Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние экономики СССР в послевоенные годы

Содержание

Введение. 3

1.Состояние экономики СССР в послевоенные годы.. 4

2.Планы восстановления и развития народного хозяйства СССР. 10

2.1.План на 1946-1950 гг. 10

2.2.План на 1951-55 гг. 15

2.3.План на 1956-60гг. 16

2.4.План на 1959-65 гг. 17

Заключение. 20

Список литературы.. 21


Введение

Одним из грозных испытаний для советского народа была Великая Отечественная война. Нападение гитлеровской Германии на нашу страну прервало мирный созидательный труд многонациональной семьи народов СССР - первого на планете социалистического государства.

В борьбе с фашистскими захватчиками, в восстановлении разрушенного врагом хозяйства Советский Союз опирался на экономическую базу, созданную в годы до военных пятилеток. Перебазирование в начале войны промышленных предприятий на восток страны имело решающее значении для укрепления военной мощи, экономического развития страны, разгрома врага, восстановления народного хозяйства.

Масштабы восстановительных работ были такими, каких не знала наша страна за всю многовековую историю. В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесён невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах.

Заголовком успеха, достигнутого в восстановлении народного хозяйства страны, была мудрая политика Коммунистической партии - инициатора, вдохновителя и руководителя всех важнейших государственный мероприятий; великая дружба советских народов, их интернационализм и взаимопомощь.

С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей.

Рассмотрение особенностей планирования в СССР в послевоенные годы является основной целью данной работы.


Состояние экономики СССР в послевоенные годы

Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы - Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации.

Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.

Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями, минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).

Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу.

Решающей стала позиция Сталина - все попытки перемен в этой области наталкивались на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми присущими ей недостатками.

Также в этот период встал вопрос: что такое советская система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь ставила столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет министров СССР).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики.

1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялись технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь», вступил в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий.1 Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов - Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжилась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели и к росту численности рабочего класса.

После войны страна находилась в разрухе, и остро встал вопрос выбора пути хозяйственного развития. Альтернативой могли бы стать рыночные реформы, но существующая политическая система не была готова к этому шагу. Директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д.

Развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

После окончания войны, несмотря на усилия, довоенный уровень развития народного хозяйства по основным показателям не был достигнут. Объем промышленной продукции составил 91% к уровню 1940 г., добыча угля -- 90%, нефти -- 62%, выплавка чугуна -- 59%, стали -- 67%, выпуск ткани -- 41%, грузооборот всех видов транспорта -- 76%, розничный товарооборот -- 43%, среднегодовая численность рабочих и служащих -- 87%. Посевные площади сократились на 37 млн. га, а поголовье скота уменьшилось на 7 млн. голов.

 Доход страны в 1945 г. составил 83% к уровню 1940 г. Наиболее тяжело отразилась война на трудовых ресурсах: число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности -- на 2,4 млн., в сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин - на 60%1.

К экономическим проблемам СССР добавились и внешнеполитические. Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии “холодной войны”. Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы.


2.Планы восстановления и развития народного хозяйства СССР

План на 1946-1950 гг.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. Основная его задача — восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. — уже на 21% к предыдущему году (за 1949—1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.

Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.

Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.

Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946—1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.

Перевод экономики в годы войны на военные рельсы привел к диспропорциям в развитии отдельных отраслей промышленности, которые надо было преодолеть. Предстояло восстановить разрушенные производственные связи не только между отдельными предприятиями, но и промышленными центрами страны, перераспределить, сообразуясь с задачами мирного времени, материальные, финансовые и трудовые ресурсы между отраслями народного хозяйства, значительно повысить в общем объеме промышленного производства удельный вес гражданской промышленной продукции.

Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти — на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов — в два раза.

Война нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. Фашисты разрушили и разграбили более 40% всех колхозов и совхозов. Трудоспособное население в сельской местности сократилось с 35,4 млн. до 23,9 млн. человек. Численность тракторов в сельском хозяйстве составила 59% довоенного уровня, а количество лошадей снизилось с 14,5 до 6,5 млн. голов. Это привело к сокращению посевных площадей на 36 млн. га и снижению валового сбора зерна с 762 до 333 млн. ц. В целом объем валовой продукции сельского хозяйства уменьшился на 40%. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по сравнению с довоенным оказался ниже, чем уровень после Первой мировой войны и Гражданской войны.

