Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 58. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики

Вопрос 55 Сущность корпоративного управления в современных экономических условиях

Современный уровень развития экономики (как за рубежом, так и в России) характеризуется сложностью и масштабностью задач управления, что в первую очередь относится к управлению крупными предприятиями и группами компаний. Это объясняет актуальность вопросов повышения эффективности организационно-экономических и управленческих отношений, имеющих место в рамках систем корпоративного управления.

Термин корпоративное управление (corporate governance) широко применяется на практике, хотя до сих пор не имеет однозначного определения.

Корпоративное управление - система отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией;
Корпоративное управление - способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами;
Корпоративное управление - комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент в целях максимизации ее прибыли и стоимости;
Корпоративное управление - система взаимоотношений между менеджерами компании и ее владельцами по вопросам обеспечения эффективности ее деятельности и защите интересов владельцев, а также других заинтересованных сторон.

 

 

Вопрос № 56 Характеристика основных факторов эффективности менеджмента

Под эффективностью менеджмента мы будем понимать, сложную многогранную категорию, которая отражает характерные особенности экономических, социальных, организационных и иных явлений.

Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам:

1. по продолжительности влияния;

2. по характеру влияния;

3. по степени формализации;

4. в зависимости от масштаба влияния;

5. по содержанию;

6. по форме влияния;

Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.

По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.

В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.

По содержанию различают факторы:

· научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда),

· организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина),

· экономические (система материального поощрения и материальной ответственности),

· социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения),

· технические,

· физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.

По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.

Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее. Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.

 

 

Вопрос 57 Экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности менеджмента

Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации организационно-технических мероприятий комплексно отражающих пути роста экономической эффективности управления.

Предлагается следующая классификация мероприятий, связанных с ростом результата и снижением затрат ресурсов: технические, организационные, социально-экономические.

Технические мероприятия направлены на совершенствование технологий, оборудования, режимов переработки сырья, качества применяемых ресурсов.

Организационные мероприятия направлены на совершенствование организации учета, производства и труда, сокращения цикла производства, ремонта и экономии ресурсов.

Социально-экономические мероприятия направлены на улучшение условий труда и отдыха, применение мер стимулирования и ответственности, мотивации роста качества и производительности труда, развития корпоративного духа во имя целей организации.

Вопрос 58. Менеджмент как область знания и методологическая база управленческой практики


Менеджмент в переводе с англ. – управление (синонимы – руководство, администрирование). Менеджмент – это наука о планировании, организации, координации, мотивации и контроле, направленных на достижение поставленных корпоративных (коллективных) целей. В этом определении менеджмента находят отражение 5 его универсальных (общих) функций – это те функции, которые свойственны процессу управления в любой организации независимо от ее отраслевой принадлежности и масштабов деятельности (сельское хозяйство, промышленность, образование, религия, культура, транспорт, связь и т.п. – во всех этих сферах реализуются перечисленные универсальные функции менеджмента).
Существует другое определение менеджмента, в большей степени ориентированное на его прикладной аспект. Менеджмент – это вид деятельности по руководству людьми в различных организациях, направленный на достижение поставленных целей.
Менеджмент как наука сформировался в конце 19 века.
Первый этап его развития – школа научного менеджмента. Ее основоположник – американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915). В рамках этой школы впервые были заложены основы нормирования труда (расчетными и экспериментальными методами), основы построения премиальных систем оплаты труда, организации планирования производства, научной организации труда и эргономики (наука, изучающая влияние условий на рабочем месте на результативность труда), основы конвейерного производства. Эта школа менеджмента главный акцент делала на технических аспектах, изучала управление конкретными видами работ, конкретными профессиями. Это приводило к отсутствию универсальных подходов, одинаково подходящих для всех организаций. Поэтому эти методы называют ситуационными.
Второй этап развития менеджмента – административная школа управления. Ее основоположник – французский инженер и промышленник Анри Файоль (1841-1925). Он рассматривал организацию как комплекс двух подсистем – технической и социальной. Главное внимание он уделял социальной подсистеме, как наиболее универсальной, свойственной для всех предприятий независимо от отрасли. В рамках этой школы были сформулированы 5 универсальных функций управления: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Также были сформулированы универсальные принципы управления: единоначалие, соответствие полномочий и ответственности, справедливость санкций и вознаграждения, инициатива в сочетании с четкими должностными инструкциями, стабильность рабочего места для персонала, корпоративный дух.
Третий этап развития менеджмента – школа человеческих отношений. Ее основные представители Мэри Фоллет, Элтон Мэйо, Абраам Маслоу. В рамках этой школы изучалась мотивация работников как совокупность внутренних факторов, побуждающих индивида к труду. Мотивация работников может носить материальный (потребности низшего уровня, физиологические потребности) или нематериальный характер (потребности в общении, самоутверждении, творчестве и самосовершенствовании). Стимулы – это внешние воздействия на работника, удовлетворяющие те или иные его мотивы. Например, материальные стимулы – это рост зарплаты, начисление премий, обеспечение жильем. Нематериальные стимулы – благодарность, повышение в должности, вывешивание на доске почета и т.п. Эти методы следует подбирать индивидуально к каждому работнику, учитывая его потребности.
Четвертый этап – количественная школа менеджмента, основанная на системном подходе Людвига фон Берталанфи (1901-1971). В рамках этой школы разрабатывались математические методы и модели управления, методы планирования и прогнозирования, поиска оптимальных решений из множества альтернатив (например, решение транспортной задачи, исследование операций, теория массового обслуживания).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...