Стратегия контраста
Лабораторная работа №5 Тема: Знакомство со средствами композиции интерьера. Цель: изучить средства композиции интерьера (контраст, нюанс, тождество, пропорции, ритм), усовершенствовать умения эскизирования, воспитать умение улавливать закономерную связь между повторением и интервалами, развить творческое мышление. Инструменты и материалы: карандаши, бумага формата А4, резинка. Общие теоретические сведения Контраст Это резкое различие элементов, предметов, форм и т.д. по следующим категориям: размер, форма, тон, цвет, отношение к пространству и т.д. Выделяют: Одномерный контраст. Идет различие по одной категории. Многомерный контраст. Идет противопоставление по нескольким категориям. Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия. Нюанс Это незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, а различие идет на чуть-чуть. Тождество Это повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон...). Требования к тождественной композиции: 1) элемент должен быть простой, выразительный, красивый. 2) должно соблюдаться отношение тождественного элемента к пространству. Ритм Это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. (такт, мерность, мерное течение) Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ими. Ритмические повторы могут быть: равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.
Статический ритм. Состоит из элементов повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными. 1) Простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом. (См рис.1) рис.1 2) Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на: - Чередование на одинаковых интервалах. (См. рис.2) рис.2 - Чередование равных элементов с неравными интервалами (См. рис.3) рис.3 - Ряд с чередованием неравных элементов (См. рис 4) рис.4 Динамический ритм. Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, см. рис.5) или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число, рис.6) прогрессии. рис.5
рис.6 (на рис.5,6 показана прогрессия интервалов, построение прогрессии размеров элементов происходит по такому же принципу). Использование цвета в интерьере позволяет менять восприятие пропорций помещений. Чтобы оптически увеличить комнату, окрасьте стены в светлые холодные тона. В основе видимости сужения-расширения простанства лежат контрасты цвета: теплый-холодный и светлый-темный. Красно-коричневые цвета привносят иллюзию тепла в атмосферу помещения, делают квартиру гостеприимной, а темные тона создают эффект интимности и уюта. Игрой контрастов можно визуально приподнять или опустить потолки, окрасив их в отличный от стен цвет в зависимости от необходимого эффекта. Архитектурные детали так же можно выделять или нивелировать при помощи контраста светлых и темных тонов. А вот в небольшой комнате архитектурные элементы можно скрыть, покрасив их тем же цветом, что и стены.
Можно использованием цветовых контрастов поделить пространство помещения на зоны, что актуально это для небольших помещений.
Феномен контраста Комната будет выглядеть унылой и неуютной, если в ней нет разнообразия фактур. Их взаимодействие - контраст поверхностей - придает интерьеру энергичность, делает его оригинальным. Но здесь важно не переборщить: должна соблюдаться мера противопоставлений. В интерьерной композиции контраст неразрывно связан со своим антиподом - нюансом. Обычно он применяется для дополнения или смягчения контраста. Если контраст не дополняется тонкими переходами, он может не только огрубить композицию, но и разрушить ее целостность. Нюанс предполагает небольшое различие свойств: нюанс форм и размеров используется в борьбе с монотонностью, нюанс цвета - для зрительного разделения плоскостей. Так или иначе, нюансы придают интерьеру необходимую теплоту, важную для жилой среды.
Силуэты растений и конструкция из камня вторят рисунку витражного окна - создается смысловая целостность композиции
Кружево кованой мебели рядом с сантехникой обтекаемых очертаний. Различие в форме и материале придает комнате утонченность
Металл и дерево - разница фактур, цвета создает контраст особенностей материалов. Холодность металлических бликов смягчается теплыми оттенками ротанга, отражающегося в гладкой стальной поверхности. Податливость дерева усиливается при сравнении с прочностью стали. Сочетание четкой графики кладки кирпича с фактурой цветных покрывал. Текстиль с рисунком выигрышно смотрится в комнате с простой отделкой
Рисунок с эффектом "размытости" на абажурах бумажных светильников делает их еще более хрупкими на фоне плотной стены. Контраст фактуры гладкого дерева и шероховатости фона смягчен "тактильным нюансом" - покрывалом из натуральной ткани.
Стратегия контраста Комнате, в которой все идеально сочетается, недостает пикантности. Посчитайте, сколько разных фактур в вашем интерьере. Как взаимодействуют друг с другом материалы стен, пола, мебели, декоративных элементов? Не слишком ли однородно помещение? Не все ли в нем мягкое или слишком твердое? Эксперименты с фактурами - быстрый и недорогой способ изменить внешний вид комнаты. Кухня, в которой должно быть много гладких поверхностей по практическим соображениям, станет уютнее, если добавить несколько мягких теплых штрихов, например подушки на стулья, салфетки, шторы. Точно так же "твердые" штрихи, тут и там, придадут слишком "мягкой и пушистой" комнате динамизм, сделают ее более интересной по контрасту. Противопоставленные фактуры не должны выглядеть случайными фрагментами. Чтобы композиция казалась уравновешенной, используемые в ней фактуры нужно организовать ритмично. Для полного эффекта комбинирования в помещении должно присутствовать несколько отражающих поверхностей (стеклянные столешницы, зеркала, блестящие рамки, фурнитура на мебели). Матовое рядом с блестящим, шершавое с гладким, мягкое с твердым, не прозрачное с прозрачным - чередуя материалы, вы акцентируете лицо и индивидуальность каждого предмета и добавляете особый шарм общему дизайну.
