От негодования к прощению: переход
ГЛАВА 2 От негодования к прощению: переход Следуя путем пробуждения к новой реальности, мы начинаем описывать происходящее с нами как странствие, приключение, одиссею и духовный поиск. Все эти слова отражают перемещение из одного места в другое в духе оптимизма, героизма и подлинного величия. Они идеально подходят для описания такого процесса, как поступательное движение от ограничения к освобождению. А теперь обратимся к слову «переход». Оно явно лишено той легкости и энтузиазма, какие присущи странствию, одиссее и духовным поискам. Вот и предстоящая нам работа утрачивает часть своего величественного ореола: мы выходим с вами на самый проблемный участок дороги. Если дальнейшие шаги будут даваться вам с большим трудом, знайте, что находитесь на верном пути. Даже если вам повезет порой выбраться на ровную поверхность, отрезок в целом окажется для вас тяжелее, чем предыдущие этапы. Это верно не только в отношении вас, но и в отношении подавляющего большинства людей, ведь данная сфера неизбежно связана с повышенным дискомфортом. Только не спешите обвинять в этом себя. В конце концов, переход редко бывает быстрым или простым. Сама я предпочитаю думать об этом отрезке как о долине теней смерти, которую все мы должны пересечь в одной из жизней. Трудно подобрать более удачный момент для такого перехода. Только не забывайте, что делается это все ради вашего исцеления — преобразования ваших ран из фактора ограничения в фактор развития, позволяющий соприкоснуться с Божественной Реальностью. У каждого человека есть раны. И у каждого есть своя история — ведь это основа человеческого опыта. Не исключено, что ваша история отличается особым драматизмом, ведь люди, привыкшие к размеренному существованию, редко жаждут духовного исцеления.
Исцеление рядом с другими Очень важно помнить о том, что вы на этой планете не одни: рядом с вами живет невероятное количество людей. Чтобы избежать общения с другими, вы должны умышленно изолировать себя. Сам факт столь огромного числа наших соплеменников говорит о том, что мы пришли сюда, чтобы знакомиться с другими людьми, помогать им, получать удовольствие от общения. Одинокому человеку все эти радости просто недоступны. А поскольку у каждого из нас есть свои раны, очень может быть, что мы пришли сюда, чтобы объединить свои силы и стать надежными спутниками на пути духовного преображения. Ирония человеческого существования заключается в том, что мы должны постичь свое природное совершенство с помощью несовершенных учителей — таких же смертных, как мы сами. Таким образом, чтобы узреть истину, нам нужно пренебречь внешним и обратиться к тому, что сокрыто внутри. Не следует также замыкаться в себе; вы должны приветствовать любые отношения с окружающими. Необходимо преодолеть ограничения, налагаемые нашим линейным способом восприятия, чтобы открыть друг в друге скрытое совершенство. Эту часть пути, как и предыдущую, нам предстоит пройти с любовью и доверием — с верой в ту благую и милостивую силу, которая будет направлять и поддерживать наше путешествие. В мешанине человеческих слабостей мы сможем прозреть Божественное совершенство. Это невероятно захватывающий опыт, с которым рано или поздно сталкивается каждый из нас. Мы не знаем, когда это случится; знаем лишь, что все произойдет точно в срок. Наша собственная задача состоит в том, чтобы расчистить для Света внутренний канал и всецело предаться той Божественной Благодати, что сопровождает нас на протяжении всех жизней.
Тот, кто осознанно поддерживает связь со своим Внутренним «Я», в состоянии вступить в контакт с Сокровенными «Я» других людей. Мы можем даже прикоснуться к той части их существа, что скрывается под многочисленными рубцами и шрамами. Но лишь в том случае, если прежде нам удастся обнаружить Свет на месте собственных ран. Достаточно встретить то прекрасное и трогательное «Я», что ищет спасения под плотным наростом зарубцевавшейся ткани, чтобы внешний вид чужих ран раз и навсегда перестал вводить нас в заблуждение. Отныне мы свободны от страха, который долгие годы удерживал нас от полноценных отношений с окружающими. Стоит нам изменить отношение к собственным ранам и раскрыть ту животворную энергию, что кроется под поверхностью, и мы уже не боимся, как раньше, пострадать от чужих недостатков. Та внутренняя работа, которую мы проводим в Хрониках Акаши, позволяет нам признать все аспекты собственной индивидуальности, а также индивидуальности других людей. Так формируется полноценная связь между нашими аутентичными «Я». На этом пути наши раны превращаются в позитивное звено, соединяющее нас с остальной частью человечества. Когда наша гордость меркнет перед той болью, которая сопровождает эмоциональные потрясения, мы покидаем пределы своего узкого мирка и обращаемся к другим за помощью и поддержкой. Эти узы формируют зону безопасности и покоя для всех, кто следует путем духовного исцеления. Мы способны облегчить свое бремя, разделив с другими груз наших забот, и многократно усилить радость, поделившись с ними решением проблем.
