Тема № 48: Учетная политика предприятий общественного питания.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
2.1. Методология формирования учетной политики. Под методологией бухгалтерского учета понимается совокупность приемов и способов учета, оказывающих прямое влияние на финансовые результаты организации, налогообложение и показатели бухгалтерской отчетности. В организациях методологическая часть учета должна быть сформирована в учетной политике. Под методикой понимается совокупность методов и приемов практического осуществления учета в организациях общественного питания, не оказывающих влияния на финансовые результаты организации, налогообложение и показатели бухгалтерской отчетности. Методическая часть учета, так же, как и методологическая, формируется в приказе об учетной политике. Таким образом, приказ об учетной политике является основным документом в организации, регламентирующим методологию и методику учетных процедур. В учетной политике обязательному раскрытию подлежат: Перечисленные пункты подлежат обоснованию дважды:
Помимо этого организации общественного питания, соответствующие критериям гл. 26. 2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ, могут выбрать систему налогообложения между общеустановленной и упрощенной системами налогообложения, или же им может быть предложена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат это го выбора также требует отражения в учетной политике организации для целей налогообложения. Современное общественное питание базируется на множестве мелких и средних предприятий, являющихся отдельными юридическими лицами, или сетевых предприятиях, объединенных в холдинги. Большинство из этих организаций являются субъектами малого предпринимательства. Определение субъектов малого предпринимательства дано в Федеральном законе от 14. 06. 1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Законом установлены следующие критерии, по которым организации считаются малыми предприятиями:
Как видно из классификации, предложенной Федеральным законом N 88-ФЗ, организации общественного питания относятся к прочим отраслям экономики и, следовательно, наибольшая численность работников предприятия общественного питания, являющегося субъектом малого предпринимательства, равна 50 человекам. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также индивидуальные предприниматели. Если малое предприятие занимается несколькими видами деятельности, оно относится к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Федеральным законом N 88-ФЗ "О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства" предусмотрена государственная регистрация субъектов малого предпринимательства. Для целей поддержки ведется учет субъектов малого предпринимательства на основе их добровольной регистрации. В учетной политике малых предприятий должны быть дополнительно раскрыты следующие вопросы: Рассуждая о принципах ведения бухгалтерского учета в организациях общественного питания, относящихся к субъектам малого предпринимательства, необходимо сопоставлять пользу, извлекаемую из формируемой в бухгалтерском учете информации, с затратами на ее подготовку. Информация представляет определенный интерес для узкого круга пользователей. На малых предприятиях функции собственника и управленца совмещаются, поэтому малые предприятия при ведении бухгалтерского учета могут в определенной степени отступать от общепринятых принципов бухгалтерского учета. Рассмотрим особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях общественного питания, относящихся к малым.
Для экономии ресурсов организации и времени бухгалтеров любых организаций общественного питания (как малых, так и больших) рекомендуется формировать учетную политику таким образом, чтобы ее положения соответствовали и требованиям бухгалтерского учета, и требованиям налогового учета. В результате сопоставления требований нормативных бухгалтерских и налоговых документов можно выявить общие положения. Основываясь на данных положениях, целесообразно отказаться от ведения налогового учета, получая нужную информацию для исчисления налогов на основе данных бухгалтерского учета, т. е. унифицировать учетную политику для целей учета и для целей налогообложения.
2.2. Системы налогообложения предприятий общественного питания и их влияние на методологию бухгалтерского учета. Общеустановленная система налогообложения распространяется на все субъекты налоговых правоотношений. Для организаций общественного питания в настоящее время ею не предусмотрены какие-либо особенности. Индивидуальные предприниматели освобождены также от уплаты налога на доходы физических лиц. При признании доходов и расходов используется кассовый метод. Доходы и расходы признаются только после их оплаты. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Приобретенные товары списываются в расходы только после их оплаты поставщику (2). В особом порядке признаются расходы на приобретение основных средств. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, имеют право не вести бухгалтерского учета, в том числе не применять двойной записи. Учет доходов и расходов ведут в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Малые предприятия обязаны учитывать основные средства и нематериальные активы по правилам бухгалтерского учета. Это вызвано необходимостью наблюдения за остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов, рассчитываемой по правилам бухгалтерского учета, которая не должна превышать 100 млн руб. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход устанавливается гл. 26. 3 НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется для отдельных видов деятельности, в частности:
Смешанные системы налогообложения применяются в случае, если организация занимается различными видами деятельности, и какие-либо из них подлежат налогообложению ЕНВД, а какие-либо - нет. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и другими видами деятельности (ст. 346. 26), необходимо вести раздельный. Особенности ведения учета при применении кассового метода. Организации общественного питания при исчислении налога на прибыль имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (ст. 273 НК РФ). Необходимо помнить, что кассовый метод применяется не только для признания доходов, но и для признания расходов. Поэтому затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг. выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. После отгрузки товары по дебету счета 41 "Товары" обособленно отражаются до момента поступления денежных средств (или имущества) по фактической себестоимости отгруженных (проданных) ценностей. При применении организацией упрощенной системы налогообложения стоимость товаров относится в расходы организации после их фактической оплаты поставщику независимо от времени их реализации (письмо Минфина России от 13. 05. 2005 N 03-03-02-02/70). При применении организацией общественного питания кассового метода финансовые результаты будут отличаться от аналогичных показателей, сформированных исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. При ведении учета кассовым методом доходы и расходы отражаются в учете только после соответствующего движения денежных средств. Это не означает, что при кассовом методе не надо использовать счета расчетов. Возникновение задолженности, как правило, совпадает с ее погашением. Так, если в июле будет выплачена заработная плата за июнь, то она будет начислена так же в июле. Таким образом, затраты на оплату труда за июнь будут относиться к июлю. Из-за того, что в себестоимость выпущенной, отгруженной и проданной продукции при учете кассовым методом включаются не все, а только оплаченные затраты, себестоимость получается заниженной. В свою очередь, в выручку включаются только оплаченные доходы, поэтому она тоже занижена. В реальной практике суммы занижения себестоимости и выручки не совпадают, поэтому полученная прибыль, рассчитанная кассовым методом, искажается.
