Специальность / направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование
Специальность / профиль ФО
Форма обучения заочная
Преподаватель
Зайдман И.Н.
_________________
(подпись)
_________________
(оценка)
«___» _________20__г.
Новосибирск 2016
Контрольная работа по методике обучения и воспитания (русский язык)
студента-заочникаГрязновой Полины Олеговны,
№ зачетной книжки 974415,
вариант контрольной работы 5.
Тема: «Числительное как часть речи». Урок изучения нового.
Класс 6
Тема урока: «Числительное как часть речи»
Цели (задачи) урока:
1. сформировать понятие об имени числительном как части речи;
2. научить различать количественные и порядковые числительные;
3. показать синтаксическую роль имени числительного;
4. научить отличать имена числительные от слов с числовым значением, относящихся к другим частям речи;
5. вырабатывать умение находить числительные в тексте;
6. продолжить развивать орфографические навыки у учащихся.
Тип урока: Урок изучения нового
Основные методы (изучение нового материала обязательно проблемным методом): частично-поисковый.
Оборудование: (также укажите учебник, материалы которого учитывали, составляя конспект)
1.Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч.2. –М.:Просвещение,2015
2. Таблица (Приложение 1)
3. Презентация к уроку, выполненная в Power Point.
4. Ноутбук
Этапы урока, стадии, время, виды работы
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Оргмомент. Проверка домашнего задания. (5 мин.)
Цель: включить учеников в урок, нацелить на работу.
- Добрый день, ребята! Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка.
(в это время я визуально проверяю готовность учеников к уроку: все ли есть на партах .)-Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием?
- Молодцы! Я вижу, что все справились с домашним заданием. А теперь запишите в тетради число и классная работа.
Приветствуют учителя. Садятся за парты.
Учащиеся зачитывают пословицы и поговорки, содержащие краткие прилагательные.
Записывают дату в тетради.
2.Изучение нового
(15 мин.)
Цель: дать понятие о новом языковом явлении.
Стадии данного этапа:1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу на доске, к параграфу учебника и т.д.
2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники)
3.Организация запоминания – запоминание (таблица, схема, рисунок) – соотнесение с учебником
4.Организация воспроизведения – воспроизведение. (предложить воспроизвести своими словами, а классу установка: слушать внимательно и понять, что правильно, а что нет, согласитесь вы или нет)
- Ребята, прочитайте предложения, которые вы видите на слайде.(слайд 1)1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик.2. Четыре братца под одной крышей живут.3. Лук семь недугов лечит.4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.5. Третий лишний.6. Первый блин комом.7. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
- Что общего вы заметили в этих предложениях?
- Ребята, а что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? (слайд 2)-Эта часть речи вам знакома?
·
·
- Давайте определим тему сегодняшнего урока?(слайд 3)
·
·
·
·
· - Что вы знаете о числительном?-Раз мы затрудняемся с ответом, значит какова цель сегодняшнего урока?(слайд 4)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Мой рассказ о происхождении числительных.
(Данный рассказ является необязательной составной частью урока. Если класс медленно вывел тему и цели урока, можно дать задание на дом: выяснить о происхождении числительных: сорок, девяносто, миллион.)
- Сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много. Эта система счета напоминает нам местоимения: я (один, первый, един), ты (второй, другой, не я), он (третий) и мы (много).Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать (запишите оба слова, обратите внимание на орфограмму).
- Устно образуйте остальные числительные.Идем далее. Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать (запишите). Четыре десятка —... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.От пять десятков образовалось пятьдесят.(запишите, подчеркните мягкий знак). От шесть десятков —... (и так до 80, все слова запишите, ь подчеркните, корни выделите). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто.На Руси не было слова тысяча, а было другое слово — тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах.Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.) Запишите их.У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.