Личная ответственность Приступая к изучению взаимоотношений с другими людьми, мы неизменно сталкиваемся с проблемой личной ответственности и неправильного поведения — проблемой, способной поставить нас в тупик. Волей- неволей у нас складывается впечатление, что окружающие полностью ответственны за свои поступки. Да, это действительно так. Но и на вас лежит определенная ответственность — как за собственное поведение, так и за опыт восприятия чужого. В контексте нашей работы я предлагаю вам взглянуть на проблему личной ответственности под иным углом. Вам предстоит признать, что все в вашей жизни — как бы вы к этому ни относились — содействует вашему развитию и потому идет вам исключительно во благо. Лишь то может стать частью вашего бытия, что способно помочь вам в осознании собственной ценности, равно как и ценности окружающих вас людей. Вы — центр вашего бытия, так же как я — центр своего собственного.
Имеет смысл заново освежить в памяти трансформирующий вопрос, с которым мы успели познакомиться в предыдущей части: « Что в этом для меня хорошего? » Здесь будьте внимательны. Мы спрашиваем, хорошо ли это для нас, не потому, что нам плохо и мы должны желать этого, или хорошо ли это для нас, потому что сейчас мы должны играть роль жертвы и служить уроком для другого. Этот дающий энергию вопрос заключает в себе несколько иной смысл: «Каким образом эта конкретная ситуация, эти отношения или эти обстоятельства могут помочь мне в познании собственного совершенства и совершенства окружающих? » Как вы уже успели заметить, вопрос этот ничуть не изменился, хотя теперь мы задаем его в контексте отношений с окружающими. Он по-прежнему звучит следующим образом: «Что в этом хорошего для меня? », «Как это может пойти мне на пользу? » Не ваша забота, насколько эта ситуация благоприятна для другого человека. Ваша способность помочь окружающим, оказать на них благотворное влияние напрямую зависит от того, насколько хорошо вам самому. Иными словами, лишь будучи благословенным, вы можете стать благословением для других. Однако приобщение других к добру никак от вас не зависит — не вы контролируете их опыт. С точки зрения Акаши, каждый человек, каждое явление и событие, вторгающиеся в вашу жизнь, призваны поддержать вас на пути осознания вашей духовной сущности. Когда вы исследуете с помощью вышеупомянутого вопроса какую-то серьезную проблему или малоприятную ситуацию, ваша связь с этой ситуацией претерпевает серьезное изменение. Еще не зная ответа, вы уже смогли преобразовать энергию. Признав тот факт, что каким-то непонятным пока для вас образом неприятные взаимоотношения способны пойти вам во благо — то есть научить вас чему-то, — вы выйдете из энергетического паралича, в котором вы оказались, когда приняли на себя роль жертвы. Быть жертвой — это считать, что в мире полно опасностей, что других людей нужно бояться и что сами мы — ничтожные существа, не заслуживающие от жизни ничего хорошего. Это неверное восприятие реальности становится для нас барьером, препятствующим полноценному существованию. Наш целительный вопрос сметает ложное понимание действительности, открывая путь освобождению и трансформации.
