Особенности качественного метода.
Тема 58. Качественные методы в социологии: область применения. В качественном подходе первичными являются данные о субъективных мнениях людей, выраженные чаще всего высказываниями, реже — жестами, символами, отражающими их взгляды. Исследователь при таком подходе получает номинальный ответ, обозначающий качество отношения или, другими словами, субъективную ценность, значимость данного предмета для индивида в его собственных словах, исходя из его социального опыта (например, фильм скучный, интересный, любопытный и т. д.). Качественное исследование проводится для изучения индивидуального аспекта социальной практики — реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах. Но через анализ индивидуального могут исследоваться и более широкие социальные проблемы, касающиеся социальных групп, движений или даже характера функционирования социальных институтов в конкретной социальной ситуации. Дополнительными источниками информации могут служить и количественные данные (например, статистика), но их анализ также будет осуществлен на основе аналитического подхода. Особенности качественного метода. 1) природа изучаемой проблемы → Качественные методы необходимы там, где нужно понять природу неизвестного до сих пор феномена, детально описать новые аспекты уже известных проблем или раскрыть скрытые субъективные смыслы или механизмы функционирования социальной практики, что не может быть исследовано путем массовых опросов и количественных данных. 2) установка исследователя и его склонность к определенному теоретическому направлению, например, к феноменологии, или, более широко, к гуманистическим идеям современной социологии, где субъективному аспекту социальной жизни — миру человека уделяется основное внимание.
Область применения. Область качественных исследований имеет общее методологическое основание: существует как преимущественно эмпирическая (выход исследователей из кабинетов), объектом интереса предстают конкретные люди («живые актеры»); исследуется специфика соотношения индивидуального и социального в конкретных жизненных ситуациях (расхождение социальной роли и практики). Для познания применяются преимущественно интерпретативные модели понимающей социологии. Качественные методы как способ микроанализа используют для изучения субъективного, индивидуального, локального – там, где необходимо пристальное изучение конкретных людей в конкретных ситуациях. Для описания самого исследовательского поля наиболее удобным является понятие практика повседневного взаимодействия людей, которая исследуется с точки зрения социального (социальный статус, социальная роль) или культурного дискурса (нормы, образцы поведения, культурные символы). Познавательные возможности и ограничения. Возможности: 1) естественный способ познания объекта → неструктурированные методы сбора данных + комплексный анализ ситуации + предполагает прямой, визуальный контакт с респондентом. 2) частный характер качественного исследования задает аспект интереса, отбор случаев, широту обобщения – распространение выводов на определенную узкую совокупность схожих случаев. 3) аналитическое обобщение предполагает сравнение результатов по одному объекту с аналогичными объектами для подтверждения или опровержения первичных выводов. 4) многомерный характер исследования → многосторонний анализ объекта с привлечением различных источников информации. Ограничения: 1) субъективизм качественного подхода → на всех этапах исследователь непосредственно включен в исследовательскую ситуацию и от его личной трактовки зависит многое.
2) качественные методы в значительно меньшей степени, чем количественные, позволяют выяснить взаимосвязи между явлениями, дать причинное объяснение → целью качественных методов является понимание и интерпретация наблюдаемого. Краткая характеристика отдельных качественных методов. Биографический метод является изучением индивидуального пути и жизненного опыта на разных стадиях (от детства к взрослению и старению). Основной метод получения информации – биографическое интервью или длительные диалоговые беседы с человеком + используются также различные документальные источники. Н. Денцин выделили 2 подхода к истории жизни: 1) классический – исследователь использует биографический материал как основу для собственных теории и концепций; 2) интерпретативный – «сценическое представление» - я такой-то → исследователь анализирует биографию как способ построения самоидентичности). Интервью – технология качественных интервью различна в зависимости от целей исследования, все они относятся к глубинным интервью. Нарративное интервью представляет собой свободное повествование о жизни рассказчика без всякого вмешательства со стороны интервьюера, кроме возможных междометий для стимулирования рассказчика. Полуструктурированное интервью понимается как интервью с путеводителем (составляется план разговора с темами, представляющими исследовательский интерес). Важно, чтобы ход беседы оставался свободным, а вопросы, интересующие интервьюера, задавались в русле разговорного характера беседы. Фокус-группы – это способ вывить различие в понимании некоторой проблемы, явлений между определенными группами людей. Дискуссию ведет модератор, он предлагает тему и стимулирует участников к спору, высказыванию собственных мнений. Исследователь фокусирует внимание как на предмете обсуждения, так и на особенностях мнений представителей какой-то особой общности. Состав группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть представители полярных общностей (напр., сторонники и противники какой-либо политической партии), гомогенная группа (студенты, пенсионеры), «целевая» (слушатели), «случайная» (люди, внезапно пережившие общее бедствие). Дискуссия записывается на аудио- или видео кассету, чтобы впоследствии тщательно проанализировать ее содержание.
