Рабочая ПРОГРАММА дисциплины
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Наименование дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки: 030900 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр
Форма обучения очно-заочная
Екатеринбург
Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования бакалавриата. Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается: · готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности; · характер мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о неразрывном единстве требований к эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности производства и защищенности человека. Задачами дисциплины (компетенциями) являются: • приобретение: понимания проблем устойчивого развития и рисков, связанных с деятельностью человека; знание мероприятий по защите населения и персонала в чрезвычайных ситуациях, включая военные условия; • овладение: приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижение антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
• владение: базовыми способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; • формирование: – культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека; – культуры профессиональной безопасности, способностей для идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности; – готовности применения профессиональных знаний для обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности; – мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности; – способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Рабочая учебная программа дисциплины «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра направления 030900.62 – «юриспруденция». Относится к дисциплинам профессионального цикла базовой части ФГОС ВПО. Для усвоение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» необходимы знания, умения, компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе. Студенты должны иметь представление о строении и функциях человеческого тела; уметь работать с литературой, использовать знания о современной естественнонаучной картине мира при освоении новых знаний. Студент должен владеть культурой мышления, навыками восприятия, анализа и фиксации информации, устной и письменной речью. Владение математическим аппаратом решения задач имеет значение успешности усвоения материала при изучении таких вопросов безопасности жизнедеятельности как «Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях». Знания основ экономики необходимо при изучении социально-экономических последствий воздействия опасных и вредных факторов среды обитания, оценке страховых рисков.
Пререквизитом дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является курс школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», а кореквизитами – учебные дисциплины: конституционное право, политология, трудовое право, экологическое право, право социального обеспечения, административное право, уголовное право, криминология, юридическая психология и др. Дисциплина предназначена для студентов 1 курса, изучается в 1-ом семестре.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) ООП ВПО, реализующей ФГОС ВПО. Общекультурные компетенции: - сохранение жизни и здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) (ОК-1); - ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потребления) (ОК-2); - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3); - самосовершенствование (сознание необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4); - способность логически, верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); - социального взаимодействия: способность использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умение погашать конфликты, способность к социальной адаптации, коммуникативность, толерантность (ОК-5); - способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6); - владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);
- стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства (ОК-7); - способность работать самостоятельно (ОК-8); - способность принимать решения в пределах своих полномочий, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способность к познавательной деятельности (ОК-10); - способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12); - способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владение современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-13); - свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способность использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способность осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-14); - способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-15); - способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16).
Профессиональные компетенции
· в нормотворческой деятельности: - способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-1); · в правоприменительной деятельности: - обеспечение безопасности в профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и культуры безопасности (ПК-2); - способность обеспечивать соблюдение законодательства в сфере безопасности жизнедеятельности субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия по обеспечению безопасности в точном соответствии с законом (ПК-4); - способность применять нормативные правовые акты, реализовать нормы права по вопросам безопасности в повседневной жизни и в профессиональной деятельности (ПК-5); - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, связанные с вопросами безопасности (ПК-6); - владение навыками подготовки юридических документов, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-7); - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства (ПК-8); · в правоохранительной деятельности: - обладание навыком анализа правоприменительной и правоохранительной практики с целью актуализации и углубления знаний о проблемах безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и юридических механизмах их защиты; - способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10); - способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11); · в экспертно-консультационной деятельности: - способность толковать нормативные правовые акты по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности (ПК-15); - способность давать квалифицированные юридические заключения органам и должностным лицам, а также консультации гражданам по вопросам безопасности (ПК-16); · в педагогической деятельности: - способность преподавать некоторые модули БЖД на необходимом теоретическом и методическом уровнях. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: · теоретические основы безопасности жизнедеятельности; · основные техносферные опасности, их свойства и характеристики; · характерные состояния системы «человек – среда обитания», основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере; критерии комфортности, негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и природную среду, методы защиты от них, применительно к сфере своей профессиональной деятельности; критерии безопасности; · системы контроля за соблюдением требований безопасности и экологичности (ОК-3; ПК-6, 10, 11); · методы оценки риска в профессиональной деятельности, способы предотвращения нарушений требований безопасности (ОК-3,9; ПК-10, 11); · права и обязанности работника и работодателя в области охраны труда, нормативные правовые акты в области охраны труда, экологической безопасности; (ПК-5, 7, 15);
· принцип расследования и учета несчастных случаев в профессиональной деятельности (ОК-3; ПК -5, 6, 10, 11); · основные мероприятия и методы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; · экономические аспекты безопасности жизнедеятельности (ОК-10, ОК-15). Уметь: · применять нормативные правовые акты в области охраны труда, промышленной и экологической безопасности (ОК-3, 7; ПК-7,15); · идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, обеспечивать безопасные условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (ОК-3; ПК-5, 6, 10, 11); · выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; · предупреждать и устранять причины и условия возникновения опасных ситуаций в зонах профессиональной деятельности, быта и отдыха человека (ОК -3; ПК-11); · осуществлять мероприятия по защите населения от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов (ОК-1, ОК-8). Владеть: · основами законодательных и правовых знаний в области безопасности и охраны окружающей среды; правовыми и организационными основами обеспечения безопасности жизнедеятельности (ОК-3; ПК -5, 6, 11); · навыками подготовки юридических документов в области охраны труда (ОК-4; ПК-7); · требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности представителей юридических профессий; · способами и технологиями защиты населения в чрезвычайных ситуациях и навыками оказания первой медицинской помощи; · понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности (ОК-20); · основами методологии анализа риска (ОК-3, 7; ПК- 5, 10, 11); · навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Структура и содержание учебной дисциплины. Тематический план для очной формы обучения студентов.
6. Содержание дисциплины: Введение в безопасность. Основные понятия и определения. · Характеристика системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. · Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. · Системы безопасности. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. · Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности юриста. · Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. · Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. · Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей.
Человек и техносфера. · Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Этапы формирования техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. · Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.
Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания. · Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. · Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. · Параметры, характеристики и источники основных вредных и опасных факторов среды обитания человека и основных компонентов техносферы. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни. · Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.
Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. · Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. · Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. · Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и негативных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.
Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека. · Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, их влияние на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. · Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.
Психофизиологические и эргономические основы безопасности. · Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. · Профессиограмма. Виды и условия трудовой деятельности юристов по тяжести и напряженности трудового процесса. · Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Организация рабочего места. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.
· Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. · Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера. · Классификация стихийных бедствий и природных катастроф. Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера. · ЧС социального и криминалистического характера. Терроризм как глобальная проблема 21 века. · Чрезвычайные ситуации и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. · Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. · Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способов защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской защиты. · Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Управление безопасностью жизнедеятельности. · Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях. · Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. · Экономические аспекты безопасности жизнедеятельности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований безопасности: аварии, несчастные случаи, загрязнение окружающей среды. · Страхование рисков: экологическое страхование, страхование опасных объектов, страхование профессиональных рисков. Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.
7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:
8. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля, дисциплины:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|