В первый год послевоенной пятилетки к огромному ущербу, нанесенному сельскому хозяйству войной, прибавилось стихийное бедствие. В 1946 г. Украину, Молдавию, области Центрально-Черноземной зоны, Нижнее и часть Среднего Поволжья охватила засуха. Это была самая жестокая засуха, поразившая нашу страну за предшествующие пятьдесят лет. В этот год колхозы собрали зерна в 2,6 раза меньше, чем до войны. Засуха тяжело отразилась и на животноводстве. В охваченных засухой районах численность только крупного рогатого скота снизилась на 1,5 млн. голов. На выручку районам, пострадавшим от засухи, пришли труженики других регионов страны, выделившие из своих скудных ресурсов материальные и финансовые средства.

Ежегодно увеличивались ассигнования на развитие сельского и лесного хозяйства из государственного бюджета. При этом возрастали не только абсолютный размер этих средств, но и их удельный вес в расходах на народное хозяйство. Если в 1946 г. они составляли 12,9 млрд. руб., или 11,9% расходов на народное хозяйство, то в 1950 г. их объем составил 34 млрд. руб., а удельный вес — 21,6%. Всего за годы послевоенной пятилетки из государственного бюджета было направлено в сельское и лесное хозяйство 115,5 млрд. руб.

Кроме централизованной помощи сельскому хозяйству со стороны государства, не менее важной была помощь промышленных предприятий и жителей городов. Городские предприятия построили и отремонтировали десятки тысяч жилых домов, машинно-тракторных станций, производственных зданий, детских садов, клубов, библиотек и т. п. Все это позволило укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства. Однако средств для сельского хозяйства не хватало. Недостаточное ресурсное обеспечение сельского хозяйства особенно проявилось в засуху 1946 г. Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.

Опыт многих поколений земледельцев, научные разработки доказывали, что одним из методов борьбы с засухой является лесоразведение в степных районах. Полезащитные лесные полосы охраняют поля от суховеев, улучшают водный режим почвы, увлажняют воздух, создают благоприятный микроклимат для посевов, предотвращают выдувание верхнего плодородного слоя и эрозию почвы. Для того чтобы придать лесоразведению в степных и лесостепных районах организованный характер и государственные масштабы, был принят “План полезащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР”. Особое внимание в нем уделялось лесоразведению. В течение 1950—1965 гг. предусматривалось создание в 16 областях в основном в РСФСР, УССР восьми крупных государственных лесных полос общей протяженностью 5320 км. Кроме того, намечалось насаждение защитных лесных полос на полях совхозов и колхозов общей площадью 5 млн. 709 тыс. га.

Весной 1949 г. широким фронтом начались лесопосадочные работы. Особенно активно они велись в Краснодарском крае, Сталинградской, Рязанской, Ростовской и Тульской областях.

Начатые в годы первой послевоенной пятилетки работы по преобразованию земли, улучшению условий для сельскохозяйственного производства дали положительные результаты. Колхозы, совхозы и лесхозы заложили до 1951 г. полезащитные лесные полосы на площади 1852 тыс. га: Камышин — Волгоград, Воронеж — Ростов-на-Дону, Пенза — Каменск, Белгород — Дон, Чапаевск — Владимировка и др. Их протяженность составляла более 6 тыс. км.

Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.

Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. возрос на 73%, капитальные вложения — в три раза, производительность труда — на 37%, а произведенный национальный доход — на 64%.


План на 1951-55 гг.

19-й съезд КПСС (1952) определил главную задачу пятого пятилетнего плана (1951—55) — дальнейший подъём всех отраслей народного хозяйства на основе преимущественного развития тяжёлой промышленности, высоких темпов роста производительности общественного труда, улучшения качества и ассортимента продукции. План предусматривал широкую программу повышения жизненного уровня народа.

 Годы 5-й пятилетки характерны мощным развитием социалистического соревнования, появлением его новых форм: движение за комплексную экономию материалов, снижение себестоимости на каждой операции, увеличение съёма продукции с производственной площади и др.

В результате выполнения плана национальный доход увеличился на 71%, производственные основные фонды в народном хозяйстве — на 62, продукция промышленности — на 85, продукция с, хозяйства — на 21%.

Были заложены основы создания ряда новых отраслей машиностроения, а также атомной энергетики. Объём капитальных вложений возрос на 90%. Продукция машиностроения и металлообработки выросла в 2,2 раза по сравнению с 1950; производительность труда на 1 работающего в промышленности увеличилась на 49%. Были перевыполнены задания по увеличению выпуска товаров народного потребления. Важной особенностью 5-й пятилетки было сближение темпов роста производства средств производства и производства предметов потребления. Если в 4-й пятилетке темпы роста продукции группы «А» были выше темпов роста продукции группы «Б» на 36%, то в 5-й пятилетке — на 4%. Важные меры были приняты для ускорения развития сельского хозяйства. Посевные площади выросли со 146,3 млн. га в 1950 до 186 млн. в 1955. Освоение целинных и залежных земель, укрепление колхозов кадрами, усиление роли принципа материальной заинтересованности колхозников и др. мероприятия обеспечили увеличение роста с.-х. продукции.

