Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентами:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1. Тема: Становление взглядов на пограничные расстройства и формирования и закрепления патологических черт личности.

Содержание задания:

· Изучить рекомендуемую литературу.

· Дать определение понятиям:

· Составить конспект по темам:

1. Понятие нормы и патологии. Виды норм.

2. Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов. История их развития от К. Ясперса до современных представлений.

3.  Диагностические принципы-альтернативы

4. Условия адаптивности личности в условиях изменяющейся среды.

5. Понятие об адаптации и адаптационном барьере.

6. Определение и основные характеристики пограничных нервно-психических расстройств.

7. Причины и факторы риска возникновения пограничных расстройств, а так же общие закономерности патогенеза

Темы рефератов

1. Понятие патологической предиспозиции и теории «психического диатеза (предболезни)».

2. Барьер психической адаптации и декомпенсация патологических черт в формировании психических отклонений.

3. Роль иррациональных убеждений в генезе пограничных расстройств психики.

 

Рекомендуемая литература:

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. – http://www.koob.ru

2. Батаршев А. В.Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – Электронный ресурс.

3. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства.– М.: Медицина, 1987. – Электронный ресурс.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2. Тема: Систематика и разграничение пограничных нервно-психических расстройств.

Содержание задания:

· Изучить рекомендуемую литературу.

· Дать определение понятиям:

Составить конспект по темам:

1. Систематика пограничных нервно-психических расстройств.

2. Определение и характеристика понятия -психическая травма, классификации травм.

3.  Определение и характеристика понятия-психогенные расстройства.Классификация.

4. Формы и клинические проявления реактивных состояний.

5. Определение и классификация и клиническая характеристика полиморфных реактивных состояний: острая реакция на стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, патологическая реакция горя, расстройства адаптации.

6. Определение и классификация и клиническая характеристика мономорфных состояний: психогенные депрессии, психогенные мании, истерические психогенные расстройства, психогенные параноиды.

Темы рефератов:

1.Соотношение международной и традиционной классификаций пограничных расстройств.

2.Традиционная систематика и роль в ее формировании отечественных ученых. Г.К.Ушакова, В.Н. Мясищева.

·

Рекомендуемая литература:

1. АлександровскийЮ.А. Пограничные психические расстройства. – http://www.koob.ru

2. Батаршев А. В.Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – Электронный ресурс.

3. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства.– М.: Медицина, 1987. – Электронный ресурс.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3. Тема: Аффективные расстройства.

Содержание задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Дать определение понятиям: «адаптация», «астения», «аффект», «апатия», «ангедония», «аффективная лабильность», «депрессия». «дистимия», «дисфория»,

Составить конспект по темам:

1. Определение, клинические варианты и характеристики депрессивных расстройств

2. Определение, клинические варианты и характеристики маниакальных состояний Определение, клиническая характеристика аффектов и их классификация.

3. Преморбидные особенности больных с аффективными расстройствами.

4. Определение, этиология, патогенез и клинические характеристики бипорлярно афективного расстройства.

Темы рефератов:

1. Возможности дифференциальной диагностики патологического аффекта..

2. Аффективные расстройства у детей и подростков.

Рекомендуемая литература:

1. АлександровскийЮ.А. Пограничные психические расстройства. – http://www.koob.ru

2. Батаршев А. В.Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004

3. Тиганов А.С. Эндогенные психические заболевания. – Электронный ресурс.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4. Тема: Невротические расстройства (неврозы).

Содержание задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2. Составить конспект по темам:

1. Патогенетическая значимость особенностей высшей нервной деятельности в формировании неврозов И.П.Павлов.

2. Определение и классификация, клиническая характеристика неврозов.

3. Определение и классификация, клиническая характеристика обсессивно-фобических расстройств.

4. Определение и классификация, клиническая характеристика истерических расстройств.

5. Определение и классификация, клиническая характеристика неврастении.

