Классификация информационных систем
Информационная система (ИС) — по законодательству РФ — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. В более расширенном понимании информационная система ― это взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи информации и принятия управленческих решений. Обобщенная структура информационной системы, как совокупность обеспечивающих подсистем, изображена на рис. 1.1.
Информационное обеспечение - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации или предприятии, а также методология построения баз данных. Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений. Техническое обеспечение ― комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. В комплекс технических средств входят: · компьютеры любых моделей; · устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации; · устройства передачи данных и линий связи; · оргтехника и устройства автоматического съема информации; · эксплуатационные материалы и др.
Математическое и программное обеспечение ― совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. К средствам математического обеспечения относятся: · средства моделирования процессов управления; · типовые задачи управления; · методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация. Организационное обеспечение - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Организационное обеспечение реализует следующие функции: · анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации; · подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности; · разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В информационной системе происходят следующие процессы: · ввод информации из внешних и внутренних источников; · обработка входящей информации; · хранение информации для последующего ее использования;
· вывод информации в удобном для пользователя виде; · выработка управляющих воздействий, т.е. представление информации, переработанной в данной организации, для корректировки входящей информации. Информационная система предназначена для своевременного обеспечения определенных людей необходимой информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области. Информационные системы классифицируют по различным признакам (рис. 1.2).
Информационные системы организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными объектами: гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и другие экономические и организационные задачи. ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности. ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов. Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций организации (предприятия) и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий. На рис. 1.3 показана структура корпоративной информационной системы.
Корпоративная информационная система, как правило, строится по модульному принципу. Программные и аппаратные модули группируются по функциональным подсистемам. Ядром информационной системы является интегрированная база данных, с которой взаимодействуют все подсистемы ИС, используя общие функции администрирования и разграничения прав доступа, работая с единой системой документооборота и едиными справочниками. К основным функциям подсистем относятся. Документооборот -создание, заполнение и маршрутизация документов, делопроизводство, контроль исполнения. Развитие бизнеса и маркетинг - у правление развитием производства и бизнеса, поддержка системы качества управления, маркетинг (позиционирование товара, сегментирование рынка, прогнозирование спроса, рекламные кампании). Технико-экономическое планирование - в едение производственного плана верхнего уровня, объемный расчет потребностей в производственных ресурсах (материальных, трудовых, оборудовании), расчет нормативных пооперационных затрат изготовления деталей, сборочных единиц, подготовка смет затрат и плановое ценообразование. Техническая подготовка производства - к онструкторская и технологическая подготовка производства (спецификации изделий, технологические процессы, пооперационные нормативы), расчет норм расхода материальных ресурсов на единицу изделия и пр. Производство - в едение укрупненного технологического маршрута изготовления деталей и узлов, межцеховой комплектации и календарно-плановых нормативов, учет движения сборочных единиц в процессе производства, календарное планирование работ и ресурсов с учетом незавершенного производства, учет и оценка выполнения календарных планов. Услуги и сервис -обслуживание и сопровождение продукции после продажи, планово-предупредительный ремонт основных средств, обработка путевых листов, планирование и учет работы обслуживающихподразделений предприятия. Договора и финансы - в едение, учет и оценка выполнения договоров, учет бартерных операций и проведение взаимозачетов, связь документов на отгрузку с документами на оплату, планирование очередности платежей и их исполнение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|