Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ»

Задание

Для выполнения контрольных работ

по дисциплине «Бухгалтерский учет и анализ»

 

 

В 5.

1. Хозяйственные процессы и их характеристика

 

Хозяйственная деятельность вызывает постоянное движение хозяйственных средств, которые обслуживают непрерывное расширение воспроизводства материальных благ. Экономическая теория учит, что общественное производство предполагает производство продукта, его распределение, обмен и потребление. Эти моменты, или фазы производства так или иначе проявляются в хозяйственной деятельности и являются объектами бухгалтерского учета в виде хозяйственных процессов.

Хозяйственные процессы и происходящие под их влиянием изменения хозяйственных средств и их источников нельзя наблюдать прямо и непосредственно. Информация о них в бухгалтерском учете создается на основании наблюдения и регистрации фактов хозяйственной деятельности, в качестве которых выступают действия и события, приводящие к изменениям в составе хозяйственных средств, характеризующие хозяйственные процессы, влекущие изменение хозяйственно-правовых отношений.

Хозяйственные процессы как форма движения хозяйственных средств в реальной действительности происходят в виде множества хозяйственных операций. В современном общественном производстве хозяйственную деятельность ведет коллектив людей. В них одновременно выполняются все хозяйственные процессы. Такие коллективы разделяются на структурные подразделения, в которых и совершаются хозяйственные операции как составные элементы хозяйственных процессов.

Имущество организации и источники его образования находятся в непрерывном движении, во взаимосвязи. Между отдельными видами имущества и источниками его образования взаимосвязь осуществляется посредством хозяйственных операций.

Хозяйственные операции характеризуют отдельные хозяйственные действия, вызывающие изменения в составе, размещении и источниках образования имущества.

В ходе работы экономического субъекта финансово-хозяйственной деятельности происходит кругооборот хозяйственных средств.

Хозяйственный процесс представляет собой часть кругооборота хозяйственных средств в том или ином звене сельского хозяйства и состоит из отдельных первичных элементов - хозяйственных операций. Под хозяйственной операцией понимают факты хозяйственной жизни (действия и события), вызывающие изменения в хозяйственных средствах и источниках их образования. Это момент в цепи процесса производства продукции, ее движения и потребления.

Оборот средств в хозяйственных процессах бесконечен. Таким образом, в каждом из хозяйственных процессов происходит смена одной формы стоимости имущества на другую. Например, при заготовлении материальных ценностей денежная форма стоимости исходного капитала (денежных средств) меняется на товарную (материальную) форму, а при реализации готовой продукции средства организаций меняют товарную (материальную) форму на денежную. У организаций могут быть и другие хозяйственные операции (например, по капитальным инвестициям), которые также являются объектами бухгалтерского учета. Однако основное содержание ее работы составляют процессы (стадии) кругооборота (снабжение, производство, реализация) ее капитала.

В различных сферах сельского хозяйства бухгалтерский учет хозяйственных процессов имеет свои отличительные особенности. На предприятиях сферы материального производства бухгалтерскому учету подлежат три хозяйственных процесса: снабжение, производство и реализация. Причем процессы снабжения и реализации в свою очередь составляют процесс обращения. Предприятия постоянно осуществляют процесс производства и принимают участие в процессе обращения.

1. Процесс заготовления (снабжения) – приобретение товарно-материальных ценностей различного вида, необходимых для осуществления производственных и хозяйственных нужд. В этом процессе формируется первоначальная стоимость приобретенных ресурсов. В бухгалтерском учете определяется себестоимость приобретенных запасов, отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками и др.

В процессе снабжения у поставщиков приобретаются оборудование, сырье, материалы, которые необходимы для изготовления продукции, выполнения работ. Материальные запасы, как правило, приобретаются в больших объемах и поэтому поступают сначала на склады предприятий, а затем уже используются в производстве.

2. Процесс производства - процесс изготовления продукции, оказания услуг, выполнения работ. Организация несет затраты на производство готовой продукции, в результате чего формируется себестоимость продукции и калькулирование ее себестоимости.

