Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Найдите в умозаключении больший термин (Р), средний термин (М), меньший термин (S); посылки и вывод. Определите фигуру и модус силлогизмов.

Контрольная работа по дисциплине: «Логика»

 

При выполнении контрольной работы необходимо следовать следующим рекомендациям.

1. Титульный лист должен быть оформлен по образцу (Образец прилагается ниже).

2. Вариант контрольной работы определяется последней цифрой в зачетной книжки студента: четное число (2,4,6,8) 0 - 1 вариант, нечетное-1,3,5,7,9 – 2 вариант.

 

 

3. Контрольная работа включает:

Каждый вариант контрольной работы состоит из теоретического вопроса (выбрать самостоятельно из предложенных тем), практических заданий и тестов. Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, номер группы, вариант контрольной работы. На первой странице тетради необходимо вклеить титульный лист. В конце работы необходимо указать список литературы.

Контрольная работа должна быть написана ручкой, аккуратно, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять в тетради широкие поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

 

Выполнение тестовых заданий по орфографии, пунктуации и практической стилистике. Тестовые задания необходимо выполнить по следующему образцу:

 

Номер задания Варианты правильных ответов
1) а
2) в
3) г

 

 

Тематика теоретических вопросов

 

1. Предмет логики. Понятие логической формы и логического закона.

2. Условно-разделительное умозаключение. Конструктивная и деструктивная дилеммы.

3. Закон достаточного основания.

4. Основные этапы развития логики.

5. Общие правила категорического силлогизма.

6. Опровержение, его структура и способы осуществления.

7. Понятие, его общая характеристика. Виды понятий (по содержанию и объему).

8. Сложное суждение. Конъюнкция и дизъюнкция, таблицы истинности.

9. Понятие индукции. Виды полной индукции.

10. Отношения между понятиями. Виды совместимости и несовместимости.

11. Сложное суждение. Импликация, эквиваленция, отрицание. Таблицы истинности.

12. Умозаключение по аналогии. Виды аналогий.

13. Определение, его виды. Правила определения. Ошибки определения.

14. Классификация категорических суждений по количеству и качеству.

15. Категорический силлогизм, его элементы, фигуры и модусы.

16. Деление понятия, его виды и правила. Классификация.

17. Закон тождества.

18. Условное и условно-категорическое умозаключение.

19. Обобщение и ограничение понятий.

20. Виды неполной индукции.

21. Отношение суждений по истинности. “Логический квадрат”.

22. Понятие суждения. Типы простых суждений.

23. Разделительное и разделительно-категорическое умозаключение.

24. Закон исключенного третьего.

25. Модальные суждения. Виды модальностей.

26. Непосредственное дедуктивное умозаключение, его виды (операции с суждениями).

27. Доказательство, его структура и виды.

28. Закон непротиворечия.

29. Первая и вторая фигуры категорического силлогизма, их правила и модусы.

30. Правила аргументации. Логические ошибки в аргументации.

 

1 вариант

1. Дайте логическую характеристику понятию «экономист» (непустое - пустое; единичное – общее – всеобщее; конкретное – абстрактное; собирательное – несобирательное; безотносительное – относительное; положительное - отрицательное)

2. Совершите обобщение (переход к родовому понятию) и ограничение (переход к видовому понятию) понятия «экономика»

3. Найдите и назовите ошибки в определениях:

А) атеизм – это система взглядов;

Б) базис - экономический скелет общественной формации;

В) величина – всё то, что можно увеличивать и уменьшать;

Г) безобразное – противоположное прекрасному.

4. Найдите и назовите ошибки в делении:

А) государства бывают рабовладельческими, феодальными, буржуазными, социалистическими и демократическими;

Б) Умозаключения бывают дедуктивными и индуктивными;

В) Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными, силлогизмами и дилеммами

Г) Люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

5. Найдите в суждениях субъект (S) и предикат (Р); покажите отношения S и Р на кругах Эйлера; определите распределенность терминов суждений:

А) Все бамбуки есть злаки;

Б) Ни один герой не является трусом;

В) Некоторые водные животные не есть позвоночные.

6. Совершите с суждением операции обращения, превращения, противопоставления предикату.

Все пешеходы – участники дорожного движения

7. Определите вид суждений (А – общеутвердительные, I - частноутвердительные, Е – общеотрицательные, О – частноотрицательные). Определите по логическому квадрату отношения между суждениями

А) Все народы имеют право на самоопределение / Некоторые народы не имеют права на самоопределение;

Б) Некоторые приговоры суда являются оправдательными / Ни один приговор суда не является оправдательным;

В) Все свидетели допрошены / Некоторые свидетели допрошены

8. Определите, к какому виду относятся сложные суждения (конъюнкция, нестрогая дизъюнкция, строгаядизъюнция, импликация, эквиваленция, отрицание)

А)Вода превращается в пар лишь при температуре от 100 градусов по Цельсию и выше

Б) Заниматься спортом можно либо в спортзале, либо в бассейне, либо на стадионе

В) Деревья качаются, потому что дует ветер

Г) Глаза боятся, а руки делают

9. Охарактеризуйте вопросы с точки зрения принадлежности их к исследовательским или информационным, к категориальным или пропозициональным

А) Когда был открыт закон сохранения энергии?