- А теперь я раздам вам таблицу и мы с ней поработаем.(Приложение 1)
- Первый вопрос, на который нам предстоит ответить, что обозначает имя числительное. Рассмотрите предложения на слайде. (слайд 5)
-Прочитайте первое предложение.
1. Три книги стоят на полке.
Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает.
2. Два да три – пять.
Проделайте такую же работу со вторым предложением.
- Теперь поработаем с третьим предложением.
3. Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.
- На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает?
(слайд 6)
-Свои выводы запишите в таблицу.
- Скажите, ребята, на какие две группы можно разделить имена числительные?
Ученики должны подумать и ответить на вопрос. Если они затрудняются, я наводящими вопросами подвожу их к правильному ответу. (слайд 7)-А сейчас обозначьте разряд числительных в предложениях, поставьте над числительным буквы К или П.
- А теперь давайте посмотрим, какими членами предложения являются числительные. Выполните в тетради синтаксический разбор предложений.
(слайд 8)
1. Семь не делится на пять без остатка.
2. Начался третий урок.
3. Семеро одного не ждут.
4. Два и три – пять.
5. Мы вышли из поезда на четвёртой остановке.
6. Наша остановка – четвёртая.
- Сделайте вывод. Чем могут являться имена числительные в предложении.Как они изменяются.
- Абсолютно верно, ребята. Имена числительные могут быть любым членом предложения.Эта часть речи изменяется по падежам.
(слайд 9)
Запишите свои выводы в таблице.
- А теперь давайте обратимся к учебнику. Откройте стр. 43 и прочитайте правило в красной рамке. Я напоминаю вам, что правила, помещенные в красной рамке, необходимо учить наизусть.
Читают предложения, записанные на доске.
Ответы учеников могут быть разными:
- Все предложения являются загадками и пословицами.-Во всех предложениях есть упоминания о числах.
- Эти слова имеют числовое значение, отвечают на вопросы СКОЛЬКО?, КАКОЙ, КОТОРЫЙ?
Некоторые ученики могут ответить, что это имя числительное.
-Тема сегодняшнего урока:Имя числительное как часть речи.
В этот момент ученики затрудняются с ответом.
Цель нашего урока:1.Познакомиться с именем числительным как частью речи; выяснить, как изменяется имя числительное?2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи. 3.Выяснить,каким членом предложения может быть имя числительное?-Один на десяти — одиннадцать,два на десяти — двенадцать-Два десятка — двадцать,три десятка — тридцать.-Пять десятков - пятьдесят,Шесть десятков – шестьдесят,Семь десятков – семьдесят,Восемь десятков – восемьдесят.-Людей тьма-тьмущая, тьма народу.
Ребята рассматривают таблицу. И некоторые ученики заполняют пустые колонки в столбиках имени существительного и имени прилагательного.
- В предложенииТри книги стоят на полке числительное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов.-Во втором предложении числительные два, три, пять.Они отвечают на вопрос сколько?И обозначают числа.-В предложении Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение имена числительные первую, второй, третье.Они отвечают на вопросы какую? какой? какое?и обозначают порядок предметов при счете.-Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое?(заполняют в таблице 2 колонки «что обозначает числит.», «на какие вопросы отвечает числит»)
- На количественные и порядковые.
Дети работают с предложениями. Комментируют по очереди свои ответы.
Записывают предложения, выполняют их синтаксический разбор. Комментируют по очереди.
-Имена числительные могут быть разными членами предложения. Эта часть речи изменяется по падежам.
Заполняют колонку в таблице «Синтаксическая роль»
Один из учеников зачитывает правило. Затем класс делает выводы, верно ли заполнена таблица.
3.Первичное закрепление
(20 мин.)
Цель: начать формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, отграничение языкового материала от похожих, употребление языкового явления в собственных высказываниях.
