Рекомендации по решению педагогических задач
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Контрольная работа по курсу «Педагогика» модуль «Введение в педагогическую науку и деятельность» Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре зачетной книжки. Вариант 0 1. Раскройте сущность педагогического процесса и рассмотрите педагогический процесс как целостное явление. 2. Найдите несоответствия определения и определяемого понятия: Запишите правильный вариант ответа. Задачи исследования – лаконичноеичеткое ограничение аспектов исследуемой области. Гипотеза исследования – сфера (область) поиска. Тема исследования – ограниченныйаспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность элементов, связей, отношений. Проблема исследования – тотвопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении. Цель исследования – выявлениепричинно-следственных связей и закономерностей, разработка теорий и методик. Предмет исследования – конкретизацияцелей исследования: изучить, определить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (опробовать) и т. п. Объект исследования – предположительныйответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и практического состояния проблемы. 3. Охарактеризуйте виды педагогической деятельности (гностическая, диагностическая, корректирующая, аналитическая и т.д.). 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе) Вариант 1. 1. Опишите основные функции педагогического процесса (образовательную, воспитательную, развивающую).
2. Выпишите из различных словарей, учебников и учебных пособий определения понятий «воспитание», «обучение», «образование». Проанализируйте каждое из них. Систематизируйте отобранные определения, составив таблицу или схему, классифицирующую их на трактующие категорию а) в широком социальном смысле; б) в узком социальном смысле; в) в широком педагогическом смысле; в) в узком педагогическом смысле. 4.Опишите основные квалификационные требования к личности педагога. 3. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе) Вариант 2. 1. Раскройте сущность основных принципов организации и функционирования педагогического процесса. 2. Охарактеризуйте методы педагогического исследования, придерживаясь следующего плана: а) определение метода; б) виды и требования к проведению; в) достоинства и недостатки метода. 2.1. Наблюдение. 2.2. Беседа. 2.3. Анкетирование. 2.4. Тестирование. 2.5. Педагогический эксперимент. 3. Раскройте содержание понятия «профессионально - значимые качества личности учителя». Охарактеризуйте подходы различных ученых к классификации профессионально значимых качеств личности педагога. 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе)
Вариант 3. 1. Перечислите основные компоненты педагогического процесса. Дайте их краткую характеристику 2. Решите педагогические задачи Используя схему решения задачи (см. Приложение к контрольной работе): 1. В начальных классах проводится эксперимент на выявление уровня притязаний ребенка, основанных на уверенности в себе, с помощью игры «Лото» (набор заданий четырех степеней трудности).
Саша выбирает сложное задание - № 3. Потерпев неудачу, берет менее сложное задание - № 2, затем, успешно с ним справившись, снова выбирает задание № 3. После неудачи (полученного минуса) уровень его притязаний снова падает до выбора задания № 1. Удачно справившись с заданием, Саша стремится закрепить успех и выбирает во второй раз задание № 1. Получив две положительные оценки подряд, сначала он выбирает задание № 2, а затем - № 3. После неудачи с заданием № 3 следует резкий скачок вниз – до задания № 1. Насколько адекватно задаче исследования был выбран метод исследования? Почему вы так считаете? Какой вывод о характере притязаний мальчика (первый класс) можно сделать? 3. Охарактеризуйте основные компоненты педагогического мастерства. 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе)
Вариант 4 1. Охарактеризуйте математические и статистические методы педагогического исследования, придерживаясь следующего плана: а) определение метода; б) виды и требования к проведению; в) достоинства и недостатки метода. 2. Прочитав соответствующие тексты учебников, составьте схему «Система педагогических наук». 3. Раскройте сущность понятия «педагогический такт». 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе)
Вариант 5 1. Раскройте понятие «методологии педагогической науки», определите значение методологии в педагогической деятельности. 2. Составьте схему «Связь педагогики с другими науками». Опираясь на схему, раскройте смысл каждой из изображенных взаимосвязей. 3. Раскройте сущность профессионального воспитания и самообразования учителя. 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе) Вариант 6 1. Определите структуру, организацию и логику научно-педагогического исследования. 2. Опираясь на изученный материал по теме «Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе» (см. список основной литературы), перечислите принципы концепции личностно-ориентированного образования. Раскройте сущность каждого из них.