Процесс производства является основой деятельности предприятия. При его осуществлении используют:

- трудовые ресурсы;

- материальные ресурсы - сырье, материалы, топливо, запасные части и т.п., которые являются предметами труда и составляют материальную основу выпускаемой продукции;

- средства труда - оборудование, машины и прочие основные средства, которые создают условия производственного процесса.

Результатом процесса производства является готовая продукция, поэтому можно сказать, что уже на стадии производства закладывается будущая прибыль предприятия.

3. Процесс реализации – осуществление договорных обязательств перед заказчиками и покупателями, в результате которых поступает выручка от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг на расчетный счет (или другие денежные счета) предприятия.

В процессе продажи определяются расходы, связанные со сбытом, и полная себестоимость проданной продукции, рассчитывается финансовый результат от продаж, отражаются расчеты с покупателями, заказчиками, бюджетом. В результате реализации готовой продукции организация получает денежные средства – выручку. Разница между выручкой и полной фактической себестоимостью представляет собой финансовый результат.

Кроме того, финансовые результаты также определяются по продаже основных средств и прочих активов. По основным средствам – из суммы выручки вычитается остаточная стоимость и расходы, связанные с их продажей. По прочим активам – результат определяется как разница между продажной ценой (выручкой) и балансовой стоимостью выбывших ценностей, а также понесенных расходов с их продажей.

В бухгалтерском учете отражаются завершенные хозяйственные операции и совершившиеся (прошлые) события (факты хозяйственной деятельности). Это означает, что первичной единицей бухгалтерского наблюдения выступает хозяйственная операция и лишь в тех случаях, когда она приводит к изменению активов организации источников их формирования, - к изменению и прекращению хозяйственно-правовых отношений.

В результате учета процесса заготовления и производства выявляют экономию или перерасход материально-производственных запасов, а в результате учета процесса реализации - прибыль или убыток.

Отсюда вытекают главные задачи бухгалтерского учета:

обеспечение контроля наличия и движения имущества, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с установленный ми нормами, нормативными документами и сметами;

формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми и банковскими органами;

выявление внутри производственных резервов их мобилизация и эффективное использование.

Указанные задачи решаются при ведении бухгалтерского учета посредством использования различных способов и приемов, совокупность которых называется методом бухгалтерского учета.

В непроизводственной сфере - бюджетных, научных и кредитных учреждениях - учитываются процессы снабжения, расходов бюджета и расчетов.

Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность за счет средств, полученных из бюджета. Объектом учета при этой являются расходы - затраты на содержание учреждения, приобретение средств, определение фактического объема расходов и др.

 

 

2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета законодательно устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Действующие нормы основаны на единообразии ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, составлении и представлении сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении, доходах и расходах организации, необходимой пользователям бухгалтерской информации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом на государственном уровне осуществляется Правительством Российской Федерации. Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации.

Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

Одни из утверждаемых нормативных актов обязательны к применению (законы, положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

В настоящее время в отечественной практике учета сложилась четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета и отчетности:

1-й уровень - законодательные акты, указы Президента РФ и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

2-й уровень - стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;

3-й уровень - методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Министерства финансов РФ и других ведомств;

4-й уровень - рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» является основным актом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

К первому уровню системы также следует отнести Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» и др.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» занимает центральное место в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, поскольку: определяет юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций, закрепляет обязанность юридических лиц по ведению бухгалтерского учета, определяет ответственность за организацию учетной работы. В Законе дано определение бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), обозначены задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» изложены требования к ведению бухгалтерского учета в организациях, к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета представлен учетными стандартами.

Учетный стандарт представляет собой свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности.

Основным нормативным документом второго уровня является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 г. № 34н. Данный документ конкретизирует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и занимает по своей значимости второе место.

Положение по бухгалтерскому учету обычно включает следующие элементы:

- название и номер ПБУ;

- сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета;

- основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;

- способы оценки, применяемые по данному объекту;

- порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта

учета;

- данные, подлежащие раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.