Стадии данного этапа:
1.Анализ яз.яв. в недеформированном тексте. (текст без пропусков. Н-р: касательная, коснулся, прикосновение)
2.Анализ яз.яв. в тексте с одной деформацией. (Буква пропущена, нужно вставить или объяснить)
3. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими несмешиваемыми деформациями (совершенствуем умение с данной орфограммой и добавляем новую, которая не похожа на изучаемую)
4. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими смешиваемыми деформациями (эту стадию можно пропустить, если нет похожего материала) (косой, коса, касаться)
5. Свободное письмо (составьте с этими словами с/с, предложение, текст)
- Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение. Слова, представленные на слайде, распределите в 3 колонки в нашей таблице. (слайд 10)
Двойняшки, трёхэтажный, одиннадцать, пятиэтажка, седьмой, тройка, сорок, четырёхлетний, десять, девятнадцать, семилетка, трёхтонный, семьдесят, двухметровый, тысяча.
- А сейчас, ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполненное задание. (слайд 11)
- Молодцы, ребята. Я вижу, вы неплохо справились с заданием. Ну а сейчас давайте разгадаем загадки.. Перед вами загадки. Вам необходимо найти в предложениях числительные, определить их разряд.
(слайд 12)1. Две матери две дочери да бабушка со внучкой а всего их три.2. Два рога а не бык шесть без копыт.3. Выходили двенадцать молодцов выносили пятьдесят два сокола выпускали триста шестьдесят пять лебедей.4. Два брата купаются а третий дивуется.5. Четыре братца под одним шатром стоят.Отгадки: 1.мать, дочка и внучка; 2.рак;3.месяцы, недели и дни; 4. Ведра и коромысло; 5. Стол или табуретка.
- А сейчас вам предложено три предложения, какое их них по-вашему мнению лишнее?1. Пятёрка по истории меня обрадовала.2. Контрольная работа состояла из пяти заданий.3. Мы вернулись из похода на пятый день.
Ученики работают самостоятельно. Распределяют слова в 3 колонки, в зависимости от принадлежности к той или иной группе частей речи.
Ученики меняются тетрадями, затем по очереди зачитывают получившиеся группы слов.
Отгадывают загадки.
Списывают загадки в тетрадь, определяют разряд числительных. Выполняют синтаксический разбор предложений и расставляют знаки препинания.
Ребята высказывают и аргументируют свое мнение.
4.Итоги урока
(2мин.)
Ребята, давайте подведем итог нашего урока.
На слайде представлен текст, вам необходимо его восстановить. (слайд 13)
Имя числительное – часть речи, которая обозначает ______, ________ и ________.
Имена числительные отвечают на вопросы ________и ________.
Имена числительные делятся на ________ и_________.
Имена числительные изменяются ____________.
В предложении имена числительные могут быть__________________________________________.
Работают с текстом, воспроизводят текст,заполняя пробелы в тексте.
5.Задавание на дом
(3 мин.)
- Ребята, вы сегодня хорошо поработали. И сейчас запишите домашнее задание в дневник.
(слайд 14)
Обязательно:
Стр. 43, выучить правило.
На выбор:
Упр. 395, рабочая тетрадь №93
или
Упр. 396 (устно), составить текст
(5-7 предл.) на тему «Моя школа», используя имена числительные.
Ученики выбирают и записывают д.з. Затем подают дневники для выставления оценок.
Приложение 1
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Что обозначает
Признак предмета
На какие вопросы отвечает
Кто? Что?
Синтаксическая роль
Подлежащее,дополнение,обстоятельство,сказуемое.
Определение,сказуемое
Список использованной литературы
Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч.2. –М.:Просвещение,2015.-175с.
Соловьёва Н.Н.Русский язык. Диктанты и изложения.6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Н.Н. Соловьева.-М.:Просвещение,2011.-160с.
Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Старкевич.-М.:Просвещение,2012.-144с.
Тростенцова Л.А. рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: 2 часть: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.6 класс.В 2 ч.»/ Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, С.И. Невская.-М.:Издательство «Экзамен»,2014.-72с.