Анализ личных документов. Документы являются «свидетельством индивидуального опыта, который отражает поведение индивида как личности и как участника социальной жизни». 1) дневник каждодневных событий в течение короткого времени (неделя). 2) дневник бюджета времени для описания типичного дня жизни. 4) дневниковый метод интервьюирования – применяется для исследования сообществ, трудно поддающихся наблюдению – респондент должен заполнять ежедневный дневник своей активности. Анализ писем используется при исследовании традиционных сообществ и прежде всего сельского населения. Проблема: исследователь должен понимать кому ориентированы эти письма. Анализ фотографий позволяет по внешнему виду человека, изображенного на снимке, наглядно представить образ эпохи, в которой он жил. Анализ видеофильмов (особенно семейных записей) позволяет воспроизводит ход событий более точно. Сферы применения. 1) девиантология → исследователи описывают ежедневные практики людей, оказавшихся в нетипичной социальной ситуации. 2) гендерные исследования → особенности мужской и женской идентичности в разные периоды истории. 3) социология семьи → изучают взаимоотношения поколений в основном как канал передачи социального опыта, типов семейной культуры, а также модели семьи, семейные роли и т.д. 4) социология личности → исследование проблемы идентификации, а также способы проживания жизненных циклов. 5) социология культуры → концентрирует внимание на особенностях, специфике повседневной практики сообщества в сранении с большинством населения + воплощение определенных типов культуры в индивидуальных моделях. 6) социология политики → изучают становление и развитие политических движений. Область применения качественных методов чрезвычайно широка и может быть структурирована по тактикам анализа и методам, а также сферам применения в разных областях социологического знания.
Преимущества качественных методов. К достоинствам качественных методик следует отнести более глубинную интерпретацию данных, выход на причины тех или иных процессов, четкое понимание феноменологии явления. Количественными методами мы не можем выявить скрытые основы процесса, а можем, скорее, констатировать факт его наличия либо отсутствия, и динамику, в то время как качественными методами мы можем найти причину данного явления, но не можем быть уверены на 100% в правильности нашей интерпретации феномена. Недостатки качественных методов. 1. Нестандартизованность качественных методов, откуда вытекает подверженность результатов искажению под влиянием субъективного мнения исследователя в процессе интерпретации. Качественные методы почти целиком отданы на откуп опыту и знаниям экспериментатора, вследствие чего полученные результаты скорее проясняют личность исследователя, а не обследуемого. Неоднократно отмечалось пренебрежение нормативными данными. Особо подчеркивалась неподатливость качественных методов традиционным способам определения надежности и валидности (в имеющейся литературе приведено немало противоречивых результатов). 2. Трудоемкость (зачастую требуется индивидуальная работа с каждым испытуемым), наличие влияния исследователя на поведение испытуемых. К результатам, которые получены в результате применения качественных методов, необходим критический подход. Однако, следует отметить, что желание оценить все проявления личности, полученные с помощью данных методик, в параметрах валидности и надежности вряд ли может быть удовлетворено. <Вопрос о ценности качественных методов более уместно ставить при их рассмотрении как качественных клинических процедур, а не при количественной оценке их показателей, как это осуществляется в психометрических тестах.> При применении качественных методов исследования необходимо соотнесение данных, получаемых в результате применения этих методов, с результатами других исследований, а так же с жизненным путем испытуемого. Мы не можем слепо следовать различным интерпретационным схемам, особенно, если они взяты безотносительно испытуемого. В противном случае, этот подход приводит к ложным результатам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|