Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог

Экономическая сущность налогов

 

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

Налог – это обязательный взнос юридических и физических лиц в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке и на условиях определяемых законодательством [20].

Налог как юридическая категория – это установленный правовыми нормами и обеспечиваемый принудительной силой государства многоступенчатый, имеющий сложную структуру процесс отчуждения во внесудебном порядке части собственности юридических или физических лиц, выраженной в виде дохода, полученного от осуществления предпринимательской или трудовой деятельности под покровительством государственной власти, или в виде стоимости иного имущества и направляемой на выполнение возложенных на государство функций.

Данное комплексное определение наиболее глубоко отражает сущность налога, характеризует его как процесс, имеющий сложную структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов, раскрывает налог с позиции права [7, c.79].

Согласно Налоговому Кодексу Республики Беларусь (далее – НК) [10] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (ст.6 НК).

Современное определение понятию «налог»: Налог – это индивидуально безэквивалентное движение денежных средств от индивида к государству, осуществляемое на основе принуждения со стороны власти, нацеленное на формирование денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

В наиболее обобщенной форме налоги определяются как императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд [1, c.19-20].

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы, с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе экономические процессы [9].

Согласно Конституции республики Беларусь [6], граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей [ст.56 Конституции РБ].

Отдельный налог характеризуется набором типовых признаков, определяющих роль налога в экономическом механизме государства, правила расчета и сбора налога. Всю совокупность типовых признаков налога можно разделить на три группы:

· Целевые признаки;

· Организационные;

· Системные.

Целевыми признаками являются:

1. Поддерживаемые органы управления;

2. Целевое назначение налога (состав расходов, покрываемых налоговым сбором);

3. Целевое назначение представленных льгот (область вложения средств, оставленных у налогоплательщика).

Организационными признаками налога являются:

1. Объект налога – это то, что облагается налогом (доход, имущество и т.п.);

2. Источник выплаты налога – фонд или средства, из которых уплачивается налог (текущий доход, кредит и т.п.);

3. База налога – сумма, с которой взимается налог;

4. Ставка (шкала ставок) налога – размер налога на единицу обложения;

5. Субъект налогообложения – лицо, обязанное по закону платить налог.

Системные признаки налога позволяют дать характеристику его места в общем процессе финансовых потоков:

1. Доля налога в бюджетных поступлениях;

2. Доля налога в общем налоговом давлении на налогоплательщика;

3. Степень удовлетворения налогом финансовых потребностей сферы своего назначения;

4. Степень собираемости налога;

5. Экономические последствия предоставленных льгот по налогу (убытки, будущие доходы);

6. Расходы на сбор налога [2].

Основные признаки понятия "налог":

- Императивность, которая предполагает отношения власти и подчинения;

- Смена формы собственности. Посредством налогов часть собственности субъекта в денежной форме переходит в государственную, при этом образуется бюджетный фонд. Этот признак позволяет отличить налоги от сборов (целевые сборы).

- Безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога никогда не возвращается субъекту налога и последний при этом не получает ничего взамен. По этому признаку пошлины отличаются от налогов [1, с. 20].

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:

§ объект налогообложения;

§ налоговая база;

§ налоговый период;

§ налоговая ставка (ставки);

§ порядок исчисления;

§ порядок и сроки уплаты (ст. 6 НК).

Структура налога

Каждый налог содержит следующие элементы:

Ø Субъект налога (налогоплательщик) – это юридическое или физическое, которое по закону государства обязано платить налог.

Ø Носитель налога – это юридическое или физическое лицо, которое, в конечном счете, несет издержки и ущерб по уплате налога.

Субъект налога или плательщик не всегда являются действительным его носителем, поскольку иногда налог перекладывается на других лиц, например, облагая таможенной пошлиной какой-либо товар, понятно, что он будет переложен на потребителей путем надбавки к цене. Если субъект налога может переложить свой налог на другого, то он уже не носитель налога.

Ø Сфера действия налога – совокупность носителей налога, на которых, в конечном счете, ложится его бремя [9, с.21].

Ø Объект налога – это предмет, подлежащий обложению (доход, товары, имущество и др.). Часто название налога вытекает из объекта (подоходный, поземельный налог и др.).