Организации общественного питания могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а в случае отсутствия унифицированных форм документов - самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций. К обязательным реквизитам первичных учетных документов относятся: наименование документа, дата составления, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц. Организации общественного питания вправе выбирать форму бухгалтерского учета из форм, утвержденных соответствующими органами, в зависимости от сложности производства и объема учетной работы. Для организации учета по выбранной форме бухгалтерского учета предприятие общественного питания на основе типового плана счетов составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций. Для субъектов малого предпринимательства существуют некоторые особенности формирования плана счетов: Составим рабочий план счетов среднестатистической организации общественного питания, не являющейся субъектом малого предпринимательства. Предположим, что данная организация оказывает услуги общественного питания в собственном помещении - ресторане, а также реализует свою продукцию и покупные товары в розницу через буфет. Побочными видами деятельности, отличными от услуг общественного питания, организация не занимается. Резервы не формируются, финансовых вложений в ценные бумаги нет, совместная деятельность не ведется, займы и кредиты не привлекались, филиалы и представительства отсутствуют. Взяв за основу типовой план счетов, исключим из него неиспользуемые счета и субсчета: Добавив необходимые субсчета, получим рабочий план счетов, разработанный для организаций сферы общественного питания, составленный на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.
3. Задача №64 Отразить бухгалтерские проводки по учету операций по импорту. Сделать необходимые расчеты.
302400 | 60-4 91-2 | 66-1 60-4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Выписка банка из текущего валютного счета и расчетного счета и расчетного счета импортера. Перечислено на депозит таможни в качестве обеспечения таможенных платежей и суммы НДС: а) иностранная валюта (2000 долл. по курсу 25,20 руб. за 1 долл.) б) отечественная валюта- 130000 руб. Итого | 50400 130000 |
180400 | 76-5 76-5 | 52-1 51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Выписка банка из текущего валютного счета, счета разных организаций. Оплачены расходы на 200 долл. по транспортировке, страхованию и брокерские услуги, связанные с приобретением товара по курсу ЦБ РФ на дату оплаты этих расходов из расчета 25,215 руб. за 1 долл. | 5043 |
| 76-1 | 52-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Грузовая таможенная декларация, расчет курсовой разницы, железнодорожная накладная, акт разгрузки. Поступил на таможню товар (15000 долл.* 25,215 руб.). Курсовая разница Итого | 378000 225 |
378225 | 41-6 15-6 | 15-6 91-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Справка бухгалтерии. Произведен зачет по задолженности поставщику за счет ранее выданного ему аванса. | 75600 |
| 60-4 | 60-3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Грузовая таможенная декларация, справка –расчет бухгалтерии. Отражается сумма задолженности перед таможней на сумму: а) акциза (20% таможенной стоимости товара) б) таможенных сборов в рублях (0,1% таможенной стоимости) в) таможенной пошлины- 10% от 15200 долл. г) таможенные сборы в иностранной валюте- 0,05% от 15200 долл. Итого | 75645 378 38327 202 |
114552 | 41-6 41-6 41-6 41-6 | 68 76-5 76-5 76-5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Те же документы и выписка банка из расчетного счета. Отражена сумма НДС по приобретенным товарам. | 88595,4 |
| 19 68 | 68 51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Выписка банка из счета депозита таможни, валютного и расчетного счетов. Возвращены импортеру неиспользованные суммы, ранее перечисленные на депозит таможни. Курс ЦБ РФ из расчета 1 долл.- 25,22 руб. а) в иностранной валюте Курсовая разница б) в рублях | 50238 39,8 2699,6 |
| 52-1 76,5 51 | 76,5 91-1 76,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Ж/д. накладная. После растаможивания груз отправлен в адрес предприятия-партнера. | 492777 |
| 41-5 | 41-6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Тот же документ, выписка банка из расчетного счета. Расходы по доставке товара до склада предприятия-импортера, включая расходы по срахованию-15000 руб. | 15000 |