3.Охарактеризуйте стили педагогического общения. 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе)
Вариант 7 1. Дайте определение математическим и статистическим методам педагогического исследования, кратко охарактеризуйте их. 2. Пользуясь словарями, дайте четкие определения понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект деятельности». Раскройте сущность каждого из них. 3. Составьте педагогический кроссворд по основным понятиям темы «Педагогическая деятельность и личность педагога». 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе)
Вариант 8 1. Опишите эмпирические методы педагогического исследования. 2. Выпишите из различных словарей, учебников и учебных пособий определения понятий «воспитание», «обучение», «образование». Проанализируйте каждое из них. Систематизируйте отобранные определения, составив таблицу или схему, классифицирующую их на трактующие категорию а) в широком социальном смысле; б) в узком социальном смысле; в) в широком педагогическом смысле; в) в узком педагогическом смысле. 3. Охарактеризуйте стили педагогического общения. 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе)
Вариант 9 1. Коротко охарактеризуйте факторы развития личности: биологический фактор социальные факторы 2. Проанализируйте составленную учителем анкету для школьников. Какие вопросы в ней лишние и почему? Предложите свой вариант используя правила составления анкет (см. эмпирические методы исследования).
1. В какой школе ты учишься? 2. Какой последний кинофильм ты посмотрел? 3. Что движет твоими поступками? 4. Как часто ты чистишь зубы? 5. Нравится ли тебе профессия учителя? 6. Тебе нравится история или география? 7. Сколько книг ты читаешь в месяц? 8. Сколько времени у тебя уходит на выполнение домашних заданий по физике? 9. В котором часу, по-твоему, должен начинаться первый урок? 10. Чем ты занимаешься после школы? 3. Охарактеризуйте основные компоненты педагогического мастерства. 4. Напишите реферат на одну из предложенных тем (см. приложение к контрольной работе), используя рекомендации по данному виду работы (см. приложение к контрольной работе) ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Роль и место педагогики в системе научного знания. 2. Акмеологический подход в методологии педагогики. 3. Аксиологический подход в методологии педагогики. 4. Антропологический подход в методологии педагогики. 5. Потенциал научно-исследовательских методов педагогики в изучении образовательных процессов. 6. Роль биологического и социального в развитии человека и формировании его личности. 7 Роль воспитания и обучения в развитии личности. 8. Педагогический процесс: история понятия и современность. 9. Эволюция методов осуществления педагогического процесса. 10. Эффективные модели образования в современном мире. 11. Современное мировое образовательное пространство: проблемы и пути решения. 12. Философские основы и генезис авторитарной педагогики. 13. Философские основы и генезис гуманистической педагогики. 14. Гуманистические ориентации в современном педагогическом мышлении. 15. Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений в образовании. 16. Современная модернизация образования и ее возможные результаты. 17. Современное состояние образовательного и научного потенциала России. 18. Социологические методы в педагогических исследованиях. 19. Специфика собственно педагогических исследовательских методов. 20. Воспитательная система как объект педагогического исследования. 21. Педагогические исследования в рамках целостного педагогического процесса. 22. Связь педагогики с философией и другими науками. 23. Отрасли педагогической науки и их системообразующая взаимосвязь. 24. Новые отрасли педагогической науки. 25. Социальная ценность и гуманизм труда учителя 26. Учитель вчера, сегодня, завтра (к динамике профессиональных функций) 27. Педагогическая деятельность как творчество. 28. Гуманистическая направленность деятельности учителя. 29. Профессиональное самосовершенствование личности педагога.
30. Учитель-мастер и его деятельность.
Рекомендации по решению педагогических задач
Педагогические задачи призваны, прежде всего, оказывать помощь студенту в самостоятельном овладении знаниями, умениями и навыками в области теоретической и практической педагогики. Задачи могут быть разных типов. Одни из них требуют от студентов конструирования ответов на поставленные вопросы, другие выбор уже готовых ответов и аргументации такого выбора. Содержание педагогических задач отражает, прежде всего, трудности, которые возникают в практической деятельности педагога, и поиски решения предложенных проблем. Решение педагогических задач помогает в развитии творческого педагогического мышления студента, помогает формировать педагогические умения и навыки. Схема решения задач 1. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление. 2. Перевести факты, данные в задаче, на язык педагогических категорий. 3. Выявить противоречие, источник развития анализируемого события, действия, явления. Определить характер, форму и направленность этого развития. 4. Определить педагогические категории, представленные в задаче. 5. Выдвинуть гипотезу в виде предполагаемого ответа или пути его поиска. 6. Установить, на основании каких педагогических воздействий достигаются цели и результаты воспитания, обучения. 7. Выявить, достигло ли цели педагогическое воздействие. 8. Назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в данной ситуации. 9. Указать ошибки, допущенные в данной педагогической ситуации. 10. Назвать, какие формы, методы, средства педагогического воздействия можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата. 11. Определить, какой положительный опыт можно взять себе на вооружение. 12. Сделать выводы и оценить задачу с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|