Правила проведения мозгового штурма
НАЗВАНИЕ И ДЕВИЗ ОТРЯДА Правильней всего придумывать название и девиз отряда вместе с детьми. Но до начала обсуждения вожатому желательно иметь одну или несколько собственных вариантов, которые детям сразу называть не стоит. Одним из критериев выбора названия и девиза может быть тематика смены. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то нужно постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Не мало зависит и от возраста детей: с младшими долго не посидишь и не пообсуждаешь, поэтому можно обсуждение начать, а минут через 5–7 предложить пару-тройку своих вариантов, как правило малыши именно за них и цепляются. И ощущение, что они его вместе придумали останется. При выборе названия команды и девиза они могут давать много предложений, но самим ничего не нравится. Вожатый может написать на листке все предложения и даже включить в этот список свой вариант и выбрать из списка более подходящее таким образом, чтоб дети чувствовали, что это их выбор. Можно затем похвалить отряд за такое интересное название и отрепетировать девиз. Главное чтобы название было яркое, такое лучше цепляет. Под название отряда можно придумать легенду. Легенда – это некая история, описывающая происхождение названия отряда. Легенда может быть не очень логичной (даже хорошо, чем больше непонятностей – тем больше интригует), но обязательно захватывающей. У легенды должна быть цель, например доказать свою дружность, веселость, показать знания, и т.п. Для этого в процессе всей смены отряд проходит некие испытания и в конце достигает поставленную задачу, ну, … в общем, все молодцы. Под легенду можно придумать ритуальную поляну с заколдованным пнем, таинственные записки или звуковые сообщения, поиск клада или потерянных фрагментов карты (по фрагменту в день), и другое всякое-разное, в общем, все, что дети любят в этом возрасте.
Для средних возрастов (если предложения уж совсем непотребные) можно использовать метод замены автора (когда выдаешь свою идею за идею человека из отряда), метод ухода от идеи (когда развивая чужую идею в конце концов изменяешь до неузнаваемости). В идеале название должны придумывать дети. Вожатому конечно хорошо иметь свой вариант, но продавливать его пожалуй не стоит. Для старших возрастов неплохо сначала дать (или обсудить с отрядом) критерии названия отряда. Оно должно быть тоже ярким и запоминающимся, не должно быть длинным. Обычно, если идей с названием отряда у ребят сразу нет, то сперва придумается представление отряда, уголок, песня отряда, а вот к этому потом подбирается название. А вообще ребята быстро придумывают хорошие названия если предварительно их настроить на нужный лад. Известные слова песенки Капитана Врунгеля «Как Вы лодку назовёте, так она и поплывёт» можно применить и к названию отряда. Грамотно выбранное название отряда во многом может облегчить работу вожатого в течение всей смены и сделать жизнь детей в лагере более интересной. В конечном счете, выбор хорошего названия может послужить началом увлекательной игры, в которую дети будут играть до конца смены. Придумывать название отряда лучше не на пустом месте, а отталкиваясь от какой-либо темы. Тему можно взять историческую. Например, первобытные люди, индейцы, викинги, рыцари или древние греки. Тему можно связать с профессией: космонавты, моряки, журналисты, изобретатели. Для выбора темы можно обратиться за помощью к мультфильмам и книгам: Белоснежка и семь гномов, Утиные истории, Приключения барона Мюнхгаузена. Или просто положиться на Вашу собственную фантазию. Конечно, многое зависит от возраста детей в отряде. Думаю, название "Щелкунчик" или "Золушки" не очень подходит 1-му, самому старшему отряду.
В рамках выбранной темы можно не только придумать название отряда, но и оформить отрядную комнату, а также подготовить представление-визитку, которое отряд покажет в день открытия смены. Если Вы решили выбрать историческую тему, то в этом случае её можно согласовать со школьным курсом истории, который ребята начнут проходить осенью. Это может помочь их обучению в школе. Название отряда лучше придумывать вместе с детьми. Но до начала обсуждения у вожатого должна быть одна или несколько собственных версий названия, которые детям сразу называть не стоит. Если на взгляд вожатого его собственная версия наиболее удачна, то надо постараться сделать так, чтобы дети предложили её сами. То есть направлять обсуждение в нужное русло до достижения конечного результата. Дети будут в большей степени гордиться названием отряда, если они сами его придумают. Еще сильно зависит от возраста детей: с младшими долго не пообсуждаешь, поэтому можно начать обсуждение, а минут через 5-7 предложить пару-тройку своих вариантов, как правило малыши именно за них и цепляются. И ощущение, что они его вместе придумали, останется. Для средних возрастов (если предложения уж совсем непотребные) можно использовать метод замены автора (когда выдаешь свою идею за идею человека из отряда), метод ухода от идеи (когда развивая чужую идею в конце-концов изменяешь до неузнаваемости). Для старших возрастов неплохо сначала дать (или обсудить с отрядом) критерии названия отряда. Оно должно быть романтичным, боевым; из него нельзя сделать неприличное сложносокращение; оно должно быть ярким и запоминающимся, не должно быть длинным и т. д. Одним из критериев может быть тематика смены. Здесь тоже можно использовать домашние заготовки, тоже можно (но ОЧЕНЬ аккуратно, а то поймают - потом верить не будут) использовать психологические манипуляции.
При выборе названия и девиза целесообразно использовать метод «Мозгового штурма» (для старших и средних отрядов). В основе «штурма» может быть: · поиск ассоциаций с легендой лагерной смены; · поиск общего интереса членов отряда; · поиск любимого блюда, занятия и т.д. · поиск главного качества характера и т.д.
Правила проведения мозгового штурма Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей Правило 4: Обязательная фиксация всех идей Правило 5: Инкубация идей После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|