Обида, негодование, возмущение Пришло время поговорить о главной помехе, препятствующей установлению плодотворных взаимоотношений с окружающими: об обиде. Необходимо разобраться в том, что это такое и какое воздействие это чувство способно оказать на нас самих. Обида — это состояние сознания, возникшее на основе таких чувств, как гнев и боль (чувств, заметим, не нашедших выхода и оттого начавших «разлагаться»). Будучи состоянием сознания, оно включает в себя наши мысли, эмоции и волевые импульсы. Комбинация трех этих элементов превращается для нас в чудовищную проблему. Они образуют своего рода энергетическую пробку, препятствующую свободному протеканию энергии, а потому вызывающую у нас внутренний паралич. Поначалу эта структура служила нам защитой от новых ударов и потрясений — да она и сейчас неплохо справляется с этой функцией. В то же время — пусть мы защищены от боли — мы еще и блокированы от притока жизненной энергии. Мы утратили часть своих сил и ясность восприятия, что в итоге может довести нас до депрессии. По целому ряду причин обида и негодование могут быть весьма соблазнительными состояниями — и это невзирая на страх и боль. Очень часто наши обиды бывают вполне оправданными. Люди склонны устраивать друг другу неприятности, будь то умышленно или неосознанно. Обида и негодование нередко подогреваются такими чувствами, как ненависть и злость, что поддерживает в нас уверенность в собственной правоте. Тут, однако, важно понимать: какой бы оправданной ни была наша враждебность, нам все равно не избежать ее последствий. Эмоции злости ранят не только тех, на кого они направлены, но и — в большей степени — тех, кто питает их в отношении окружающих.
От амортизатора шока до барьера Давайте присмотримся к тому, как функционируют обида и негодование. Возникают они благодаря инстинкту самосохранения, ибо призваны защитить нас от болезненного воздействия извне. Раненые чувства служат своего рода шоковым амортизатором. Это все равно что подушки безопасности, прикрывающие нас от удара. Они и правда способны смягчить потрясение, беда лишь в том, что на энергетическом плане они размещаются между нами и нашим Внутренним «Я». Они вполне эффективны, поскольку отстраняют нас от действительности и тем самым приглушают боль. Другое дело, что вместе с болью они ограничивают доступ к жизнетворной энергии. Подобные чувства перекрывают канал связи между нами и нашим Высшим «Я», не позволяя приобщиться к его бесчисленным богатствам. Отстраненные от самих себя, мы начинаем утрачивать связь с жизнью: из активных ее участников превращаемся в сторонних наблюдателей. Затуманивается и наше ощущение Божественного Присутствия.
Оседая, энергия обиды и негодования наслаивается как во внутреннем нашем пространстве, так и вовне — в нашем личном поле. Здесь она начинает активно загустевать. Если раньше в подушках был воздух, то теперь они наполняются вязким веществом, отчего становятся более плотными и жесткими. Происходит это в тот момент, когда разум и чувства приходят в согласие относительно объекта неприязни. В итоге мы сталкиваемся с серьезной проблемой: все, что поступает извне, должно пробиваться к нам сквозь эту плотную массу. Все наши попытки общаться с людьми и просто жить активной жизнью также натыкаются на этот барьер. Со временем ситуация становится безнадежной: ничто не может проникнуть внутрь, как ничто не может и выйти наружу. Таким образом, энергия справедливого негодования — то, что служило поначалу защитой от боли, — превращается для нас в настоящую темницу. Но хуже всего то, что мы, подпитывая своей энергией стену обиды и негодования, утрачиваем сознательную связь с Божественным. Мы уже не способны улавливать те сигналы, которые оно посылает нам — энергии Божественного руководства и вдохновения. Это и есть обратная сторона обиды и негодования.
Причины обиды и негодования Очевидно, что у нас должны быть очень веские причины, чтобы загнать себя в подобный тупик. В конце концов, мы любим себя. Мы бы ни за что не довели себя до такого ужасающего состояния, если бы не были уверены, что оно пойдет нам во благо. К числу наиболее распространенных причин обиды относятся нереальные ожидания, возлагаемые на себя или окружающих. Сформировав четкий образ того, как должен действовать тот или иной человек, мы готовим почву для разочарования. Даже собственное поведение ускользает порой у нас из-под контроля, так что уж говорить о поведении окружающих! Они независимы от нас во всем: в своих мыслях, своих поступках и даже в реакции на наши действия. Даже если мы изложим им продуманное описание всех своих пожеланий — причем осуществим это в максимально мягкой и убедительной манере, — они всегда смогут выразить собственное мнение по поводу того, как следует поступить, или вообще отклонить наши пожелания. Пространство Хроник проясняет для нас еще один аспект ожиданий: не стоит ждать от человека того, на что он