Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Характер и судьба 2 страница




обычно родители, образно выражаясь, заколдовывают к пяти - семи годам своего ребенка, который родился принцем или принцессой, формируя у него тот или иной социоген -

личностный комплекс.

Опишу пять типов таких комплексов.

 

4. 3. Комплекс «Евгений Онегин»

(«Я+», «ВЫ+», «ОНИ+», «ТРУД-»)

 

 

Я уже говорил, что не имею опыта правильного воспитания, но зато знаю, как можно

испортить ребенка. Итак, комплекс «Евгений Онегин» легче всего сформировать у

способного, интеллектуально развитого ребенка с привлекательной внешностью и

сангвинического темперамента. Воспитание должно быть попустительским. Желательно, чтобы в школе были низкие требования, занятия проводились скучно, а учителя не отли-25

чались особым умом. Такой ребенок все схватывал бы на лету и получал хорошие оценки, не прилагая особых усилий. Неплохо также, чтобы семья была хорошо обеспечена и

материальные блага ребенок от любящих родителей получал бы просто так. Судьбу

такого ребенка можно определить почти с математической точностью. Первый вариант: к

28-30 годам у него разовьется реактивная депрессия, скорее всего он покончит жизнь

самоубийством. Второй вариант: он станет алкоголиком или наркоманом.

Обратимся к пушкинскому Евгению Онегину. Учился он «чему-нибудь и как-нибудь». Хорошие способности и низкая требовательность привели к тому, что «труд

упорный ему был тошен». Он оказался богатым наследником и, следовательно, не

испытывал материальных затруднений. Фактически у него не было мотивов для

продуктивной деятельности. Но положительные эмоции необходимо зарабатывать

самому. Их источники -творческий труд и любовь. А соотношение их определено еще в

Библии: шесть дней работай и один отдыхай (наслаждайся). Верность этого положения

подтверждена и современными исследованиями.

Творческий труд для Онегина был перекрыт социогеном с минусом в позиции

«ТРУД». Таким образом, единственным источником положительных эмоций явилась

светская жизнь с любовными приключениями. Остается неудовлетворенной потребность в

творческом труде. Именно она толкает Онегина на частую смену предмета любви. Новая

победа с каждым разом дается ему все легче и легче, т. е. он становится неплохим «профессионалом». А когда долго и эффективно занимаешься одним делом, то начинаешь

делать его автоматически, и компонент творчества в конце концов исчезает. В результате

у Онегина еще и в позиции «ВЫ» появляется минус. «В красавиц он уж не влюблялся, а

волочился как-нибудь; откажут - мигом утешался, изменят - рад был отдохнуть».

Ему опостылел «свет», у него потерян интерес к жизни. При «ВЫ-»  человек

становится одиноким, он ни с кем не чувствует себя духовно связанным, а ведь один

человек жить не может! И вот тогда у него развивается особый род недуга - «охота к

перемене мест». Но еще Сенека писал, что  перемена мест не может рассеять тоски и

угнетенности духа.  Менять надо не небо, а душу. Ибо за тобой, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки. Сходную мысль находим и у Сократа:  «Странно ли, что тебе

нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя? » (Вот, оказывается, куда уходит корнями «сценарное перепрограммирование! ») Онегин стал жить в деревне. Кончилось это тем, что он убил Ленского. Затем стал

путешествовать, но везде его преследовала тоска. А почему он все-таки вернулся домой, что случилось с его душой? Ответить на этот вопрос нетрудно. В позиции «ОНИ» плюс

сменился на минус. Для укрепления нестойкой позиции «Я», а не от большой любви стал

ухаживать Онегин за Татьяной.

А с точки зрения сценарного анализа Татьяна отказала ему, потому что в ее

социогене в позиции «ВЫ» был минус.

 

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей...

 

Объясняясь с Онегиным, она замечает

 

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад.

За наше бедное жилище...

 

 

Но вернемся к Евгению. «... Онегин сохнет- и едва ль уж.  не чахоткою страдает».

