УЧЕТ И АНАЛИЗ (ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ, ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ)
Методические рекомендации по выполнению
контрольной работы
для студентов, обучающихся по направлению подготовки
38.03.02 «Менеджмент»
степень Бакалавр
профиль «Финансовый менеджмент»
заочная форма обучения
Одобрено кафедрой «Экономика и финансы»
30 мая 2016 года, протокол №13
ВЛАДИМИР 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы
2. Задание и методические рекомендации по выполнению контрольной работы
3. Система оценивания контрольной работы
4. Список рекомендуемых источников
1. Общие требования к содержанию и оформлению контрольной работы
Выполнение контрольной работы по дисциплине "Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)" предназначено для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению 38.03.02 «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров).
Выполнение контрольной работы направлено на развитие теоретических знаний и закрепление практических навыков в сфере ведения бухгалтерского учета (финансового и управленческого), а также проведения финансового анализа.
Залогом успешного овладения материалами учебной дисциплины является систематическая, глубокая и творческая самостоятельная работа студентов.
Контрольная работа включает в себя выполнение различного рода заданий, ориентированных на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. Освоение каждой темы дисциплины следует начинать с изучения теоретических основ, используя лекционный материал, анализируя законодательную и специальную литературу, представленную в списке рекомендуемой литературы.
К выполнению заданий контрольной работы предъявляются следующие требования:
- задания должны выполняться самостоятельно;
- задания должны представляться в установленный срок;
- выполненные задания должны соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует использовать при подготовке контрольной работы нормативные документы Финансового университета, а именно, положений о реферате, эссе, контрольной работе, домашнем творческом задании, утвержденные приказом №611/о от 01 апреля 2014 года, положения о расчетно-аналитической работе, утвержденные приказом №2161/о от 19 декабря 2013 года (см. сайт Финансового университета: на главной странице раздел «Наш университет»; далее «Единая правовая база Финуниверситета»; подраздел «Методическая работа» - «Приказы университета»).
Написание контрольной работы начинается с изучения соответствующей литературы.
Основная литература - это учебники и учебные пособия. Дополнительная литература - это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, интернет- ресурсы.
Изучение литературы позволит расширить объем знаний, найти ответ на неясные вопросы, вникнуть в изучаемую тему. Кроме рекомендуемой к изучению литературы студентам рекомендуется регулярно просматривать периодические издания (журналы "Бухгалтерский учет", "Главбух", "Управленческий учет", "Экономический анализ" и т.д.). Нормативные документы, консультационные материалы по бухгалтерскому учету, практические примеры применения правил учета и составления отчетности представлены в справочной правовой системе Консультант Плюс.
Контрольная работа выполняется студентами самостоятельно в соответствии с рабочей программой дисциплины "Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)" во внеаудиторное время.
Контрольная работа должна быть оформлена в виде пакета документов, сброшюрованных в общий отчет. Работа выполняется на компьютере. Текст оформляется 14 шрифтом «TimesNewRoman» через 1,5 интервала, формат листа А4. Текст работы пишется на одной стороне листа и располагается таким образом, чтобы его ограничивали поля: с левой стороны текста – 2,5 см; с правой стороны, сверху и снизу страницы - 2 см.
В части таблиц предусмотрена возможность их заполнения вручную.
Нумерация страниц, составляющих работу, начиная с титульного листа, сплошная, при этом титульный лист считается первым и не нумеруется.
Содержание располагается вслед за титульным листом. В содержании напротив каждого наименования частей работы в правой стороне листа указывается номер страницы, с которой начинается данная часть.
Оформленная работа подписывается студентом на последней странице текста с указанием даты. Полностью завершенная и надлежащим образом оформленная работа сдается в учебную часть в сроки, установленные преподавателем, для дальнейшей проверки.
Контрольная работа выполняется студентами в зависимости от номера варианта, который определяется по первой букве фамилии:
Первая буква фамилии
Варианты задания
А-К
Л-Я
2. Задание и методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Задание 1.
