Занятие 4. Художественный мир Ч. Диккенса
Планы практических занятий
Занятие 1. ЖАНР НОВЕЛЛЫ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Задание: прочитать новеллы Ф.Стендаля «Ванина Ванини», «Сундук и привидение»; О.Бальзака «Неведомый шедевр»; П.Мериме «Таманго», «Кармен» «Этрусская ваза», «Двойная ошибка»; подготовить конспект работы Ф.Стендаля «Расин и Шекспир»; познакомиться с двумя монографиями (рекомендуемый список после плана занятия).
План занятия: 1. Жанр новеллы, его особенности. 2. Место Ф.Стендаля в литературном движении Франции. Работа Ф.Стендаля «Расин и Шекспир» как эстетическая программа реалистической художественной системы. Связи и различия реализма и романтизма в тематике, выборе героя, принципах отражения действительности (сравнить трактат Ф.Стендаля с «Предисловием к драме «Кромвель» В.Гюго). 3. Итальянские хроники Ф.Стендаля. «Ванина Ванини» как шедевр новеллы первой половины XIX века: а) основная тема новеллы и метод ее раскрытия; б) конфликт; в) система персонажей в новелле; г) особенности композиции (экспозиция, завязка, кульминация, развязка); д) специфические черты новеллы-хроники, ее поэтика. 4. Типы новелл П.Мериме. Специфика экзотической новеллы «Кармен»: а) особенности композиции, значение контраста; б) функции «местного колорита»; в) система образов и социальная среда; г) символы, их роль. 5. Романтические черты в новеллах Ф.Стендаля и П.Мериме. 6. Место новеллы «Неведомый шедевр» в «Человеческой комедии» О.Бальзака.
Литература: Реизов Б.Г. Стендаль: Годы учения. – Л., 1968. Реизов Б.Г. Стендаль: художественное творчество. – М., 1978. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. – Р/Д, 1982
Кирнозе З.И. Произведения П.Мериме и И.С.Тургенева (опыт сопоставительного анализа новелл Мериме и «Записок охотника» Тургенева)// Художественное сознание и действительность. – СПб., 2004. – С.334-341. Косиков Г.К. Об «экзотических» новеллах Мериме // Мериме П. Маттео Фальконе. Таманго. Новеллы. – М., 1978. – С. 42-47. Луков В.А. Проспер Мериме. – М., 1974. Фрестье Ж. Проспер Мериме. – М., 1987.
Занятие 2. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА ВО ФРАНЦИИ (на примере романов Ф.Стендаля «Красное и черное» И О.Бальзака «Отец Горио»)
Задание: прочитать романы Ф.Стендаля и О.Бальзака, сделать конспект «Предисловия к «Человеческой комедии» О.Бальзака, познакомиться с одним из трактатов (Ф.Стендаль. О любви. О.Бальзак. Физиология брака), познакомиться с монографиями по творчеству Ф.Стендаля и О.Бальзака. План занятия: 1. Концепция мира и человека в представлении Ф.Стендаля и О.Бальзака. 2. «Красное и черное» Ф.Стендаля как социально-психологический реалистический роман: а) проблематика и ее отражение в системе образов и композиции; б) хронотоп, главный герой, его представление о счастье - и среда; в) эволюция героя под воздействием внешних обстоятельств; г) роль портрета (как в зависимости от своего настроения и состояния духа по-разному воспринимает внешность окружающих его людей Ж.Сорель? почему по-разному видят его г-жа Реналь, М.де Ла Моль, другие персонажи?); д) символика цвета в романе. 3. «Отец Горио» О.Бальзака как тип социально-психологического реалистического романа: а) связь названия с принципом изображения мира и человека (основные художественные приемы, используемые автором при создании образа отца Горио; контраст между внешней ничтожностью и глубиной внутреннего мира как источник художественной выразительности образа; образ отца Горио как воплощение бескорыстного, самоотверженного чувства, опровергающего циничную философию Вотрена);
б) типы семейных отношений в романе; в) связь характера героя со средой и непосредственным предметным окружением; г) нравственные основы общества (композиционная и идейная роль образа Вотрена в романе; сходство и различие жизненных установок Вотрена и виконтессы де Босеан); д) смысл финала романа (проблема нравственного конформизма). 4. Специфика художественного осмысления темы утраты личности Ф.Стендалем и О.Бальзаком.