Перед нами - четкая клиническая картина реактивной депрессии.

Что же касается второго варианта судьбы человека с комплексом «Евгений Онегин», то здесь остановлюсь только на одном, но главном моменте. Наш организм представляет

собой как бы завод, вырабатывающий алкоголь и морфий (эндорфины). Без последних

организм жить не может. Когда человек достигает успехов в работе или любви, в крови у

него повышается уровень алкоголя и эндорфинов, т. е. завод работает на полную мощ-ность. Но если завод станет, организм должен получить эти вещества извне, и человек

начинает принимать алкоголь и наркотики.

Встречаются ли Онегины в наше время? Встречаются, и довольно часто. Ведь наши

школьные программы рассчитаны на тупиц. Современные Онегины легко оканчивают

школу и даже институт, не научившись упорно трудиться. И позднее их обходят те, кому

четверки и даже тройки давались упорным трудом.

Методы коррекции данного комплекса покажу вам на следующем примере.

 

Клиентка И., 26 лет, жаловалась на чувство безысходности, бессмысленности

существования. «Как будто все у меня есть, но ничего не радует. С мужем ругаюсь, сама

понимаю, что провоцирую его на конфликты. Знаю, что он бурно реагирует, если я

возвращаюсь домой позднее, чем обещала. Но как будто что-то меня подталкивает, и я

задерживаюсь без особой надобности. Учеба неинтересна. Я - студентка третьего

курса психологического факультета. Не представляю, чем буду заниматься по окончании

учебы».

Я попросил И. написать автобиографию, но она отказалась. Рассказывала она

очень красиво, и на групповом занятии слушали ее с большим вниманием. В одно

трехчасовое занятие она не уложилась, и рассказ был продолжен на следующем занятии.

Жизнь складывалась следующим образом. Жила И. в обеспеченной семье. Родителя часто

ссорились, и она была предоставлена самой себе. Отличалась общительностью, была

заводилой среди сверстников. В школу пошла с охотой, но довольно скоро там ей стало

неинтересно. Программу усваивала легко за счет великолепной памяти, дома

практически не занималась. Письменные работы выполняла на переменках или на других

уроках во время объяснений учителя. Отношение учителей к И. было противоречивое. С

одной стороны, они были довольны хорошей успеваемостью, с другой - страдали от ее

шалостей. В старших классах И. увлеклась музыкой, сама научилась играть на гитаре.

Выявились неплохие артистические способности, ее приглашали даже в профессио-нальные коллективы, но и в кружке художественной самодеятельности она не смогла

заниматься - не хватило терпения.

Сексуальную жизнь И. начала рано и, можно сказать, рассудочно. Через некоторое

время стала неразборчивой в сексуальных связях, быстро меняла партнеров. Дома

начались скандалы: И. часто поздно возвращалась домой, а. иногда и отсутствовала по

нескольку дней. Наконец родители поставили вопрос ребром: или она будет вести

нормальный образ жизни, или уйдет из дома. И. выбрала второй вариант. Сколотила

компанию из трех девочек; они сияли квартируй стали вести полуавантюрный образ

жизни. Сексуальные связи с кавалерами, с которыми они знакомились в ресторанах, носили относительно продолжительный характер (два-три месяца). Потом кавалеры

надоедали. Но в одного из них И. влюбилась, он в нее тоже, и они поженились.

Получив неплохую материальную базу, она прекратила работать и поступила на

психологический факультет университета. Когда родился сын, И. полностью поглотили

материнские заботы. Но потом спокойная жизнь надоела, и она стала проводить время

в студенческих компаниях, что привело к скандалам с мужем.  

Не требуется длительного анализа, чтобы понять, что у И. изначально был минус в

позиции «ТРУД», а когда она обратилась ко мне за помощью, уже начал появляться

минус в позиции «ВЫ».  

