Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Право на защиту от безработицы в РФ и политика государства в области занятости населения.




Свобода труда и гарантированный минимальный размер оплаты труда в РФ.

Свобода труда — конституционное право каждого человека свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род занятий и профессию. Конституционное право на труд — комплексное право, которое сопряжено с:

1) запретом принудительного труда. Принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Не считается также принудительным трудом выполнение некоторых публичных обязанностей, как-то: а) военная служба; б) работа в условиях чрезвычайных обстоятельств; в) работа на основании вступившего в законную силу приговора суда. Со С.т. связано право человека не заниматься какой-либо трудовой деятельностью. По действующему законодательству незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности. Соответственно ранее квалифицировавшаяся как тунеядство незанятость трудоспособного гражданина действующим законодательством таковым не признается;

2) законодательным определением минимального размера оплаты труда и обязанностью работодателя выплачивать вознаграждение за труд не менее этого размера;

3) правом на защиту от безработицы, предполагающим обязанность государства проводить экономическую политику, обеспечивающую по возможности полную занятость, трудоустройство неработающим и др.

4) гарантированным законом правом на забастовку. Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" забастовкой признается временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Она допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, а также при условии, что работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора. Участие в забастовке является добровольным. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов.

5) предусмотренным законом для работающих правом на отдых. В соответствии с трудовым законодательством работающему по трудовому договору нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Гарантируется ежегодный отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы. Трудовым законодательством устанавливаются перерывы в работе и иные виды ежедневного и еженедельного отдыха. В соответствии с условиями производства общепринятыми выходными днями являются суббота и воскресенье. Днями отдыха являются праздничные дни, установленные законом как общегосударственные праздники.

 

Минимальный размер оплаты труда

 

В условиях рыночной экономики формы, система и размер оплаты труда работников, премии, надбавки, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно.

Вопросы оплаты труда регулируются с помощью коллективных и индивидуальных трудовых договоров (контрактов). Государство отказалось от централизованного регулирования заработной платы. Трудовой кодекс Российской Федерации определяет лишь общие условия оплаты труда рабочих и служащих. Конституция РФ гарантирует вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже устанавливаемого федеральным законом минимального размера оплаты труда, а предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда.

Месячная оплата труда работника, полностью отработавшего определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ).

Минимальный месячный размер оплаты труда определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

 

В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда выполняет три основные функции:

· является государственной гарантией минимального размера оплаты труда;

· выполняет роль норматива при исчислении административных штрафов, налогов, сборов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· служит критерием для определения размера пособий и компенсаций, выплачиваемых в соответствии с законодательством по социальной защите населения.

Право на защиту от безработицы в РФ и политика государства в области занятости населения.

Государство гарантирует право каждого на защиту от безработицы.
В статье 1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления указанных гарантий являются:

· Трудовой кодекс Российской Федерации,

· Закон Российской Федерации N 1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации»,

· постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»;

· приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006 № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников».

В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации, безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве безработных граждане:

· не достигшие 16-летнего возраста;

· которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

· отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в учреждениях службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;

· не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в учреждения службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный учреждениями службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

· осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

· представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

· занятые граждане.

Учреждения службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу (ранее не работавшему), не имеющему профессии (специальности), - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера. В целях содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.

Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы осуществляется исходя из наличия в информационном банке данных учреждений службы занятости вакантных рабочих мест (должностей).
При этом не допускаются:

· направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности. Транспортная доступность (максимальная удаленность) подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;

· направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);

· приглашение граждан в учреждения службы занятости чаще одного раза в две недели, за исключением случаев, когда такое приглашение связано с предложением подходящей работы или с предложением об участии в специальных программах содействия занятости.

В случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации, в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам, с утратой способности к выполнению работы по прежней профессии (специальности) им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению учреждений службы занятости.

В целях защиты от безработицы государство гарантирует:

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

· информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

· социальная поддержка;

· осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

· бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

· финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

 

Право на отдых.

Одно из основных трудовых прав работника, перечисленных в ст.2 КЗоТ. Оно обеспечивается деятельным регулированием в трудовом законодательстве рабочего времени и времени отдыха и, в частности, установлением в КЗоТ предельной продолжительности рабочего времени (не свыше 40 часов в неделю, а для некоторых категорий работников - не свыше 36 часов в неделю), уменьшением продолжительности рабочего времени при работе в ночное время, накануне праздничных и выходных дней, запрещением, как общее правило, сверхурочных работ, работы в выходные и праздничные дни, установлением минимальной продолжительности еженедельного отдыха, предоставлением работникам перерыва для отдыха и питания не позднее чем через 4 часа после начала работы, установлением правила о предоставлении оплачиваемого ежегодного отпуска для отдыха и его минимальной продолжительности, дополнительных отпусков для отдельных категорий работников и т.д.

Конституционные гарантии, обеспечивающие реализацию права на отдых, связываются с наличием трудового правоотношения с работой по трудовому договору (контракту). Это означает, что, заключивтрудовой договор

(контракт), гражданин вправе требовать от конкретного работодателя соблюдения установленной законом предельной продолжительности рабочего времени, предоставления ему выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска для отдыха, а работодатель, в свою очередь, обязан эти требования удовлетворить и обеспечить условия для реализации работником права на отдых. Там же, где трудовой договор (контракт) отсутствует, где нет коллективного организованного труда, право на отдых не может обеспечиваться государством при помощи указанных гарантий. Гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, сам решает, сколько часов следует работать в тот или иной день, будет ли он отдыхать либо работать в выходной или праздничный день, стоит ли устраивать себе отпуск.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...