Ø Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. По некоторым налогам (налог на прибыль) объект и источник налога совпадают [5, с.47].

Ø Масштаб налогообложения – это единица, которая кладется в основу измерения налога; в промысловом налоге масштабом может быть оборот предприятия или его прибыль, или его капитал, или количество рабочих и станков, или величина помещения, или плата за него и т.д.

Ø Единица обложения – единица измерения объекта (по подоходному налогу – денежная единица страны, по земельному – гектар, акр и т.д.).

Разница между масштабом и единицей обложения заключается в том, что в масштабе единица обложения берется как принцип, единица обложения берется как мера [1, с.52].

Ø Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения; выраженная в процентах она носит название квоты. Различают:

· Твердые ставки устанавливаются в сумме на единицу объекта.

· Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту либо стоимости имущества.

· Прогрессивные ставки – это ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает: простой (ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога); сложной (объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не по всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень).

· Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

Ø Налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта [21, с.23].

Ø Налоговый порог – расчетная величина налогового оклада к доходам.

Ø Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, отсрочка в уплате налогов и др. [5, с.48].

Способы взимания налогов:

В налогообложении действуют три способа взимания налогов (см. приложение А).

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра. Кадастр – это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота; при домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом – численность рабочих, количество станков и т.д.

Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, подомовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

Второй способ – административный – предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др.

Третий способ – декларационный – предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах [1, c.40-41].

Функции налогов:

Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Конкретная формулировка функций налогов вытекает из самого понятия налогов [9, с.17].

В числе налоговых функций обычно выделяются (см. приложение Б):

1) Фискальная – выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются [21, с.15]

2) Регулирующая – регулирование хозяйственной конъюнктуры, структуры занятости, накопления, внешнеэкономических связей, научно-технического прогресса и других объектов. Суть ее сводится к тому, что налогами облагаются ресурсы, направляемыми на потребление, а ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов, освобождаются от налогообложения. Поэтому данная функция имеет три составляющие:

-стимулирующая – оказывает влияние на воспроизводство, стимулируя его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения, используя систему льгот и освобождения;

-сдерживающая – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

-воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов [1, с.29].

3) Перераспределительная – обеспечение процесса перераспределения части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства [5, с.43].

4) Контрольная – своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и в конечном счете определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

5) Социальная – поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения.

Итак, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых и финансовых отношений [1, с.30].

 

Классификация налогов

 

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам. Она важна для организации рационального управления налогообложением. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия – на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие, не менее важные, классификационные признаки. Они универсальны, а их применение зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.

Состав налогов можно классифицировать, объединив группы налогов по определённым признакам: объекту обложения, особенностям ставки, полноте прав соответствующих бюджетов поступающих налоговых сумм и др.

Группирование налогов необходимо как для упрощения налоговых расчётов, составления отчётности с использованием машинной обработки данных, так и для провидения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства.

В приложении В представлена несколько упрощенная классификация налогов. Дадим некоторые пояснения к ней [5, c. 51].

По способу изъятия и признаку переложимости различают:

1. Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с имущества или доходов плательщика, окончательным плательщиком которых является владелец имущества (дохода), т.е. юридический и фактический плательщики совпадают.

Эти налоги подразделяются на:

¨ реальные, которые построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги;

¨ личные, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность плательщика. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, имущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.[1, с.32].

2. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

К косвенным налогам относят:

o акцизы, которые в настоящее время делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (обложение по всем товарам). Универсальные косвенные налоги часто называют налогами с оборота; они делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

o государственные фискальные монополии, которые делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель: увеличение доходов государственного бюджета [1, с.33].

o таможенные пошлины, которыми облагаются все товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций, имеют сложную структуру и классифицируются по основным признакам:

· по происхождению – внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);

· по целям – фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;

· по характеру взимания (ставкам) – специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;

· по характеру отношений – конвенционные (платежи по международному договору, устанавливающему принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин) и автономные (вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа).

Таможенные пошлины бывают возвратные (сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности) и дифференциальные (вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран) [1, c.34].