 

 Занятия, на которых была в центре внимания, она посещала охотно, но когда стали

разбирать проблемы других, появились ''•пропуски. Мой стратегический план заключался

в формировании плюса в позиции «ТРУД». Опорой должна была стать позиция «Я», так

как она оказалась наиболее сохраненной. Я предложил И. написать очерк обо всех ее

приключениях. Она согласилась, но задания не выполнила. Поскольку я продолжал

настаивать, она вскоре перестала посещать занятия.

Через шесть месяцев И. вновь пришла ко мне. С мужем она. разошлась и ушла жить

на квартиру. Благодаря своей предприимчивости, зарабатывала себе на жизнь и

обеспечивала ребенка. Но через некоторое время родители мужа выкрали ребенка и

подали на нее в суд. Переживания, связанные с этими событиями, и привели И. на наши

занятия. К сожалению, она очень быстро переслала их посещать, и дальнейшая ее судьба

неизвестна. Как бы мне хотелось рассказать вам о том, что у нее все окончилось

благополучно! Но что делать, эффективность сценарного перепрограммирования

(коррекции) в данном комплексе пока еще не очень высокая. Знаю только, что И. удалось

забрать ребенка и вместе с ним уехать в другой город.

 

Если под вашим началом работает или учится такой человек, хлопот у вас будет

полон рот. Прежде всего следует выявить у него такое увлечение, которое еще не вполне

умерло.  На нем и должно базироваться задание, которое, во-первых, можно выполнить за

короткий срок при очень интенсивной работе, во-вторых, носит творческий характер, в-третьих, в случае успеха способствует подъему авторитета сотрудника. Инструкция

должна быть примерно следующей: «Задание сложное, выполнить его надо быстро, проявив смекалку. Доверить его могу только вам». Если задание не выполнено, оставьте

это без внимания, что обычно держит таких людей в сильном эмоциональном

напряжении, а вот упреки и скандалы - их стихия. Но если задание выполнено, тут уж не

стоит скупиться на похвалы. Так, постепенно увеличивая объем заданий, можно изменить

минус на плюс в позиции «ТРУД».

Если вы решили, что у вас имеется такой комплекс и вы хотите себя исправить, советую начать гак: выберите маленькое дело и обязательно доведите его до конца, как бы

вам ни было скучно. Надо, чтобы выполнение такого задания не требовало много

времени.

Некоторые мысли возникают и по поводу профилактики комплекса «Евгений

Онегин». В семье хорошо бы установить порядок, при котором дети ничего не получают

даром, а только в соответствии со своими заслугами.   Родители, которые имеют

способных детей и располагают материальными средствами, надо как можно раньше

прибегнуть к услугам квалифицированных педагогов.  Когда мой сын готовился к

поступлению в медицинский институт, я определил его к репетиторам. После первого же

занятия он мне сказал: «Папа, наконец я понял, как надо учиться». Свободное время у

него исчезло: ему было интересно, да и другие ребята в группе были такие, что для того, чтобы стать первым, ему пришлось как следует попотеть.

Если бы в школе в класс подбирались ученики примерно с одинаковыми

способностями, то в условиях здорового соревнования среди равных у ребят не утрати-лась бы врожденная способность к интенсивному труду. А как было бы славно не

подпускать и близко к педагогическому процессу тех, кто не может сделать его

увлекательным! Жаль, что на практике все не так. В одном институте по моему совету

ввели свободное посещение лекций. Аудитории стали полупустыми. И что же предпринял

ректорат? Провели соответствующую работу по обучению и расстановке педагогических

кадров? Нет. Вновь вернулись к обязательному посещению лекций.

В организационном плане следовало бы сделать так, чтобы педагог зависел от

учащегося. Это полезно обеим сторонам, но возможно только в условиях платного и

необязательного образования. Когда я читал публичные лекции, мой гонорар был прямо

связан с количеством слушателей. Так вот, когда посещаемость стала падать, а

 

следовательно, и мои заработки, я быстро отыскал причину. И она была не в лени

слушателей, а в моей подготовке.