Также было построено 3200 новых крупных государственных промышленных предприятий. Вошли в строй Приднепровская, Черепетская, Южно-Кузбасская, Серовская и Южно-Уральская районные тепловые электростанции. В 1954 дала ток первая в мире атомная электростанция. Вошли в строй Камская, Горьковская, Цимлянская, Каховская, Усть-Каменогорская, Мингечаурская и Гюмушская гидроэлектростанции. Построены Орско-Халиловский металлургический комбинат и Череповецкий металлургический завод, Березниковский калийный и Новокуйбышевский нефтеперерабатывающие комбинаты и др. закончено строительство Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина. Вступил в строй Ленинградский метрополитен. Реальная заработная плата рабочих и служащих выросла на 39%, доходы крестьян в расчёте на 1 работающего — в 1,5 раза. Значительно расширилось экономическое сотрудничество с социалистическими странами, особенно в рамках СЭВ.

 Выполнение 4-го и 5-го пятилетних планов позволило значительно превзойти довоенный уровень экономического развития страны. В 1955 стоимость всех производственных основных фондов по сравнению с 1940 выросла в 2 раза, национальный доход — в 2,8 раза.

План на 1956-60гг.

 Главная экономическая задача шестого пятилетнего плана (1956—60) состояла в том, чтобы на базе преимущественного развития тяжёлой промышленности, непрерывного технического прогресса и повышения производительности труда обеспечить дальнейший рост народного хозяйства, особенно прогрессивных отраслей промышленности, подъём сельского хозяйства и на этой основе значительно повысить материальное благосостояние народа. За 6-ю пятилетку национальный доход увеличился на 54%, валовая продукция промышленности — на 64, сельского хозяйства — на 32%. Общий объём капитальных вложений вырос с 91,1 млрд. руб. в 5-й пятилетке до 170,5 млрд. в 6-й, или на 87%.

Создавались многие новые отрасли и производства — приборостроение, радиотехническая и электронная, производство товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода (холодильники, стиральные машины и т.д.).

Производительность труда на 1 работающего в промышленности выросла на 37%, в строительстве — на 54 и на ж.-д. транспорте — на 48%. Объём розничного товарооборота возрос на 57%. Продолжено осуществление крупной программы освоения целинных и залежных земель. Посевные площади составили в 1960 203 млн. га. Характерная особенность пятилетнего плана — координация его заданий с планами стран — членов СЭВ.

 За 1956—58 вступили в строй 2690 крупных государственных промышленных предприятий, завершено строительство Волжской гидроэлектростанции им. В. И. Ленина и введена в действие высоковольтная линия электропередачи Волжская ГЭС — Москва. Вступили в строй Иркутская, Новосибирская, Кайраккумская, Ткибульская и Арзнинская гидроэлектростанции, а также Томь-Усинская, Верхнетагильская районные тепловые электростанции. Сданы в эксплуатацию Серовский ферросплавный завод, Новогорьковский и Волгоградский нефтеперерабатывающие заводы, Саратовский химический комбинат и др. предприятия. В 1956 вошёл в строй газопровод Ставрополь — Москва.

План на 1959-65 гг.

 Необходимость решения ряда важных народно-хозяйственных проблем, выходящих за рамки пятилетнего плана, изыскание дополнительных средств на социально-культурное строительство, а также открытие эффективных месторождений полезных ископаемых потребовали изменения заданий на последние 2 года 6-й пятилетки и разработки семилетнего плана (1959—65).

Двадцать первый съезд КПСС (1959) сформулировал главную задачу этого плана — всестороннее развитие производительных сил, всех отраслей экономики, значительное усиление экономического потенциала страны, обеспечение непрерывного повышения жизненного уровня народа. Особое внимание уделялось развитию современных высокоэффективных отраслей и производств.

Планировались высокие темпы роста продукции сельского хозяйства, а также реконструкция транспорта. Капитальные вложения распределялись по отраслям таким образом, чтобы создать предпосылки для существенного изменения структуры производства в последующие годы. Намечались широкая программа технического прогресса и дальнейшего повышения уровня концентрации, специализации и кооперирования производства; упорядочение заработной платы, значительное расширение жилого строительства. В плане учитывалось углубление международного социалистического разделения труда и развитие экономических связей с освободившимися от колониальной зависимости странами.

