Назначение, состав и устройство системы вентиляции
В процессе эксплуатации судна воздух в помещениях насыщается различными парами, газами, влагой, пылью. Источниками загрязнения воздуха являются механизмы, аппараты, приборы, теплоизоляция, звукоизоляция, окрашенные поверхности, а в жилых помещениях и постах — люди. Известно, что человек при дыхании поглощает кислород, выделяя углекислый газ (СО2), тепло и влагу. В течение 1 ч взрослый человек в спокойном состоянии выделяет 23 л СО2, около 80 — 90 Вт тепла и 70 г влаги. При физической работе эти выделения возрастают примерно в два раза. Работа машин сопровождается интенсивным выделением паров, газов и влаги. Кроме того, окрашенные поверхности, резиновые и теплоизоляционные покрытия выделяют вредные и неприятные пары и тем интенсивнее, чем выше температура. Машины, механизмы, различные аппараты и приборы выделяют большое количество тепла. Для обеспечения нормальных условий работы экипажа по обслуживанию машин, механизмов и оборудования, а также комфортных условий в жилых помещениях необходимо поддерживать качественный состав воздуха, требуемую температуру и его влажность. Система вентиляции служит для замены в помещениях загрязненного воздуха свежим наружным воздухом. Системы вентиляции и кондиционирования должны быть устроены так, чтобы при пожаре была исключена возможность распространения пламени и горячих газов по воздухопроводам в соседние помещения. Воздухопроводы также не должны быть распространителями шума от потока вентилируемого воздуха. Арматура, воздухопроводы и приборы систем должны гармонировать с архитектурным оформлением помещений. Воздухообмен при вентиляции осуществляют несколькими способами:
— естественным перемещением воздуха вследствие различной плотности холодного и теплого воздуха; — использованием скоростного потока воздуха, омывающего судно; — установкой вентиляторов. Вентилирование на основе первых двух способов называется естественной вентиляцией, а посредством третьего способа — искусственной или принудительной вентиляцией. Одновременное применение в помещении естественной и искусственной вентиляции называется смешанной вентиляцией. В зависимости от того, подается воздух в помещение или вытягивается, различают вентиляцию вдувную (приточную) и вытяжную. При одновременном применении в помещении обоих видов вентиляции она называется комбинированной. С помощью вытяжной вентиляции загрязненный воздух отсасывается из помещения и в нем создается некоторое разрежение, вследствие чего в помещение поступает свежий воздух. При использовании вдувной вентиляции в помещение подается свежий воздух, создавая некоторое избыточное давление (подпор), под действием которого вытесняется загрязненный воздух. Комбинированная вентиляция обеспечивает более интенсивный обмен воздуха в помещении. Вытяжную принудительную вентиляцию применяют в камбузах, гальюнах, курительных, ваннах, прачечных, медицинских и других помещениях, где интенсивно выделяются пары и газы. Использование вытяжной вентиляции предотвращает распространение выделяемых газов в соседние помещения. Вдувную принудительную вентиляцию применяют в жилых помещениях, салонах и постах управления, в которые необходимо предотвращать поступление из коридоров загрязненного воздуха и паров. Во многих судовых помещениях используют комбинированную вентиляцию с преобладанием вытяжной над вдувной, или наоборот. Воздухообмен при естественной вентиляции осуществляется через поворотные дефлекторы или эжекционные головки (рис. 4.1.), устанавливаемые на верхней палубе и надстройках.
Рис. 4.1. Вентиляционные устройства: а — дефлектор; б — эжекционная головка. 1 — стопор; 2 — свежий воздух; 3 — труба; 4— сетка; 5—эжектор; 5—входной конус, 7 —палуба; 8 — загрязненный воздух.
Дефлектор служит как для поступления через него свежего воздуха, так и для удаления из помещения загрязненного воздуха. В первом случае он поворачивается отверстием навстречу потоку воздуха, во втором — по направлению потока. При обтекании дефлектора потоком воздух подсасывается из помещения через раструб дефлектора. Эжекционная головка применяется преимущественно для удаления (вытяжки) воздуха. Поток воздуха, проходя конус 6, на выходе из него приобретает повышенную скорость, благодаря которой создается разрежение над вертикальной трубой 3. Вследствие этого воздух из помещения непрерывно подсасывается в эжектор 5 и увлекается проходящей через него струей воздуха в атмосферу. Естественная вентиляция весьма проста по устройству и не требует применения механической энергии. Ее используют для вентилирования грузовых трюмов, машинных отделений, кладовых и редко посещаемых помещений. Система искусственной вентиляции состоит из электроцентробежных вентиляторов, воздухопроводов с разобщительными клинкетами, приемной и воздухораспределительной арматуры. Поскольку работающие вентиляторы являются источниками шума, их располагают вне жилых помещений и постов в специальных звукоизолированных выгородках. Для надежности действия при сотрясениях судна их устанавливают на резино-металлические амортизаторы. Воздухопроводы, по которым перемещается воздух, прокладывают по подволоке помещений. Для снижения шума, распространяемого потоком воздуха, в воздухопроводе устанавливают звукопоглощающие вставки. Прием свежего воздуха и отвод загрязненного может производиться через дефлекторы, грибовидные головки, вентиляционные шахты или световые люки. Там, где неудобна установка громоздких дефлекторов, применяют компактные грибовидные головки, предотвращающие попадание брызг волн в вентилируемые помещения. Их устанавливают на открытой палубе или надстройке; вдувные и вытяжные вентиляционные шахты выводят в надстройку или в кожух дымовой трубы. Приемные отверстия вдувных шахт необходимо располагать на достаточном расстоянии от выпускных отверстий вытяжных шахт, чтобы исключить засасывание вдувными вентиляторами загрязненного воздуха. Воздух в жилые помещения поступает через воздухораспределители, которые обеспечивают равномерное распределение потока воздуха по подволоке и могут изменять расход и направление потока. В вентилируемое помещение можно подавать только наружный воздух или его смесь с некоторым количеством воздуха, подсасываемого из вентилируемого помещения. Воздух, подсасываемый из вентилируемого помещения потоком вдуваемого наружного воздуха и вновь выпускаемый в это помещение, называют рециркуляционным. Воздухопроводы изготовляют из оцинкованных стальных или алюминиево-магниевых листов.