 

 

 

4. 4. Комплекс «высокомерный творец»

(«Я+», «ВЫ-», «ОНИ+», «ТРУД+»)

 

Характерной психологической особенностью «высокомерных творцов» является их

негативное отношение, часто неосознаваемое, к лицам своего ближайшего окружения, которых они оценивают как людей неблагополучных. Прежде всего они видят недостатки

и в силу этого отличаются неуживчивостью. Обычно занимают «активную жизненную

позицию» и пытаются перевоспитывать своих родных и сослуживцев. На новые контакты

идут охотно, так как «свои» уже изрядно надоели.

Если вы познакомитесь с таким человеком, он охотно начнет рассказывать о своих

делах. Вам будет интересно, ибо «высокомерные творцы» - способные, талантливые

люди. Успехи у них реальные, «а были бы еще лучше, если бы не мешали некоторые

ретрограды, если бы сослуживцы поддерживали, а не вставляли палки в колеса». С вами

он готов сотрудничать, ибо «почувствовал в вас настоящую творческую личность».

Уйдете от него очарованными. Но остерегайтесь углублять личные отношения. На

деловом уровне вы сможете долго и продуктивно общаться, если во всем будете

соглашаться с ним. В семье мир с «высокомерным творцом» может быть сохранен только

за счет постоянных уступок.

Когда же в комплексе появляется минус в позиции «ТРУД», такой человек

становится похожим на Собакевича с его знаменитой тирадой: «Мошенник на мошеннике

сидит и мошенником погоняет, один в городе человек - прокурор, да и то, если правду

сказать, свинья». Из-за своей конфликтности он часто испытывает стресс. «Ну как можно

в таком коллективе работать! Это же серпентарий, террариум! Скорпионы в одной банке! »

Сам он, конечно, бедная овечка, слабый беззащитный человек и т. п.

Если такому человек удается стать начальником, то стиль его руководства -

изводить, постоянно придираться.  Довольно часто у него имеется Жертва, которую он

методически изживает. Так что, если вы попали под такой стресс, лучше сразу

увольняйтесь. Дела идут у них успешно, а за какие-то нюансы в обращении с подчиненными еще никто никого не снимал. Нейтрализовать такого начальника можно, но здесь

необходимо освоить навыки психологического айкидо.

Если занять руководящий пост «высокомерному творцу» не удается, он постоянно

конфликтует с начальством и со всем коллективом. Выжить его не так просто, ибо

квалификация его не подлежит сомнению и, кроме того, он «заряжен» на борьбу. Но даже

при небольшом промахе каждый спешит припомнить ему прошлые обиды. Здесь мы

наблюдаем парадокс: чем выше интеллект, тем язвительнее замечания, тем легче

находятся недостатки у партнеров, тем тоньше и острей критика, тем выраженный

конфликт. Врагов «высокомерным творцам» не занимать.

При эмоциональном сближении неизбежно начинает проявляться действие позиции

«ВЫ-». После нескольких циклов сближение - конфликт появляется минус в позиции

«ОНИ». После падения энергетического потенциала, к старости, их ждет одиночество, в

котором и заканчивают они свою жизнь, забытые и теми, кого обидели, и теми, кого

облагодетельствовали.

Хотите воспитать такую личность? Пожалуйста. Для этого больше всего подходит

холерический темперамент. Воспитание должно идти в стиле «избавителя», который в

последующем можно изменить на стиль «преследователя».

А теперь пример.

 

 

 На прием ко мне пришла К., 33 лет, с жалобами на слабость, утомляемость, раздражительность, тупые головные боли, 'плохой сои, подавленное настроение.

Рассказала, что с трудом сосредоточивается на работе. В последнее время появилось

чувство безысходности. Такое состояние длится уже около года. К. вначале лечилась у

терапевта (так как все вроде бы началось с гриппа), затем у невропатолога. На прием ко

мне К. затянула приятельница, но сама К. себя не считает настолько тяжело больной, чтобы обращаться к психотерапевту.