| 44 | 60 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Те же документы, справка- расчет бухгалтерии. Отражается задолженность перед бюджетом на сумму НДС, относящуюся к расходам по доставке груза. | 3608 |
| 19 | 68 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Ж/д. накладная, приходный ордер, справка-расчет бухгалтерии. Исчислена расчетная цена оприходованного товара (полная импортная себестоимость) исходя из курса ЦБ РФ – 25,225 руб. за 1 долл. Курсовая разница Итого | 492777 195 |
492972 | 41-1 41-1 | 41-5 91-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Справка-расчет бухгалтерии. Списываются накладные расходы в инвалюте для исчисления полной расчетной цены товара. Курсовая разница Итого | 5043 2 |
5045 | 41-1 41-1 | 44 91-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Справка-расчет бухгалтерии. Списываются накладные расходы в руб. | 15000 |
15000 | 41-1 | 44 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Тот же документ. Оприходован товар в сумме фактических затрат на приобретение (полная себестоимость). | 513017 |
513017 | 41 | 41-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Счет-фактура, платежное требование-поручение, товарно-транспортная накладная. Отгружен импортный товар и выставлен счет покупателю. Оптовая отпускная цена 150000 руб. Сумма НДС (18%) Итого | 150000 27000 |
177000 | 62 | 51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Справка бухгалтерии. Отражается в учет сумма НДС на реализованные товары. | 27000 |
27000 | 90-3 | 68 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Товарно-транспортная накладная, товарный отчет материально ответственного лица. Списывается со склада отгруженный товар. | 513017 |
513017 | 90-2 | 41 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Выписка из расчетного счета. Покупатель оплатил стоимость товара на 1800000 руб. | 1800000 |
1800000 | 51 | 90-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Справка бухгалтерии. Произведен зачет по расчетам с бюджетом по НДС. | 92203,4 |
92203,4 | 68 | 19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Выписка банка из расчетного счета и платежное требование-поручение. Погашена задолженность по расчетам с бюджетом на сумму НДС. | 119203,4 |
119203,4 | 68 | 51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Те же документы. Таможней возвращена неиспользованная сумма депозита. | 88595,4 |
88595,4 | 51 | 76-5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Справка бухгалтерии. Исчислен финансовый результат от реализации товара без учета текущих издержек предприятия. | 1259983 |
1259983 | 90 | 99 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение:
1. 15000*25,2 = 378000 руб.
2. 15000* 20%* 25,2 = 3000*25,2 = 75600 руб.
3. 12000* 25,21 = 302520 руб.
1200* (25,21-25,2) = 120 руб.
4. 2000* 25,2 = 50400 руб.
5. 200* 25,215 = 5043 руб.
6. 15000* (25,215-25,2) = 225 руб.
8. (15000* 20%)=3000*25,215 = 75645 руб. акцизы
(15000* 0,1%)= 15*25,215 = 378 руб. таможенные сборы
15200* 10% = 1520* 25,215 = 38327 руб. таможенная пошлина
15200*0,05% =8 * 25,215 = 202 руб. таможенные сборы в валюте.
9. Отражаем НДС по приобретенным товарам:
НДС = (таможенная стоимость + таможенная пошлина + акциз) *0,18 =
(378225 + 38327 + 75645) * 0,18 = 88595,4 руб.
10. 2000 – 8 = 1992 * 25,22 = 50238 руб.
1992* (25,22-25,2) = 39,8 руб.
130000- 378-38327-88595,4 = 2699,6 руб.
11. 378225+75645+378+38327+202 = 492777 руб.
13. 15000+5043* 18% =3608 руб.
14. 15000+3000+15+1520+8= 19543*25,225 = 492972 руб.
19543*(25,225-25,215) = 195 руб.
15. 200* 25,225 = 5045 руб.
200*(25,225-25,215) = 2 руб.
16. 492972+5045+15000=513017 руб.
18. 150000* 18% =27000 руб.
22. 88595,4+3608 = 92203,4 руб.
23. 88595,4+3608+27000=119203,4 руб.
25. 1800000-513017-27000= 1259983 руб.
Список литературы
1. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет в торговле. Типовые хозяйственные операции и ситуации. – М.: «Экзамен», 2002. – 512 с.
2. Николаева Г.А., Блицау Л.П. Бухгалтерский учет в торговле. – М.: «Приор-издат», 2006. – 352 с.
3. Панченко Т.М. Операции с товарами: бухучет, налогообложение. – М.: Налоговый вестник, 2006. – 256 с.
4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01).
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. №34-н.
|
|