Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика обучения и воспитания (русский язык)

 

Выполнил студент группы ФО-13

Грязнова П.О.

Специальность / направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Специальность / профиль ФО

Форма обучения заочная

 

Преподаватель

Зайдман И.Н.

_________________

(подпись)

_________________

(оценка)

 

«___» _________20__г.

 

 

Новосибирск 2016

 

 

Контрольная работа по методике обучения и воспитания (русский язык)

студента-заочника Грязновой Полины Олеговны,

№ зачетной книжки 974415,

вариант контрольной работы 5.

Тема: «Числительное как часть речи». Урок изучения нового.

 

 

Класс 6

Тема урока: «Числительное как часть речи»

Цели (задачи) урока:

1. сформировать понятие об имени числительном как части речи;

2. научить различать количественные и порядковые числительные;

3. показать синтаксическую роль имени числительного;

4. научить отличать имена числительные от слов с числовым значением, относящихся к другим частям речи;

5. вырабатывать умение находить числительные в тексте;

6. продолжить развивать орфографические навыки у учащихся.

Тип урока: Урок изучения нового

Основные методы (изучение нового материала обязательно проблемным методом): частично-поисковый.

Оборудование: (также укажите учебник, материалы которого учитывали, составляя конспект)

1.Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч.2. –М.:Просвещение,2015

2. Таблица (Приложение 1)

3. Презентация к уроку, выполненная в Power Point.

4. Ноутбук

 