По уровню органов управления налоги классифицируются следующим образом:

1. В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит, как правило, из двух звеньев – республиканского и местных бюджетов. Соответственно существуют республиканские (государственные) налоги, устанавливаемые верховной властью (они взимаются на основе государственного законодательства и поступают в госбюджет), и местные налоги (взимаются местными органами самоуправления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты). Такая бюджетная система функционирует в Республике Беларусь, Франции, Италии, Японии, где имеются центральный и местные бюджеты.

2. В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех основных звеньев. В США, например, есть федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система в Германии, где членами федерации являются земли, имеющие свои бюджеты. В России также трехзвенное бюджетное устройство: федеральный бюджет, региональные (территориальные бюджеты субъектов федерации) и местные бюджеты. Соответственно и налоги в федеральном государстве делятся на федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги [5, c.54].

По целевой направленности введения налогов различают:

- общие (абстрактные) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

- целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют:

¨ налоги, взимаемые с физических лиц;

¨ налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

¨ смежные налоги (уплачивают и физические, и юридические лица) [9, c.35].

По уровню распределения в бюджете различают:

· закрепленные налоги, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета;

· регулирующие налоги, которые используются для сбалансирования бюджетов в текущем году. Размеры распределения устанавливаются ежегодно.

По порядку введения налоги могут быть:

- общеобязательными, взимаемыми на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

- факультативными, предусмотренными основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

От уровня производства можно выделить две группы налогов:

· фиксированные, т.е. непосредственно не зависящие от уровня производства, продаж и других экономических показателей, связанных с деловой активностью (например, налоги на имущество, земельный налог). Такие налоги можно назвать условно-постоянными. Эти налоги являются структурообразующими, т.е. поощряют приток капиталов из менее эффективных областей применения в более эффективные, причем направление потоков определяется потребностями рынка и не требует бюрократического регулирования.

· условно-переменные (перераспределительные) – напрямую связаны с деловой активностью налогоплательщика. К таким налогам относятся НДС, акцизы. Эти налоги не влияют на сложившуюся структуру капитала и поэтому являются стабилизирующими [1, c.35].

Исходя из стимулирующей функции налогов, их можно подразделить на:

- налоги, регулирующие ценообразование, к которым относятся НДС и акцизы, обеспечивающие регулирование экономики на макроуровне. Они должны быть только государственными, т.е. вводиться законами. Местные органы власти, вводя свои налоги и сборы, не должны нарушать установленный в государстве порядок ценообразования.

- воздействующие на издержки производства – налоги, включаемые в себестоимость продукции. Это чрезвычайный налог, экологический налог, платежи в дорожные фонды, обязательные отчисления в республиканские и муниципальные внебюджетные фонды.

- регулирующие занятость населения – подоходный налог, отчисления в государственный Фонд социальной защиты населения [22, c.75].

В зависимости от характера ставок налоги можно подразделить на:

§ пропорциональные (ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика);

§ регрессивные (ставка которых уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика);

§ прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения) [21, с.17].

По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на:

· себестоимость продукции – земельный налог, экологический налог;

· финансовые результаты – налог на имущество, в том числе балансовую прибыль – налог на прибыль, чистую прибыль – некоторые местные налоги, платежи за превышение лимитов выброса в атмосферу загрязняющих веществ.

По срокам уплаты налоги делятся на:

· срочные;

· периодично-календарные, которые в свою очередь подразделяются на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые [21, c.18].

Таким образом, в первой главе было установлено, что налоги – императивные денежные отношения без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Обладают признаками: императивность, смена формы собственности, безвозвратность и безвозмездность, и взимаются на правовой основе по юридически закрепленным правилам. Имеют свою структуру, функции и разбиваются на группы по классификационным признакам.

Налоги – это ещё и обязательные платежи, которые люди должны уплачивать. Если бы налогов не существовало, то и государство тоже не смогло бы существовать, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений.

 


ГЛАВА 2. Косвенные налоги в их роль в налоговой системе

Республике Беларусь

 

Развитие и совершенствование налоговых отношений привело к появлению разнообразных налоговых форм и видов налогов, имеющих собственное функциональное назначение и отличия в воздействии на экономические процессы. Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные.

В теории налогообложения существуют различные подходы к делению на прямые и косвенные и определению их признаков. Наиболее распространенная концепция определяет косвенные налоги как налоги, включаемые в цену товаров, работ и услуг, увеличивающие их размеры и в конечном итоге уменьшающие доходы плательщиков. Такие налоги фактически платят потребители, а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам. Государство в данном случае косвенно взимает налог с потребителя.