Конечно, такие данные позволяют поставить диагноз постгриппозной астении, ну, в крайнем случае, заподозрить постгриппозный арахноидит. Но давайте поработаем с

вами в технике сценарного перепрограммирования, и вы убедитесь, насколько легче

предсказать судьбу, правильно определив социоген. Родилась К. в семье служащего. Отец

в воспитание детей никогда не вмешивался. Главой семьи была мать. К., сколько себя

помнит, всегда была обидчивой и капризной, но мать старалась удовлетворять все ее

требования. Ситуация резко изменилась, когда через пять лет родилась младшая сестра

и мать всю любовь и внимание переключила на нее. На К. обрушились упреки, унижения и

оскорбления. В отместку девочка старалась также сделать что-то плохое. Как-то она

спряталась под стол, накрытый скатертью, и просидела там несколько часов, наблюдая

суету и волнение, связанные с ее поисками. Мать называла ее глупой, неблагодарной, некрасивой, пророчила неудачную судьбу: «С такой внешностью не выйдешь замуж. С

таким характером ты никому не нужна». К. стала чувствовать себя в семье чужой.

Развилась неприязнь к матери (за плохое отношение), к отцу (за то, что не защищал ее), к сестре (за то, что все блага доставались ей). Рвалась на улицу к детям, но мать не

пускала, заставляя следить за младшей сестрой (типичная родительская ошибка). Без

посторонней помощи К. научилась читать. С шести лет стала заниматься музыкой и

английским языком. Преподаватели ею были довольны. Для девочки же это были самые

светлые часы: чувство одиночества как бы отступало. В школу К. пошла с большим

энтузиазмом. А теперь определите, как складывались у нее здесь отношения? Да, действительно, К. очень быстро перезнакомилась со своими одноклассниками, но вскоре

выяснилось, что по уровню своего развития она их превосходит, и дружбы, естественно, не получилось. К. всегда стремилась доминировать, перевоспитывать своих партнеров.

Пока они ей подчинялись, терпели ее саркастические замечания, казалось, что все идет

хорошо. Но если кто-нибудь из друзей возражал ей, наступал разрыв по ее инициативе.

Довольно скоро К. опять осталась одна, перессорившись со всеми одноклассниками.  

Уже к третьему- четвертому классу у девочки выявился глубокий интерес к

литературе. Она продолжала заниматься музыкой и английским языком, что

компенсировало одиночество, отвлекало от конфликтов, которые то и дело возникали

то в семье, то в школе. Утешала К. себя тем, что после окончания школы найдет свой

круг общения, «встретит настоящих людей».  

Как К. окончила школу? Да, с золотой медалью. Вы чувствуете здесь работу

социогена? Ведь иначе и быть не могло! Ну а теперь отгадайте, куда она поступила, в

пединститут или в университет? Конечно, в университет.

А теперь еще несколько вопросов. Как К. училась в университете? Как складывались

отношения с сокурсниками? Вы правы, учиться она стала с энтузиазмом и, естественно, отлично. Очень быстро перезнакомилась с сокурсниками, но скоро убедилась, что в

университет они поступили не «для служения литературе». У всех она находила

недостатки, о которых говорила прямо и резко. Были две подруги, но дружба эта К.

падкостью не устраивала, так как она считала подруг «мещанками».

 

Как у нее складывались отношения с мужчинами, мне достоверно неизвестно.

Казалось бы, полная откровенность, но обсуждения этих вопросов у нас не получалось

(опять действие «ВЫ-»). Правда, сценарные люди в принципе все одинаковы, и можно, отираясь на аналогичные случаи, утверждать, что с сильными мужчинами у К.

 

длительного общения не получалось. Супермен он и есть супермен. В процессе

ухаживания он может подчиняться, но не всю же жизнь!   Длительные эмоциональные

связи у «высокомерных творцов» могут быть лишь с партнерами, у которых в комплексе

«Я-» и «ВЫ+».   фактически это садомазохистические отношения «Я+, ВЫ-»

перевоспитывают «Я-, ВЫ+», но одновременно и защищают его от жизненных бурь. Так

что оба партнера, невротически дополняя Друг друга, имеют от этого определенную

«выгоду».  Один защищает, но имеет возможность издеваться и чувствует свое

превосходство, другой терпит издевательства, но получает защиту.  У обоих рано или

поздно наступает нервный срыв, так как садист постоянно страдает от одиночества, а

мазохист- от оскорблений.