Этапы урока, стадии, время, виды работы Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
1.Оргмомент. Проверка домашнего задания. (5 мин.) Цель: включить учеников в урок, нацелить на работу. - Добрый день, ребята! Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. (в это время я визуально проверяю готовность учеников к уроку: все ли есть на партах .) -Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием? - Молодцы! Я вижу, что все справились с домашним заданием. А теперь запишите в тетради число и классная работа. Приветствуют учителя. Садятся за парты.   Учащиеся зачитывают пословицы и поговорки, содержащие краткие прилагательные.   Записывают дату в тетради.
2.Изучение нового (15 мин.) Цель: дать понятие о новом языковом явлении. Стадии данного этапа: 1.Предъявление – восприятие (учитель предлагает обратиться к язык.материалу на доске, к параграфу учебника и т.д. 2.Разъяснение – осознание (учитель/ученик – школьники) 3.Организация запоминания – запоминание (таблица, схема, рисунок) – соотнесение с учебником 4.Организация воспроизведения – воспроизведение. (предложить воспроизвести своими словами, а классу установка: слушать внимательно и понять, что правильно, а что нет, согласитесь вы или нет) - Ребята, прочитайте предложения, которые вы видите на слайде.(слайд 1)   1. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. 2. Четыре братца под одной крышей живут. 3. Лук семь недугов лечит. 4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5. Третий лишний. 6. Первый блин комом. 7. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. - Что общего вы заметили в этих предложениях? - Ребята, а что обозначают эти слова? На какие вопросы отвечают? (слайд 2) -Эта часть речи вам знакома? · · - Давайте определим тему сегодняшнего урока?(слайд 3) · · · · · - Что вы знаете о числительном? -Раз мы затрудняемся с ответом, значит какова цель сегодняшнего урока?(слайд 4) · · · · · · · · · · · Мой рассказ о происхождении числительных. (Данный рассказ является необязательной составной частью урока. Если класс медленно вывел тему и цели урока, можно дать задание на дом: выяснить о происхождении числительных: сорок, девяносто, миллион.) - Сначала люди использовали для счета только такие слова: один, два, три и много. Эта система счета напоминает нам местоимения: я (один, первый, един), ты (второй, другой, не я), он (третий) и мы (много). Когда же возникала необходимость в более точном подсчете (например, домашних животных), стали считать десятками. Десять стало главным словом: числа от 11 до 19 так и образовались: один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать (запишите оба слова, обратите внимание на орфограмму). - Устно образуйте остальные числительные. Идем далее. Два десятка — двадцать, три десятка — тридцать (запишите). Четыре десятка —... Да, по законам логики должно было бы получиться слово четыредцать или четыредесят. Но такого числительного в русском языке нет, а есть слово сорок. Откуда же оно взялось? В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков. От пять десятков образовалось пятьдесят. (запишите, подчеркните мягкий знак). От шесть десятков —... (и так до 80, все слова запишите, ь подчеркните, корни выделите). И вот опять нарушение закономерности. Вместо девятьдесят мы имеем девяносто. На Руси не было слова тысяча, а было другое слово — тьма. Осталось оно сейчас только в фразеологизмах. Можете ли вы их вспомнить? (Людей тьма-тьмущая, тьма народу.) Запишите их. У слова миллион интересная история. Говорят, когда всемирно известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Дословно, если перевести на русский язык все итальянские морфемы, получится тысячища. Смех смехом, а мир, таким образом, получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч. - А теперь я раздам вам таблицу и мы с ней поработаем. (Приложение 1) - Первый вопрос, на который нам предстоит ответить, что обозначает имя числительное. Рассмотрите предложения на слайде. (слайд 5) -Прочитайте первое предложение. 1. Три книги стоят на полке. Назовите выделенное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажите, что оно обозначает.   2. Два да трипять. Проделайте такую же работу со вторым предложением.     - Теперь поработаем с третьим предложением. 3. Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение.   - На основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает? (слайд 6) -Свои выводы запишите в таблицу. - Скажите, ребята, на какие две группы можно разделить имена числительные? Ученики должны подумать и ответить на вопрос. Если они затрудняются, я наводящими вопросами подвожу их к правильному ответу. (слайд 7)     -А сейчас обозначьте разряд числительных в предложениях, поставьте над числительным буквы К или П. - А теперь давайте посмотрим, какими членами предложения являются числительные. Выполните в тетради синтаксический разбор предложений. (слайд 8) 1. Семь не делится на пять без остатка. 2. Начался третий урок. 3. Семеро одного не ждут. 4. Два и три – пять. 5. Мы вышли из поезда на четвёртой остановке. 6. Наша остановка – четвёртая. - Сделайте вывод. Чем могут являться имена числительные в предложении.Как они изменяются.   - Абсолютно верно, ребята. Имена числительные могут быть любым членом предложения.Эта часть речи изменяется по падежам. (слайд 9) Запишите свои выводы в таблице.   - А теперь давайте обратимся к учебнику. Откройте стр. 43 и прочитайте правило в красной рамке. Я напоминаю вам, что правила, помещенные в красной рамке, необходимо учить наизусть. Читают предложения, записанные на доске.     Ответы учеников могут быть разными:   - Все предложения являются загадками и пословицами. -Во всех предложениях есть упоминания о числах. - Эти слова имеют числовое значение, отвечают на вопросы СКОЛЬКО?, КАКОЙ, КОТОРЫЙ?     Некоторые ученики могут ответить, что это имя числительное.   -Тема сегодняшнего урока: Имя числительное как часть речи.   В этот момент ученики затрудняются с ответом.   Цель нашего урока: 1.Познакомиться с именем числительным как частью речи; выяснить, как изменяется имя числительное? 2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи. 3.