Косвенные налоги имеют ряд преимуществ и недостатков.

Преимущества:

1) Косвенные налоги являются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий.

2) Косвенные налоги, включаемые в цену товара, платятся незаметно для потребителя. Здесь утрачивается непосредственная связь между платежом налога и осознанием этого платежа.

3) Косвенные налоги, входя в цену товаров, не могут сопровождаться недоимками, как это происходит с прямыми налогами: факт приобретения товара, по сути, представляет факт уплаты косвенного налога.

Недостатки:

1) Обратная пропорциональность платежеспособности потребителей – регрессивный характер обложения.

2) Существенные расходы по контролю над налогообложением.

3) Противоречие фискального характера косвенных налогов интересам экономического развития.

Согласно статье 6 Налогового кодекса Республики Беларусь к косвенным налогам отнесены налог на добавленную стоимость и акцизы [9, c. 71].

В статье 43 Закона РБ "О бюджете Республики Беларусь на 2008 год" [14] установлено, что в 2008 году следующую очередность включения в отпускные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) сумм налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с законодательными актами РБ, из выручки от реализации товаров (работ, услуг) имеют:

Ø налог на добавленную стоимость.

Ø акцизы (для подакцизных товаров);

Ø сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог.

2.1 Налог на добавленную стоимость

 

Впервые методика взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была разработана в 1954 г. во Франции экономистом П. Лоре, а с 1956 г. НДС стали применять многие страны мира.

Налог на добавленную стоимость считается одним из самых важных и сложных налогов, входящих в налоговую систему РБ. НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товаров, работ и услуг. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации. [9, с.71;]. В 2008 году доход налога на добавленную стоимость в республиканский бюджет составил 7 225 955 110,0 (тыс. руб.) [14].

Налог регулируется Законом РБ «О налоге на добавленную стоимость» [16] от 19 декабря 1991 г. № 1319-XII в редакции последующих изменений и дополнений.

К преимуществам НДС относят:

¨ высокую продуктивность и доходность. НДС охватывает широкий диапазон товаров и услуг. Повышение ставок налога способно оперативно обеспечивать бюджету дополнительные доходы;

¨ эффективность воздействия на интересы налогоплательщиков. Меняя ставки НДС, государство регулирует перепроизводство товаров, потребительский спрос, стимулирует концентрацию капитала и экономический рост в целом [21, c.32-33].

Плательщики:

1) организации (юридические лица РБ, иностранные и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы) определенные в пункте 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – организации);

2) филиалы, представительства и другие структурные подразделения юридических лиц, имеющие обособленный баланс и расчетный (текущий) счет;

3) организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством РБ;

4) индивидуальные предприниматели.

Индивидуальные предприниматели плательщиками налога при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

· если обороты по реализации товаров (работ, услуг) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысили в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число из таких месяцев;

· если индивидуальные предприниматели осуществляют выделение налога в расчетных и первичных учетных документах, применяемых при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям – плательщикам налога.

Индивидуальные предприниматели имеют право уплачивать налог в порядке, предусмотренном законодательством, независимо от возникновения перечисленных выше обстоятельств; они признаются плательщиками налога в течение 12 календарных месяцев подряд, начиная с месяца возникновения обязательств по исчислению и уплате налога [1, c.237-238].

Объекты налогообложения:

1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ, включая:

¨ использование в качестве основных средств товаров (работ, услуг) собственного производства, а также объектов (этапов) завершенного капстроительства [12];

¨ обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, реализуемых своим работникам;

¨ обороты по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;

¨ обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав.

¨ передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав по соглашению о предоставлении отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства в случаях, предусмотренных законодательством РБ;

¨ передача лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю;

¨ передача арендодателем объекта аренды арендатору [1, с.239];

¨ недостача, хищение и порча товаров; продажа, обмен и прочее выбытие товаров сверх норм естественной убыли, прочее выбытие основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; оборота по реализации услуг по изготовлению товаров из давальческого сырья.

2. обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределы РБ;

3. товары, ввозимые на таможенную территорию РБ (за исключением товаров, освобождаемых от налогообложения при ввозе на таможенную территорию РБ) [21, c.35];

При реализации товаров объектом налогообложения являются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательных, опытно-конструкторских, технологических, проектно-изыскательных, реставрационных и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения являются обороты по оказанию услуг [21, c.36].

Не подлежат налогообложению:

Ø обороты по реализации на территории РБ товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов семей;

Ø обороты по первичному размещению ценных бумаг эмитентами, осуществляемые в соответствии с законодательством РБ, кроме их размещения по ценам, превышающим номинальную стоимость;

Ø перечисляемые в доход бюджета средства от продажи в процессе приватизации имущества, находящегося в собственности РБ, и административно-территориальных единиц, и суммы арендной платы от сдачи в аренду предприятий, находящихся в государственной собственности [9, c.78-79].

Освобождаются от налогообложения обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РБ:

Ø лекарственных средств, а также медицинской техники, приборов и оборудования, изделий медицинского (ветеринарного) назначения, в том числе ввезенных из-за пределов РБ;

Ø медицинских (ветеринарных) услуг, определенных Президентом РБ;

Ø услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми;

Ø услуг в сфере образования;

Ø услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

Ø услуг в сфере культуры и искусства;

Ø ритуальных услуг;

Ø жилищно-коммунальных услуг;

Ø всех видов работ по строительству и ремонту жилищного фонда;

Ø реконструкции и реставрации историко-культурных ценностей;

Ø платных услуг, оказываемых объединением "Охрана";

Ø услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси), а также речным, железнодорожным и автомобильным транспортом в пригородном сообщении;

Ø других услуг, указанных в инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС [21, c.38].

Налоговая база:

Налоговая база (облагаемый оборот) определяется в зависимости от предусмотренных учетной политикой особенностей реализации произведенных или приобретенных товаров, работ и услуг.

При определении налоговой базы оборот от реализации объектов определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах. Если реализация происходила в иностранной валюте, то оборот пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка РБ на момент фактической реализации.

Моментом фактической реализации являются:

§ день зачисления денежных средств покупателя на счет налогоплательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки;

§ либо день отгрузки товара, выполнение работ и предъявление покупателю расчетных документов.

Моментом отгрузки товаров признается день их отпуска со склада.

Моментом выполнения работ (оказания услуг) признается день передачи выполненных работ (оказания услуг) в соответствии с оформленными документами (приемо-сдаточные акты и др.) [21, c.36].

Налоговые ставки:

Налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

1. Ноль (0) процентов – при реализации:

¨ экспортируемых товаров;

¨ работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работах (услугах), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров;

¨ экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ (услуг) по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

Порядок применения нулевой ставки при реализации работ (услуг) определяется Президентом Республики Беларусь.

Применение нулевой ставки означает полное освобождение от налога оборотов по реализации товаров (работ, услуг) путем вычета (зачета, возмещения) сумм налога, уплаченных при приобретении объектов, использованных для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по нулевой ставке, если иное не предусмотрено законодательством.

2. Десять (10) процентов:

· при реализации производимой на территории РБ продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

· при ввозе на таможенную территорию РБ и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

Данная ставка применяется только при налогообложении указанных товаров (работ, услуг), реализуемых на территории РБ. При реализации этих товаров (работ, услуг) за пределы РБ их налогообложение производится с применением налоговой ставки в размере 18%, если иное не установлено законодательством.

3. Восемнадцать (18) процентов:

§ по товарам (работам, услугам), имущественным правам, не указанным выше (в пункте 2);

§ при ввозе товаров на таможенную территорию РБ, либо при использовании товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми они были освобождены от налогообложения в соответствии с законодательством.

4. Девять целых девять сотых (9,09) процента (10: 110 х 100) или 15,25 процента (18: 118 x 100):

· при реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым розничным ценам (тарифам) с учетом налога;

· при расчете налога на добавленную стоимость по полученным штрафным санкциям.

5. Ноль целых пять десятых (0,5) процента -- при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней.

Регулирование налоговыми ставками не является единственным инструментом в применении налогообложения добавленной стоимости. Существует широкая группа налоговых льгот и освобождений, используемых при исчислении НДС [9, с.77-78].

Пор

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...