В системе нормативного регулирования План счетов относится к документам второго уровня. В практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой систему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

План счетов и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов. Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, анализа, контроля и отчетности. Организация может при необходимости уточнять их содержание, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, с учетом отраслевых и иных особенностей.

Основными нормативными документами третьего уровня являются:

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 г. №49;

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.03 г. № 91н;

- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.02 г. № 135н;

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертому уровню нормативно-правовой системы регулирования бухгалтерского учета.

Основными рабочими документами конкретной организации являются:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем рабочий план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации.

 

 

3. Задача.

 

а) остатки по счетам на 1.07.2012г.

N п/п Наименование хозяйственных средств и их источников Сумма
1. Основные средства  
2. Нематериальные активы  
3. Уставный капитал  
4. Добавочный капитал  
5. Расчеты с персоналом по оплате труда  
6. Расчеты с бюджетом  
7. Основное производство  
8. Расчетный счет  
9. Расчеты с разными дебиторами  
10. Расчеты с разными кредиторами  
11. Расчеты с покупателями и заказчиками  
  ВСЕГО  

 

б) Операции за июль 2012г.

N п/п Содержание хозяйственных операций Сумма
1. Поступили безвозмездно основные средства: - первоначальная стоимость - износ - остаточная стоимость  
2. Поступили нематериальные активы как вклады учредителей в уставной капитал предприятия  
3. Зачислен на расчетный счет долгосрочный займ  
4. Акцептован счет поставщиков за поступившие материалы  
5. Отпущены материалы в основное производство  
6. Начислена заработная плата рабочим основного производства  
7. Произведены отчисления единого социального налога от заработной платы рабочих основного производства в размере 25%  
8. Произведены отчисления в резерв предстоящих расходов и платежей в размере 12% от сумм начисленной заработной платы рабочих основного производства  
9. Начислен износ основных средств производственного назначения  
10. Начислен износ нематериальных активов  
11. Выпущена из основного производства готовая продукция: - плановая себестоимость - отклонения фактической себестоимости от плановой - фактическая себестоимость Примечание: незавершенное производство на конец месяца – 12370    
12. Перечислено с расчетного счета поставщикам за поступившие материальные ценности  
  Всего:  

 

в) Необходимо:

1. Составить баланс на 1.07.2012г.

2. Составить журнал хозяйственных операций за июль месяц.

3. Составить оборотную ведомость за июль месяц.

4. Составить баланс на 1.08.2012г.

 

2. Журнал хозяйственных операций

N п/п Содержание хозяйственных операций Сумма Дебет Кредит
1. Поступили безвозмездно основные средства (по первоначальной стоимости) Основные средства приняты на учет Начислена амортизация На сумму амортизации сформирован финансовый результат Учтена прибыль отчетного периода            
2. Отражена сумма вклада, внесенная учредителем в виде нематериального актива в уставный капитал Принят к учету нематериальный актив      
3. Зачислен на расчетный счет долгосрочный займ      
4. Отражено поступление материалов Учтен НДС (18%) НДС к вычету      
5. Отпущены материалы в основное производство      
6. Начислена заработная плата рабочим основного производства      
7. Произведены отчисления единого социального налога от заработной платы рабочих основного производства в размере 25%      
8. Произведены отчисления в резерв предстоящих расходов и платежей в размере 12% от сумм начисленной заработной платы рабочих основного производства      
9. Начислен износ основных средств производственного назначения      
10. Начислен износ нематериальных активов      
11. Отражена фактическая себестоимость произведенной продукции (531150+12370) (оборот 20 счета + НЗП) Отражена плановая себестоимость готовой продукции Превышение фактической себестоимости над плановой (543520-445000) Учтен убыток отчетного периода Закрытие 99 счета (114300-98520) - прибыль                        
12. Перечислено с расчетного счета поставщикам за поступившие материальные ценности      

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...