Выяснить, каким членом предложения может быть имя числительное?     -Один на десяти — одиннадцать, два на десяти — двенадцать -Два десятка — двадцать, три де­сятка — тридцать.   -Пять десятков - пятьдесят, Шесть десятков – шестьдесят, Семь десятков – семьдесят, Восемь десятков – восемьдесят. -Людей тьма-тьму­щая, тьма народу.     Ребята рассматривают таблицу. И некоторые ученики заполняют пустые колонки в столбиках имени существительного и имени прилагательного.     - В предложении Три книги стоят на полке числительное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов. -Во втором предложении числительные два, три, пять. Они отвечают на вопрос сколько?И обозначают числа. -В предложении Петя прочитал на страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение имена числительные первую, второй, третье.Они отвечают на вопросы какую? какой? какое?и обозначают порядок предметов при счете. -Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько, какой, какая, какое? (заполняют в таблице 2 колонки «что обозначает числит.», «на какие вопросы отвечает числит»)   - На количественные и порядковые.     Дети работают с предложениями. Комментируют по очереди свои ответы.   Записывают предложения, выполняют их синтаксический разбор. Комментируют по очереди. -Имена числительные могут быть разными членами предложения. Эта часть речи изменяется по падежам.     Заполняют колонку в таблице «Синтаксическая роль»     Один из учеников зачитывает правило. Затем класс делает выводы, верно ли заполнена таблица.  
3.Первичное закрепление (20 мин.) Цель: начать формировать умения или совершенствовать умения по нахождению языкового материала, аргументированности своего выбора, отграничение языкового материала от похожих, употребление языкового явления в собственных высказываниях.   Стадии данного этапа: 1.Анализ яз.яв. в недеформированном тексте. (текст без пропусков. Н-р: касательная, коснулся, прикосновение) 2.Анализ яз.яв. в тексте с одной деформацией. (Буква пропущена, нужно вставить или объяснить) 3. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими несмешиваемыми деформациями (совершенствуем умение с данной орфограммой и добавляем новую, которая не похожа на изучаемую) 4. Анализ яз.яв. в тексте с несколькими смешиваемыми деформациями (эту стадию можно пропустить, если нет похожего материала) (косой, коса, касаться) 5. Свободное письмо (составьте с этими словами с/с, предложение, текст) - Числовое значение могут иметь не только числительные, но и другие части речи. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами. Чтобы научиться их отличать друг от друга, выполним упражнение. Слова, представленные на слайде, распределите в 3 колонки в нашей таблице. (слайд 10) Двойняшки, трёхэтажный, одиннадцать, пятиэтажка, седьмой, тройка, сорок, четырёхлетний, десять, девятнадцать, семилетка, трёхтонный, семьдесят, двухметровый, тысяча. - А сейчас, ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга выполненное задание. (слайд 11) - Молодцы, ребята. Я вижу, вы неплохо справились с заданием. Ну а сейчас давайте разгадаем загадки.. Перед вами загадки. Вам необходимо найти в предложениях числительные, определить их разряд. (слайд 12) 1. Две матери две дочери да бабушка со внучкой а всего их три. 2. Два рога а не бык шесть без копыт. 3. Выходили двенадцать молодцов выносили пятьдесят два сокола выпускали триста шестьдесят пять лебедей. 4. Два брата купаются а третий дивуется. 5. Четыре братца под одним шатром стоят. Отгадки: 1.мать, дочка и внучка; 2.рак;3.месяцы, недели и дни; 4. Ведра и коромысло; 5. Стол или табуретка. - А сейчас вам предложено три предложения, какое их них по-вашему мнению лишнее? 1. Пятёрка по истории меня обрадовала. 2. Контрольная работа состояла из пяти заданий. 3. Мы вернулись из похода на пятый день.   Ученики работают самостоятельно. Распределяют слова в 3 колонки, в зависимости от принадлежности к той или иной группе частей речи.     Ученики меняются тетрадями, затем по очереди зачитывают получившиеся группы слов.   Отгадывают загадки. Списывают загадки в тетрадь, определяют разряд числительных. Выполняют синтаксический разбор предложений и расставляют знаки препинания.     Ребята высказывают и аргументируют свое мнение.    
4.Итоги урока (2мин.) Ребята, давайте подведем итог нашего урока. На слайде представлен текст, вам необходимо его восстановить. (слайд 13)   Имя числительное – часть речи, которая обозначает ______, ________ и ________. Имена числительные отвечают на вопросы ________и ________. Имена числительные делятся на ________ и_________. Имена числительные изменяются ____________. В предложении имена числительные могут быть__________________________________________. Работают с текстом, воспроизводят текст,заполняя пробелы в тексте.
5.Задавание на дом (3 мин.) - Ребята, вы сегодня хорошо поработали. И сейчас запишите домашнее задание в дневник. (слайд 14) Обязательно: Стр. 43, выучить правило. На выбор: Упр. 395, рабочая тетрадь №93 или Упр. 396 (устно), составить текст (5-7 предл.) на тему «Моя школа», используя имена числительные.   Ученики выбирают и записывают д.з. Затем подают дневники для выставления оценок.

 

Приложение 1

  Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное
Что обозначает   Признак предмета  
На какие вопросы отвечает Кто? Что?    
Синтаксическая роль Подлежащее,дополнение, обстоятельство,сказуемое. Определение, сказуемое  
       

Список использованной литературы

Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций В 2 ч. Ч.2. –М.:Просвещение,2015.-175с.

Соловьёва Н.Н.Русский язык. Диктанты и изложения.6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Н.Н. Соловьева.-М.:Просвещение,2011.-160с.

Тростенцова Л.А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Старкевич.-М.:Просвещение,2012.-144с.

Тростенцова Л.А. рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: 2 часть: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.6 класс.В 2 ч.»/ Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, С.И. Невская.-М.:Издательство «Экзамен»,2014.-72с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...