Задание 1 содержит исходные данные для решения сквозной задачи, предусматривающей регистрацию фактов хозяйственной жизни ООО "Надежда" в журнале хозяйственных операций, их обобщение на счетах бухгалтерского учета, подготовку бухгалтерской отчетности, расчет себестоимости готовой продукции, проведение сравнительного анализа плановых и фактических показателей деятельности, а также финансовый анализ итоговых показателей деятельности организации за отчетный период.
Остатки по счетам бухгалтерского учета сформированы на 1 декабря 20ХХ г. (табл.1). Факты хозяйственной жизни приводятся за декабрь 20ХХг. (табл.2). В условии задачи приводится выписка из приказа «Об учетной политике ООО "Надежда" на 20ХХ год», которым установлены правила учета отдельных объектов. В процессе решения задачи необходимо использовать действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России № 94н от 31.10.2000г.
При выполнении контрольной работы необходимо использовать субсчета только при отражении операций с помощью счетов:
90 «Продажи» (открываются субсчета: 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-7 «Расходы на продажу», 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»);
91 «Прочие доходы и расходы» (открываются субсчета: 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы», 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»).
Для решения сквозной задачи необходимо:
1. Указать корреспонденцию счетов по учету фактов хозяйственной жизни организации в Журнале хозяйственных операций (табл. 2).
2. Открыть Главную книгу по всем счетам, отразить сальдо на начало месяца по данным табл. 1, операции за декабрь 20ХХг. (по данным табл.2), определить обороты и сальдо на конец месяца.
3. Составить на основании данных об оборотах и остатках по счетам бухгалтерского учета оборотно-сальдовую ведомость, а затем - Бухгалтерский баланс на 31.12.20ХХг. и, используя вспомогательную таблицу-расчет, Отчет о финансовых результатах.
В процессе решения сквозной задачи необходимо руководствоваться следующими условиями:
- предметом деятельности организации является производство мебели;
- ставка страховых взносов в государственные внебюджетные фонды составляет 30% выплат, начисленных в пользу работников; для упрощения решения задачи их начисление производится одной записью без распределения сумм, подлежащих уплате в различные фонды;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют 1,5% выплат, начисленных в пользу работников;
- для упрощения решения задачи принимается, что величина налогооблагаемой прибыли соответствует прибыли, исчисленной по данным бухгалтерского учета.
Выписка из приказа «Об учетной политике ООО "Надежда" на 20ХХ год»
«...1. Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом.
2. Учет затрат и исчисление фактической себестоимости продукции организуется непосредственно на счете 20 «Основное производство».
3. В состав общепроизводственных расходов включаются заработная
плата обслуживающего цехового персонала со страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, а также амортизация
производственного оборудования.
4. Общехозяйственные расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», по окончании отчетного периода полностью списываются на счет 90 «Продажи».
Остатки по счетам бухгалтерского учета на начало декабря 20ХХ г. одинаковы для всех вариантов.
Таблица 1
Ведомость остатков по синтетическим счетам ООО "Надежда"
на 1 декабря 20ХХ года (руб.)
№
Счета
Наименование счета
Сумма
Дебет
Кредит
Основные средства
4 130 000
Амортизация основных средств
640 000
Материалы
1 300 000
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
-
Касса
3 000
Расчетные счета
705 000
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
230 000
Расчеты с покупателями и заказчиками
652 000
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
486 000
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
-
Расчеты по налогам и сборам
90 000
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
155 000
Расчеты с персоналом по оплате труда
325 000
Расчеты с подотчетными лицами
1 700
Уставный капитал
100 000
Резервный капитал
150 000
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
2 238 300
90-1
Выручка
25 960 000
90-2
Себестоимость продаж
18 000 000
90-3
Налог на добавленную стоимость
3 960 000
90-7
Расходы на продажу
1 000 000
90-9
Прибыль/убыток от продаж
3 000 000
91-1
Прочие доходы
91-2
Прочие расходы
32 000
91-9
Сальдо прочих доходов и расходов
32 000
Прибыли и убытки
2 374 000
ИТОГО:
№
1 вариант
2 вариант
Корреспонденция
п/
Факты хозяйственной деятельности
счетов
п
Сумма (руб.)
