Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: коррекция неблагоприятных психических состояний




Тема:Психология соматического больного

Для обозначения того, как больной оценивает своюболезнь и как относится к ней, в практическое пользование был введен ряд понятий: аутопластическая катина болезни (Гольдшейдер, 1926), внутренняя картина болезни (Лурия, 1977), переживание болезни (Шевалев,Ковалев, 1972). Чаще используется термин «внутренняя картина болезни» что, по определению Р.А. Лурия, обозначает " все то, что испытывает и переживает больной,всю массу его ощущений... его общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах... — весь тот огромный мир больного, который с-стоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощ-щения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических пере-живаний и травм". На настоящее время в литературесуществует большое количество вариантов описанийотношения человека к возникшему у него заболеванию, трансформации его поведения в такой ситуации.

Приведем в качестве примера некоторые из них. Р. Конечный, М. Боухал (1976) выделяет следующие типы внутренней картины болезни:

• нормальная — больной реально оценивает своесостояние;

• пренебрежительная — больной недооценивает тя-жесть состояния;

• отрицающая — человек отрицает факт заболева-ния;

• нозофобная — у больного имеются преувеличен-ные опасения за свое здоровье и понимание это-го преувеличения, но преодолеть своих опасенийон не может;

• ипохондрическая — человек погружается, "уходит"в болезнь;

• нозофильная — больной получает удовлетворениеот того, что болезнь освобождает его от каких-тообязанностей;

• утилитарная — больной получает определеннуювыгоду от болезни, материальную или моральную.

 

А.Е. Личко (1980) предлагает выделить такие варианты отношения к болезни:

• гармонический — больной реально оценивает бо-лезнь и сложившуюся ситуацию;

• эргопатический — человек уходит в работу, стре-мится сохранить профессиональный статус, какбы игнорируя болезнь;

• анозогностический — человек не осознает своейболезни (часто такой вариант сопутствует опухо-лям, в неврологии — поражениям субдоминант-ного полушария);

• тревожный — на фоне болезни у человека значи-тельно возрастает тревога;

• ипохондрический — аналогичен описанному выше;

• неврастенический — основной болезни сопутству-ют раздражительность, утомляемость, неустойчи-вость настроения;

• меланхолический — обнаружение соматическогозаболевания вызывает у человека развитие де-прессии;

• апатический — человек, заболев, теряет всякийинтерес ко всему, становится безынициативным,вялым, крайне пассивным;

• сенситивный — у больного появляется избыточнаясклонность к переживанию за себя, родственни-ков, детей, других больных;

• эгоцентрический — больной ставит свои страданиявыше всего остального, требует особого вниманияродственников, особой заботы;

• паранойяльный — считает, что болезнь являетсярезультатом злого умысла, становится подозри-тельным при всяких назначениях лекарств, процедур;

• дисфорический — больной становится всем недовольным, злобным, порой агрессивным.

 

Знание внутренней картины болезни позволяет медицинской сестре, врачу лучше понимать пациента исоответственно строить с ним свои отношения и тактику лечения.

 

На границе между невротическими и психотическими (раздел болезней, изучаемых психиатрией) нарушениями находятся паранойяльные реакции (развития), которые также могут возникнуть вследствие стресса. Па-ранойяльный синдром (реакция,) характеризуется наличием у больного сверхценных идей, основанных на одной логической ошибке и не поддающихся логической коррекции. Примером может служить ситуация, когда человек, не имеющий достаточных знаний в технике, изобретает какой-либо механизм, считает его значи-мым для производства и начинает добиваться внедрения. При этом идея значимости становится настолькосильной, что всякие попытки объяснить ему его ошибку воспринимаются как стремление ущемить права, от-казать в признании. За первыми шагами следуют другие — "изобретатель" пишет жалобы, подает в суд ивсю жизнь посвящает борьбе за свое "открытие". Или,например, муж, не осознавая того, что его пьянство яв-ляется причиной охлаждения к нему жены, ищет дока-зательств ее неверности. Такими доказательствами могут стать задержки жены с работы, отлучки из дома вмагазин, принятие душа перед работой, прическа имного другое. Попытки разубедить его в ошибочностивыводов только усиливают процесс поиска доказа-тельств. Наиболее часто паранойяльные реакции носятхарактер ревности, реформаторства, отравления, пред-взятого отношения.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Какие условия необходимы для того, чтобы стрессприобрел патогенный характер?

2. Какую роль играют механизмы памяти в развитии не-благоприятных психических состояний?

3. Какие болезни относятся к психосоматическим?

4. Какие формы психопатологических расстройств, воз-никающих на почве психоэмоционального стресса, вы знаете?

5. Какие особенности больных депрессией обусловлива-ют необходимость дополнительного наблюдения за ними?

6. Что такое паранойяльный синдром?

7. Что отражает понятие "внутренняя картина болезни" икакие ее варианты вы знаете?

 

 

Тема: КОРРЕКЦИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

3.1. Стресс и его лечение.

Коррекция тревожных, депрессивных состояний, истероидных, паранойяльных типов реагирования

Как отмечалось ранее, в возникновении психоэмо-ционального стресса ведущая роль принадлежит личности. Для одних людей воздействующий фактор являетсястрессогенным, для других — малозначимым. В детском, подростковом возрасте поведение человека вомногом определяется установками ближайшего окруже-ния (родители, воспитатели), а по мере взросленияразвивается способность принимать самостоятельныерешения. Происходит отход личности от системывнешней поддержки к механизмам самостоятельнойопоры и ответственности в рамках общепринятых мо-ральных, социальных, правовых норм данного общест-ва. Безусловно, становление самостоятельности лично-сти — это многогранный, сложный процесс, в которомпереплетены биологические (наследственные) факторы,особенности взаимоотношений ребенка с родителями враннем периоде, формы воспитания в последующем,окружение и многое другое. И все же человек наделенспособностью мыслить, оценивать, понимать, сопос-тавлять, помнить, выбирать, что в итоге позволяет емус достаточной степенью свободы направлять своюжизнь. Применительно к стрессу важным остается из-речение Селье: "Имеет значение не то, что с вами случается, а то, как вы это воспринимаете". В качествепримера можно привести следующую обобщенную си-туацию. С человеком что-то случается (опоздал на ра-боту), вследствие чего возникает переживание — отри-цательная эмоция. Последняя обусловлена не фактомопоздания на работу, а интерпретацией возможных не-благоприятных последствий опоздания. Интерпретацияможет иметь искаженный характер, или человек неспособен в силу ограниченного выбора форм поведе-ния найти необходимый способ оправдать опоздание, иэто становится основой возникновения стресса с егопоследствиями. Если же опоздание не интерпретирует-ся как угроза, то и стрессовой реакции не возникает.Таким образом, можно говорить, что человек в боль-шой степени сам ответственен за свои стрессы, а соот-ветственно, и за свое здоровье.

Современная медицина все больше стремится к поиску путей и методов лечения не конкретного заболе-вания, но человека в целом с привлечением его в каче-стве активного участника сохранения своего здоровья.Однако, чтобы человек мог использовать механизм от-ветственности за себя в терапевтическом процессе, не-обходимо изначально помочь ему осознать сущностьего проблем, а затем выбрать возможные пути их реше-ния. Эти призвано решать терапевтическое обучение —одна из форм борьбы со стрессом.

Терапевтическое обучение включает несколько основополагающих моментов.

• Необходимо разъяснить пациенту наиболее рас-пространенные искаженные представления острессе ("Только слабые люди испытываютстресс"; "Стресс и связанные с ним симптомы су-ществуют только в воображении"; " Я не несу от-ветственности за стресс"; " Все люди реагируютна стресс одинаково" и т.д.).

• Пациент должен понять механизм и сущностьстресса, его отрицательное и положительное зна-чение.

• Следует познакомить консультируемого с тем, ка-ким путем чрезмерный стресс приводит к болез-ни.

• Необходимо научить пациента узнавать у себяпризнаки стрессорной реакции, отличать положи-тельный стресс от дистресса.

• Пациента желательно научить самоанализу, опре-делению истинных причин стресса и методампреодоления его негативных последствий.

Повышению устойчивости к стрессу способствуюттакже сбалансированное питание, достаточные физиче-ские нагрузки, умение расслабляться, снимать эмоцио-нальное напряжение. При необходимости можно ис-пользовать по назначению врача препараты, снижаю-щие стресс-эффекты. Наиболее квалифицированнуюконсультативную помощь в преодолении нежелатель-ных последствий чрезмерного стресса можно получитьу врачей-психотерапевтов, медицинских психологов,психиатров. У данных специалистов проводится лече-ние заболеваний, связанных со стрессом. Особое зна-чение в коррекции стрессогенных расстройств имеетпсихотерапия.

Коррекция тревожных, депрессивных состояний,истероидных и паранойяльных типов реагированиястроится на следующих принципах:

• обучение пациента правильному пониманию сво-его состояния и навыкам психологического пре-одоления неблагоприятных состояний — терапев-тическое обучение (психотерапия);

• назначение препаратов, снимающих или умень-шающих симптомы нарушения (психофармакология).

 

3.2. Психотерапия

Наиболее принятым в нашей литературе являетсяопределение психотерапии как системы лечебного воздействия на психику и через психику — на организм больного.

Но так как психическое и телесное в человеке неотделимы друг от друга и вместе составляют его личность, то можно говорить о психотерапии как о системе лечебного воздействия на личность и на организм через личност ь.

Психотерапия — наука, опирающаяся на зна-ния медицины, психологии, философии, социологии, педагогики и других дисциплин. Какие бы методы психотерапии ни использовались, все они/направлены наулучшение состояния здоровья человека.

 

По своему содержанию психотерапия подразделяется на личностно-реконструктивную и симптоматическую. Первая решаетстратегические задачи: обучение больного более рацио-нальным формам поведения и отношения к жизни, кзаболеванию, формирование жизненных целей, шкалыличностных ценностей и т.д. Вторая решает тактические задачи: уменьшение тревожности, дезактуализацияфобических переживаний, стабилизация сна, снятиеголовных болей и др. Однако в клинической практикеобе стороны психотерапевтического процесса неотде-лимы. Решая стратегические задачи, психотерапевт темсамым улучшает самочувствие пациента. В свою оче-редь улучшение самочувствия позволяет укрепить верупациента в выздоровление, в правильность выбора ме-тода лечения, что в итоге способствует изменению егоискаженных взглядов, целей, приведших к заболева-нию. В зависимости от того, с кем и с каким количест-вом пациентов проводится психотерапия, она подразделяется на индивидуальную, групповую, семейную и индивидуально-групповую.

 

Независимо от используемого метода психотерапия включает ряд общих положений, от выполнения которых зависит эффективность лечения. К ним, по мне-нию многих психотерапевтов, относятся:

• создание личностного контакта между пациентом |и врачом, основывающегося на сотрудничестве,доверии, сердечности, теплоте;

• ослабление напряженности, особенно на раннейстадии лечения, снятие отрицательных эмоций,что позволяет больному открыть психотерапевтусвои переживания;

• познавательное обучение пациента, объяснениеему сущности его болезни, слабых и сильных сто-рон его личности, имеющихся и возможных при-чин возникновения стресса;

• корректирование поведения больного с использо-ванием одобрения или неодобрения со стороныпсихотерапевта, анализа его текущих эмоцио-нальных состояний;

• убеждение и внушение, явное или скрытое, направ-ленное на укрепление у больного веры, оптимизма;

• коррекция установок, целей, перспективных пла-нов в соответствии с особенностями личности,социальной среды, физическими возможностямичеловека;

• отработка (репетирование) при эмоциональнойподдержке психотерапевта более рациональныхформ поведения.

 

Методы психотерапии

В настоящее время разработано множество методовпсихотерапии, каждый из которых может решать опре-деленные задачи. В зависимости от характера и количе-ства непосредственных участников психотерапевтического сеанса (процесса) различают групповую, семейную, индивидуальную психотерапию.

Групповая психотерапия является лечебным методом,который сознательно, планомерно и систематическиприменяется в небольшой (7—10 человек) группе, где под термином "установка" подразумевается внутренняя готовность человека определенным образом воспринимать, оценивать идействовать по отношению к объектам и явлениям окружающей егодействительности.

Психотерапевт и участники используют словесные (вербальные) и невербальные воздействия друг на друга,принимают активное участие в лечебном процессе(рис. 19). Вся деятельность группы нацелена на улу-шение состояния здоровья ее участников, изменениеих установок, усвоение лучших форм социальноговзаимодействия, личностную перестройку. При группо-вой терапии лечебное воздействие реализуется черезвзаимовлияние участников группы; через возможностьдля больного сравнивать свое заболевание с заболеваниями у других членов группы; через наблюдение заположительным изменением симптомов у выздоравливающих; через комментарии врача. Расширяется кругобщения, пациенты получают поддержку, могут по-смотреть другими глазами на свои проблемы. Одна изважных задач психотерапевта при проведении группо-вой терапии заключается в создании в группе продук-тивного, творческого, поддерживающего климата.

Имеется много методик групповой психотерапии. Вкачестве примера приводим некоторые из них.

Рис 19 Группой терапия основана на том, что люди, испытывающие сходные трудное™ могугпомочь друг другу в ходе совместного обсуждения проблемы

 

. Дискуссионная психотерапия. Основыевается на дискуссиях по важным для участниковгруппы вопросам (биографии пациентов, вопросьЯвзаимоотношений, этиопатогенез болезни, работа Iи др.).

• Психодрама. В ходе групповых занятий паци- |енты играют определенные роли, а затем анали-Язируют разные варианты игры. В итоге участники 1расширяют свои возможности социально-ролево- 1го взаимодействия.

• Арттерапия. Используется художественное и 1пластическое творчество пациентов для выраже- 1ния их проблем в рисунках, скульптурах и т.д. ]Метод может быть как групповым, так и инди- ]видуальным.

• Музыкотерапия. Целенаправленно подоб-ранная музыка способна вызвать у человека ос-лабление переживаний, связанных с прошлым,настоящим, будущим, повышать настроение, об-щий тонус.

• Групповая поведенческая терапия.Преследует цель научить человека новым типамповедения в группе и с помощью группы, благо-даря которым устраняются невротические симп-томы.

• Библиотерапия. Основывается на чтении иобсуждении в группе специально подобраннойлитературы.

Семейная психотерапия представляет разновидностьгрупповой психотерапии, но группу в данном случаесоставляют члены семьи, родственники больного. Этотметод имеет огромное значение в лечении неврозов удетей и взрослых, а также при коррекции сексуальныхнарушений, неврозов у пожилых людей. Основываетсяна вскрытии внутрисемейных причин возникновениязаболевания, поиске путей улучшения взаимоотноше-ний в семье, ролевого поведения ее членов, созданииположительного психологического климата в семье.

 

Индивидуальная психотерапия, как и другие ее виды,может иметь реконструктивную и симптоматическуюнаправленность. Чаще же она сочетает в себе оба качества. Одним из ее методов, широко используемых оте-чественными психотерапевтами, является метод инди-видуальной патогенетической терапии. В его разработку большой вклад внесли известные психиатры и психоло-ги В.М. Бехтерев (1911), П.Б. Ганнушкин (1927), К.И. Платонов (1956), В.Н. Мясищев (1960). Этот ме-тод основывается на активном сознательном взаимо-действии врача и больного, их совместном анализе ис-тории жизни пациента, становления круга его интере-сов, целей, иерархии мотивов, установок, причин и ме-ханизмов возникновения заболевания, путей преодоле-ния имеющихся проблем. Индивидуальная патогене-тическая психотерапия может проводиться с одновременным использованием других психотерапевтических методик, дополняться методами психологического тестирования, фармако- и физиотерапии.

 

В групповой и индивидуальной психотерапии воз-можно использование суггестивных методов (методы внушения), включающих гипнотерапию, внушение всостоянии бодрствования, естественного и медикамен-тозного сна, самовнушение, аутотренинг.. Гипнотерапия — один из древнейших методов, из-вестный еще колдунам и шаманам. Основывается наестественной способности каждого человека воздейст-вовать на другого человека словом. Специально подоб-ранными словами врач вызывает у пациента состояниефизического и психического расслабления, гипнотиче-ского сна (транса). Гипнотический транс не идентиченфизиологическому сну и отличается от бодрствования;это особое физиологическое состояние, механизмы ко-торого изучаются до настоящего времени. Гипнотиче-ский сон снимает тревогу, приносит успокоение, даетчувство бодрости. Кроме того, в состоянии гипнотиче-ского расслабления можно осуществлять внушения, на-правленные на снятие болезненных симптомов: страха,нарушения сна, вегетативных дисфункций, болей, навязчивых мыслей и действий.

 

Самовнушение как лечебный метод предложено Л1928 г. Куэ. Согласно авторской методике, больном)!перед засыпанием и при пробуждении рекомендуетсядо 30 раз повторять одну и ту же формулу самовнуше-1ния, состоящую из нескольких фраз и направленнукЯна устранение определенных болезненных нарушений!Например, "Я всегда спокоен среди людей" (при страхе!покраснеть) или "Моя речь плавная и спокойная" (при!заикании) и т.д. Позже Куэ были разработаны разные |варианты самовнушения применительно к различным Iформам невротических нарушений. Одним из методов, Iсвязанных с самовнушением, является аутогенная тре-Янировка.

Аутогенная тренировка (AT) разработана в качестве ]психотерапевтического метода для лечения неврозов)Шульцем (1932). Является одним из множества спосо-бов саморасслабления, саморегуляции (аутотранс, ме-дитация, дзен-терапия, прогрессивная мышечная ре-лаксация и т.д.). Первый вариант аутогенной трениров-ки, предложенный Шульцем, в последующем получилназвание "классического", а шесть входящих в него уп-ражнений именуются "стандартными упражнениями"первой ступени (АТ-1). Начинается занятие с подготовительной фразы "Я совершенно спокоен".

1-е упражнение — вызывание ощущения тяжести("Моя правая (левая) рука (нога) тяжелая").

2-е упражнение — вызывание тепла в конечностях("Руки и ноги тяжелые и теплые").

3-е упражнение — регуляция ритма сердечной дея-тельности ("Сердце бьется спокойно и ровно").

4-е упражнение — регуляция дыхания ("Мое дыха-ние спокойное, дышится спокойно").

5-е упражнение — влияние на органы брюшной по-лости ("Мое солнечное сплетение излучает тепло").

6-е упражнение — влияние на сосуды головы ("Мойлоб слегка прохладен").

Каждое упражнение осваивается на протяжении 4—6 дней, а формула самовнушения повторяется по 6 раз3—4 раза в день. Перед тем как пациент начнет осваи-рать метод, в беседе с врачом выясняются все детали иусловия самостоятельных занятий.

В последующем Шульцем была разработана втораяступень (АТ-2), которая направлена на регуляцию выс-ших психических функций и коррекцию личностныхнарушений. Методика ее освоения более трудная итребует больше времени, поэтому такого широкого рас-пространения, как АТ-1, она не получила.

Если при аутогенной тренировке занимающийсяпроявляет определенную активность (самовнушение),то метод аутотранса по Эриксону предполагает отсутст-вие какой бы то ни было активности. Согласно мето-дике Эриксона, пациента обучают навыку сознатель-ного достижения максимальной отрешенности отвсего окружающего. Схожее состояние отрешенностииногда может возникнуть при прослушивании про-должительной неинтересной лекции, на затянувшем-ся собрании, когда человек вдруг перестает осозна-вать окружающее, погружается в мир своих грез, об-разов, ощущений. В такой момент происходит пере-осмысление прожитого, освобождение от неприятно-го; может возникнуть возвышенное чувство единствасо всем миром.

Методы саморасслабления наиболее часто рекомен-дуются больным и здоровым людям для разрядкистрессового напряжения, профилактики неблагоприят-ных последствий хронического стресса.

Следует еще раз подчеркнуть, что описанные видыпсихотерапии представляют лишь небольшую часть су-ществующих и используемых в настоящее время психо-терапевтических методов. Многие из них базируютсяна психологических теориях личности: психоанализ —на теории личности Зигмунда Фрейда, поведенческаяпсихотерапия — на бихевиоризме Уотсона, групповыеметоды психотерапии — на социально-психологическихтеориях личности и т.д.

 

Одной из задач психотерапии, помимо указанных,является предотвращение суицидов (попыток самоубийства). Для работников среднего медицинского звенанеобходимо помнить, что суицидальные действия наиболее часто совершают пациенты, страдающие депрессивными расстройствами. Поэтому больные со сни!женным настроением, угнетенные, стремящиеся к уединению, нуждаются в особом внимании. Медицинского работника должны настораживать высказыванияпациентов о бессмысленности жизни, потере интересови надежды на излечение, о чувстве вины перед родственниками, окружающими. Внешне депрессивныебольные могут проявлять тревожность, двигательноебеспокойство. Нередко они испытывают бессонницу, аполучая соответствующие препараты, незаметно от медицинского персонала могут собирать снотворные ле-карства и другие медикаменты с целью суицида.

Для предупреждения попыток самоубийства необходимо своевременно вникнуть в сокровенные переживания больного, помочь ему всесторонне оценить своеположение и причины, побуждающие стремиться к самоубийству, попытаться найти пути выхода из создав-шегося положения. Возможно привлечение к содействию близких ему людей. Всякий раз, когда возникаетподозрение о наличии у больного суицидальных мыслей, действий, медицинская сестра должна сразу жеставить в известность лечащего или дежурного врача.Целесообразно лечить депрессивных больных в специа-лизированных психиатрических учреждениях.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Что составляет основу оказания помощи человеку встрессовом состоянии?

2. В чем сущность "терапевтического обучения"?

3. Что такое психотерапия?

4. Как классифицируются методы психотерапии?

5. Какие формы и методы групповой психотерапии вы \знаете?

6. Какие формы и методы индивидуальной психотерапиивы знаете?

7. Как предупреждаются попытки самоубийства больных?

 

 

3.3. Психофармакология

Психофармакология — наука о лечении психических бо-лезней с помощью лекарств. Этот раздел фармакологииполучил свое развитие с момента открытия в начале50-х годов аминазина. В настоящее время он занимаетзначительное место в ряду методов лечения психиче-ских, психосоматических, невротических расстройств.Все психофармакологические препараты подразделяютна несколько групп. Подразделение это, несмотря напредставленность в группе лекарств разной химическойприроды, основывается на ведущем психофармакологи-ческом эффекте. Выделяют следующие группы препа-ратов.

1. Нейролептики. Общими признаками этих препа-ратов являются способность устранять психотическиесимптомы (бред, галлюцинации); подавлять возбужде-ние, ажитацию, агрессивность; вызывать обратное раз-витие некоторых острых, хронических и эксперимен-тальных психозов; сходство побочных эффектов. Кнаиболее распространенным препаратам данной груп-пы относятся аминазин, тизерцин, трифтазин, сонапакс,клозепин, флуфеназин, галоперидол, этаперазин.

2. Транквилизаторы. Их общие свойства заключают-ся в отчетливо выраженном успокаивающем эффекте,способности выравнивать эмоциональные колебания,вызывать чувство расслабления, улучшать общее само-чувствие. Представляют эту группу такие препараты,как элениум, седуксен, реланиум, мезапам, тазепам, нозе-пам, феназепам, диазепам, лоразепам, эуноктин, альпро-залам, ксанакс. Некоторые транквилизаторы (феназе-пам, мезапам) оказывают антипсихотическое действие,однако последнее значительно менее выражено, чем унейролептиков. Ксанакс, альпрозалам, седуксен, феназе-пам обладают и антидепрессивным эффектом. Основ-ная область использования транквилизаторов — лече-ние неврозов и неврозоподобных состояний.

3. Антидепрессанты. Главным отличительным при-знаком препаратов, объединенных в эту группу, явля-ется их антидепрессивный (тимолептический — вырав-

ческих состояний, снятия отрицательных последствийсильного или затяжного стресса. Они могут назначать-ся самостоятельно, но их использование более рацио-нально в сочетании с психотерапевтическими методамилечения.

При психофармакологическом лечении тревожных состояний препаратами выбора являются транквилизаторы. В зависимости от степени выраженности тревоги, страха дозы препаратов могут быть различные, ча-ще 2—3 таблетки в день. Кратковременный приемтранквилизаторов безопасен, но увеличение дозы илисроков их приема необходимо обязательно согласовы-вать с врачом. Требует осторожности назначение этихпрепаратов пожилым людям, не рекомендуется прини-мать их лицам, управляющим транспортом.

Успокаивающим эффектом обладают валериана, пус-тырник, пеон, чабрец, мята, хмель. Их препараты могутиспользоваться в лечении тревожных состояний. Призначительной выраженности вегетативных нарушений,сопутствующих тревоге (сердцебиение, повышение дав-ления, озноб, учащенное дыхание и др.), возможно на-значение лекарств, воздействующих на адреналовые ре-цепторы — анаприлина, обзидана по 0,01—0,02 г 2—3 раза в день с обязательным контролем артериальногодавления, пульса. В ряде случаев для лечения тревож-ных состояний используются антидепрессанты, обла-дающие, помимо антидепрессивного, седативным эф-фектом. К ним относятся амитриптилин, пиразидол.Первоначально назначаются минимальные дозы (12,5—25,0 мг/сут), в последующем дозу медленно повышаютдо 120—180 мг/сут. Терапевтический эффект чаще от-мечается через 2—4 недели.

Лечение депрессивных состояний осуществляется пре-имущественно препаратами из группы антидепрессан-тов. Такие препараты, как мелипрамин, пиразидол,амитриптилин, не накапливаются в организме, легчевыводятся и имеют меньше побочных эффектов, чемипразид (ипрониазид), нуредал (ниаламид), поэтому ис-

нивающий настроение) эффект. Этот признак считаете ся ведущим. Кроме того, амитриптшин, пиразидолщфторацизин, азафен способны оказывать успокаиваю щ ее (седативное) действие, а мелипрамин, ниаламидщтрансамин — стимулирующее.

4. Психостимуляторы. Эти препараты воздействуют!на симптомы астенического круга: усталость, разбитость, угнетенность. Они непосредственно не влияют на депрессию, могут усиливать психотические нарушения (бред, галлюцинации, страх). Опасность их примернения обусловлена возможностью формирования наркоманической зависимости. Психостимуляторы назна-чаются строго по показаниям и на короткий срок. К ним относят сиднокарб, сиднофен, фенамин, меридил,центедрин и др.

5. Психодислептики (галлюциногены). Препаратыэтой группы не получили широкого использования вмедицинской практике, однако всегда существуетопасность подпольного их распространения в среденаркоманов. Употребление психодислептиков вызываетсостояния, аналогичные психозам с галлюцинаторными, бредовыми, онейроидными и другими психотиче-скими нарушениями. В эту грутшу входят диэтиламидлизергиновой кислоты (ЛСД), псилоцибин, мескалин и др. Психодислептики используются преимущественно внаучных и научно-экспериментальных целях.

6. Ноотропы. Являются современными препаратамиметаболического действия, эффективными при органических (сосудистых, токсических, травматических, инфекционных) поражениях головного мозга. Назначаются при астенических состояниях различного генеза,снижении памяти, общей активности, для ослаблениягипоксического воздействия на мозг различных неблагоприятных факторов (склероз сосудов мозга, повыше-ние или понижение концентрации сахара в крови, от-равление угарным газом, отек мозга при черепно-мозговой травме). В группу ноотропов входят аминалон,пиридитол, пантогам, пирацетам, ноотропил, фенибут.

Как отмечалось, психофармакологические средства применяются для коррекции неблагоприятных психических состояний. При депрессиях с заторможенностью, подавленностью, угнетенностью назначается мелипрамин, обладающий антидепрессивным и активи-рующим эффектом. Если депрессия сопровождаетсятревожностью, беспокойством, слезливостью, возбуж-денностью, предпочтение отдается амитриптилину, пи-разидолу. В настоящее время аптеки поставляют многоразличных видов антидепрессантов: амизол, трипти-зол — аналоги амитриптилина, герфонал, гидофен, прозак, синекван. Их следует применять только по реко-мендации врача. Лечебная суточная доза препаратовдостигается медленным увеличением количества при-нимаемого лекарства. В первый день назначаются 1—2 таблетки, затем каждые 3—4 дня прибавляется еще 1таблетка до достижения максимальной дозы (средняямаксимальная доза чаще равняется 6—8 таблеткам в су-тки). Побочный эффект может проявляться на раннихэтапах лечения сухостью слизистой ротовой полости,сонливостью, мышечной слабостью.

Положительный результат лечения депрессии (в ос-новном невротической) может быть достигнут и приназначении транквилизаторов «с антидепрессивнымдействием (альпрозалам, ксанакс, феназепам, мезапам).Доза препаратов подбирается индивидуально, сроки ле-чения определяются течением заболевания, эффектив-ностью выбранного лекарства.

