Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Государственный бюджет и его структура. три состояния государственного бюджета.




II. Государственный бюджет и его структура. три состояния государственного бюджета.

Объектом исследования в макроэкономике являются, однако, не все финансовые отношения, а лишь те из них, которые возникают между государством, с одной стороны, фирмами и домохозяйствами – с другой. Важную роль в этих отношениях играет государственный (федеральный) бюджет.

Государственный бюджет – это баланс расходов и доходов государства за определенный период (обычно за год), представляющий собой основной финансовый план стран, который после его принятия органами законодательной власти (Парламентом, Государственной Думой и т. д. ) приобретает силу закона и обязателен для исполнения. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает правительство страны для осуществления своих социально-экономических и политических функций:

Действия органов законодательной, представительной, исполнительной власти и других лиц государства и местного самоуправления, связанные с планированием и составлением проектов бюджетов, их рассмотрением, утверждением, исполнением и контролем за выполнением называют бюджетным процессом. В России участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ;

- Счетная Палата РФ;

- федеральные и территориальные законодательные и представительные органы власти (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы);

- органы исполнительной власти в лице финансовых органов и органов, осуществляющих сбор доходов в бюджеты (Минфин РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора);

- органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ);

- органы государственного и муниципального контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов;

- другие получатели бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ разработка проекта бюджета начинается не позднее 10 месяцев до начала очередного финансового года. Проекты бюджетов составляет Правительство РФ, исполнительные органы власти субъектов РФ и муниципальных образований. Непосредственными исполнителями, разрабатывающими проекты бюджетов, являются Минфин России и территориальные финансовые органы. Составление бюджета основывается на ежегодном Бюджетном послании Президента РФ и прогнозе социально-экономического развития страны и регионов. Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. Государственная Дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в нескольких чтениях. Принятый Думой закон о федеральном бюджете на очередной год передается на рассмотрение Совету Федерации в течение пяти дней после его принятия. Одобренный Советом Федерации закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для его подписания и обнародования. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов РФ, вся система органов управления финансами РФ.

Государственный бюджет имеет определенную структуру расходов и доходов.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ И ДОХОДЫ.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на целевое финансовое обеспечение задач и функций государства. Эти средства идут на реализацию различных правительственных программ, поэтому расходы государственного бюджета могут быть разделены по целевому назначению на два блока.

I. Расходы на различные социально-экономические программы, которые включают:

1) Расходы на социальные цели: социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды;

2) Расходы на экономические цели: обеспечение функционирования государственного сектора, субсидирование частного сектора экономики;

3) Расходы на политические цели: материальное обеспечение внешней политики, обеспечение национальной обороны и безопасности (содержание армии, органов юстиции), содержание аппарата управления государством.

II. Расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (погашение имеющихся долгов и выплата процентов по ним).  

Такой подход к бюджетным расходам дает четкое представление о приоритетах экономической политики государства как сумме индивидуальных предпочтений людей, тех или иных политических партий, находящихся у власти.

Также расходы государственного бюджета можно классифицировать с экономической точки зрения по их влиянию на национальный доход (А. С. Пигу).

I. Трансформационные расходы, приводят к созданию дополнительной стоимости и появлению новых доходов:

1) Государственные закупки товаров и услуг, которые включают:

- государственное потребление товаров и услуг;

- оплата услуг государственных служащих (выплата жалованья чиновникам, учителям, врачам и другим категориям «бюджетников»);

- государственные инвестиции (покупка государством инвестиционных благ – расходы на строительство дорог, школ, больниц и т. д. )

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...