V. Обобщение и систематизация
Ход урока I. Организационный момент. Приветствие, проверка присутствующих. II. Актуализация опорных знаний. - На прошлом уроке мы с вами разбирали тему «Нравственные ценности». Ребята, кто может дать определение, что же такое «Нравственность»? Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек. (ответы уч-ся). - Как звучит золотое правило нравственности? Не делай другим того, чего не хочешь, чтоб делали тебе. (ответы уч-ся) - Назовите одним словом: совокупность норм поведения. (Этика) (ответы уч-ся) - С какими понятиями этики вы уже знакомы? (Добро и зло) III. Мотивация учебной деятельности Сегодня на уроке в центре внимания будет понятие, выражающие самую суть морали. Что же это за понятие вы узнаете из прочитанного мной рассказа: «Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше». - Кто герои этого рассказа? Какие действия описываются? - Как вы думаете, что произошло дальше? «Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Словно что-то внутри сидело и грызло его душу, не давало спать» - Какие чувства испытывает этот мужчина? - Как вы думаете, что сделает герой рассказа? «И вот на склоне лет он решил найти слепого и попросить прощения. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой. - Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня, – сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой». - Ребята, о каких осколках говорил слепой? - Что «сидело» внутри мужчины? Обучающиеся: внутри мужчины сидела совесть Именно благодаря голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними. - Какая главная идея этого текста? Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен нас урок? Сообщение темы и целей урока (Запись темы в тетради) Планирование и постановка задач урока - Возьмите, пожалуйста, карточки, и отметьте знаком «+», то, что вы уже знаете о совести и то, что вы хотите узнать.
IV. Изучение нового материала 1. Объяснение учителя - Ребята, как вы считаете, стыд и совесть - это одно и то же? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (для этого нужно знать определение слова "совесть"). - Слово совесть является церковно-славянским словом. Дословно совесть переводится как «святая весть», то есть соотнесение с тем, что свято, истинно, не подлежит никакой редакции. Само слово «совесть» несёт в себе очень много информации. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова, только так, чтобы каждая буква использовалась в слове только один раз. Запишите эти слова в своих тетрадях. - Ребята, давайте проверим, какие слова вы составили. - Каждое из составленных вами слов имеет своё значение. Давайте узнаем, что они значат. Работа в парах Совесть – это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.
Давайте ответим на следующий вопрос. Для чего нужна совесть? Для этого прочитаем притчу. Притча находится на карточке. Когда будите читать, помните, что в ней спрятан жизненный урок. Определите главную мысль произведения. А так же придумайте в паре 2 вопроса о главной идее притчи. В составлении вопросов вам поможет Ромашка. - Ребята, а как бы вы озаглавили эту притчу? - Сейчас вспомните вопросы, которые вы придумали. - Так всё же, удалось ли человеку спрятать свою совесть? Почему? : Ребята, выскажите свои предположение о том, как действует совесть. Какое значение в жизни человека играет совесть? В народе со словом совесть употребляются очень сильные выражения, например, такие как: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт». А какие еще выражения со словом «совесть» вы знаете? Первый вариант будет думать над значением выражения «грызёт совесть», Второй вариант обдумывает смысл фразы «совесть спит», 3 - «чистая совесть», 4 – «совесть заговорила», 5 – «муки совести», 6 – «договориться со своей совестью». Ребята, я предлагаю нам построить модель совести. У каждой пары на парте есть карточка с пословицей. Вам нужно обсудить смысл этой пословицы в паре, и выбрать ключевое слово-синоним из афоризма, (возможно словосочетание), чтобы получилось определение вида совесть – это (что?) мудрость. И записать это на кусочке мозаики. Когда закончите, мы соберём эту мозаику в единое целое. Кому не понятна работа, которую сейчас выполняем? 1. Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать. (Блез Паскаль) 2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (И. Кант) 3. Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и говорит ему голосом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (А.В. Суворов) 4. Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения. (П.А. Гольбах) 5. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого. (Д.С. Лихачёв)
6. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности. (С. Моэм) 7. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит. (Г.Л. Менкен) 8. Совесть - осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма. (Сенека) 9. Совесть - это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают. (Г. Гегель) 10. Совесть – это личный тайник, в котором хранятся душевные качества его владельца. (И. Голюк) 11. Совесть — это эмоциональный страж убеждений. (В.А. Сухомлинский) 12. Совесть — верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Л.Н. Толстой) Учитель: Сейчас по очереди пары выйдут, прочитают, как они определили совесть и прикрепят на доску свою карточку. Учитель: Ребята, исходя из определений, которые вы написали, вы согласитесь, что Совесть это наш внутренний судья, который живёт в каждом из нас. Перед выбором совесть подсказывает, как мы должны поступить. После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!») Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. V. Обобщение и систематизация - Ребята, какого человека называют совестливым? VI. Итог урока Ребята, давайте снова вернёмся к карточкам, с которых мы начали урок. Посмотрите в последний столбик и отметьте галочкой те пункты, которые вы узнали на уроке, и «?» знаком, если для вас что-то осталось непонятным. VII. Домашние задание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|