Системы вентиляции выполняют по автономному и групповому принципам. В зависимости от назначения вентилируемых помещений системы вентиляции можно подразделить на следующие группы: — общесудовую, обслуживающую жилые, служебные, бытовые и медицинские помещения; — машинных (котельных) отделений; — грузовых трюмов; — помещений с различными вспомогательными механизмами и аппаратами (насосами, холодильными машинами и т. д.); — аккумуляторных батарей. Общесудовая вентиляция осуществляется с помощью вентиляторов путем подачи свежего воздуха в жилые и служебные помещения и вытеснения им загрязненного воздуха в коридоры через решетки в дверях. Из бытовых помещений загрязненный воздух вытягивается вентиляторами, а на смену ему через дверные решетки поступает воздух из коридора. Общесудовую вентиляцию обычно выполняют по групповому принципу. При атом жилые бытовые помещения разбивают на группы. Каждая группа кают обеспечивается отдельной системой вдувной вентиляции, а группа бытовых помещений — соответственно отдельной системой принудительной вытяжной вентиляции. Вдувные и вытяжные вентиляторы размещают в отдельной выгородке в надстройке. Наружный воздух забирается через жалюзийные решетки, располагаемые на стенке надстройки, а загрязненный отводится по трубам выше надстройки.
Вентиляция машинных, котельных и насосных отделений, грузовых трюмов и аккумуляторных помещений бывает в основном комбинированной и реже смешанной. Однако в грузовых трюмах судов старой постройки часто применяется естественная вентиляция. Во всех этих помещениях вентиляция выполняется автономной. При устройстве в машинных и котельных отделениях смешанной вентиляции наружный воздух в них подается высокопроизводительными центробежными или осевыми электровентиляторами, устанавливаемыми в отделениях, а загрязненный воздух выходит под напором вдуваемого воздуха через световые люки. Вдуваемый воздух выпускается в отделения через поворотные воздухораспределители. Забор наружного воздуха происходит через вентиляционные шахты, отверстия которых имеют жалюзийные решетки, располагаемые в кожухе дымовой трубы. Устройство системы вентиляции грузовых насосных отделений танкера имеет некоторые индивидуальные особенности, связанные с обеспечением пожарной безопасности. Так, вентиляторы размещают вне насосного отделения в отдельной выгородке, а вентиляционные воздухопроводы или шахты выполняют газонепроницаемыми. Приемные и вытяжные отверстия в них закрывают огнезащитными сетками. Отверстия вытяжных воздухопроводов (шахт) располагают на высоте не менее 10 м над верхней палубой, чтобы исключить возможность застоя удаляемого воздуха. На рис. 4.2. показана схема смешанной системы вентиляции отделений дизель-генераторов ледокола. Из верхней части отделений загрязненный воздух через приемные раструбы 14 удаляется естественным путем по воздухопроводам 5 и 11, а из нижней части отсасывается центробежными электровентиляторами 19 и 17 и выводится по воздухопроводам 6 и 10 через вытяжные шахты 7 в атмосферу. Свежий воздух через вдувные шахты 8 забирается центробежными вентиляторами 1, 13 и 16. В воздухопроводах 4 и 9 он может смешиваться с воздухом, засасываемым из надстройки через водогазонепроницаемые крышки 2 и 12. Количество наружного воздуха, подаваемого в отделения, регулируют дроссельными заслонками 3. Эта система позволяет в зависимости от условий эксплуатации обеспечивать поступление в машинное отделение только свежего или рециркуляционного воздуха, а также и их смеси. Воздух в отделения поступает через воздухораспределители 18 и 15.
Рис. 4.2. Схема системы вентиляции машинных отделений ледокола. 1, 13, 16, 17 и 19 — центробежные электровентиляторы; 2, 12 — водогазонепроницаемые приемные крышки; 3 — дроссельные заслонки; 4, 9 — приемные воздухопроводы; 5, 11 — вытяжные воздухопроводы естественной вентиляции; 6, 10 — вытяжные воздухопроводы; 7 — вытяжная шахта; 8 — вдувная шахта; 14, 21 — приемные раструбы; 15, 18 — воздухораспределители; 20, 22 — отделения вспомогательных и главных дизель-генераторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|