6.  Дайте характеристику понятиям невротической реакции и невротической личности

 

Темы рефератов:

1. Исследования особенностей невротических конфликтов в рамках раличных направлений психологии и психиатрии:взгляды классического и постфрейдиского психоанализа на природу невротического конфликта.

2. Исследования особенностей невротических конфликтов в рамках различных направлений психологии и психиатрии: бихевиорально-когнитивное направление.

3.Исследования особенностей невротических конфликтов в рамках различных направлений психологии и психиатрии: гуманистическое направление.

4.Исследования особенностей невротических конфликтов в рамках различных направлений психологии и психиатрии:взгляды: патогенетическая концепция В.Н. Мясищева.

Рекомедуемая литература:

1) Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства 3-е издание М,: Медицина 2000 г. 400 с.

2) Бек А. Раш А. Шо Б. Эмери Г. Когнитивная терапия депрессий СП-б.: Питер 2003 304 с.

3) Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1980. – 448 с.

4) Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: класс 1998 480 с.

5) Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432 c.

6) Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. – 426 с.

7) Хорни К. Невротическая личность нашего времени М.: Прогресс

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5 Тема: Личностные расстройства Расстройства личности этиология и патогенез.

1. Понятие расстройств личности и диагностические критерии.

2. Классификация расстройств личности по MКБ. Критерии диагностики отдельных личностных расстройств, и особенности личностной организации (шизоидная личность, истероидная, ананкастная и другие согласно классифи-кации).

3. Причины формирования психопатических черт личности в онтогенезе. Теоретические взгляды ученых на проблему генотип-средового соотношения в патогенезе расстройств личности.

4. Исследования ядерных и краевых форм психопатий.

5. Особенности эмоционально-волевой сферы, а так же структуры и иерархии мотивов при расстройствах личности. Необходимо проанализировать научную литературу по всем типам расстройств личности, а так же описать специфику эмоционально-волевой регуляции, мотивационной сферы.

6. Проблема компенсации и психокоррекции расстройств личности.

Темы рефератов

1. Возможности диагностики расстройств личности в подростковом возрасте.

2. Возможности диагностики расстройств личности у взрослых.

3.Проблема эмоционального выгорания и вторично йтравматизации помогающих специалистов.

Литература для подготовки к семинару:

1) Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства 3-е издание М,: Медицина 2000 г. 400 с.

2) Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.

3) Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 432 c.

4) Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М.: класс 1998 480 с.

Батаршев А. В.Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – Электронный ресурс.

1. Руднев В.П. Характеры и расстройства личности. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002. – Электронный ресурс.

2. Самохвалов В.П. Психиатрия / Учебное пособие для студентов медицинских вузов. – http://www.koob.ru

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6 Тема: Психосоматические расстройстваи соматопсихические расстройства.

Содержание задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2.Составить конспект по темам:

1. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях.

2. Соматогении. Определение и классификация. Клиническая характеристика

3. Органные неврозы. Определение и классификация. Клиническая характеристика

4. Нозогении(психогенные реакции). Определение и классификация. Клиническая характеристика

5. Пограничные психические расстройства пр инфекционных заболеваниях.

6. Пограничные психические расстройства при соматических заболеваниях.

7. Психосоматические заболевания. Определение и классификация. Клиническая характеристика

Темы рефератов:

1. Психические расстройства при ожогах.

2. Пограничные психические расстройства у больных, перенесших травму головного мозга.

3.Психические расстройства у беременных и рожениц.

4. Психические расстройства в онкологической практике.

Рекомендуемая литература:

1. АлександровскийЮ.А. Пограничные психические расстройства. – http://www.koob.ru

2. Батаршев А. В.Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – Электронный ресурс.

3. Смулевич А.Б. Ипохондрия и соматоформные расстройства. – http://www.koob.ru

4. Старшенбаум Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – Электронный ресурс.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7 Тема Профилактика пограничных нервно-психических расстройств.

Содержание задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2.Составить конспект по темам:

 1. Социальный, психологический и медицинский аспекты профилактики нервно психических пограничных состояний.

· в детском саду

· в школе

· на предприятии

· в вузе.

