Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь
Главное управление образования, науки и кадров
УССО «ОШМЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор УССО
___________ Н.Ю.Липовая
___ ____________ 2011 г.
ОСНОВЫ ПРАВА
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся заочной формы обучения
По специальности 2 – 250135 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
Рассмотрено на заседании комиссии
информационных технологий и юридических
дисциплин
____ _________________________2011 г.
Протокол N__________________________
Председатель ___________ В.С. Лукашук
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Основы права» занимает одно из важнейших мест в гуманитарной подготовке современной молодежи. Преподавание основ права направлено на правовое воспитание учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования.
Основными целями изучения дисциплины являются:
• формирование правовой культуры и правового сознания учащихся,
• развитие логического мышления и творческих способностей учащихся.
Содержание дисциплины предполагает актуализацию, усвоение и понимание понятий, явлений и закономерностей, которые учащимся уже знакомы из других дисциплин социально-гуманитарного цикла, что способствует более глубокому осмыслению проблем правоведения.
В результате изучения дисциплины «Основы права» учащийся должен
знать:
• основы конституционного строя Республики Беларусь, права и обязанности гражданина Республики Беларусь, основы административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного права Республики Беларусь, основы международного права;
уметь.
• осуществлять сознательный выбор правомерного поведения;
• применять необходимые нормативные правовые акты для повышения уровня индивидуальной правовой культуры, для принятия юридически грамотных решений в своей профессиональной деятельности и активного участия во всех сферах жизни общества.
Методика преподавания учебной дисциплины строится на сочетании теоретических и практических занятий
Цель практических занятий - обобщение, углубление, систематизация, конкретизация и закрепление знаний, формирование умений интеллектуально-познавательной и практической деятельности, работа с нормативными правовыми актами. Практические занятия, позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, способствуют детальному усвоению информации, превращению ее в прочные знания и убеждения, создают условия для формирования умения и готовности использовать теоретические знания на практике.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной дисциплины «ОСНОВЫ ПРАВА»
Специальность 2 -25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
№ п/п
| Раздел и тема
| Количество часов (дневная форма обучения)
| Количество часов (заочная форма обучения)
|
Всего
| В т.ч. на ПЗ
| Всего
| В т.ч. на ПЗ
|
1.
| Общая теория государства и права
|
|
|
|
|
2.
| Права человека - высшая ценность общества
|
|
| Самост. изучение
|
|
3.
| Основы конституционного права
|
|
|
| Самост. изучение
|
4.
| Основы административного права
|
|
| Самост. изучение
| Самост. изучение
|
5.
| Основы гражданского и жилищного права
|
|
|
|
|
6.
| Основы трудового права
|
|
|
|
|
7.
| Основы семейного права
|
|
| Самост. изучение
| Самост. изучение
|
8.
| Основы экологического и уголовного права
|
|
|
| Самост. изучение
|
9.
| Основы международного права
|
| Самост. изучение
|
|
|
10.
| Итоговое занятие
|
|
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Беларусь.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь - Мн.: Амалфея, 2002 г.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь - Мн.: Амалфея, 2002 г.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь 2-е изд., дополн. - Мн.: Национальный центр правовой информации РБ, 2001г.
5. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. - Минск: Амалфея, 2001 г.
6. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Тест с изменениями и дополнениями по состоянию на 20 января 2001 г. - Мн.: Амалфея, 2000.
7. Избирательный кодекс Республики Беларусь от 2000 г.
8. Жилищный кодекс Республики Беларусь от 23. 03. 1999.
9. Закон «О гражданстве Республики Беларусь» 1. 08. 2002.
10. Общая теория государства и права: Учебное пособие (А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А.Кучинский; общ.ред.проф. - А. Ф. Вишневского - М. Издательство деловой и учебной литературы, 2004г.
11. Теория государства и права: Учебн. Пособие В.Н.Дмитрук - М.: Новое знание, 2002 г.
12. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. Практ.пособие. - Мн.: МНО, 2001г.
13. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002 г.
14. Пенкрат В.И. Семейное право Республики Беларусь: Практическое пособие. - Мн.: «Молодежное научное общество», 2001г.
15. Трудовое право: Учебник В.И.Селинков, В.Н. Артемова, Г.А.Василевич.; ред В.И.Семенкова 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2002 г.
16. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть А.И. Лукашов, СЕ. Данилюк, Э.Ф.Мичулис; Под общ.ред. А.И.Лукашова. - Мн.: Тесей, 2001 г.
17. Уголовное право. Общая часть: Учебник Н.А.Бабий, А.В. Барков, И.О.Грун; Под ред. В.М.Хомича. - Мн.: Тесей, 2002.
18. Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Общая часть. Мн.: Молодежное научное общество»,2000 г.
19. Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное право Республики Беларусь - Мн.: «Молодежное научное общество», 2001 г.
20. Колбасин Д.А. Гражданское право Республики Беларусь. Особенная часть. Мн.:2001 г.
21. Основы права. Учебн. пособие. Под ред. В.А.Витушко, В.Г.Тихини, Г.Б. Шишко-Мн.: БГЭУ. 2002г.
22. Права человека. Учеб.пособие. С.Т.Кацубо, И.В., Кучвальская, С.Б.Лугвин. - Мн.: Амал-фея,2001г.
23. Балашенко С.А., Демичев Д.М.. Экологическое право. Учеб. пособие. Мн., 1999.
24. Гоев А.В. Экологическое право. Мн., 1999
План самостоятельного изучения дисциплины
Раздел, тема
| Требования к знаниям и умениям
| Литература,
задания для самостоятельной работы учащихся
| Вопросы для самоконтроля
|
|
|
|
|
Тема: Понятие общей теории государства и права, ее значение для изучения отраслевых юридических дисциплин, Система права и система законодательства
Предмет и методология общей теории государства и права. Понятие, социальное назначение и форма государства. Правовое государство. Понятие, сущность и социальное назначение права. Реализация права. Понятие и соотношение системы права и системы законодательства. Источники права Республики Беларусь. Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация законодательства.
|
Описывают понятие общей теории государства и права и ее значение.
Раскрывают понятие системы права и системы законодательства.
|
[ 1]с. 9 – 66
[7]
| 1. Дайте понятие общей теории государства и права.
2. Дайте определение понятия «государство», назовите функции государства.
3. Форма государственного устройства.
4. Дайте определение понятия «право».
5. Назовите источники права.
6. Дайте понятие нормы права.
7. Структура правовых норм.
8. Как действуют нормативно – правовые акты во времени, в пространстве и по кругу лиц?
|
Тема: Права человека – высшая ценность общества
Историко-правовая мысль о правах и свободах человека. Основные международные документы в области прав человека. Классификация основных прав человека их единство. Взаимосвязь и взаимообусловленность прав и обязанностей, свободы и ответственности личности. Система защиты прав человека.
|
Описывают основные международные документы в области прав человека. Раскрывают основные права и обязанности человека.
|
[ 24]
[ 20]
|
1. Назовите основные международные документы в области прав человека.
2. Охарактеризуйте основные права человека.
|
Тема: Понятие, предмет и источники конституционного права.
Понятие, сущность и юридические свойства конституции. Понятие и назначение политической системы общества. Гражданство РБ. Правовой статус человека и гражданина в РБ. Органы государственной власти РБ. Конституционно-правовой статус Президента РБ. Парламент РБ, правительство РБ. Конституционный суд РБ. Понятие и система местного управления и самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления.
|
Описывают понятие, сущность и юридические свойства конституции. Раскрывают правовой статус человека и гражданина в РБ.
Описывают Органы государственной власти РБ.
|
[ 1]с. 69 - 174
[ 7]
[ 18]
| 1. Назовите источники конституционного права.
2. Определите основные положения составляющие основы конституционного строя Республики Беларусь.
3. Что понимается под избирательной системой?
4. Назовите полномочия Президента РБ.
5. Укажите полномочия Правительства Республики Беларусь.
|
Практическое занятие № 1
Анализ Конституции РБ, Закона «О гражданстве».
| Закрепление знаний и умений
| [ 7]
[ 18]
| Выполнить задания.
|
Тема: Основы административного права
Понятие и значение административного права.Понятие и административно-правовой статус органов государственного управления. Субъекты административного права. Граждане как субъекты административного права. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Административная ответственность. Система и виды административных взысканий, условия их применения. Освобождение от административной ответственности.
| Раскрывают понятие административного права.
Описывают субъектовадминистративного права. Раскрывают понятие административных правонарушений, административной ответственности и ее видов.
|
[ 1]с. 179 - 222
| 1. Какие общественные отношения регулируются нормами административного права?