 

Но вернемся к нашей героине. Университет она окончила, как вы сами

догадываетесь, с отличием. Другого варианта и быть не могло (действие социогена).

Теперь мне хочется написать: «И поступила в аспирантуру». Такова логика событий. Но

нет, жизнь внесла свои коррективы. Просто в этом году места в аспирантуре не было, и

К. пошла работать в школу. «Там я соприкоснулась с такой рутиной, что стало тошно».

Начались конфликты с преподавателями, администрацией школы. Никому ничего не

могла доказать. По вечерам, оставшись одна, часто плакала, но утром, сцепив зубы, шла

на работу.

Единственной отдушиной были уроки. Здесь присутствовала установка: «Быть

лояльной, вежливой и терпимой, предполагать в ученике умного человека». Это

единственная категория людей, с которыми у К. никогда не возникало конфликтов при

общении. А как они могли возникнуть, если здесь грамотный профессиональный подход?

Ведь ока смотрела на учеников как на объект работы, а не как на субъект общения.

Какой может быть конфликт у автослесаря с нуждающейся в ремонте машиной, у

строителя - с кирпичами, у садовода - с деревьями? Правда, иногда очень хочется, чтобы

с тобой обращались как с вещью, а не как с человеком, или же как с незнакомцем, а не как

с родственником или другом? Один мой знакомый говорил своей жене, что мечтает

прийти к ней в гости. Вообще, чтобы делать гадости, необходимо жениться, стать

другом, опекуном, в общем, близким человеком.  

Что же было дальше? К. перешла работать на. кафедру я университет. Общение с

людьми складывалось по прежнему стереотипу. Довольно быстро разочаровалась в

сотрудниках кафедры, во многих преподавателях, у которых сажа прежде училась.

Отношения были или напряженно формальными, или откровенно конфликтными.

(Помните, нас учили партийной принципиальности и непримиримости? «Высокомерные

творцы» эту идею высказывают легко. Когда я разрабатывал в 1980-1983 годах систему

психологического айкидо и призывал к уступчивости и компромиссам, меня не раз

вызывали в компетентные органы, но я уцелел. Там тоже были умные люди, да и

психологическое айкидо помогало.  

Напряженные отношения у К. были с матерью и сестрой, личная жизнь не

складывалась. Дома ссоры стали протекать бурно. К. нередко переходила на крик, рыдала, потом долго не могла уснуть, болели сердце, голова, кишечник. Лишь общение со

студентами не вызывало трении. Интенсивно заниматься научной работой не могла, так как после многочисленных конфликтов и преподавательской работы чувствовала

себя разбитой.  

В 30 лет К. поступила в аспирантуру в Москве. Считает эти годы лучшими в своей

жизни. 0ни были немного омрачены неприятностями личного плана. Стала

компетентным специалистом, с мнением которого считались многие научные работники. Успешно окончим аспирантуру, К. вернулась на ту же кафедру и в семью

родителей. Опять возобновились конфликты, которые становились все более

напряженными. Активно заниматься диссертацией не могла, но все же работа в атом

плане продвигалась. В начале зимы К. перенесла грипп средней тяжести. С высокой

 

 температурой продолжала работать. Через несколько диен температура упала, но

самочувствие не улучшалось: беспокоили сильная слабость, утомляемость, головные

боля, боля в пояснице, пропал аппетит. На работе сосредоточиться не могла. Лечение

общеукрепляющими средствами эффекта не давало. В это время К. должна была представить окончательный вариант диссертационной работы. Она попросила отсрочку.  

А теперь отгадайте, дали ли ей отсрочку? Конечно, нет: ведь, наконец, появилась

возможность отыграться за ее язвительную критику. Да, были обстоятельства. Но эти

обстоятельства создала она сама, ее социоген. Те, кто занимается научной работой, знают, что в срок диссертации сдаются не так уж часто. Я сам в свое время был в

таком положения, и никто в коллективе меня не ругал, наоборот, мне сочувствовали. Но

у меня ведь со всеми были хорошие отношения! Сценарный человек попадает я

«треугольник судьбы». Это неизбежно. Раз К. была Преследователем, значит, она  

должая стать Жертвой.  

Нетрудно догадаться, что диссертация К. была высокого качества (по ее

материалам она потом написала блестящую научную монографию). Так за что же ее

подвергли критике? За несвоевременное окончание работы, за чисто технические просчеты, за несоблюдение некоторых формально-бюрократических моментов яри

оформления документов. Ив» всех выступлениях звучал один мотив: работать труднее, чем критиковать. После этого состояние К. ухудшилось, слабость, утомляемость

усилились, то и дело появлялись различные неприятные ощущения во внутренних органах.

Старалась не посещать врачей, но тем не менее обследовалась для исключении тяжелого

заболевания почек, желудочно-кишечного тракта. В настроения все большее место

стали занимать депрессивные компоненты.  

Обычно больные такого рода приходят к нам через 5-15 лет после начала

заболевания. Но ведь я К. почти год безуспешно посещала врачей, пока, как я уже

говорил, почти случайно не попала ко мне. А как они могли ей помочь, когда начало

болезни связывали с гриппом? Вам, мой читатель, ясно, что к болезни привел К. ее

собственный социоген, который был истинной причиной всех жизненных неудач.

 

Теперь попробую показать вам стратегию и тактику коррекции этого комплекса.

Стратегия проста и совпадает с общей стратегией сценарного перепрограммирования:

формирование структуры «демократической общности».  Что же касается тактики, то

здесь прежде всего замечу следующее: слова психолога должны быть рассчитаны очень

точно, как доза лекарства. Ведь слово так или иначе воздействует на эмоциональное

состояние человека, влияет на все сферы деятельности организма, в том числе и на обмен

веществ. При положительных эмоциях организм сам вырабатывает те или иные

лекарственные вещества, причем в самой оптимальной дозировке.

А теперь представьте себе еще раз табуретку на четырех ножках одинакового

размера. Это очень устойчивое образование. Если представить личностный комплекс К. в

виде табуретки, то окажется, что ножка «Я» длинная, ножка «ВЫ» отсутствует, ножки

«ОНИ» и «ТРУД» более короткие. Итак, можно ли опереться на «ВЫ» и сказать К.: «Не

может быть, чтобы в вашем коллективе все были плохие. Да присмотритесь к ним

получше! Ведь в каждом человеке есть что-то хорошее! » Какая будет у нее реакция? Гнев, злоба, отчаяние и разочарование. При этом не имеет значения, покажет она это или скро-ет. Таким образом, нарушается одна из основных заповедей врача: «Не навреди! » Только, если бы я назначил не то лекарство, меня могли бы привлечь к ответственности, а за

банальные слова...

Попробуем опереться на «ОНИ». Тогда появится фраза: «Да бросьте вы их!

Перейдите на другую работу. Есть же в конце концов хорошие коллективы! » Но разве

можно сейчас это говорить? Как все бросить незаконченным, как устраиваться на новую

работу, будучи больной? А подойдет ли фраза: «Напрягитесь, сделайте последнее усилие, возьмите себя в руки и завершите работу»? Дорогой читатель, такие утешители, конечно, 32

были и у вас. Их слова, кроме глухой злобы, ничего не вызывали. Да если бы К. могла

взять себя в руки, она ко мне и не обратилась бы!

Таким образом, при работе с К. (пациенту я никогда не говорю, что буду его лечить, а говорю, что мы с ним будем вместе работать) можно опереться только на позицию «Я».

И тогда появляется фраза: «Очень рад, что вы ко мне пришли. Я давно не встречал такого

целеустремленного, талантливого человека и буду доволен, если смогу вам помочь». (К.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...