Пример удачного сочетания светлой плоскости стены и темной "затертой" фактуры керамической плитки с металлическим эффектом
Низко висящие светильники четко цилиндрической формы располагаются в непосредственной близости от гибкого по силуэту кресла из формованного пластика. Буквальный контраст форм приглушен изогнутыми линиями каминного портика
Частичная облицовка стены камнем имитирует "утраты" старинной кладки. Грубая фактура нейтрализует и уравновешивает гладкую поверхность плазменной панели
Интерьер гостиной выдержан в стиле русского варианта кантри. В оформлении каминного узла резко выражено различие свойств материалов: спилы круглых бревен служат фоном для кладки из искусственного камня. В итоге единство форм становится более напряженным и впечатляющим. Применение контраста в качестве средства композиции имеет свои особенности. В некоторых случаях его использование предопределяет сама конструкция. Вход в виде полуциркульной арки в гостиную является композиционным и смысловым центром помещения. Он контрастирует со всем интерьером по фактуре и в то же время четко рифмуется по цвету с деревянными балками на потолке.
Пропорции помещения. Размеры и пропорции помещений воспринимаются по-разному в зависимости от примененных в интерьере цветов. Так, стены, окрашенные в тяжелые, плотные цвета, давят, теснят; стены же, окрашенные в легкие светлые тона, создают впечатление простора и свободы. Поэтому помещения со светло-голубыми стенами кажутся значительно больше, чем с красно-коричневыми. Это свойство цветов целесообразно использовать в излишне затесненных квартирах.
Восприятие пропорций помещения связано также с рисунком, фактурой и способами применения отделочных материалов и искусственного освещения. Чтобы комната казалась просторнее, обои или пленки должны иметь мелкий рисунок с расплывчатым контуром. При использовании отделочных материалов с крупным и четким рисунком помещение кажется меньше. Чтобы помещение казалось более высоким, цвет доводят до потолка. При заметном бордюре высота комнаты зрительно уменьшается, верхняя кромка стены, а с ней и потолок как бы приближаются к человеку. Панели в жилых квартирах обычно не выделяют другим цветом, так как комнаты в этом случае также кажутся ниже. Встроенная мебель позволяет наиболее целесообразно использовать площадь квартиры. Во встроенных шкафах в спальне, общей комнате, передней и кухне можно разместить хозяйственные вещи, в результате отпадает необходимость в передвижной мебели для этих целей. Встроенные шкафы создаю^ лучшие гигиенические условия в помещении, поскольку исключается скапливание пыли на них и под ними. Стоимость таких шкафов в 2,5...3 раза меньше стоимости обычных передвижных шкафов. Само название "встроенные шкафы" говорит о том, что эти шкафы встраивают в комнату в процессе строительства. Весь их обьем находится за пределами комнаты. Только грань с дверцами расположена в плоскости перегородки комнаты. При рациональном расположении встроенных шкафов, умело подобранных габаритах дверок и хорошем качестве отделки такие шкафы могут украсить помещение. В процессе строительства в пределах комнаты или подсобных помещений можно делать пристенные шкафы (с одной - тремя примыкающими к перегородкам гранями). Внутриквартирную перегородку можно заменить шкафом-перегородкой (рис. 40). Одна часть такого шкафа может быть обращена в одну комнату, а другая - в соседнюю или подсобное помещение. Конструкция шкафов-перегородок зависит от того, в какое помещение они открываются. Например, шкаф-перегородку между общей комнатой и кухней можно сделать в виде буфета с передаточным окном и откидным столиком со стороны кухни.
Встроенные шкафы для одежды, белья и обуви целесообразно устраивать в спальнях. Глубина шкафа для платья должна быть не менее 55 см. Длину его определяют из расчета 0,8 м на одного человека, учитывая, что одна вешалка с платьем занимает в поперечном направлении 7...9 см. С точки зрения восприятия внутреннего объема и удобства расстановки мебели наиболее благоприятными соотношениями сторон жилых помещений можно считать от 1:1,1 до 1,1...1,6. Согласно действующим нормам длина жилых комнат не должна превышать их двойной ширины и их двойной высоты. Высоту помещений квартиры определяют как исходя из санитарно-гигиенических и экономических требований, так и по соображениям застройщика. Она не должна быть меньше 2,5 м. В некоторых случаях застройщик вынужден прибегать к корректировке неудачных объемов помещений. Например, высота небольших в плане помещений квартиры - коридоров, шлюзов, уборных, кладовых - 3 м и более велика. Поэтому, чтобы улучшить пропорции этих помещений и одновременно получить дополнительную площадь для хозяйственных нужд, делают антресольные шкафы. Недостатки планировки пространственной композиции помещений можно также исправить: выделением части слишком удлиненной комнаты в виде алькова или расположением в торцах этой комнаты встроенных шкафов; членением комнаты стеллажами, полками и т. п.; использованием архитектурных декоративных деталей, цвета, различных отделочных материалов и т. д.
Читайте также: I. Стратегия обучения правописанию Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|