изначально не способен. Вы проявите куда больше реализма, если будете рассчитывать на привычное его поведение. Так, если ваша подруга не раз впадала в панику во время вождения на трассе, не стоит просить ее подвезти вас до аэропорта. Она может испытывать к вам самые теплые чувства, но зачем же загружать ее тем, что ей попросту не под силу? Она либо расстроит вас отказом; либо согласится, но приедет на встречу злой и раздраженной; либо, что хуже всего, попадет по дороге в аварию. И все это — великолепная почва для обиды. Если у вас есть друг, который регулярно перебарщивает с выпивкой, будет верхом наивности настаивать на том, чтобы он не пил. Когда человек привык потакать своей слабости, для него это становится нормой. Разумеется, вы всегда можете предпочесть не общаться с теми, кто ведет себя не так, как вам того хочется. Однако было бы бессмысленным ожидать, что они изменят вдруг своим привычкам или совершат нечто такое, что выходит за рамки их возможностей. Утрата — вот еще один повод для обиды и негодования. Утрата как таковая изначально противоречит человеческому естеству. Просто удивительно, как мы вообще научились вычитать! Мысль о том, что нам придется с чем-то расстаться или, наоборот, чего-то не получить, воспринимается нами крайне болезненно. Лишаемся ли мы ценного имущества, важных для нас отношений или мечты, которую рассчитывали осуществить, это в равной мере заставляет нас страдать. Мы тут же начинаем обвинять во всем человека или обстоятельства, которые, как нам кажется, стали причиной столь невосполнимой потери. Осуждение торит путь новым неприятностям. Мы можем винить себя в том, что не смогли проконтролировать ситуацию или поддались раздражению; можем осуждать других за то, что они доставили нам столько переживаний; можем даже осыпать упреками Бога за его несправедливость. Ситуация утраты создает великолепные предпосылки для обиды и негодования, тем самым предоставляя нам прекрасную возможность применить усвоенный ранее принцип — «не суди». Вот тут хотелось бы кое-что прояснить. Для каждого из нас естественно ожидать от жизни только лучшего. Мы справедливо рассчитываем на счастье, любовь, удачу и прочие житейские радости. Не стоит только навязывать себе, другим людям и Вселенной в целом детальные представления о том, как именно должно поступить к нам это благо. Мы должны доверять жизни — то есть каждый день встречать с надеждой и ожиданием. С надеждой на то, что он предоставит нам максимум возможностей для обретения столь необходимого нам опыта и что опыт этот непременно пойдет нам на пользу. Главное, чтобы ожидания наши опирались на то, что есть. Пусть жизнь приходит к нам так, как ей заблагорассудится. Перенесите свое внимание на сам опыт и его интерпретацию, а не на те формы, которые ему предстоит принять. Попытки контролировать всё и вся вряд ли сделают нас счастливыми, да и шансы на удачу здесь крайне ничтожны. Прислушайтесь к мудрости Хроник, которая советует нам настроиться на лучшее и быть открытыми тем путям, которыми к нам приходит этот опыт.
Неприятие себя Чувство обиды и негодования, обращенное на окружающих, неизменно подогревается неприязнью к самому себе. Мы не принимаем других потому, что изначально отказались принять себя. Мы привыкли сравнивать себя с каким-то выдуманным идеалом, и чем дольше это продолжается, тем глубже становится наше неприятие своего несовершенного «Я». Энергии неприятия загромождают наше личное пространство, и очень скоро весь наш внутренний мир начинает резонировать на волне обиды. Это лишает нас возможности общаться с окружающими напрямую: все энергии, поступающие к нам извне, должны пройти вначале через созданную нами «зону отчуждения», приняв на себя часть негативных эмоций. Давайте не будем заблуждаться: в своей попытке следовать завышенным стандартам мы обречены совершать глупость за глупостью. Ощущение того, что мы не соответствуем собственным представлениям об идеале, будет подогревать нашу неприязнь в отношении самих себя. Чем больше негодования мы накопим в душе, тем чаще мы начнем попадать в ситуации, которые и будут отражать для нас это состояние нашего сознания. Таким образом, если в жизни вас окружают неприязнь и недовольство, — не поленитесь и загляните в себя. Вам представилась прекрасная возможность заняться само- исцелением. Вселенная намекает вам на то, что неплохо бы погрузиться в свой внутренний мир и вызволить себя из того порочного крута, в котором вы оказались. Самое время! Чем больше приятия себя, понимания и уважения вы будете дарить себе, тем реже вам придется сталкиваться с неприязнью и негодованием в своей жизни. Окружающие изменят свое отношение к вам, да и сами вы перестанете принимать всё на свой счет. Вы проникнетесь пониманием того, что каждый человек и каждая форма опыта даны вам с одной-единственной целью: помочь вам в осознании собственной ценности и собственного природного совершенства.
