Основные вычислительные процессы.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Все многообразие сложных алгоритмов строится всего лишь из трех основных видов вычислительных процессов (им соответсвуют типовые структуры алгоритмов):
Линейный вычислительный процесс предполагает выполнение одной и той же последовательности действий при любых допустимых исходных данных. Разветвленный вычислительный процесс предполагает выбор одного из двух или нескольких возможных направлений алгоритма (ветви) в зависимости от результата проверки некоторого условия или условий. Количество ветвей всегда больше числа проверяемых условий. Циклический вычислительный процесс предполагает неоднократное выполнение одной и той же последовательности действий для заданного набора исходных данных. Повторяющаяся цепочка действий называется тело цикла. Существует 2 вида циклических процессов: арифметический и цикл по условию. Арифметический — цикл с изменяемым параметром или цикл с явно заданным числом повторений. Для организации такого цикла в алгоритм вводят специальную переменную (параметр цикла, счетчик), которая изменяет свое значение при каждом выполнении тела цикла от начального до конечного с заданным шагом. Циклы по условию — число повторений заранее не известно. Управляются с помощью заданного условия. В зависимости от месторасположения условия (до или после тела цикла) существует две разновидности — цикл с предусловием и цикл с постусловием.
Цикл с постусловием — тело цикла выполняется всегда хотя бы один раз.
Циклические вычислительные процессы позволяют создавать компактные алгоритмы и программы.
Язык программирования Pascal. Pascal — алгоритмический язык высокого уровня, относится к т.н. процедурным языкам, то есть при построении программы широко используются процедуры и функции. Создавался как язык для обучения, но получил широкую известность благодаря строгим правилам описания объектов программы. На основе Pascal созданы современные системы программирования. К недостаткам Pascal'а относят слабые средства ввода-вывода данных и относительно небольшое количество стандартных математических функций. Основные элементы языка: Алфавит включает в себя 26 латинских букв (регистронезависимый), цифры 0-9, знаки арифметических действий, знаки препинания, некоторые специальные символы. Идентификаторы (имена): Имена в Pascal строятся из латинских букв, цифр, знака подчеркивания. При этом имя не может начинаться с цифр. Именами обозначаются различные объекты программы, например именованные констансты, переменные, функции, процедуры, типы данных и т.д. Желательно, чтобы имена были мнемоничны, т.е. отражали смысл именуемого объекта. Константы: - величиины, которые не изменяют значения в ходе выполнения программы. Могут задаваться либо своим значением, либо именем (именованая константа). Константами могут быть различные типы данных:
◦ Целые ◦ Вещественные ▪ Естественная форма записи (1.243 — точка вместо запятой(!)) ▪ Экспоненциальная форма записи (мантисса и множитель (25.874e-02 = 25,874* 10-2))
Переменные — величины, которые могут изменять свое значение в ходе выполнения программы. Всегда обозначаются именем. Имя переменной связано с определенной ячейкой памяти компьютера. Различают одиночные переменные (одно значение) и переменные-массивы (несколько значений).
Используется индексация массива. В одномерных массивах индекс указывает на порядковый номер элемента. В двумерном массиве используется два индекса. Первый указывает на номер строки, второй — на номер столбца, на пересечении которых находится данный элемент. Для массивов требуется столько ячеек памяти, сколько элементов в массиве. Выражениея — представляют собой операнды, соединённые знаками операций, а по смыслу это правило получения новых значений. В качестве операндов могут ыть константы, переменные, функции. Если в выражении используются только арифметические операции, оно называется арифметическим выражением. Если в выражении присутствует хотя бы одно логическая операция или операция сравнения — оно называется логическим. Операции:
◦ + ◦ - ◦ * ◦ / ◦ div ◦ mod
◦ not ◦ or ◦ and ◦ xor
◦ = ◦ <> ◦ < ◦ > ◦ <= ◦ >= Порядок операций:
Операции одного приоритета выполняются слева направо. Для изменения порядка выполнения используют круглые скобки.
Структура программы: program <имя программы>; <раздел описаний> begin <раздел операторов> end.
Имя можно опустить. В разделе описаний — переменные, описания, типы, метки, процедуры, функции. Для разделения инструкций паскаля используется точка с запятой. Можно делать пробелы и переходы на новую строку. Можно делать комментарии.
Описание констант. Const c1=10; c2=2.75; c3= 'Ф'; c4='строка'; c5=false; Тип константы определяется значением.
Описание переменных: var a,b,c: integer; x,y: real; k,m: char; text: string; flag: boolean;
Можно задать тип самостоятельно. Type matrix=array[1..5] of real;
Операторы языка Pascal. В паскале есть понятие составного оператора. Составной оператор — последовательность любых операторов паскаля, заключенных в операторные скобки Begin <...> End; Составной оператор условно рассматривается как отдельный оператор и поэтому может включаться в состав других операторов паскаля. Один составной оператор может быть вложен в другой. Уровней вложения — сколько угодно.
Самый распространенный — оператор присваивания значений. Используется для задания значения переменной в тексте программы.
<Имя переменной>:=<вырражение>; x:=a+b; Вычисляется значение выражения и полученное значение заносится в ячейку памяти, связанную с переменной. Обязательное требование — должны совпадать типы выражения. Единственное исключение — integer → real. Остальные преобразования типов должны указываться явно с помощью стандартных функций паскаля.
X:=round(y); X:=trunc(y); X:=orb(y); X:=chr(y);
Условный оператор. Используется для ветвления программы. If <условие> then <оператор 1> else <оператор 2> Вычисляется условие. Если значение условия — истина, то выполняется оператор 1, оператор 2 пропускается. И наоборот. Может использоваться составная конструкция. Некоторые условные операторы могут использоваться в сокращенной форме(без else).
Если используется несколько вложенных условных операторов, причем часть из них в сокращенной форме. Может возникнуть неоднозначность использования программы. Поэтому существует правило: else относится к ближайшему слева оператору if.
Операторы цикла. Используются для повторяющихся действий.
В теории доказано, что с помощью операторов присваивания, условного и цикла можно написать программу любой сложности. Иногда возникает необходимость безусловного перехода, чтобы программа перескакивала из одного места программы в другое. Для этих целей используют оператор безусловного перехода.
goto <метка>; Метка — либо число, либо произвольный идентификатор. Меткой можно пометить любой оператор программы. <метка>:<оператор>;
Вычислительная техника
Вычислительной техникой называют. Конкретный набор взаимодействующих между собой устройств называют вычислительной системой. Основным устройством вычислительной системы является компьютер.Принято классифицировать компьютеры по назначению:
1. Массовые ПК. 2. Деловой ПК. 3. Портативный ПК. 4. Развлекательный ПК. 5. Рабочая станция. Помимо классификации по назначению существуют некоторые другие виды классификаций. В частности, компьютеры делят на универсальные (подходят для любых задач) и специализированные (узкий круг задач). Персональные компьютеры делят на типоразмеры (настольный, переносной, карманный), и по типу применяемого процессора.
Состав вычислительной системы. Состав вычислительной системы называют конфигурацией, причем различают аппаратную конфигурацию и программную конфигурацию. Их принято рассматривать отдельно. Аппаратная конфигурация — это, по-другому, аппаратное обеспечение вычислительной системы. Современные ПК имеют блочно-модульную конструкцию, что позволяет изменять аппаратную конфигурацию, то есть набор аппаратных средств, в зависимости от области применения данного компьютера. В основе построения современных ПК лежат три основных принципа:
Все арифметические и логические действия выполняются ЦПУ. Остальные устройства компьютера по отношению к ЦПУ принято делить на внутренние и внешние. Внутренние устройства обслуживают ЦПУ в процессе вычисления, например ОЗУ. Внешние устройства — это либо устройства ввода-вывода данных (клавиатура, мышь, монитор, принтер), либо внешние запоминающие устройства для длительного хранения информации. Все узлы или устройства должны взаимодействовать между собой (обмениваться данными). Для этого в компьютере существуют специальные логические устройства, называемые аппаратным интерфейсом. По принципу действия их делят на параллельные и последовательные. В последовательном интерфейсе обмен данными идет побитно, а в параллельном — группами бит.
Программная конфигурация, программное обеспечение, ПО. Сабж — конкретный набор взаимодействующих программ. В современном ПК установлено, как правило, большое количество программ, которые взаимодействуют между собой и с аппаратным обеспечением. Конечная цель любой программы — управление аппаратными средствами. Одни программы, при выполнении, опираются на другие. Поэтому принято делить ПО на уровни.
Базовое ПО - те программы, которые используются внутри конкретных узлов/устройств компьютера с целью управления ими. Эти программы записываются на специальных микросхемах. ПЗУ, ROM. Постоянные запоминающие устройства. Read Only Memory. Системное ПО — программы, выполняющие посреднические функции, то есть обеспечивающие взаимодействие прикладных и служебных программ с базовым ПО или непосредственно с аппаратными функциями. По-другому, эти программы обеспечивают несколько видов интерфейса, то есть взаимодействия:
Системное ПО составляет основную часть (ядро) операционной системы компьютера, без которой функционирование системной Служебное ПО — программы, предназначенные для проверки, настройки, обслуживания различных устройств компьютера. Иногда эти программы называют утилиты. Часть этих программ входит в состав операционной системы, остальные устанавливает пользователь.
Прикладное ПО. Совокупность прикладных программ, позволяющих использовать компьютер в различных сферах деятельности человека, начиная от производственных, до творческих и развлекательных.
◦ Растровые ◦ Векторные ◦ 3D-редакторы ◦ Аниматоры
Главные функции операционных систем Операционная система — набор системных и служебных программ, обеспечивающих автоматическую работу ПК. Операционная система обеспечивает взаимодействие всех интерфейсов. Основные функции:
◦ ОС с интерфейсом командной строки ◦ ОС с графическим интерфейсом.
В состав операционной системы включаются служебные программы, позволяющие повысить эффективность работы компьютера.
Для создания сети требуется аппаратное оборудование (сетевое оборудование) и программные средства — сетевые программы. При создании сети решается основная задача — обеспечить совместимость. Задача из области стандартизации и решается она на основе модели взаимодействия открытых систем (OSI). Обмен сигналами между компьютерами по каналам связи. Существуют различные уровни. Самый низкий — физический. При взаимодействии участников сети — физическое соединение, на всех вышестоящих – программное. В процессе обмена данные переходят с более высоких на более низкие уровни. На каждом уровне — стандарты взаимодействия — сетевые протоколы. WAN — Wide Area Network. Совокупность приемов, устанавливающих права на пользование теми или иными привилегиями называется сетевой политикой, а установление и ограничение прав участников — администрирование сети. Сети взаимодействуют через шлюзы. Шлюз решает вопрос компьютерной безопасности. Транспортировка данных — через пакеты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|