2. Назовите источники административного права Республики Беларусь.
3. Перечислите субъектов административно – правовых отношений.
4. Какие виды административных правонарушений предусмотрены законодательством РБ?
5. С какого возраста лицо может быть привлечено к административной ответственности?
|
Практическое занятие № 2
Анализ административно – правовых норм Выполнение тестов, практических задач, графическое построение системы органов исполнительной власти.
|
Закрепление знаний и умений
|
[ 1]гл. 2, 4
| Выполнение заданий
|
Тема: Основы гражданского права
Понятие и особенности гражданского права.
Субъекты гражданских правоотношений: граждане и юридические лица. Правоспособность и дееспособность граждан. Понятие и признаки юридического лица. Виды юридических лиц. Объекты гражданских правоотношений: вещи, имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения гражданских прав.
| Раскрывают понятие гражданского права, описывают субъектов и объекты гражданских правоотношений. Характеризуют юридические факты как основание возникновения, изменения и прекращения гражданских прав.
|
[ 1]с. 285 - 388
|
1. Дайте понятие гражданского права.
2. Назовите виды гражданских правоотношений.
3. Дайте понятие юридического лица, назовите признаки юридического лица.
4. Что понимается под объектом гражданских правоотношений.
5. Что понимается под гражданской правоспособностью и дееспособностью?
|
Практическое занятие № 3
Анализ норм гражданского права, решение практических задач, анализ и обсуждение проблемных ситуаций.
Выполнение тестовых заданий
|
Закрепление знаний и умений
|
[ 8] гл. 3 - 4
| Выполнение заданий.
|
Тема: Основы гражданского и жилищного права.
Сделки и представительство.
Право собственности и другие вещные права. Формы собственности.
Гарантии и защита права собственности
Обязательственное право. Ответственность за нарушение обязательств.
Общие положения о гражданско-правовом договоре.
Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Понятие, предмет источники жилищного права. Жилищные правоотношения. Жилищный фонд в Республике Беларусь.
|
Характеризуют понятие права собственности, формы собственности.
Описывают общие положения о гражданско-правовом договоре. Раскрываю понятие, предмет и источники жилищного права. Объясняют особенности жилищных правоотношений.
|
[ 1]с. 444 - 461
| 1. Что понимается под сделкой? В каких формах заключаются сделки?
2. Назовите виды сделок?
3. Дайте понятие права собственности. Назовите формы собственности.
4. Дайте понятие гражданско – правового договора.
5. Что такое представительство?
6. Назовите виды представительства.
7. Дайте понятие жилищного права.
8. Охарактеризуйте жилищные правоотношения.
|
Практическое занятие № 4
Анализ норм гражданского кодекса и жилищного, регулирующие жилищные правоотношения.
| Закрепление знаний и умений
|
[ 8] гл. 58, 69
| Выполнение заданий.
|
Тема: Основы трудового права
Понятие трудового права. Источники трудового права.
Конституция о праве граждан на труд, его гарантиях. Правоотношения в сфере трудового права, понятие и виды. Субъекты трудового права. Понятие и стороны трудового договора. Содержание и форма трудового договор, порядок заключения и прекращения. Контракт – особая разновидность трудового договора, контрактная система. Прием на работу, перевод на другую работу. Рабочее время, его продолжительность. Время отдыха, его продолжительность. Праздничные дни. Отпуска. Оплата труда: виды, системы, отклонения
Трудовая дисциплина. Охрана труда. Трудовые споры.
|
Раскрывают понятие трудового права.
Описывают субъектов трудового права.
Характеризуют понятие, стороны и содержание трудового договора.
Раскрывают понятие рабочего времени, времени отдыха и их виды.
Описывают понятие трудовой дисциплины, охраны труда, трудовых споров.
|
[ 1] с. 543 - 581
| 1. Что является предметом трудового права.
2. Что такое трудовые правоотношения?
3. Назовите источники трудового права.
4. Дайте понятие трудового договора. Назовите стороны трудового договора.
5. На какой срок могут заключаться контракты?
6. Назовите основания прекращения трудового договора.
7. Дайте понятие времени отдыха.
8. Что понимается под трудовой дисциплиной?
9. Какие виды дисциплинарных взысканий установлены трудовым законодательством?