Переход к прощению На данном этапе целительной работы наша задача состоит в том, чтобы от обиды и негодования перейти к прощению. Атмосфера Акаши в сочетании с некоторыми духовными практиками делает эту задачу вполне осуществимой. Как только мы замечаем, что движение по жизни, заблокированной обидой и негодованием, заставляет нас жертвовать своим счастьем, энергией и чувством единения с окружающими, нам не остается ничего другого, как избавиться от этого неприятного состояния. Осознание инициирует этот процесс — как только мы начинаем осознавать все негативные следствия обиды, нам уже не составляет труда настроиться на освобождение от нее. Главное, чтобы мы согласились расстаться не только с негативными следствиями, но и с соблазнительными аспектами этого состояния. Ощущение собственной правоты — одна из наиболее привлекательных черт обиды и негодования. Очевидно, что подобное ощущение позволяет нам пренебречь чувством ответственности. Кроме того, негодование наводит нас на мысль о собственной значимости и обособленности от окружающих. Все это фокусы нашего эго, которое не желает, чтобы мы вырвались из плена иллюзий, питающих наше восприятие жизни. Как только мы будем готовы пожертвовать ощущением того, что страдание и одиночество возвышают нас в глазах окружающих, мы сможем воспользоваться благами Акаши и сделать первый шаг к нашему освобождению.
Наш главный ориентир: «Не суди» «Не суди» — вот один из трех Принципов, управляющих Хрониками Акаши. Именно на него мы будем ориентироваться при переходе от обиды к прощению. Это значит, не нужно придавать особое значение тому, что произошло. Не мы определяем ценность или значимость события. Просто признайте то, что случилось, и обратите внимание на последствия. В то же время не спешите возглашать истину в конечной инстанции. Да, вы вправе допустить, что произошло нечто ужасное: «Он ударил меня сковородкой! » Или: «Она отправила меня в кювет! » И все же вам стоит удержаться от суждений. Проживая эту жизнь, а не наполняя ее оценками, мы начинаем понимать, что не наша эта работа — рассыпать цитаты на тему плохого поведения. Религиозные системы научили нас тому, что ответственность каждого добропорядочного гражданина — обращать внимание на те дурные поступки, которые совершают его ближние. Наша система образования также делает упор на критическом мышлении, вознаграждая тех, кто способен разбить оппонента в пух и прах. Обе системы служат наглядным отражением неправильного миропонимания. Мы приходим сюда, чтобы обрести Свет. А для этого мы должны различать его во всех людях и всех ситуациях. Мы пришли сюда не для того, чтобы выискивать чужие ошибки. Негативное суждение — самая коварная из ловушек. Оно подобно пленке, закрывающей нашу Световую Сеть — слой прозрачного, светящегося вещества, придающего форму нашей энергетической структуре. Этот негативный кокон, с одной стороны, перекрывает приток свежих идей, а с другой — не позволяет выйти наружу всему старому и отжившему. В результате мы оказываемся один на один с устаревшими, разлагающимися идеями и вредными, неадекватными формами поведения и общения с окружающими. Мы начинаем чувствовать себя выше или ниже других людей — в зависимости от того, какой из этих путей покажется наиболее приемлемым нашему эго с его жаждой изоляции. В то же время обида и негодование заключают в себе редчайшую возможность для исцеления. Наша стратегия, призванная улучшить отношения с собой, прекрасно впишется в контекст отношений с окружающими. Как только с вами случится что-то неприятное, вы можете начать с уже известной вам мантры «Разумеется». «Разумеется, так оно все и произошло. Разумеется, я расстроен и огорчен». Подобный подход блокирует любые негативные суждения. Неприятный опыт уходит в прошлое, а не укореняется, как это часто бывает, в вашем сознании. Затем поразмыслите над возможностью того, что Свет, неизменно пребывающий с вами, сопутствует также и вашему обидчику. Что сила, которая дана вам, неотделима и от его сущности. Подумайте о том, что человек этот ни за что не стал бы оскорблять вас умышленно, ведь по сути своей он такой же, как и вы. Самое примечательное в этом процессе то, что, прекратив активно осуждать себя и окружающих, вы выходите на новый уровень действенного сострадания. Отказ от осуждения вовсе не ведет к благодушному безволию, как это может показаться. Напротив, вы получаете дополнительную энергию, которую можно потратить с большой пользой. Вместо того чтобы уходить от проблем, вы движетесь в направлении решений. И теперь у вас достаточно энергии, чтобы добиться позитивных результатов. Оставив попытки прекратить то, что вас не устраивает — в самом себе или в окружающем мире, — вы избавляетесь от множества проблем. Ведь подобные попытки не только неэффективны, но и отнимают у вас массу энергии. Предлагаемый мною подход, напротив, способен поддержать вас в личностном развитии. Он обладает собственными запасами энергии и способен привести вас к позитивным результатам гораздо быстрее, чем вы на то рассчитываете.
