The ground of political authority
Стр 1 из 2Следующая ⇒ АВТОРИТЕТ (БРЭ, Т. 1. С. 168). АВТОРИТЕТ (от нем. Autoritat, от лат. auctoritas - власть, влияние; исходно -«чудесное порождение созидающей силой»), влияние, оказываемое на убеждения и деятельность людей определённой личностью, группой или организацией. Отношения А. возникают в самых раз л. сферах обществ, жизни - в семье (А. родителей), школе (А. учителя), науч. деятельности (А. учёного), в неформальных группах (А. лидера), организациях (А. руководителя) и т.д. Влияние авторитетного лица (института) обусловлено наличием у него к.-л. качеств (характеристик), которые признаны окружающими в качестве особых, возвышающих данное лицо или институт над ними. Таковыми могут быть персональные качества (компетентность, образованность, нравственность, опыт), происхождение (принадлежность к дворянскому сословию, к уважаемой семье), возраст, социальный статус, знания, богатство, заслуги, религ. сан, руководящая должность и др. Признание людьми этих качеств даёт их обладателю формальное или неформальное право советовать, распоряжаться, командовать и, соответственно, делает людей склонными подчиняться А. Поэтому А. является формой власти. Повиновение носителю А. достигается без применения силы, принуждения, поощрения, убеждения, объяснения и т. п.; люди следуют его воле только потому, что считают это своим долгом или воспринимают своё подчинение как само собой разумеющееся. Источники и формы А. многообразны. А. воздействует как на сознание людей, так и на их поведение. Различают А. статусный (должностной) и персональный (фактический). В первом случае источником А. выступают правовые нормы, закрепляющие набор полномочий человека (руководителя) или организации, их право отдавать команды. Статусный А. имеют те, кто занимают руководящие должности - им обладают политики, чиновники, управленч. персонал предприятий и организаций. Персональный А. формируется на основе собств. качеств человека или организации, их особых характеристик и имиджа (А. педагога, ре лиг. деятеля, трибуна - любого профессионала). Обе формы А. играют важную роль в механизме регулирования обществ, жизни. Статусный А. закрепляет социальную иерархию, взаимные права и обязанности граждан, их роли и взаимоотношения с гос. и обществ, организациями, является основанием обществ, порядка и стабильности. Персональный А. наиболее ярко проявляет себя в ситуациях, когда люди не в силах самостоятельно оценить происходящее и выбрать правильное направление деятельности. В этом случае они вынуждены довериться какому-либо А. и выполнять его волю.
Поскольку А. обычно является средоточием власти, он позволяет осуществлять эффективное управление. В отличие от силы и принуждения, он обычно не вызывает негативных реакций со стороны подчиняющихся. А. не требует такого количества времени и ресурсов, как убеждение и экономич. стимулирование. Без апелляций к А. трудно осуществлять воспитание, преподавать, привлекать внимание к решению проблем, не осознаваемых осн. массой населения. Падение А. в семье, школе, организации, государстве ведёт к их дезорганизации и создаёт опасность разрушения социальных связей. Поэтому политики, руководители, педагоги - все, кто работают с людьми и управляют ими, -всегда стремятся приобрести А. и легитимировать свою власть. Однако А. может выступать и источником сохранения старых неэффективных форм обществ, жизни, варварских традиций и антисоциальных явлений (криминальный А., неуставные отношения в армии). Слепое доверие, отказ от собств. суждений и критич. отношения к А. способствуют не только управляемости социума (группы), но и формируют чинопочитание, покорность, несамостоятельность, пассивное отношение к окружающему миру. Искусственное завышение А. лидера может привести к неограниченной власти и произволу. Поэтому оценка А. и его влияния на социальные отношения любого уровня существенно варьируется в зависимости от специфики ситуации. См. также Господство, Легитимность, Харизма.
Лит.: Flathman R.E. The practice of political authority. Chi., 1980; Authority / Ed. by J. Raz. Oxf., 1990; Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995; Ильин М.В. Слова и смыслы. Опыт описания ключевых политических понятий. М., 1997; Ледяев В. Г. Власть: концептуальный анализ. М., 2001. В. Г. Ледяев.
Джеффри Томас. Введение в политическую философию. Сокращенная версия. + Хэмптон + Стэнфорд The ground of political authority Why should authority be a functional necessity, or at least a desirable feature, of human social life? Aside from Tom Paine's famous reminder at the beginning of his Common Sense (1776), 'Society is produced by our wants, and government by our wickedness', five central considerations can be advanced. The first is the humdrum one that, without a political unit charged with taking certain collective decisions for us, there would be high demands on citizens' time (Dahl, 1970: 8, 40-56). The second relates to the so-called collective action problem with respect to public goods. These are items of use or consumption which are characterised by non-rivalry in consumption and non-exclusion of supply. Such items readily attract 'free riders'. One justification of political authority is widely held to be that, by making and enforcing collective decisions, an authority can prevent this kind of individualistic calculation from blocking the provision of public goods and also stop the unfairness of free riding. The third consideration relates to game-theoretic matters of self-interest and co-operation. There is a special connection between rationality and self-interest. Morality aside, the pursuit of self-interest is pre-eminently rational. Such ideas are commonplace. There are circumstances, however, in which the unrestricted pursuit of individual self-interest produces outcomes that are worse for all concerned than schemes of co-operation in which self-interest is moderated. Typically such outcomes occur when the benefits of co-operation cannot be secured because of lack of trust. Game theory, the branch of decision theory in which such matters are explored, suggests the need for political authority to enforce co-operation or otherwise to make trust safe. Game-theoretic filiations are often pictured under the image of 'the prisoner's dilemma', from a particular example, famous in the literature, of the benefits and failure of trust. The fourth consideration centres on problems of social co-ordination. These are cases where there is a need for common arrangements - matters ranging from the rule of the road to the type of currency. Interactions between people can be facilitated by a political authority requiring conformity to rules and practices rather than having independent agents combining their actions in ways that seem individually best to them. See Kavka in E.F. Paul, 1995:5-6. The final consideration relies on the fact of Berlin-style disagreement over ends where unanimity is not to be had but some decision needs to be made.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|