Рис. 21. Заяц или утка? Эта двусмысленная картинка была придумана психологом Джозефом Ястроу в 1899 году
Рис. 21. Заяц или утка? Эта двусмысленная картинка была придумана психологом Джозефом Ястроу в 1899 году
Вы мне возразите, что, даже если вас бы не предупредили заранее, вы бы все равно распознали без труда утку или зайца и что наше ожидание в каком-то смысле ориентирует наше восприятие в том или ином направлении, хотя роль этого ожидания в расшифровке изображения не столь уж велика. И я с вами полностью согласен. Но даже если бы вас не предупредили заранее, то у вас бы все равно возникло бы имплицитное (то есть довольное смутное) априорное представление типа: «Вижу рисунок, на котором изображено что-то, что точно существует». И это представление поможет вам идентифицировать животное. Хотя если присмотреться повнимательнее, то увидишь, что рисунок весьма приблизителен и не похож на настоящих утку или зайца. Короче говоря, вы увидели то, что априори знаете (утку или зайца) и что оказалось в той или иной степени совместимо с информацией, воспринятой глазами. Таким образом, перед нами снова имеется сочетание априорных знаний с информацией поступившей извне. В оптической иллюзии «уткозаяц» подсказка, которую я вам дал предварительно (сообщив, что это либо заяц, либо утка), ориентирует ваше восприятие в том или ином направлении. Но заяц, утка – это все довольно примитивные примеры. Существуют более тонкие, скрытые и оказывающие большое влияние априорные представления, которые руководят нашим зрительным восприятием. Нужны примеры? Их предостаточно. Например, на рисунке 22 вы видите нечто вроде панели с углублениями. Но почему же я воспринимаю их как углубления, в то время как лист бумаги абсолютно плоский? Это происходит из-за теней, расположенных по их окружностям. И они воспринимаются как углубления, поскольку свет падает сверху. Если теперь я поверну рисунок на 180 градусов, то увижу ту же панель, но в этот раз с небольшими выпуклостями, так как тени, лежащие на кругах, придают им вид шаров, потому что свет падает снизу вверх.
И как читатель уже наверное догадался, мы автоматически интерпретируем тени как падающие от источника света, расположенного сверху.
Рис. 22. Мы видим углубления, но не выпуклости, потому что мы априори знаем, что свет падает сверху. Поверните страницу и вы получите инверсию изображения и увидите шары
На этом мне бы хотелось остановиться подробнее. На нашей планете под названием Земля человеческий вид является продуктом миллионов лет эволюции. А на Земле главным источником света является Солнце, которое всегда находится над нами! И мы, таким образом, унаследовали такую систему зрения, которая априори воспринимает свет как идущий сверху. Именно поэтому мы воспринимаем круги на бумаге либо как углубления, либо как небольшие шары. И может быть, я опережаю события, утверждая, что априорное знание того, что источник света находится над нами, является у нас врожденным. Вполне возможно, что ребенок учится именно так воспринимать свет сразу же после рождения. Но в любом случае нам известно, что уже в возрасте пяти месяцев как наши дети, так и детеныши шимпанзе интерпретируют тест с шарами и углублениями точно так же, как и взрослые. Они непроизвольно пытаются схватить то, что им кажется выпуклым, обращая меньше внимания на углубления. И это еще раз наводит нас на многократно высказанную мною мысль: то, что мы видим, это всего лишь сочетание или своего рода комбинация того, что мы ожидаем увидеть, с тем, что находится перед нашими глазами. И наши ожидания могут либо иметь вполне конкретный характер, как, например, история с далматинцем, либо быть в большей степени обобщающими, вроде источника света, который освещает наш мир, сияя над нашими головами!
2. BA + GA = DA, или Эффект Макгарка
В предыдущей главе мы выяснили, что зрение служит нам для того, чтобы сформировать правильные представления об окружающем нас мире. Разумеется, это утверждение относится не только к зрению, но и к другим нашим способностям, помогающим воспринимать мир: осязанию, обонянию, слуху. В связи с этим возникает закономерный вопрос: а такая ли уж непреодолимая граница пролегает между всеми этими функциями, например между зрением и слухом? Конечно нет. Они тесно взаимодействуют в нашем мозгу, для того чтобы создать наиболее адекватную картину внешнего мира. Эти связи, и, в частности, связь между зрением и слухом, очень хорошо проиллюстрированы иллюзией, обнаруженной психологом Гарри Макгарком, которая с тех пор известна как эффект Макгарка. Своим открытием он обязан чистой случайности. В то время Макгарк работал над восприятием речи маленькими детьми. Для проведения эксперимента техник подготовил видеоролик с изображением женского лица в момент произнесения слога «GA» (произносится как русское «ГА») с одновременным включением пленки с фонограммой, на которой та же женщина говорит «ВА» («БА»). При проверке видеоматериалов у Макгарка возникло совершенно четкое ощущение, будто женщина произносит слог «DA», и он уже было собирался как следует отругать техника, но понял, что тот безупречно выполнил свою работу. Так был открыта мощнейшая иллюзия восприятия. Читатель, наверное, потребует от меня более подробных объяснений. В Интернете можно легко найти видеоматериалы, иллюстрирующие эффект Макгарка. Обычно они выглядят следующим образом: вы видите, как кто-то произносит «DA, DA, DA» («ДА»). И в этом нет ничего необычного. Впечатляет другое: когда вы слушаете это же видео с закрытыми глазами, вы слышите не «DA, DA, DA», a «BA, BA, BA». Надеюсь, у вас сложилась полная иллюзия того, что вы смотрели один видеоролик, хотя слышали при этом два разных? Так почему же слышится «DA», когда смотрят видеофильм, и «ВА» в том случае, если сидят перед ним с закрытыми глазами? Как я уже говорил в самом начале, в кадре видеоролика мы видим, как женщина произносит слог «GA», но на фонограмме звучит слог «ВА». Таким образом, вы видите, как произносят «GA», вам дают прослушать «ВА», но на самом деле вы слышите «DA», который является промежуточным звеном между этими двумя звуками.
А на каком основании ученые решили, что «DA» является промежуточным звуком между «ВА» и «GA»? При произнесении согласных «В», «D» и «G» воздух сначала блокируется речевым аппаратом, а потом свободно прорывается (рисунок 23). Разница между тремя звуками зависит от места речевого аппарата, в котором происходит блокировка воздуха. Звук «В» артикулируется при помощи губ, то есть в преддверии рта. «G» артикулируется ближе к горлу, в задней части рта. А что же касается «D», то в его артикуляции задействованы язык и нёбо, это значит, что его воспроизведение осуществляется посередине между «В» и «G». И именно в этом смысле «G» является промежуточным звуком. И следовательно, когда ваши уши слышат «ВА», произнесенное в преддверии рта, а глаза видят кадры с «GA» (артикулируемое ближе к горлу), ваш мозг интерпретирует это противоречие, воспринимая промежуточный слог, то есть «DA». И естественно, когда вы закрываете глаза, вы слышите «DA». Удивительно то, что, даже если человеку известно это объяснение, он все равно будет иллюзорно воспринимать звуки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|