Практика «О пользе сомнения» Это подводит нас к очередной духовной практике, ключевая идея которой — безусловная польза сомнения. За время работы в Хрониках я не раз сталкивалась с необходимостью ее применения. Должна признать, что практика эта не всегда бывает легкой. Базируется она на той простой истине, что каждый человек, живущий на этой планете, совершенен по своей природе: в душе его нет зла, одно только благо. Конечно, далеко не все живут в согласии с этой истиной, да и не все, если уж на то пошло, осознают ее. И все же каждый из нас делает здесь максимум того, на что он способен. Я понимаю, насколько трудной для усвоения может быть данная идея, однако на этом настаивают Хроники. То же самое справедливо и в отношении нас самих. Мы всегда делаем максимум того, на что способны, даже если предаем собственные идеалы, обижаем или оскорбляем знакомых и вносим свою долю в безумие этого мира. Иначе и быть не может. Даже если мы отказываемся действовать, сберегая энергию на будущее, то этот отказ также будет лучшим, на что мы сейчас способны. Все мы здесь осваиваем науку жить свою жизнь — для этого мы и пришли на планету Земля. Никто из нас еще не овладел этим искусством в совершенстве. Вот почему имеет смысл распространить на окружающих концепцию, связанную с пользой сомнения. Не забывайте о Золотом Правиле: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Используйте эту практику всякий раз, когда вам представится такая возможность. Это избавит вас от ловушки обиды и негодования и выведет на путь освобождения и душевного покоя. Не обязательно в совершенстве владеть навыками этой практики. Главное, чтобы вы применяли ее осознанно. Осознанное намерение — залог успеха любой духовной практики. Чтобы новая форма поведения стала частью вашей сущности, необходимо практиковать ее не бездумно, но в полном осознании происходящего. Как только почувствуете, что готовы обрушиться на себя или другого за какой-то проступок, остановитесь и вспомните о пользе сомнения. Может, у вас или у этого человека не было ни малейшего намерения совершать что-то дурное. В интересах собственного исцеления попытайтесь принять возможность — только возможность — того, что в произошедшем нет и не было злого умысла. Как знать, вдруг мы имеем дело с простой случайностью? И еще: окажись вы на месте этого человека, неужто бы не захотели, чтобы к вам отнеслись как к невиновному? Так почему бы не поступить так прямо сейчас и не заменить подступающее негодование благотворным сомнением? Вы же не знаете в точности, что произошло. Вам не известно, что творится в душе другого человека: каковы его чувства, мотивы, побуждения. Единственное, что вам понятно, — это что по сути своей он так же хорош, как и вы. А его поступок, каким бы чудовищным он вам ни казался, — лучшее, на что пока способен этот человек ради постижения своей божественной основы. Вы уже знаете, что в подобной ситуации имеет смысл задаться вопросом: «Как это может быть благом для меня? » Это и правда очень удачный вопрос. Но когда в дело замешан другой человек, не помешает добавить еще и такую практику: «Что, если он не желал причинить мне вреда? В любом случае, он заслуживает того, чтобы я проявил капельку сомнения».
Элементы прощения Прощение — это тот горшочек с золотом, который ждет вас в конце пути. Это звезда, за которой мы следуем и к которой хотим однажды прикоснуться. Это островок безопасности среди житейских бурь; та Обетованная Земля нашего духовного путешествия, что лежит за пределами долины, по которой мы сейчас бредем. Как туда попадают — полная загадка. Для кого-то все принимает форму обдуманного решения. Кто-то следует экзотическим ритуалам и духовным практикам. Некоторые хватаются буквально за все, чтобы достичь желаемого результата. Процесс прощения делится на две части. Во-первых, мы избавляемся от чувства обиды и раздражения. Далее следует само прощение — полный отказ от старого и переход к новым отношениям.