10. Дайте понятие трудовых споров.
|
Практическое занятие № 5
Анализ норм Трудового кодекса, решение практических задач по отношениям, возникающим из трудового договора, по вопросам рабочего времени и времени отдыха, заработной платы. Обсуждение проблемных ситуаций и вопросов. Выполнение тестовых заданий.
|
Закрепление знаний и умений
|
[ 13]
| Выполнение заданий.
|
Практическое занятие № 6
Анализ норм Трудового кодекса, решение практических задач по вопросам дисциплины труда, охраны труда, материальной ответственности работников перед нанимателем, по трудовым спорам.
Обсуждение проблемных ситуаций и вопросов. Выполнение тестовых заданий.
|
Закрепление знаний и умений
|
[ 13]
| Выполнение заданий.
|
Тема: Основы семейного права
Понятие, предмет и источники семейного права. Семейные правоотношения: субъекты и объекты. Брак: условия вступления, препятствия к заключению, регистрации, недействительность, расторжение. Брачный контракт. Права и обязанности супругов: личные и имущественные. Права и обязанности родителей и детей. Установление отцовства. Защита родительских прав. Лишение и ограничение родительских прав. Алиментные обязательства других членов семьи. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Защита семейных прав. Права ребенка и их гарантии.
|
Раскрывают понятие семейного права.
Описывают условия вступления, препятствия к заключению и расторжение брака.
Характеризуют права и обязанности родителей и детей.
Описывают алиментные обязательства в отношении родителей.
|
[ 1] с. 463 - 497
| 1. Какие правоотношения регулируют семейное законодательство?
2. Дайте понятие семейного права.
3. Каковы условия и порядок заключения брака?
4. Каков порядок расторжения брака?
5. Перечислите личные и имущественные права и обязанности супругов.
6. В каком размере взыскиваются алименты на содержание несовершеннолетних детей?
7. Могут ли родители быть лишены родительских прав?
8. Каковы права и обязанности опекунов, попечителей по воспитанию несовершеннолетних детей?
|
Практическое занятие № 7
Анализ источников семейного права, решение практических задач, выполнение тестовых заданий, анализ и обсуждение проблемных ситуаций
|
Закрепление знаний и умений
|
[ 9]
| Выполнение заданий.
|
Тема: Основы экологического и уголовного права
Понятие экологического права. Экологическая функция государства и права. Источники экологического права. Компоненты природы, подлежащие правовой охране. Экологические права и обязанности граждан. Правовая охрана окружающей среды.
Понятие и источники уголовного права. Понятие и признаки преступления. Понятие и признаки состава преступления. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности и ее цели. Понятие и признаки наказания его назначение. Виды наказания.
|
Раскрывают понятие, источники экологического права.
Описывают экологические права и обязанности граждан.
Раскрывают понятие и источники уголовного права.
Характеризуют признаки состава преступлений.
|
[ 21] гл. 3 – 5
[ 1] с. 243 - 278
| 1. Дайте понятие экологического права. Назовите источники экологического права.
2. Назовите виды природопользования.
3. Назовите виды ответственности за нарушения норм экологического права.
4. Дайте понятие уголовного права.
5. Назовите признаки преступления.
6. Назовите признаки состава преступления.
7. Дайте понятие наказания, назовите виды наказаний.
|
Практическое занятие № 8
Анализ норм Конституции, источников экологического права, Уголовного кодекса РБ, решение практических задач, обсуждение проблемных ситуаций по вопросам экологии, выполнение тестовых заданий
|
Закрепление знаний и умений
|
[2 1]
[ 14]
| Выполнение заданий
|
Тема: Основы международного права
Международное публичное право.
Понятие, сущность и функции современного международного права. Субъекты международного права. Источники международного права. Нормативная система международного права. Ответственность государств за нарушение норм международного права.
Международное частное право
Понятие и задачи международного частного права. Система международного частного права. Источники международного частного права. Соотношение
Международного частного права и международного публичного права.
|
Раскрывают понятие международного права.
Описывают субъектов международного права.
Раскрывают понятие и задачи международного частного права.
Описывают систему, источники международного частного права.
|
[ 1] с. 426 - 440
| 1. Назовите субъекты международного права.
2. Укажите источники международного права.
3. Назовите задачи международного частного права.
4. Назовите функции современного международного права.