Коррекция истероидных типов реагирования составляет нелегкую задачу, так как причины их возникнове-ния имеют сложный личностносоциальный характер.Несомненно, ведущее значение здесь отдается различ-ным формам психотерапии. В одних случаях истериче-скую реакцию можно снять гипнотическим внушением,в других требуется длительная реконструктивная (пере-воспитывающая) терапия. Медикаменты при леченииистерии играют вспомогательную роль. При сильном эмоциональном возбуждении назначаются транквили-заторы (седуксен, реланиум, диазепам, элениум, феназепам и др.). Если их действие оказывается недостаточ-ным, для снятия острых истерических реакций используются нейролептики: аминазин 2,5% — 1—2 мл, тизе-цин 2,5% — 1—2 мл внутримышечно. В легких случаяхпрервать истерический приступ может сильный внеш-ний раздражитель: окрик, холодный компресс, пере-ключение внимания, ласковое поглаживание. Если ак-туальная для больного проблема, повлекшая развитиеистерической реакции, не разрешена, любые лечебныепопытки могут оказаться безуспешными.

Не менее трудной задачей является коррекция пар-нойяльных типов реагирования. Последние чаще являют-ся проявлением паранойяльных психопатий. Такимличностям свойственны эмоциональная инертность,эгоцентризм, низкая критика к самому себе, своимдействиям, умозаключениям. В итоге их выводы, чегобы они ни касались, кажутся им единственно правиль-ными, а доводы других — ложными, направленнымиим во вред. Больные с паранойяльными расстройства-ми склонны обвинять окружающих в своих бедах, недоверяют никому, в том числе и врачам. Если удаетсяубедить такого пациента в необходимости приема ме-дикаментов, хороший корригирующий эффект достигается нейролептиками (трифтазин, галоперидол, неулептил, триседил). Назначения должны осуществлятьсятолько врачом.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1. Что изучает психофармакология?

2. Какие группы психофармакологических препаратов вызнаете и каковы их особенности?

3. Как лечатся тревожные состояния?

4. Как лечатся депрессивные расстройства?

5. Как оказывается помощь людям с истерическими, паранойяльными реакциями?

 

 

3.4. Психогигиенаи психопрофилактикав работе среднего медицинского работника

Психогигиена и психопрофилактика являются боль-шими разделами гигиены, изучающими пути и методыподдержания психического здоровья человека (психо-гигиена) и профилактику психических нарушений, втом числе — профилактику психоэмоциональногостресса (психопрофилактика). Каждый раздел в своюочередь основывается на знаниях из общей, медицин-ской, педагогической, социальной психологии, психо-логии труда, физиологии, экологии, гигиены. Крометого, психогигиена и психопрофилактика теснейшимобразом связаны с культурой общества, системой соци-альной защиты населения, образования, здравоохране-ния и, конечно, с политическим строем. В авторитар-ном государстве, где интересы отдельного человека ма-ло учитываются, где главенствует не закон, а властьличности, проблемам психического здоровья человекаобычно уделяется мало внимания. Человек низводитсядо роли исполнителя чужой воли во имя реализации невсегда понятных ему целей. В анархическом обществепсихотравмирующим становится отсутствие обществен-ной упорядоченности. Небольшая часть людей испове-дует вседозволенность в ущерб интересам большинства.В таком обществе царят агрессия, преступность, без-нравственность. Только в гуманном, демократическомобществе, законы которого создаются для упорядоче-ния взаимоотношений между людьми и направлены намаксимальное сохранение интересов каждого человека,защиту его индивидуальной свободы, можно говорить оналичии государственной основы психогигиены и пси-хопрофилактики. Сама государственная система влияетна состояние психического здоровья человека, характери число психотравмирующих факторов в среде его оби-тания гораздо глубже, чем это может показаться напервый взгляд. Это глобальное воздействие преломля-ется в сознании отдельной личности через систему вос-питания (авторитарная, военизированная, игровая, де-мократическая), через семью (маленькая ячейка, онаже и маленькое отражение общества), через защитуправа на труд, образование, через систему социальнойзащиты определенных слоев населения и даже черезрелигию.

Эти кардинальные вопросы являются прерогативойполитиков, законодателей, правительств, юристов ит.д., а медицинскому работнику приходится решать бо-лее мелкие, но порой не менее значимые для человекавопросы, касающиеся непосредственно психогигиены ипсихопрофилактики. Их рассмотрению и посвящаетсяэта глава.

Персонал среднего звена много времени находится внепосредственном контакте с пациентами, поэтому ме-дицинская сестра может оказывать на больного и поло-жительное, и отрицательное влияние. Само собой разу-меется, задача медперсона

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...