 По важнейшим показателям план был выполнен. В 1965 национальный доход увеличился на 53% по сравнению с 1958, производственные основные фонды — на 91%, в том числе в промышленности — в 2 раза, продукция промышленности — на 84%, сельского хозяйства — на 15%. Производительность труда возросла по народному хозяйству на 40%, в промышленности — на 42, в сельском хозяйстве — на 30, в строительстве — на 53%. Капитальные вложения в народное хозяйство составили 281 млрд. руб. — на 22,2 млрд. руб. больше, чем было вложено в народное хозяйство за 1918—58.

 Построено 5470 крупных государственных промышленных предприятий, в том числе районные тепловые электростанции: Ведовская и Назаровская в Сибири, Троицкая и Яйвинская на Урале, Конаковская в Калининской обл. и др. Вошли в строй Нововоронежская и Белоярская атомные электростанции. Построена в то время самая крупная в мире Братская гидроэлектростанция, а также Боткинская, Днепродзержинская, Бухтарминская, Кременчугская, Киевская гидроэлектростанции; Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический заводы, Качканарский горно-обогатительный комбинат на Урале, Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат, Барнаульский шинный комбинат, Щёкинский химический комбинат, Солигорские калийные комбинаты, Сумгаитский, Чарджоуский и Гомельский суперфосфатные заводы и др. Проложен газопровод Бухара — Урал. Вступил в строй Киевский метрополитен.

Осуществлены значительные сдвиги в размещении производительных сил прежде всего путём интенсивного вовлечения в хозяйственный оборот богатых природных ресурсов страны, особенно в восточных районах. Были проведены мероприятия по повышению минимальных размеров заработной платы рабочих и служащих. Отменены или снижены налоги на заработную плату для значительной части рабочих и служащих. Установлены пенсии для колхозников. Повышены минимальные размеры пенсии, сокращены рабочий день и рабочая неделя, улучшено медицинское, культурное и бытовое обслуживание населения. Реальные доходы в расчёте на 1 работающего возросли на 33%, в том числе реальные доходы колхозников — на 49%. Объём розничного товарооборота вырос в 1,6 раза. Построены жилые дома общей площадью 558 млн. м 2, а также 3510 тыс. домов в колхозах. В 1959 введено всеобщее обязательное 8-летнее обучение. Значительно возросло число квалифицированных рабочих, специалистов высшей и средней квалификации, а также научных работников.


Заключение

Таким образом, восстановление и развитие народного хозяйства СССР в послевоенные годы проходило в сложных условиях. Страна, особенно ее европейская часть, находилась в полной разрухе - промышленность и сельское хозяйство практически надо было восстанавливать заново. Страна потеряла около 30% национального богатства. Положение усугубилось нехваткой финансовых и людских резервов.

Стратегическая задача четвертой пятилетки (1946-1950 годы) заключалась в том, чтобы в первую очередь восстановить районы страны, находившиеся в оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23%). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности.

Одной из наиболее трудных задач послевоенной пятилетки было восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства.

В целом, в результате успешного выполнения пятилетних планов в СССР осуществлены индустриализация страны, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция; построено развитое социалистическое общество и создаётся материально-техническая база коммунизма. Намного выросли национальное богатство, производственно-технический потенциал страны, производительность общественного труда и благосостояние народа.

Вследствие более высоких темпов развития хозяйства в ранее отсталых районах страны в основном было завершено выравнивание экономического развития союзных республик. Была создана мощная общесоюзная экономика, представляющая взаимосвязанный народно-хозяйственный комплекс.

 Благодаря высоким устойчивым темпам развития народного хозяйства СССР завоёваны важные рубежи в мировой экономике и экономическом соревновании двух общественных систем.


Список литературы

1. Вознесенский Н.А. Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. - Избранные произведения.1931-1947гг. - М.: «Просвещение», 1979.

2. Вощанова Г.П., Годзина Г.С. История экономики – М.: «Инфра-М», 2001.

3. История СССР. Учебник для вузов. // Под редакцией Островского В. П. - М.: «Инфра-М», 2004.

4. Кравченко Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Экономика», 1970.

5. Поляк Г.Б. Послевоенное восстановление народного хозяйства – М.: «Финансы и статистика», 1986.

6. Тимошина Т.М. Экономическая история России: Учеб. пособие для вузов // Под ред. Чепурина М.Н. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: «Юстицинформ», 2005.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...