Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация информационных систем




Информационная система (ИС) — по законодательству РФ — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. В более расширенном понимании информационная система ― это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи информации и принятия управленческих решений. Обобщенная структура информационной системы, как совокупность обеспечивающих подсистем, изображена на рис. 1.1.

 

Рис.1. 1. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем  

Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации или предприятии, а также методология построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Техническое обеспечение ― комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. В комплекс технических средств входят:

· компьютеры любых моделей;

· устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

· устройства передачи данных и линий связи;

· оргтехника и устройства автоматического съема информации;

· эксплуатационные материалы и др.

Математическое и программное обеспечение ― совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся:

· средства моделирования процессов управления;

· типовые задачи управления;

· методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

· анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

· подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

· разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В информационной системе происходят следующие процессы:

· ввод информации из внешних и внутренних источников;

· обработка входящей информации;

· хранение информации для последующего ее использования;

· вывод информации в удобном для пользователя виде;

· выработка управляющих воздействий, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации.

Информационная система предназначена для своевременного обеспечения определенных людей необходимой информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области.

Информационные системы классифицируют по различным признакам (рис. 1.2).

Рис.1.2. Классификация информационных систем  

Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи.

ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.

ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.

Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций организации (предприятия) и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий. На рис. 1.3 показана структура корпоративной информационной системы.

 

  Рис. 1.3 Структура корпоративной информационной системы

 

Корпоративная информационная система, как правило, строится по модульному принципу. Программные и аппаратные модули группируются по функциональным подсистемам. Ядром информационной системы является интегрированная база данных, с которой взаимодействуют все подсистемы ИС, используя общие функции администрирования и разграничения прав доступа, работая с единой системой документооборота и едиными справочниками.

К основным функциям подсистем относятся.

Документооборот -создание, заполнение и маршрутизация документов, делопроизводство, контроль исполнения.

Развитие бизнеса и маркетинг - у правление развитием производства и бизнеса, поддержка системы качества управления, маркетинг (позиционирование товара, сегментирование рынка, прогнозирование спроса, рекламные кампании).

Технико-экономическое планирование - в едение производственного плана верхнего уровня, объемный расчет потребностей в производственных ресурсах (материальных, трудовых, оборудовании), расчет нормативных пооперационных затрат изготовления деталей, сборочных единиц, подготовка смет затрат и плановое ценообразование.

Техническая подготовка производства - к онструкторская и технологическая подготовка производства (спецификации изделий, технологические процессы, пооперационные нормативы), расчет норм расхода материальных ресурсов на единицу изделия и пр.

Производство - в едение укрупненного технологического маршрута изготовления деталей и узлов, межцеховой комплектации и календарно-плановых нормативов, учет движения сборочных единиц в процессе производства, календарное планирование работ и ресурсов с учетом незавершенного производства, учет и оценка выполнения календарных планов.

Услуги и сервис -обслуживание и сопровождение продукции после продажи, планово-предупредительный ремонт основных средств, обработка путевых листов, планирование и учет работы обслуживающихподразделений предприятия.

Договора и финансы - в едение, учет и оценка выполнения договоров, учет бартерных операций и проведение взаимозачетов, связь документов на отгрузку с документами на оплату, планирование очередности платежей и их исполнение.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...