вопрос - Педагогические условия и средства развития ребенка в игровой деятельности
В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Об этом писали Запорожец Александр Владимирович, Леонтьев Алексей Николаевич, Венгер Леонид Абрамович. В педагогике существует множество определений игры. Так, например: В.Даль в «Толковом словареживого русского языка » дал такое определение: «Игра … то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для этого служащие». Игровая деятельность, по определению О.С. Газмана – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Алексей Николаевич Леонтьев считал ведущей деятельностью ту, которая оказывает на данный возрастной период особое воздействие на развитие ребенка. Им выделены основные положения, благодаря которым игру называют ведущим видом деятельности дошкольника: 1. Игра удовлетворяет основные потребности ребенка: -стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых; -потребность в познании окружающего мира; -потребность в активных движениях; -потребность в общении. 2. В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности: учебная деятельность; трудовая деятельность. 3.Игра способствует: -формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов;
-развитию детского воображения; -развитию способности переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этим функциями. В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры Леонтьев Алексей Николаевич,Эльконин Даниил Борисович, Д.В. Менджерицкая, Светлана Леонидовна Новоселова и др. Творческие игры в исследованиях Д.Б.Эльконина, Д.Б. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и др. объединяет: 1.оценка игры как могущественного средства воспитания, формирования личности ребенка, развитие его разных содержательных сторон; 2.понимание того, что игра это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность; 3.представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения 4.понимание специфики сюжетно-ролевых игр, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней, он свободен в выборе темы игры, сюжета, роли, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры. Как отмечается в педагогической литературе, детские игры – явление неоднородное, что позволяло ученым предпринимать неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций, дать классификацию игр. Одна из классификаций игр выполнена С.Л. Новоселовой. Она выделила в качестве основания для классификации инициативу ребенка. Игры сгруппировала следующим образом: 1.Игры, возникающие по инициативе детей: -самодеятельные игры – экспериментирования; -самодеятельные сюжетные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные); 2.Игры, возникающие по инициативе взрослого:
- обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные); - досуговые (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные); 3.Игры, определяемые инициативой этноса: обрядовые, досуговые, тренинговые. Н.А.Короткова, Н.Я. Михайленко классифицируют игры по признаку свободы действий: 1 группа – творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) и 2 группа - игры с правилами (игры на физическую компетенцию, на умственную компетенцию, игры на удачу). С.Л. Новоселова в своих работах определяет этапы развития сюжетно-ролевой игры: Первый этап – ознакомительная игра. Взрослый организует предметно-игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы Второй этап – отобразительная игра. Действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни. Л.С. Выготский, анализируя игровую деятельность, выделил парадоксы игры, благодаря которым она и обеспечивает развитие ребенка: - Ребенок получает в игре удовольствие, т.е. действует по линии наименьшего сопротивления, но научается действовать по линии наибольшего сопротивления. Игра – школа воли. - Игра – школа морали. Обычно ребенок переживает подчинение правилу как ситуацию отказа от того, что ему хочется, а в игре подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию. - Ребенку нравится замещение предметов, но ему нравятся и натуральные предметы. - Взаимодействие реальных и игровых взаимоотношений. - Игра- деятельность творческая, но развитиеигры предполагает руководство ею. Таким образом, Л.С. Выготским был сформулирован основной закон игры: «Игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и скрытым воображаемой ситуации и роли». Одной из важнейших проблем педагогики является проблема руководства сюжетно-ролевыми играми. В настоящее время существует несколько технологий управления и содействия сюжетно-ролевыми играми в детском саду. Игровая технология – определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.
Технология формирования игровой деятельности Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой представлена тремя направлениями руководства: обогащение представлений детей, формирование игровой деятельности, воспитание дружеских взаимоотношений и личностных качеств. По мнению авторов, основной путь воздействия на игру – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Технология комплексного руководства игрой (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Данный метод составляет совокупность взаимосвязанных этапов и педагогических компонентов. Этап обеспечения педагогических условий развития игры представлен компонентами: обогащение детей знаниями и опытом деятельности, передача игровой культуры ребенку. Этап педагогической поддержки самодеятельных игр составляют компоненты: развивающая предметно-игровая среда, активизация проблемного общения взрослого с детьми. Все компоненты комплексного руководства развитием игры взаимосвязаны и одинаково важны при работе с детьми разного возраста. О.А. Скоролупова, Л.В. Логинова предложили вариант методического сопровождения к играм детей, который поможет в систематизации материала: 1. Планомерное обогащение знаниями и опытом деятельности. Для этого использовать: - Полные тексты художественных произведений для чтения; - Варианты познавательных бесед с детьми; - Рассматривать иллюстрации; - Варианты рассказов педагога о том, что он видел или слышал, интересные истории; - Возможные рассказы педагога о том, как он играл в такую же игру, когда был маленьким; 2. Передача игровой культуры ребенку через: - Дидактические игры по выбранной теме; - Примерные сценарии хода игры; - Варианты входа в игру и выхода из нее; - - Перечень ролей, которые могут быть задействованы в игре;
- Перечень действий, которые могут выполняться в игре. 3.Создавать предметно-игровую среду: - Оформление игровых уголков; - Создание возможных атрибутов к игре; и т.д. Технология формирования игровых умений разработана Н.А Коротковой, Н.Я. Михайленко. В технологии представлены следующие этапы развития игр. Этап формирования условных игровых действий составляют условия: создание ситуаций предметного взаимодействия; создание предметно-игровой среды; формирование условных действий с игрушками; использование игровых ситуаций. На этом этапе задача педагога – сформировать у ребенка умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом – заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем и сверстником. Этап формирования ролевого поведения составляют: соответствующий подбор ролей; минимальное число игрушек; игры в «телефон»; игры по мотивам сказок; использование многоперсонажных сюжетов; ролей больше, чем участников игры. Задача педагога – развивать ролевое поведение в игре, формировать умение изменять его в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Этап сюжетосложения составляют условия: совместная со взрослым игра-фантазирование. Задача педагога – формировать умения ребенка выстраивать новые последовательности событий, комбинировать события в общем сюжете в процессе игры, пользоваться разноконтекстными ролями. Таким образом, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная, самостоятельная деятельность детей, в которой они используют доступные им игровые средства, свободно объединяются и общаются друг с другом,познают социальную действительность и сохраняют свой детский мир.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|