Приятие Приятие — ключевой момент в прощении. Начните с признания того, что произошло; назовите случившееся своими именами. Дом сгорел дотла. Муж бросил вас. Вы набрали лишних двадцать килограммов. Вы не слишком- то рады произошедшему, но и отменить его не в силах. Признайте и то, что с вами все в порядке: вы не умерли и не исчезли. Вы по-прежнему живы, даже если получили хорошую трепку. Признав и приняв то, что выпало вам пережить, вы получаете возможность раз и навсегда оставить это в прошлом. Не желая признавать очевидные вещи, мы тем самым отрицаем реальность — то есть жизнь на условиях самой жизни. А это не что иное, как духовное самоубийство. Вы зарываетесь в канаву, и силы Вселенной уже не могут извлечь вас оттуда — спасти вас из этого персонального ада. Тот, кто желает обрести свободу, должен принять то, что произошло, — принять, не осуждая. Вы можете озвучить этот процесс следующим образом: «Да, со мной произошла ужасная вещь. Разумеется, я расстроен, но это не страшно. Мне не по себе от случившегося, и все же я в порядке».
Извинение Извиняя обидчика, мы фактически отказываемся от попыток получить некую компенсацию за нанесенное нам оскорбление. Мы больше не думаем о расплате и не считаем, что этот человек нам что-то должен. Взгляните на все сквозь призму повседневной реальности. Очевидно, что за исцелением мы обращаемся вовсе не к тем, кто так или иначе травмировал нас. К примеру, если вам сломали нос, то лечить его будет вовсе не тот, кто нанес удар. Не нужно пренебрегать этой простой истиной.
Вероятная невиновность В процессе прощения мы всегда должны учитывать возможность того, что обидчик не виновен. Это не имеет ничего общего с духовной глупостью — и это не значит, что мы стараемся представить обидчика невиновным. Важно учитывать тот факт, что всякий, кто совершил что-то ужасное, поступил так ради заботы о самом себе. Думаю, вы и сами это прекрасно понимаете. Даже Берни Медофф, которого с полным правом можно назвать королем мошенников, не является здесь исключением. Вряд ли он, проворачивая свои делишки, думал о том, чтобы погубить как можно больше людей. Он просто действовал в собственных интересах и не сомневался в том, что нашел великолепный способ разбогатеть — лучший из возможных. Фактически, он попался на удочку собственной идеи, как все те, кто слишком усердно пекся о своих интересах. Он и в самом деле обманул тысячи людей? Да. Он и правда стянул миллионы долларов? Да. Можно ли сказать, что в каком-то смысле этот человек невиновен? Однозначно! Каждый из нас прикладывает все усилия к тому, чтобы обрести душевный покой, а также уверенность в себе и завтрашнем дне. Мы стараемся проявить себя как можно лучше, просто порой преувеличиваем значимость этого «лучше». Последнее, кстати, признать труднее всего. Нам проще допустить, что мы ленивы и безвольны, чем сознаться в том, что проявляем себя не вполне адекватно ситуации. Но жизнь как таковая носит экспансивный характер. Мы все время находимся в процессе расширения своих границ — хотя бы на самую малость. В энергетической сфере нет и не может быть движения назад — только вперед и дальше от центра. Если вокруг нас полно людей, чье движение исполнено энергии и драматизма, может показаться, что сами мы отступаем назад. Но на самом деле вся наша жизнь организована таким образом, что мы расширяем свои пределы, скользим в направлении от центра вовне — иногда быстро, а иногда медленно, в одиночестве или совместно с другими людьми.
Практика сомнения и духовная демократия Практика сомнения, описанная нами выше, является ключевым элементом в процессе прощения. Не забывайте о том, что жизненная сила, присутствие которой вы ощущаете в своей жизни, сопровождает всех без исключения людей — принцип демократии особенно силен в сфере духовных отношений. Окружающие вас люди — можете быть абсолютно в этом уверены — обладают тем же доступом к высшей реальности, что и вы сами. Солнце одинаково щедро светит всем обитателям этой планеты. Так же и с Божественной искрой: ее у вас не больше и не меньше, чем у тех, кто живет рядом с вами. Вся разница заключается лишь в осознании ее присутствия. Во многом это подобно нашей реакции на чудесный летний день: некоторые замечают окружающую их красоту, и это возвышает их сердца. Другие сосредоточены на чем- то другом, так что вся прелесть летнего утра ускользает от их внимания. Это подводит нас к главной истине, которую мы осознаем в Хрониках: не стоит беспокоиться об окружающих. Не нужно переживать из-за них или думать о том, что с ними может произойти. Не нужно посылать им Свет или энергию любви, ибо у них в достатке того и другого. Если вам хочется совершить что-то в этом духе, помолитесь лучше за себя. Попросите, чтобы окружающие вас люди — и прежде всего, ваши обидчики — предстали перед вами в Свете Истины. Этот Свет озаряет все самое прекрасное в человеке, даже если поведение его оставляет желать лучшего. Чем чаще мы видим друг друга в лучах Истины, тем быстрее избавляемся от ограничивающих мыслеформ. Как только вы проникнетесь осознанием того, что в вашем обидчике, по существу, нет ничего плохого, вам будет проще распространить на него благотворные сомнения. Чем активнее вы станете работать над собой, тем быстрее сможете увидеть его в Свете Истины и признать возможность — пусть только возможность — его невиновности. Это избавит вас от груза обиды и негодования и направит по пути освобождения.
Исследование наших суждений Процесс прощения немыслим без внимательного изучения собственных суждений. Всякий раз, когда вам приходится что-то терять, что вы думаете о характере потери? С чего вы решили, будто утрата представляет вас в негативном свете как человека? Почему любая потеря представляется вам чем-то неприемлемым? Стоит нам оказаться в неприятной ситуации, и мы уже начинаем описывать ее как нечто ужасное. Опять же — почему? Что, как нам кажется, могут поведать подобные события о нашей внутренней значимости? Как только мы начинаем исследовать собственные представления, они утрачивают свой контроль над нами. Чтобы выйти за рамки обиды и негодования, нам нужно прежде всего избавиться от мысли о том, что мы — жертвы, а другие люди — преступники и злодеи. Только так мы сможем отпустить свои обиды и перестанем требовать с других моральную компенсацию. Неприятные чувства рассеются, и мы навсегда забудем о той боли, что связана с нашими обидами.
Извинения — не главное Некоторые думают, что прощение немыслимо без извинений со стороны обидчика, но на самом деле это не имеет ничего общего с истинным прощением и последующим освобождением. Вы и сами наверняка помните моменты, когда вам удавалось добиться извинений от «виновной» стороны, но облегчения это не приносило. То вам казалось, что извинились как-то «не так», то вы интуитивно прозревали неискренность обидчика. Вполне возможно, этот человек вовсе не считал себя виновным, однако думал, что сможет облегчить себе жизнь, если вовремя извинится. В итоге вы получили, что хотели, но так и не смогли избавиться от боли. И ваши отношения тоже остались прежними. Настоящие извинения приходят к нам после того, как мы исправляем ошибку в самих себе. В этом случае они становятся свидетельством произошедших с нами изменений. Мы не в состоянии прояснить ситуацию между собой и другим человеком, пока не прояснили ее в себе. Трансформация взаимоотношений происходит внутри нас, а не между нами, что естественным образом ведет к примирению сторон. Проблемы рассеиваются сами собой. И извинения в этом случае — как розочка на торте: приятно, но не необходимо.
Роль обидчика Не забывайте, что люди, которые причиняют нам боль, оказываются рядом по одной-единственной причине: они призваны помочь нам избавиться от недобрых чувств и в корне преобразовать все наши суждения. Они приходят в нашу жизнь, чтобы подтолкнуть нас к безусловной любви. Это прекрасная возможность научиться любить себя — как, впрочем, и наших обидчиков — даже в самой неприятной ситуации. Мы с легкостью проникаемся теплыми чувствами к тем, кто ценит и принимает нас, кто с одобрением относится к нашим поступкам и не забывает сообщить нам об этом. Куда труднее любить и уважать тех, кто относится к нам с подчеркнутым холодом или с подчеркнутой враждебностью, но в этой трудности заложен величайший духовный потенциал. Важно отметить, впрочем, что для реализации этого потенциала нет никакой необходимости поддерживать отношения с подобными людьми. Мы должны принять их в своем сознании, заключить мир с собственными чувствами, чтобы положить начало серьезным изменениям снаружи. До тех п
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|