11.Закон коммуникативных замечаний
11. Закон коммуникативных замечаний
Формулировка закона: если собеседник в общении нарушает некоторые коммуникативные нормы, другой собеседник испытывает желание сделать ему замечание, поправить его, заставить изменить его коммуникативное поведение. Этот закон конкурирует с законом отзеркаливания: верх берет либо отзеркаливание коммуникативной манеры собеседника, либо модификация его поведения - в зависимости от ситуации, участников общения, их коммуникативных ролей, социального и должностного положения и т. д.
12. Закон ускоренного распространения негативной информации Смысл этого закона в следующем: негативная, пугающая, способная повлечь изменения в статусе людей информация имеет тенденцию к более быстрому распространению в группах общения, нежели информация позитивного характера. Это связано с повышенным вниманием людей к отрицательным фактам – в силу того, что положительное быстро принимается людьми за норму и перестает обсуждаться. Люди проявляют большее внимание к негативным фактам, интенсивнее обсуждают негативные факты, поскольку испытывают страх за свое положение, будущее, здоровье и др. Кроме того, обсуждение и ускоренное распространение негативной информации связано со стремлением людей путем словесного обсуждения «плохого» избавиться от страха перед ним (закон речевого поглощения эмоции, о котором будет сказано ниже).
13. Закон искажения информации при ее передаче («закон испорченного телефона») Формулировка закона такова: любая передаваемая информация искажается в процессе передачи в степени, прямо пропорциональной числу передающих ее лиц.
Это означает, что чем большее число людей передает ту или иную информацию, тем больше вероятность искажения этой информации. Искажения происходят вследствие субъективной интерпретации - каждый понимает передаваемое по-своему, а также в силу действия «правила комментирования» чужих слов – каждый передающий информацию фактически комментирует ее в рамках своего понимания, хотя бы интонационно демонстрирует к ней свое отношение. Например, просьбу директора зайти к нему можно передать с разной интонацией: «Директор просил тебя зайти» - нейтрально, с угрозой, с сочувствием, с интересом и т. д., причем в любом случае это будет информация, которую передающий сам добавляет к сообщению – директор его ничего подобного дополнительно сообщать не просил. Человек, получивший соответствующую информацию, уже будет определенным образом настроен перед своим визитом к директору. Искажения вызываются также нашим неумением слушать собеседника, а иногда – стремлением не демонстрировать свою непонятливость и нежеланием переспрашивать, когда что-либо непонятно (мы не поняли, но спросить, уточнить стесняемся). Естественно, что чем через большее «число голов» проходит информация, тем большим искажениям она подвергается; на этом основана забавная популярная игра «Испорченный телефон». Данное явление особенно опасно при передаче директивной информации – от руководителя к исполнителям. Руководителю особенно важно понятно объяснить задачу и проверить правильность ее понимания подчиненными (ср. в армии: – Повторить приказание! ). В связи с этим письменные задания и распоряжения позволяют снизить риск искажения директивной информации.
14. Закон детального обсуждения мелочей Знать этот закон особенно важно, когда мы обсуждаем что-либо коллективно. Формулировка закона: люди охотнее сосредоточиваются на обсуждении незначительных вопросов и готовы уделять этому больше времени, чем обсуждению важных проблем.
Детальное обсуждение мелочей связано с тем, что именно по мелочам, как правило, все люди имеют собственное и вполне определенное мнение, все разбираются в них, в то время как при решении глобальных вопросов многие являются неспециалистами в соответствующих сферах и фактически не участвуют в обсуждении, в принятии решения, либо чисто формально присоединяются к мнению специалистов или авторитетов, не считая себя компетентными или думая, что от них ничего не зависит. Английский исследователь С. Паркинсон, автор знаменитой книги о законах бюрократии «Законы Паркинсона», приводит такой пример: обсуждение выделения многомиллионного кредита на строительства атомного реактора занимает у правления компании две минуты, а дискуссия по проблеме утверждения суммы в 35 шиллингов в месяц на кофе для заседаний некоего комитета - час с четвертью:
Председатель. Пункт 11. Закуски для собраний Объединенного благотворительного комитета. 35 шиллингов в месяц. М-р Туп. А что они там едят? Председатель. Кажется, пьют кофе. М-р Груб. Значит, в год выходит... Так, так, 21 фунт? Председатель. Да. М-р Смел. Бог знает что! А нужно ли это? Сколько они времени заседают? Споры разгораются еще сильней. ... Все знают, что такое кофе, как его варить, где купить и покупать ли вообще. Этот пункт займет час с четвертью, к концу которого собравшиеся потребуют у секретаря новых данных и перенесут обсуждение вопроса на следующее заседание». Следствие из данного закона: необходимо тщательнее готовить обсуждение сложных вопросов, а при обсуждении мелочей предлагать готовое решение на утверждение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|