· в семье.

· Темы рефератов

1.  Адаптация к детскому саду, варианты нарушения. Профилактика дезадаптации.

2. Профилактика дезадаптации у первоклассников.

3. Профилактика экзаменационного стресса увыпускников школ

4. Профилактика экзаменационного стресса в вузе.

Рекомендуемая литература:

1. АлександровскийЮ.А. Пограничные психические расстройства. – http://www.koob.ru

2. Батаршев А. В.Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – Электронный ресурс.

3. Смулевич А.Б. Ипохондрия и соматоформные расстройства. – http://www.koob.ru

4. Старшенбаум Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – Электронный ресурс.

2.Психотерапия и психологическая коррекция нервно психических пограничных состояний.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 8 Тема Планирование психодиагностического исследования.

 Содержание задания:

1. Изучить рекомендуемую литературу.

2.Составить конспект по темам:

· Возможности  психологической диагностики пограничных расстройств в детском саду

· в школе

· на предприятии

· в вузе.

· в семье.

3. Особенности использования и интерпретации диагностических методик.

 

Рекомендуемая литература:

1. АлександровскийЮ.А. Пограничные психические расстройства. – http://www.koob.ru

2. Батаршев А. В.Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – Электронный ресурс.

3. Смулевич А.Б. Ипохондрия и соматоформные расстройства. – http://www.koob.ru

4. Старшенбаум Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003. – Электронный ресурс.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1) Решетников, М. М. История психопатологии. Лекции: учебное пособие для вузов / М. М. Решетников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 263 с. – (Серия: Авторский учебник). – ISBN 978-5-534-03012-9. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/759A7CCB-C385-4158-A433-E5BFD9A7B097.

2) Венгер, А. Л. Клиническая психология развития: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 312 с. – (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). – ISBN 978-5-534-03304-5. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/A2CE2C92-5AF7-42EF-97D9-DC6E56A346ED.

3) Кашапов, М. М. Консультационная работа психолога / М. М. Кашапов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 197 с. – (Серия: Профессиональная практика). – ISBN 978-5-534-00280-5. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/FDD33FCD-E985-49C9-99AC-902A05047EE0.

4) Зейгарник, Б. В. Основы патопсихологии: учебник для СПО / Б. В. Зейгарник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 367 с. – (Серия: Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-04880-3. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/77DA8D10-E25A-493D-B1BC-DEA96911F3D2.

5) Буторин Г. Г., Щеглова И. И. Преодоление симптомов посттравматического стрессового расстройства у сотрудников органов внутренних дел с применением средств аудиовизуальной стимуляции // Вестник КемГУ. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-simptomov-posttravmaticheskogo-stressovogo-rasstroystva-u-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-s-primeneniem-sredstv.

6) Влах Н.И.Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств

при эмоциональном выгорании: опыт организации и проведения исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2016. №2. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/metody-diagnostiki-i-korrektsii-subdepressivnyh-rasstroystv-pri-emotsionalnom-vygoranii-opyt-organizatsii-i-provedeniya-issledovaniya.

7) Волобуева Ю.М. Психокоррекция Я-концепции инвалидов боевых действий методом социально-психологического тренинга // Армия и общество. 2008. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihokorrektsiya-ya-kontseptsii-invalidov-boevyh-deystviy-metodom-sotsialno-psihologicheskogo-treninga.

8) Гафарова Н. В. Социально-психологический тренинг, направленный на преодоление профессионального выгорания и эмпирическая проверка его эффективности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2013. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskiy-trening-napravlennyy-na-preodolenie-professionalnogo-vygoraniya-i-empiricheskaya-proverka-ego.

9) Ершова О.Ю. Программа психологической реабилитации сотрудников, вернувшихся из служебной командировки на территорию Северо-Кавказского региона // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №2 (57). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/programma-psihologicheskoy-reabilitatsii-sotrudnikov-vernuvshihsya-iz-sluzhebnoy-komandirovki-na-territoriyu-severo-kavkazskogo.