Сумма (руб.)
дебет
кредит
1.
Приобретены материалы для производства продукции
1 000 000
1 120 000
2.
Учтен НДС по приобретенным материалам
180 000
201 600
3.
НДС по приобретенным материалам принят к вычету
180 000
201 600
4.
Отпущены материалы на производство продукции
974 730
974 730
5.
Начислена заработная плата:
а) производственным рабочим за изготовление продукции;
б) обслуживающему цеховому персоналу;
в) административному персоналу организации
144 578
205 000
160 000
144 578
205 000
170 000
6.
Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды по заработной плате и взносы на страхование от несчастных случаев и проф.заболеваний:
а) производственных рабочих за изготовление продукции;
б) обслуживающего цехового персонала;
в) административного персонала организации
45 542
64 575
50 400
45 542
64 575
53 550
7.
Удержан НДФЛ с заработной платы работников организации
72 501
73 801
8.
Начислена амортизация производственного оборудования
32 000
28 000
9.
Общепроизводственные расходы включены в себестоимость продукции (сумму рассчитать)
10.
Общехозяйственные расходы отнесены на финансовый результат организации (сумму рассчитать)
Таблица 2
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ ООО "Надежда"
___________________________ за декабрь 20ХХг. _______
11.
Выпущена готовая продукция по фактической себестоимости (сумму рассчитать, учитывая, что остаток НЗП в цехах основного производства на конец периода равен 0)
12.
Отгружена продукция покупателям по продажным ценам
2 360 000
2 360 000
13.
Начислен НДС с выручки от реализации продукции
360 000
360 000
14.
Списана себестоимость реализованной продукции (сумму рассчитать, учитывая, что остаток готовой продукции на складе на конец периода равен 0)
15.
Определен финансовый результат от продажи продукции за декабрь 20ХХг. (сумму рассчитать)
16.
Начислены проценты по краткосрочному займу
12 000
7 000
17.
Определен финансовый результат от прочих операций за декабрь 20ХХг. (сумму рассчитать)
18.
Начислен налог на прибыль за 4 квартал 20ХХг. (сумму рассчитать, исходя из финансового результата за октябрь- ноябрь 20ХХг.: прибыль от продаж - 320 000 руб., убыток от прочих операций - 25 000 руб.)
19.
Определен чистый финансовый результат организации за 20ХХг. (сумму рассчитать)
20.
Выплачена заработная плата сотрудникам организации за ноябрь 20ХХг.
320 000
319 000
21.
Перечислен НДФЛ за ноябрь 20ХХг.
72 000
73 000
22.
Перечислены страховые взносы во внебюджетные фонды за ноябрь 20ХХг.
155 000
154 000
23.
Оплачены материалы поставщику
560 000
540 000
24.
Получена частичная оплата от покупателей за реализованную продукцию
1 960 000
1 870 000
25.
Возвращены в кассу неиспользованные денежные средства от подотчетного лица
1 000
1 500
План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций
Наименование счета
Номер
счета
Номер и наименование субсчета
Раздел I. Внеоборотные активы
Основные средства
По видам основных средств
Амортизация основных средств
Доходные вложения в материальные ценности
По видам материальных ценностей
Нематериальные активы
По видам нематериальных активов
Амортизация нематериальных активов
Оборудование к установке
Вложения во внеоборотные активы
1. Приобретение земельных участков
2. Приобретение объектов природопользования
3. Строительство объектов основных средств
4. Приобретение объектов основных средств
5. Приобретение нематериальных активов
6. Перевод молодняка животных в основное стадо
7. Приобретение взрослых животных
8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
Отложенные налоговые активы
По видам отложенных налоговых активов
Раздел II. Производственные запасы
Материалы
1. Сырье и материалы
2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
3. Топливо
4. Тара и тарные материалы
5. Запасные части
6. Прочие материалы
7. Материалы, переданные в переработку на сторону
8. Строительные материалы
9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе
11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации
Животные на выращивании и откорме
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
Заготовление и приобретение
материальных ценностей
Отклонение в стоимости материальных ценностей
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств
2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам
3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальнопроизводственным запасам
Раздел III. Затраты на производство
Основное производство
Полуфабрикаты собственного производства
Вспомогательные производства
Общепроизводственные расходы
Общехозяйственные расходы