Б) Что такое ненависть?

В) Достигнет ли человечество когда-нибудь благоденствия?

Найдите в умозаключении больший термин (Р), средний термин (М), меньший термин (S); посылки и вывод. Определите фигуру и модус силлогизмов.

А) Все воробьи – птицы

Все птицы – летающие существа

Некоторые летающие существа - птицы

Б) Ни один воробей не является хищником

Некоторые птицы – воробьи

Некоторые птицы – не хищники

В) Ни одна деревня не является городом

Все столицы – это города

Ни одна столица не является деревней

11. Какие правила нарушены в следующих силлогизмах:

А) Движение вечно.

Хождение в институт – движение.

Хождение в институт вечно.

Б) Некоторые растения – ядовитые растения.

Груша – растение.

Груша ядовита.

В) Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Ленинград не за полярным кругом.

В Ленинграде не бывает белых ночей.

12. Определите вид аналогии (аналогия свойств или аналогия отношений)

А) Студент Синицын является отличником, активным читателем библиотеки, настойчиво работает над освоением профессии экономиста.

Студент Королев – отличник, активный читатель библиотеки

Вероятно, студент Королев настойчиво работает над освоением профессии экономиста.

Б) В хорошо известной планетарной модели атома его строение уподобляется строению Солнечной системы. Вокруг массивного ядра на разном расстоянии от него движутся по замкнутым траекториям легкие электроны, подобно тому как вокруг Солнца обращаются планеты.

В) Франция является европейской страной, демократической республикой, имеющей рыночную экономику; во Франции есть умеренная безработица. Расположенная рядом с Францией Германия также республика, демократическая страна с рыночной экономикой. Значит, вероятно, в Германии также имеется умеренная безработица

 

 

ТЕСТЫ
1. Укажите верное определение логики:

а) логика исследует сферу человеческого разума;

б) логика – наука, изучающая знаковое выражение мысли;

в) логика устанавливает правила построения умозаключений;

г) логика – наука о законах и формах правильного мышления.

2. Кто является основоположником логики:

а) Платон;

б) Аристотель;

в) Демокрит;

г) Эпикур.

3. Какой закон логики выражается формулой: aLā:

а) закон непротиворечия;

б) закон тождества;

в) закон исключенного третьего;

д) закон достаточного основания.

4.Какой закон нарушен в следующем случае:

«Во-первых, я не пью, а во – вторых, я уже сегодня три рюмочки выпил». (В.Даль Пословицы русского языка)

а) закон достаточного основания;

б) закон исключенного третьего;

в) закон непротиворечия;

г) закон тождества.

5. «Форма мысли – это…»:

а) математическая «упаковка» мысли;

б) способ связи частей содержания мысли, её строение;

в) грамматическая структура предложения;

г) языковое оформление мысли.

6. «Понятие – это мысль,…»:

а) описывающая предмет с максимальной точностью;

б) оформленная в слове;

в) выражающая общие, существенные признаки предмета;

г) отражающая чувственно- осязаемые, реальные предметы.

7. Каким по объему является понятие «горячий лед»:

а) общим;

б) пустым;

в) единичным;

г) простым.

8. Каким по содержанию является понятие «цыганский табор»:

а) абстрактным;

б) отрицательным;

в)собирательным;

г) относительным.

9. В каком логическом отношении находятся следующие понятия «год», «високосный год»:

а) подчинение;

б) тождественность;

в) соподчинение;

г) перекрещивание.

10. Какое из следующих понятий является собирательным:

а) в котором некоторая совокупность предметов мыслится как одно целое;

б) которое может существовать самостоятельно и мыслиться независимо от других;

в) которое выражает отсутствие в предмете указываемых качеств;

г) которое является носителем присущих, существенных признаков предмета.

11. К какому виду принадлежит следующее определение: «Х есть символ для обозначения неизвестной величины»:

а) контекстуальное;

б) индуктивное;

в) номинальное;

г) реальное

12. Укажите ошибку, допущенную в следующем определении: «Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны»:

а) круг в определении;

б)слишком широкое определение;

в) слишком узкое определение;

г) определение в одном отношении слишком широкое, в другом – узкое.

13. Ошибка «скачок в делении» – это нарушение правила:

а) исключенности членов деления;

б) деления только по одному основанию;

в) соразмерности деления;

г) непрерывности деления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...