Литература: Моруа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. – М., 1993. Моруа А. Стендаль. Красное и черное // Моруа А. Литературные портреты. – М.,1970. Андреа Р. Стендаль, или Бал-маскарад. – М., 1989. Пузиков А.И. Бальзак и его герои. Роман Бальзака об отцах и детях // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. – М, 1967. Реизов Б.Г. Стендаль: философия, история, политика, эстетика. – Л., 1974. Мюллер-Кочеткова Т.В. Стендаль. – Рига. 1989. Бахмутский А.Я. «Отец Горио» Бальзака. – М., 1970. Эпштейн М. Н. О стилевых началах реализма: Поэтика Стендаля и Бальзака // Вопросы литературы. 1977, №8. Занятие 3. ТЕМА УТРАЧЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОСВЕЩЕНИИ О.БАЛЬЗАКА И Ч.ДИККЕНСА
Задание: прочитать романы О.Бальзака «Утраченные иллюзии» и Ч.Диккенса «Большие надежды»; выполнить конспект статьи М.Н.Эпштейна (Эпштейн М. Н. О стилевых началах реализма: Поэтика Стендаля и Бальзака // Вопросы литературы. – 1977. – №8).
План занятия: 1. Понятие «утраченные иллюзии» в мировой литературе. 2. Тема утраченных иллюзий и нравственного идеала в романе О.Бальзака «Утраченные иллюзии»: а) роль провинциальной обстановки юности, нравов светского общества, журналистики периода жизни в Париже в формировании характера и таланта Л.Шардона; б) кружок Д'Артеза, его место в композиции романа и развитии конфликта; в) назначение параллельной истории гибели таланта Д.Сешара; г) женские образы в романе, их функция; д) финальная сцена романа, ее роль и значение. 3. Тема утраченных иллюзий в романе Ч.Диккенса «Большие надежды»: а) смысл заглавия романа, его отличие от предшествующих романов Ч.Диккенса о молодом человеке; б) как складываются отношения Пипа с другими действующими лицами произведения, как с годами меняется его восприятие действительности;
в) «большие надежды» в жизни Эстеллы; г) значение детективной линии в романе; д) смысл финала романа в сопоставлении с финалами ранних произведений Ч.Диккенса. 4. Сопоставьте романы О.Бальзака и Ч.Диккенса, выявите своеобразие отношения писателей к поставленной теме и способы ее художественного воплощения.
Литература: Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. – М, 1977. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы пути. – М., 1961. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. – М., 1970. Чичерин А.В. Произведения Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии». – М.,1982. Михальская Н.П. Диккенс. – М., 1987. Катарский И.М. Диккенс. – М., 1950. Сильман Т.И. Диккенс. – М., 1957. Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса. – М., 1975. Потанина Н.Л. Игровое начало в художественном мире Ч.Диккенса. – М., 1998.
Занятие 4. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР Ч.ДИККЕНСА
Задание: прочитать «Рождественскую песнь в прозе» и «Домби и сын» Ч.Диккенса; познакомиться с двумя монографиями по творчеству Ч.Диккенса.
План занятия: 1. Место Ч.Диккенса в истории английского реализма. 2. Своеобразие этических и эстетических взглядов писателя, их преломление в повести «Рождественская песнь в прозе»: а) рождественская тематика, ее место в творчестве Ч.Диккенса; б) сущность «рождественской философии» писателя; в) особенности фантастики и гротеска в повести. 3. Роман Ч.Диккенса «Домби и сын» - смысл названия и реализация его в системе образов и композиции: а) роль предметного мира в описании места действия и в создании характера персонажа; история «величия и падения» мистера Домби, художественное совершенство образа, реалистическая точность деталей; б) черты рождественской притчи в романе; образы Флоренс, Тутса, семьи Тудль; в) разоблачение греха гордыни как один из аспектов проблематики романа; своеобразие психологизма, лейтмотивы и способы их создания; г) роль гиперболы и ее связь со сказкой; д) сказочный элемент в развитии сюжета и конфликта; своеобразно разрешения основного конфликта в романе.
Литература: Михальская Н.П. Диккенс в России //Диккенс Ч. Собрание сочинений: в 10 тт. – М., 1987. – Т. 10. Тугушева М. Диккенс. Очерк жизни и творчества. – Л., 1970. Чистертон Г.К. Чарльс Диккенс. – М., 1982. Катарский И.М. Диккенс и его время. – М., 1966. Тайна Чарльза Диккенса / Сост. Е.Ю.Гениева. – М., 1990.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|