Брак в производстве
Обслуживающие производства и хозяйства
Раздел IV. Готовая продукция и товары
Выпуск продукции (работ, услуг)
Товары
1. Товары на складах
2. Товары в розничной торговле
3. Тара под товаром и порожняя
4. Покупные изделия
Торговая наценка
Готовая продукция
Расходы на продажу
Товары отгруженные
Выполненные этапы по незавершенным работам
Раздел V. Денежные средства
Касса
1. Касса организации
2. Операционная касса
3. Денежные документы
Расчетные счета
Валютные счета
Специальные счета в банках
1. Аккредитивы
2. Чековые книжки
3. Депозитные счета
Переводы в пути
Финансовые вложения
1. Паи и акции
2. Долговые ценные бумаги
3. Предоставленные займы
4. Вклады по договору простого товарищества
Резервы под обесценение финансовых вложений
Раздел VI. Расчеты
Расчеты с поставщиками иподрядчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками
Резервы по сомнительным долгам
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
По видам кредитов и займов
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
По видам кредитов и займов
Расчеты по налогам и сборам
По видам налогов и сборов
Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
1. Расчеты по социальному страхованию
2. Расчеты по пенсионному обеспечению
3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию
Расчеты с персоналом по оплате труда
Расчеты с подотчетными лицами
Расчеты с персоналом по прочим операциям
1. Расчеты по предоставленным займам
2. Расчеты по возмещению материального ущерба
Расчеты с учредителями
1. Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал
2. Расчеты по выплате доходов
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
1. Расчеты по имущественному и личному страхованию
2. Расчеты по претензиям
3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам
4. Расчеты по депонированным суммам и др.
Отложенные налоговые обязательств
По видам отложенных налоговых обязательств
Внутрихозяйственные расчеты
1. Расчеты по выделенному имуществу
2. Расчеты по текущим операциям
3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом
Раздел VII. Капитал
Уставный капитал
Собственные акции (доли)
Резервный капитал
Добавочный капитал
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
Целевое финансирование
По видам финансирования
Раздел VIII. Финансовые результаты
Продажи
1. Выручка
2. Себестоимость продаж
3. Налог на добавленную стоимость
4. Акцизы
9. Прибыль/убыток от продаж
Прочие доходы и расходы
1. Прочие доходы
2. Прочие расходы
9. Сальдо прочих доходов и расходов
Недостачи и потери от порчи ценностей
Резервы предстоящих расходов
По видам резервов
Расходы будущих периодов
По видам расходов
Доходы будущих периодов
1. Доходы, полученные в счет будущих периодов
2. Безвозмездные поступления
3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы
4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей
Прибыли и убытки
Забалансовые счета
Арендованные основные средства
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение
Материалы, принятые в переработку
Товары, принятые на комиссию
Оборудование, принятое для монтажа
Бланки строгой отчетности
Списанная в убыток задолженность
неплатежеспособных дебиторов
Обеспечения обязательств и платежей полученные
Обеспечения обязательств и платежей выданные
Износ основных средств
Основные средства, сданные в аренду
ГЛАВНАЯ КНИГА
СЧЕТ 01 «ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 02 «АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 10 «МАТЕРИАЛЫ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 19 «НДС ПО ПРИОБРЕТЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 20 «ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 25 «ОБЩЕПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 26 «ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12. 0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 50 «КАССА»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 51 «РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 60 «РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12. 0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 62 «РАСЧЕТЫ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 66 «РАСЧЕТЫ ПО КРАТКОСРОЧНЫМ КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 67 «РАСЧЕТЫ ПО ДОЛГОСРОЧНЫМ КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 68 «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ»
Дебет
Кредит
Номер операции
Сумма
Номер операции
Сумма
Сальдо на 01.12.0Х
Оборот
Оборот
Сальдо на 31.12. 0Х
СЧЕТ 69 «РАСЧЕТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ»