.

Хозяйственные общества (объединения капиталов) в России мо­гут создаваться в следующих формах (рис. 6.3):

 

 

 


Рис. 6.3. Формы хозяйственных обществ

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — это объе­динение капиталов за счет вкладов (паев) учредителей. Участники ООО отвечают по обязательствам только в пределах своих вкладов. Паевое свидетельство, дающее право на получение прибыли, не яв­ляется ценной бумагой, не может делиться и передаваться третьим лицам (или только с согласия других членов общества). Имущество принадлежит всем участникам общества на праве общей долевой собственности, что означает четкое определение доли каждого участни­ка в общей собственности. ООО может создаваться одним или не­сколькими лицами.

Общество с дополнительной ответственностью учреждается так­же одним или несколькими лицами и тоже является объединением капиталов учредителей. Однако, в отличие от ООО, его участники несут солидарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При этом крат­ность определяется учредительными документами общества.

Акционерное общество (АО) — это объединение капиталов путем выпуска акций. Число вкладчиков практически не ограничено. Ак­ционеры не несут ответственности по обязательствам фирмы перед кредиторами, их имущество полностью обособлено от имущества фирмы. Они рискуют понести убытки в пределах стоимости принад­лежащих им акций. Заключать сделки может один или несколько директоров, входящих в правление. Акционерное общество обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Основными до­кументами финансовой отчетности являются баланс, а также счет прибылей и убытков. АО действуют в форме закрытого акционерно­го общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО). В ЗАО акции распределяются только среди учредителей, в ОАО про­водится открытая подписка на выпускаемые акции и осуществляет­ся их продажа всем желающим. Высшим органом управления в АО является общее собрание акционеров.

Производственный кооператив (артель) также относится к ком­мерческим организациям (см. рис. 6.2). Это добровольное объедине­ние граждан для совместной производственной и иной деятельнос­ти. Членство в производственном кооперативе основано на личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов

Численность участников кооператива должна быть не менее 5 чело­век. Высшим органом управления является общее собрание участни­ков кооператива, исполнительным органом — правление и его пред­седатель. Если число участников превышает 50 человек, то может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль над деятельностью правления. Производственный кооператив зани­мается производством, переработкой, сбытом промышленной, сельс­кохозяйственной и иных видов продукции, а также торговлей, быто­вым обслуживанием и т. д.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (см. рис. 6.2) — это коммерческие организации, имущество которых яв­ляется неделимым и принадлежит им либо на праве хозяйственного ведения, либо на основе оперативного управления (федеральное ка­зенное предприятие). Имущество находится либо в государственной, либо в муниципальной собственности. При этом предприятия отве­чают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуще­ством, но не несут ответственности по обязательствам собственника их имущества. Правовое положение этих предприятий определяется как Гражданским кодексом РФ, так и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

К некоммерческим организациям (см. рис. 6.1) относятся потре­бительские кооперативы, целью которых является совместное удов­летворение материальных потребностей их участников, обществен­ные и религиозные организации, фонды и т. д.

 

 

  1. Производство в экономической теории. Производственная функция и карта изоквант.

 

В экономической теории под производством трактуется любая деятельность по использованию естественных ресурсов для получения материальных и нематериальных благ, т. е. под производством экономисты понимают, например, выращивание пшеницы, ее уборку, транспортировку, хранение. Сюда же относятся и услуги врача, чте­ние лекции преподавателем, постановка спектакля и т. д. (Между мате­риальным и нематериальным производством существует много разли­чий, поэтому предложить единую теорию производства до сих пор ни­кому не удалось). Роль общей теории производства выполняет теория материального производства — процесс превращения производ­ственных ресурсов в продукт.

Фирмы в процессе производства товаров и услуг используют мно­го различных видов затрат, или производственных факторов: труд, зем­ля, капитал, информация и предпринимательская способность. Когда мы говорим о производстве и его факторах, то следует различать их действие в краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочным называется период, в течение которого хотя бы один производствен­ный фактор остается неизменным. Факторы, которые не могут изме­няться в данный период, называются фиксированными производствен­ными факторами: здания и оборудование фирмы, т. е. капитал.

Количество переменных факторов можно изменить в краткосрочном перио­де (использование большего количества труда и сырья), постоянный же (фиксированный) является заданным. Долгосроч­ным называется период, в течение которого фирма может изменить все факторы производства, т. е. и производственные мощности, рас­ширив производственные помещения за счет строительства и рекон­струкции, приобретения нового оборудования и т. д. В зависимости от отрасли имеются значительные отличия краткосрочного и долгосроч­ного периодов: для того, чтобы расширить производственные мощнос­ти пошивочной мастерской, достаточно один или два дня, а для того, чтобы построить новый автомобильный завод — 8—10 лет.

Любая фирма, приступая к производству какого-либо товара или услуги, должна получить информацию об альтернативных спосо­бах производства данной продукции. Например, открывая новый про­довольственный магазин, необходимо принять решение о том, какую часть помещения отвести под витрины, где поставить кассовые аппа­раты, сколько должно быть витрин-холодильников, как часто заво­зить продукты в магазин и т. д. Все фирмы стремятся быть эффек­тивными производителями. Для достижения этой цели они должны использовать такие методы производства, которые являются эффек­тивными как с технологической, так и с экономической точек зре­ния (табл. 6.1.).

Таблица 6.1

Выбор технологически эффективного способа производства

 

Способы производства Труд Земля Капитал
А      
В      
С      

 

Способ С является технологически неэффективным, так как ис­пользует больше капитала, чем способ А. Способы А и В являются технологически эффективными: при способе А используется больше земли, но меньше труда, чем при способе В, т. е. они несравнимы. Пос­ле того, как фирма выбрала технологически эффективные способы производства и В), она должна выбрать экономически эффектив­ный способ, который минимизирует стоимость факторов, используемых в производстве. То есть фирма должна выбрать наиболее деше­вый способ производства. Это уже зависит от соотношения цен на ресурсы. Если труд оценивается очень дорого, то экономически эф­фективным будет способ А, если высока стоимость земли — то спо­соб В. Все технологически эффективные способы производства, дос­тупные для данной фирмы, обобщаются производственной функци­ей фирмы. Производственная функция указывает максимальный объем выпуска продукции (Q), который может произвести фирма при любом заданном наборе факторов производства. В теории производ­ства традиционно используется двухфакторная производственная функция вида Q = f (L, К), характеризующая зависимость между максимально возможным объемом выпуска (Q) и количеством ис­пользуемых ресурсов (труда и капитала). (Два фактора производства берутся потому, что удельный расход сырья и материалов слабо за­висит от объема выпуска, а также для удобства графического отобра­жения.) Графически каждый способ производства может быть представ­лен точкой на кривой, которая называется изоквантой. Изокванта — это линия, на которой расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска (подобно тому, как в теории потребления кривая безразли­чия характеризует один и тот же уровень полезности). Но в отличие от кривых безразличия каждая изокванта характеризует количествен­но определенный объем выпуска продукции (рис. 6.4).

 

Рис. 6.4. Карта изоквант

Чем дальше от начала координат расположена изокванта, тем больший объем вы­пуска она представляет. Для выпуска 200 единиц продукции нам не­обходимо иметь либо К1 единиц капитала и L1 единиц труда (точка А), либо К2 единиц капитала и L2 единиц труда (точка В), либо любое другое сочетание факторов производства на изокванте Q2. Совокуп­ность изоквант называется картой изоквант.

Задача руководителя фирмы — выбрать на изокванте такой на­бор производственных факторов, при использовании которого ми­нимизируются издержки и максимизируется прибыль.

 

  1. Производство в краткосрочном периоде. Закон убывающей отдачи.

 

Рассмотрим производство в краткосрочном периоде. Когда капи­тал является фиксированным производственным фактором, а труд — фактором переменным. Представим, например, швейную мастерскую, где имеется постоянное количество оборудования, но меняется ко­личество рабочих. Необходимо принять решение, сколько людей на­нять и сколько одежды сшить. Для этого нужно знать, как растет объем готовой продукции по мере увеличения переменного ресурса — тру­да (L). Для этого мы вводим понятие совокупного продукта (TP – total product), т. е. размер выпуска (рис. 6.8.). Кривая совокупного продукта (ТР) показывает зависимость между затратами переменного фактора(например, труда) и итоговым объемом произведенной продукции. Когда объем трудозатрат равен нулю, совокупный продукт (ТР) тоже нулевой (рис. 6.8).

При увеличении трудозатрат со­вокупный продукт растет и достигает максимума в точке А, а дальше начинает снижаться. До точки А использование каждого дополни­тельного рабочего увеличивало производительность оборудования, после точки А дополнительные затраты труда становятся «антиэффективными». Следовательно, дальнейшее движение не является эффективным ни с технологической, ни с экономи­ческой точек зрения. По­этому движение за точку макси­мального выпуска продукции мы обозначили пунктирной линией (предприниматель не будет уве­личивать количество труда боль­ше, чем L1). Дополнительный объем продукции, получаемый при увеличении переменного фактора на одну единицу, назы­вается предельным продуктом переменного фактора производ­ства (МР — marginal product ). Предельный продукт труда — это разница между совокупным продуктом, произведенным последующим рабочим и предыдущим. Предельный продукт в какой-либо точке на кривой совокупного продукта равен углу наклона касательной, проведенной через данную точку. Динамика предель­ного продукта, например, труда, проходит следующие важные ста­дии (рис. 6.9):

 

 

Рис. 6.8. Совокупный продукт

 

Рис. 6.9. Предельный (МРL) и средний (APL)

продукты труда

 

• на первой стадии при низких объемах затрат труда предельный продукт положителен и возрастает, следовательно, дополни­тельный работник добавляет к совокупному продукту больше, чем предыдущий;

• на второй стадии предельный продукт все еще положителен, но убывает, каждый дополнительный работник добавляет к со­вокупному продукту меньше, чем предыдущий.

В точке А предельный продукт равен нулю (это соответствует максимальному объему выпуска). И ниже точки А предельный про­дукт становится отрицательным. С этого момента происходит сни­жение совокупного продукта. Эффективность исключает возмож­ность отрицательного предельного продукта, поэтому эту часть кри­вой мы также обозначили пунктирной линией. Объем выпуска продукции, приходящийся на единицу используемого фактора, на­зывается средним продуктом этого фактора (АР — average product), т. е. это частное от деления совокупного продукта на количество пе­ременного ресурса:

 

APL = TP / L, a APk = TP / K (6.9*)

 

где АРL и АРК — средние продукты труда и капитала соответственно; ТР — совокупный продукт; L и К — количество труда и капитала.

Средний продукт труда (АРL) часто называ­ют производительностью труда. Чем выше средний продукт труда, тем больше продукции получает фирма на единицу использованного тру­да. Производительность труда зависит от количества применяемого труда, напряженности работы (интенсивности труда), используемых в производстве постоянных факторов и т. д. Кривые среднего и пре­дельного продукта тесно связаны (см. рис. 6.9). В точке пересечения кривых APL и MPL величина среднего продукта максимальна (точка В). Там, где предельный продукт больше среднего, средний продукт воз­растает. Там, где предельный продукт меньше среднего, кривая сред­него продукта является убывающей.

Тенденция снижения предельного продукта переменного ресурса получила название закона убывающей производительности факторов производства, или закона убы­вающей отдачи, по мере увеличения какого-то производственного фактора при условии, что все остальные факторы остаются неизмен­ными, предельный продукт будет убывать, начиная с определенного момента. Представим мастерскую, где имеется определенное коли­чество станков (например, 10). Вначале здесь работали 3 работника, т. е. 7 станков простаивали. Производство было бы неэффективным, так как наблюдался бы избыток капитала над трудом. По мере увеличения работников до 10 предельный продукт возрастает. Однако при дальнейшем увеличении работников до 11, 12... 15 человек будет на­блюдаться избыток труда над капиталом, работникам придется сто­ять в очереди, чтобы поработать на станке. Предельный продукт тру­да будет уменьшаться. В конце концов, если в мастерской будет ра­ботать 100 работников, то производство вообще может остановиться (рабочие просто будут мешать друг другу).

Закон убывающей от­дачи применим только к определенной технологии производства. При каких-то технологических усовершенствованиях кривая совокупно­го продукта может сдвинуться вверх, что маскирует действие закона убывающей отдачи.

 

  1. Производство в долгосрочном периоде. Эффект масштаба производства.

 

Теперь рассмотрим производство в долгосрочном пе­риоде, когда оба фактора (труд и капитал) являются переменными.

Мы знаем, что производственная функция фирмы может быть представлена картой изоквант. Угол наклона каждой изокванты характеризует предельную норму технологического замещения (МRTS) одно­го ресурса другим (точно так же, как наклон кривой безразличия в теории потребления характеризует предельную норму замены одно­го блага другим). Предельная норма технического замещения ка­питала трудом — это величина, на которую может быть сокращен ка­питал при использовании одной дополнительной единицы труда при одном и том же объеме выпуска (в теории потребления при одном и том же уровне полезности):

 

где МRTS — предельная норма технологической замены капитала трудом;, К — сокращение капитала; L — увеличение труда (количества работников).

Чем больше капитала замеща­ется трудом, тем значительнее падает производительность труда: на долю каждого работника приходится меньшее количество продукции. Чем больше труда замещается капиталом, тем стремительнее снижа­ется его отдача: все меньше продукции приходится на единицу исполь­зуемого капитала. Предельная норма технологического замещения тес­но связана с предельными продуктами труда и капитала:

 

 

 

где МРL — предельный продукт труда; МРК — предельный продукт капита­ла; К / L— предельная норма технологической замены капитала трудом.

Как нам известно, в долгосрочном периоде мы можем изменитьколичество всех видов ресурсов. Когда они увеличиваются, то масштабы производства тоже увеличиваются. Под масштабом про­изводства понимается размер фирмы, характеризуемый объемом выпуска. Для анализа масштаба производства в экономической теории используется понятие «отдача от масштаба», или эффект масштаба производства, т. е. необходимо определить, как изме­нится выпуск продукции фирмы, если возрастают пропорционально используемые производственные факторы. Если увеличить объемы применяемых ресурсов в п раз, а выпуск продукции увеличится так­же в п раз, то будет наблюдаться постоянная отдача от масштаба. Например, при увеличении используемых ресурсов в 2 раза (и труда, и капитала), объем выпуска тоже увеличится в 2 раза. В этом случае масштаб деятельности фирмы не влияет на производительность ис­пользуемых факторов. Примером может служить крупное турагент­ство, которое имеет такие же издержки на одного клиента, что и небольшое. Если выпуск продукции увеличивается больше, чем в п раз, то имеет место возрастающая отдача от масштаба. Например, при удвоении используемых факторов производства выпуск продукции увеличивается более чем в 2 раза. Примером может служить автомо­бильный сборочный конвейер. В случае положительного эффекта масштаба экономически выгодно иметь одну крупную фирму, производящую продукцию с меньшими затратами на одну единицу, чем не­сколько мелких фирм, где затраты на одну единицу больше. Причина­ми возникновения положительного эффекта от масштаба являются:

неделимость производства, т. е. какой бы маленькой не была фирма, для нормального функционирования ей необходимы по­мещение (офис) с соответствующим набором оргтехники (те­лефон, факс, ксерокс), бухгалтер. По мере увеличения масшта­бов деятельности фирмы до определенных пределов ей не ну­жен дополнительный номер телефона, второй бухгалтер и т. д.;

специализация производства сосредоточение каждого работ­ника на выполнении какой-либо операции. Тогда производство ведется более эффективно;

• существование технической экономии до определенных пределов. Если выпуск продукции увеличивается менее чем в п раз, то имеет место убывающая отдача от масштаба: для увеличения объема выпуска в 2 раза необходимо увеличить ресурсы более чем в 2 раза. Основная причина существования отрицательного эффекта масштаба заключается в том, что по мере роста фирмы управление ею стано­вится все более трудным делом, так как растут управленческие расходы: владелец фирмы, генеральный директор, вице-президенты, уп­равляющие среднего уровня, работу которых также нужно контро­лировать. Стиль управления компанией становится все больше бюрократическим, координация различных подразделений усложня­ется, т. е. при относительно высоких объемах выпуска продукции ха­рактерен отрицательный эффект масштаба.

 

Вывод:

В данной главе рассмотрена теория производства и фирмы. Теперь мы знаем, чем отличается предприятие от фирмы, какие права и обязан­ности имеют предприятия. На основе Гражданского кодекса РФ нами были рассмотрены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Также мы определились с понятиями совокупного, среднего и предельного продуктов, предельной нормы тех­нологической замены (связав ее с предельными продуктами труда и капитала). Мы выявили сущность закона убывающей отдачи и определили, как меняется выпуск продукции фирмы в долгосрочном периоде, когда пропорционально изменяются производственные факторы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...