5. Назовите источники международного частного права.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебными планами по заочной форме обучения по учебной дисциплине «Основы права» предусматриваются два вида контрольных работ: домашняя контрольная работа, выполняемая учащимися в межсессионный период, и обязательная контрольная работа, проводимая в колледже в период лабораторно-экзаменационной сессии.
Цель контрольных работ - определить степень усвоения учащимися изучаемого материала и умения использовать полученные знания при решении практических заданий.
Домашняя контрольная работа выполняется в ученической тетради в клеточку и должна быть не более 16-18 листов рукописного текста на двух сторонах листа.
Титульный лист контрольной работы должен содержать следующие реквизиты:
• Наименование министерства подчиненности учреждения образования;
• Название учреждения образования;
• Номер контрольной работы;
• Полное название учебной дисциплины, по которой выполняется контрольная работа;
• Курс и группу;
• Фамилию, имя, отчество учащегося;
• Номер шифра учащегося, номера вопросов и практических заданий контрольной работы;
• Дату сдачи контрольной работы на рецензию и дату рецензии. Текст следует выполнять синими или черными чернилами.
Каждый вопрос (задачу) контрольной работы рекомендуется начинать с новой страницы. Все страницы должны быть пронумерованы. Вопросы и условия практических заданий контрольной работы записываются полностью в соответствии с контрольным заданием. Расстояние между условием задания (вопросом) и решением (ответом) должно быть не менее 10 мм.
Для выполнения домашней контрольной работы составлено 20 (двадцать) вариантов. Каждый вариант включает два теоретических вопроса и одно практическое задание Учащиеся выполняют один из вариантов, который определяется по букве фамилии (см. приложение № 1).
Теоретические вопросы должны быть изложены полно, логически правильно. Теоретические положения иллюстрируются конкретными примерами из государственно-правовой жизни Республики Беларусь. Решение практических задач должно содержать юридическую оценку всех приведенных в фабуле условий и вывод, основанный на нормах права и содержащий ссылки на конкретные статьи нормативных правовых актов. Образец выполнения практического задания изложен в приложении № 2.
Список используемой при выполнении домашней контрольной работы литературы дается на отдельной странице под заголовком «Литература». В список литературы включаются только те источники, на которые в тексте имеется ссылка. Каждый источник, включенный в список литературы, нумеруют арабскими цифрами и записывают с новой строки в последовательности ссылки на него в тексте контрольной работы.
Выполненная домашняя контрольная работа подписывается учащимся (ниже списка литературы) с указанием даты выполнения и высылается в колледж на рецензирование в соответствии с календарным графиком выполнения домашних контрольных работ. Не зачтенная контрольная работа высылается учащемуся для повторного выполнения.
По учебной дисциплине «Основы права» в период лабораторно-экзаменационной сессии вместо экзамена предусматривается проведение итоговой письменной контрольной работы.
Цель - определение степени усвоения учащимися теоретического материала и умения применять полученные знания при решении практических задач.
К обязательной письменной контрольной работе допускаются учащиеся, которые выполнили по учебной дисциплине «Основы права» домашнюю контрольную работу и получили зачет по практическим работам. Порядок проведения обязательной контрольной работы определяется колледжем. Учащемуся, получившему неудовлетворительную оценку или не явившемуся на нее по уважительным причинам, назначается другой срок выполнения, как правило, в период текущей лабораторно-экзаменационной сессии или в межсессионный период. Знания по выполненной обязательной контрольной работе оцениваются наравне с экзаменационными оценками.
Приложение № 1
Вариант
| Начальная буква фамилии
| Номера вопросов
| Номер практического задания
|
| А; Х
| 7; 38
|
|
| Б; Ч
| 8; 5
|
|
| В; Щ
| 9; 4
|
|
| Г; Ш
| 10; 3
|
|
| Д; Э
| 11; 2
|
|
| Е; Ю
| 12; 1
|
|
| Ж; Я
| 13; 36
|
|
|
| 14; 30
|
|
| И
| 15; 29
|
|
| К
| 16; 28
|
|
| Л
| 17; 27
|
|
| М
| 18; 26
|
|
| Н
| 19; 25
|
|
| О
| 20; 24
|
|
| П
| 21; 23
|
|
| Р
| 29; 22
|
|
| С
| 40; 6
|
|
| Т
| 39; 33
|
|
| У
| 31; 34
|
|
| Ф
| 32; 35
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: