Прокормиться бы. (Из жизни актеров). Гуслицы и гусляки
Прокормиться бы
(Из жизни актеров)
Случилось мне летом 1883 года быть в городе Орле. Я остановился в гостинице, а так как день был свободный, пошел прогуляться по городу. На самой главной улице у подъезда гостиницы толкался народ, окружив какой‑ то громадный вагон, стоявший на улице. – Что это там делается? – спросил я одного из лавочников. – Актеров провожают, ну и глядят, – пояснил он мне. Я подошел ближе, в самую толпу. Перед нами стоял громадный, старый, вылинявший рыдван, напоминавший не то «Ноев ковчег», не то самый скверный вагон железной дороги. Рыдван был запряжен четверкой заморенных лошадей самого жалкого вида. На широких оборванных козлах сидел не менее оборванный ямщик. В толпе шли примерно такие разговоры. – Актеров‑ то, гляди, как возят, в чем… – обращается мещанин к женщине. – А рази в другом можно? Сейчас их на две половины: женское сословие в одну, мужчинов в другую… – С ними вместе и зверье посадят? – любопытствует маленький мальчик. – Это без зверья, это другие актеры, со зверьем – зверинцы, а это киатральные, сами зверье приставляют… Сейчас удивиль есть: «Медведь и паша», так мой постоялец медведя сам в овечьем тулупе приставлял на киатре. – Как это им охота? Тоже люди, а такими делами занимаются! Лучше бы работали… Я невольно задумался над последней фразой. – Вы какими судьбами здесь? – вдруг услышал я сзади. Оглянулся – мой старый знакомый, актер Л. – По делу приехал, – сказал я. – А вот и мы по делу едем, – сказал Л., указывая на рыдван. – Куда же? – В Симбирск, верст полтораста отсюда. Здесь наше дело расстроилось, сборов не было, вот и едем. Бог даст, прокормимся… Вот и наши идут. Знаком?
Из гостиницы вышли пять актеров и две актрисы. Из актеров трое были знакомы. С другими и с актрисами меня познакомил актер К. – Ну что, все уложено? – спросил Л., одетый в русскую поддевку, подпоясанную кавказским поясом. Из рыдвана высунулся высокий, худой, как голодный заяц, помощник режиссера: – Все‑ с! Только водочки бы на дорожку! – Да, надо, возьми бутылку, – сказал Л. – Две бы взять… дорога дальняя, – несмело заговорил актер маленького роста. – Пожалуй, две, вот восемьдесят копеек, – подал Л. деньги. – Помилуйте, господин Л., какой расчет, а? Добавить полтинник – четверть целую и возьмем. – Куда четверть! Две бутылки довольно. Помощник исчез и через минуту вернулся с водкой, – Теперь, господа, с богом, садитесь. Вы и вы, mesdames, поезжайте до заставы на извозчиках, а мы в колеснице. Проводишь нас, Владимир Алексеевич? – обратился он ко мне. Я согласился, и мы вшестером поместились в рыдване. – Трогай! Ямщик затопал, зачмокал, засвистал, и рыдван зака, – чался по скверной мостовой, гремя и звеня; каждый винтик в нем ходуном ходил. Мы сидели шестеро, а место еще оставалось в этом ковчеге, хотя целый угол был завален узелками и картонками. – А что, господа, в каком мы классе едем? – сострил кто‑ то. Все промолчали. Сидели мы по трое в ряд, причем помощник поместился как‑ то в висячем положении. Сзади на главном месте сидели Л. и С. Последний стал актером недавно‑ это был отставной гусар, щеголь, когда‑ то богатый человек. Несмотря на его поношенный костюм, старый шик еще не покинул его. На руках были шведские сиреневые перчатки, а в глазу монокль. Третий сидел Р. Его бледное лицо, шляпа a la brigand, из‑ под которой светлыми прядями спускались жидкие прямые волосы, выгоревшее и поношенное пальто и сапоги в заплатах как нельзя более подходили к окружающей обстановке.
– Что будет в Симбирске? – заговорил он. – Я думаю, что будут дела! Все‑ таки состав для такого города весьма недурен. Ты как думаешь? – Я думаю, что выпить надо, – в ответ сказал С‑ ов. – Что дело, то дело‑ с! – заегозил помощник и вынул бутылку. – Погодите, господа, за заставой выпьем, – уговаривал Л. – Да вот и застава! Наш рыдван выкатился за два заставных столба и мягко заколыхался по пыльной дороге. Влево в тени берез, которыми усажена была дорога, нас уже дожидались актрисы. Мы сели на траву. Помощник режиссера откупорил обе бутылки. – Зачем это вы обе? – Пить‑ с! Да еще я думаю бутылочку бы взять… Вот и они выпьют, – указал на меня помощник. Л. достал серебряный стакан, рыбу‑ воблу и связку кренделей. – И тут без кренделей не могут. Ну, актерики‑ с, – сострил С‑ ов. – Ну‑ ка, отвальную, – начал Л. и налил мне водки. Выпили, и через пять минут водки не было… – Ну, господа, теперь в путь! – вставая, сказал Л. Попрощались. Перецеловались… – В Москве увидимся! – крикнул из рыдвана Л. – Увидимся постом! Желаю сотни заработать! – Куда сотни! Дай бог прокормиться, с голоду не умереть или без платья не вернуться, – как‑ то печально промычал С‑ ов. – До свидания! – До свидания! Через несколько минут рыдван скрылся за поворотом, и только долго еще треск и звон винтов и винтиков древней повозки доносились до меня по вечерней заре. Дай им бог прокормиться!
Гуслицы и гусляки
Лесом густым, сосновым шла песчаная дорога. Кое‑ где подле самой дороги, на воткнутой в землю палке, раздвоенной сверху, висела высохшая змея, убитая прохожими. Змей в гуслицких лесах очень много. Далее они часто переползали нам дорогу, и мой возница, уже немолодой, словоохотливый, шустрый гусляк, вскакивал с телеги, старался догнать змею и убить ее, после чего срезывал палку, расщепливал ее, втыкал в землю и вешал змею. – Для чего это ты делаешь, Василий Степанович? – спрашивал я его. – За кажинную змею, кую убьешь, сорок грехов прощается, – отвечал он, крестясь. – Хорошо. А вешаешь ее зачем? – Никак нельзя без этого, ее оживят свои, заслуга пропадет. – Кто это свои? – Царь ихний, змейный. – Какой царь? – удивился я.
– Змейный царь: он большой змий, белый, будто высеребрен, глаза словно яхонт, красные, и на голове золотая корона, а живет этот змий в земле, и все знает: где, к примеру, змея убита, он в минуту там – зашипит, зашипит, и змеи разные к нему со всех сторон сбегутся. А у царя на голове, под короной есть живая и мертвая вода. С правой стороны живая, с левой – мертвая. Змеи этой воды на жигалище (жало) из‑ под короны достанут и помажут убитую – сначала мертвой, от которой раны зарастут, а потом живой глаза помажут, и змея оживет. Вот для этого ее и вешают, чтобы достать нельзя. – А кто это тебе говорил? – Все знают; в книгах так писано. – Да ведь в книгах и врут частенько. – Нет, барин, в книгах не врут, которые настоящие книги, а вот в газетных книгах врут. – В каких газетных? – Которые примерно из газетов печатают. – Не понимаю, объясни! – Сейчас. Об Чуркине: сперва в газетах писали, потом из этого в книгу напечатали, и все вранье: там пишут убивства да убивства, а Вася Чуркин отродясь никого не убивал, потому он был человек не такой, чтобы убить… Это они зря пишут. Вот другой его брат, Степка, по прозвищу Михалкин, который теперь в Московском остроге сидит, – тот хуже! А Вася что!.. Вася добрый, царство ему небесное! – Разве он умер? А пишут жив. – Два, а то и три года как умер в бегах; да вот жена в Запокорье, спросите – она там живет, теперь одна; или в Барскую заедешь, там отец Васи, Василий Ефимович, живет, они скажут. Сзади нас послышался ямской колокольчик… – Надо так полагать становой или Балашев катит… – обратился ко мне ямщик. – Кто это Балашев? – Фабрикант здешний, богатеющий фабрикант… У него и Чуркин рабочим был… Все Гуслицы у Балашева работают, ничего, хозяин хороший, жить можно… – Колокольчик загремел ближе, и, наконец, из‑ за деревьев показалась пара, запряженная в маленький тарантасик, в котором сидели два мужика, одетые в новые черные чуйки и такие же картузы. Оба седока и ямщик были сильно навеселе и быстро, галопом, промчались мимо нас. – Ишь, мошенники, и не кланяются, знать, много награбили, – крикнул им вслед извозчик.
– Кто же это такие? – спросил я. – Давыдовские, с «викторками» ездили. Впоследствии от гусляков и частью от этого моего возницы удалось подробно узнать, что такое «викторки», и этими собранными мною, крайне интересными и еще неизвестными в печати сведениями я поделюсь с читателями. Жители многих гуслицких деревень, привыкшие жить без работы, – мастера пускаться на всевозможные аферу – от делания фальшивых денег до воровства включительно. После первого беззаконного, но сильно развитого промысла второе место занимает хождение с «викторками» и «малашками». «Викторкой» называется фальшивое свидетельство, выданное будто бы от волостного правления, на сбор подаяния по городам и селам, в пользу погоревших или пострадавших от голода и неурожая. «Викторки» пишутся крайне безграмотно: уезды часто выставляются наудачу, также наудачу приписываются волостные правления и села, откуда выдано это фальшивое свидетельство. Под ними ставятся копченые печати, сделанные большей частью весьма искусно. У меня и в настоящее время находится отобранная полицией «викторка», безграмотно написанная. Вот ее содержание:
«СВИДЕТЕЛСТВО» Выдано сие свидетельство хесьянам деревни Ивановки Власьевскай воласти Танбовскай губерния и уезда Ивану Никитену и Хведору Васильеву из Власьевскаго воласнаго Правленея, втом, что 11 сего Маия года 1882 означеная Ивановка деревня сплош вся выгорела и хресьяне встрашном бедствие находютца, пачиму попрозбе им воластное Власьевскае Правленея и выдало дляради сбора на погарелое место павсемесным местам Рассеи сие свидетельство сприсавокуплением воласной казенной печяти.
Внизу следуют, сделанные тем же почерком, неразборчивые подписи старшины и волостного писаря, а еще ниже печать Власьевского волостного правления, прекрасно сделанная, что подтверждает славу граверного искусства гусляков. С подобными «викторками», взятыми в нескольких экземплярах, отправляются гусляки в различные места России, выправив паспорт из волостного правления на полгода, или менее, и зарыв близ станции железной дороги приготовленные «викторки», так как при отправке их на промысел сельские власти часто обыскивают этих путешественников, и если находят при них «викторки», то аферистов не отпускают на промысел. Сумевшие же добраться до станции, отправляются кто куда, более всего в столицы, где и предлагают, в особенности купечеству, «викторку» с просьбой о пожертвовании, прося записывать под написанными ранее фальшивыми фамилиями, сколько кто пожертвует. При этом главными жертвователями бывают богатые раскольники.
Во время хождения с «викторками» мнимые погорельцы не брезгают плохо лежащими вещами и воруют их у своих благодетелей. Проезжая в жаркие летние дни по некоторым гуслицким деревням, перед бедными избами можно нередко увидеть повешенное на веревках для просушки различное платье, как мужское, так и женское, вроде шубок, сюртуков, пальто, фраков и других городских костюмов, не употребляемых в деревнях. Все эти вещи или были пожертвованы в городах на погорелое место, или краденые. «Малашками» называются написанные на настоящих бланках фальшивые паспорта на чужие имена, но с приметами лица, которому даются. Аферисты запасаются каждый пятью‑ шестью «малашками», являются в город, нанимаются в услужение и при удобном случае жестоко обкрадывают хозяина, оставив один из своих фальшивых паспортов в руках у него, с другим поступают на новое место и так продолжают до последнего экземпляра «малашки». Как «малашки», так и «викторки», делаются в Гуслицах в большом количестве, и все сборщики известны поименно каждому крестьянину. Часто эти сборщики возвращаются домой на парах и тройках хороших коней, везя с собой узлы платья и полные кошельки денег, после чего «мир» угощается на их счет, а бывает, что этих обманщиков, как бродяг, неудачников, присылают по этапу. Но последнее бывает реже. Во многих деревнях можно встретить старые, заколоченные избы наглухо – это значит, что обитатели целыми семействами уехали с «викторками» на Дон или отправились в Сибирь для сбыта фальшивых бумажек, которые частенько перевозились в иконах, середины коих были выдолблены. Кроме этих промыслов, в некоторых деревнях занимаются конокрадством, и даже «Елизаровские лошаводы», т. е. крестьяне деревни Елизарова, Запокорской волости, вошли в пословицу. Лошади приводились из соседних уездов, и елизаровцам конокрады за каждую лошадь ставили по два ведра водки, а потом писали приговор, что лошадь деревенская доморощенная…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|