10) Караваев А.Ф., Караваева Т.А. Эмоциональные состояния сотрудников и методы их коррекции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-sostoyaniya-sotrudnikov-i-metody-ih-korrektsii).

11) Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-posledstviya-voyny-i-sotsialno-psihologicheskaya-readaptatsiya-uchastnikov-boevyh-deystviy.

12) Котенев И. О., Комаров К. Э. Программа социально-психологической реабилитации сотрудников спецподразделений ОВД, прибывающих из зоны вооруженных конфликтов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/programma-sotsialno-psihologicheskoy-reabilitatsii-sotrudnikov-spetspodrazdeleniy-ovd-pribyvayuschih-iz-zony-vooruzhennyh.

Вопросы к зачету:

1. Понятие о психической адаптации человека и адаптационном барьере.

2. Критерии нормы развития.

3. Становление взглядов на пограничные психические расстройства. Истерия.

4. Становление взглядов на пограничные психические расстройства. Понятие невроза.

5. Становление взглядов на пограничные психические расстройства. Описание неврастении.

6. Становление взглядов на пограничные психические расстройства. Аномалии характера.

7. Становление взглядов на пограничные психические расстройства. Дифференциация понятия психопатии и акцентуация характера.

8. Систематика и разграничение пограничных расстройств.

9. Подходы к оценке пограничных состояний.

10. Общее понятие о пограничных формах психических расстройств.

11. Основные формы пограничных расстройств (классификация МКБ-10).

12. Аффективные расстройства. Определение, классификация, диагностика.

13. Депрессия. Депрессивный эпизод и его диагностические критерии.

14. Признаки позитивной и негативной аффективности при депрессии.

15. Эндогенные депрессии. Характерные проявления.

16. Реактивные депрессии. Характерные проявления.

17. Соматогенные депрессии. Характерные проявления.

18. Мания. Маниакальный эпизод и его диагностические критерии.

19. Признаки позитивной и негативной аффективности при мании.

20. Эндогенные мании. Характерные проявления.

21. Реактивные мании. Характерные проявления.

22. Соматогенные мании. Характерные проявления.

23. Смешанные состояния. Маниакально-депрессивные психозы.

24. Невротические расстройства. Определение, классификация, диагностика.

25. Тревожно-фобические расстройства. Характерные проявления.

26. Обсессивно-компульсивные расстройства. Характерные проявления.

27. Истерически расстройства. Характерные появления.

28. Неврастенические расстройства. Характерные проявления.

29. Психогенные расстройства. Определение, классификация, диагностика.

30. Полиморфные реактивные состояния. Характерные проявления.

31. Мономорфные реактивные состояния. Характерные проявления.

32. Социальное стрессовое расстройство.

33. Личностные расстройства. Определение, классификация (по МКБ-10), диагностика.

34. Психосоматические расстройства. Определение, классификация, диагностика.

35. Психосоматические заболевания. Характерные проявления.

36. Органные неврозы. Характерные проявления.

37. Нозогении. Характерные проявления.

38. Соматогении. Характерные проявления.

39. Профилактика пограничных расстройств.

 

Фильмы рекомендуемые к просмотру:

- Фильмы, позволяющие проанализировать и осмыслить с точки зрения философии и теории основных терапевтических модальностей личностные и межличностные проблемы, психологические кризисы людей (в том числе инвалидов и лиц с нервно-психическими и соматическими заболеваниями), в преодолении которых может быть оказана психологическая помощь.

Босиком по мостовой / Barfuss; Тиль Швайгер, Германия, 2005.

Господин Никто / Mr. Nobody; Жако Ван Дормель, Германия-Канада-Франция-Бельгия, 2009.

Заплати другому / Pay It Forward; реж.Мими Ледер, США, 2000.

Как я провел этим летом; Алексей Попогребский, Россия, 2009.

Король говорит / The King's Speech; Том Хупер, США, Великобритания, Австралия, 2010.

Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting; Гас Ван Сент, США,1997.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...