Оформление отчета по работе
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНАИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №1 по дисциплине
ИНФОРМАТИКА Разработчик: к.т.н., доц. Баранова Е.М.
Тула, 2018 г. Лабораторная работа №1 Основы работы в операционной системе Windows (Linux) И MS Office (OpenOffice.org) 1.1.Цель лабораторной работы Приобретение навыков работы с файлами и папками в операционных системах. Освоение процедуры создания, оформления и форматирования текста и таблиц в текстовом и табличном процессорах. Изучение наиболее характерных приемов работы с браузером. Теоретические положения Операционная система Windows (ОС Windows) – является графической операционной системой для компьютеров платформы IBM PC. Основными средствами ее управления являются графический манипулятор (мышь или иной аналогичный) и клавиатура. Файл – именованный набор данных одного типа хранящийся на диске (текстовый документ, рисунок, программа и т.д.). Папка – элемент структуры организации файлов на диске, может содержать файлы и другие папки. Ярлык – это реализованная в ОС Windows возможность использовать ссылки на объект без необходимости создания копий этого объекта. Значки – это графическое представление объектов ОС Windows. Текстовый процессор – программные средства, обеспечивающие ввод, хранение, просмотр, редактирование, форматирование и печать текстов. Электронная таблица – интерактивная диалоговая система обработки данных, представляющая собой прямоугольную таблицу, ячейки которой могут содержать числа, строки или формулы, задающие зависимость значения ячейки от других ячеек. Браузер – программа, обеспечивающая отображение Web-страниц. После загрузки ОС Windows (Linux) на экране появляется Рабочий стол, на котором размещаются различные графические объекты, значки или ярлыки, изображающие программы, документы, различные сетевые устройства (рисунок 1).
Рисунок 1 – Рабочий стол ОС Windows В нижней части экрана расположена Панель задач, обеспечивающая быстрое переключение с одного приложения (окна) на другое (рисунок 1). Каждая папка или программа открывается в собственном окне. Например, на рисунке 2 представлено открытое окно папки «Мои документы».
Рисунок 2 – Окно папки Мои документы Для того, чтобы открыть папку или файл, запустить приложение необходимо произвести двойной щелчок левой кнопки мыши по соответствующему объекту. Каждое окно или приложение имеют свое Главное меню. Главное меню содержит основные команды для операций в текущем приложении или окне. Например, для того, чтобы создать новую папку необходимо зайти в меню Файл и выбрать пункт Создать и затем выбрать тип объекта (в этом примере это Папка). Рисунок 3 – Меню «Файл» главного меню Для того, чтобы произвести над объектом (файлом или папкой) какие-либо операции (копирование, перемещение, удаление и т.п.), необходимо выделить его одним щелчком левой кнопки мыши (рисунок 4). Рисунок 4 – Выделенный объект Переименовать папку или файл можно при помощи соответствующей команды меню Файл главного меню. Буфер обмена – это область на диске, предназначенная на временные размещения данных при переносе из одного места в другое. Копирование и перемещение объектов происходит через буфер обмена. При копировании в буфер обмена помещается копия объекта, при перемещении – оригинал. Копирование и перемещение идет в 2 этапа: 1) Копирование или вырезание объекта в буфер обмена 2) Вставление объекта из буфера обмена в указанное место. Существует несколько способов копирования и перемещения объектов:
а) при помощи команд Главного меню (рисунок 5) Рисунок 5 – Команды главного меню б) при помощи команд Контекстного меню, вызываемого при нажатии на правую кнопки мыши (рисунок 6) Рисунок 6 – Контекстное меню в) перетащив объект мышью из папки в папку (рисунок 7). Рисунок 7 – Перемещение объектов при помощи мыши Удалить объект можно как с помощью главного и контекстного меню так и нажав на кнопку DELETE на клавиатуре. Удаленные файл перемещаются в специальную папку, называемую Корзиной. Рисунок 8 – Значок корзины Чтобы восстановить удаленную папку или файл нужно открыть Корзину, выделить восстанавливаемый объект и в выбрать команду Восстановить в главном меню. При этом файл восстановится в ту папку из которой он был удален. Для создания нового файла нужно выбрать команду Создать в главном или контекстном меню выбрать тип создаваемого файла и затем дать ему название. Рисунок 9 – Создание файлов После открытия документа Word на экране появляется окно приложения (рисунок 10). Рисунок 10 – Окно MS Word В строке заголовка указано название документа. Строки кнопок со значками под главным меню называются Панель инструментов. На Панель инструментов выносятся часто используемые команды главного меню, для быстрого к ним доступа. Масштабные линейки находятся под панелью инструментов и слева от документа. На них размещены маркеры (фиксаторы) отступа и позиции табуляции того абзаца, в котором расположен курсор. Используя мышь, можно быстро изменить отступы абзацев, ширину столбцов таблицы и т.д. В строке состояния отображаются номер текущей страницы в разделе, номер раздела, текущая страница в документе/их общее количество, текущие строка и столбец на странице и прочая служебная информация. Текстовый процессор дает возможность работать со шрифтами различной гарнитуры. Например: WORD - WORD – WORD - WORD - и т.д. В каждой гарнитуре шрифты различаются размером и начертанием. Для изменения гарнитуры шрифта, размера, цвета и начертания используется команда Шрифт меню Формат главного меню либо команда Шрифт контекстного меню (рисунок 11). Также для изменения этих параметров можно использовать соответствующие кнопки на панели инструментов.
Внимание: Перед тем как текст форматировать, его необходимо выделить!!!
Рисунок 11 – Меню Формат и контекстное меню Шрифт Форматирование абзацев осуществляется с помощью команды Абзац меню Формат или аналогичный пункт контекстного меню. Таким образом, можно управлять отступами, интервалами и положением на странице. Для создания и форматирования таблиц в Word есть меню Таблица в главном меню и Свойства таблицы… в контекстном. Для обработки таблиц различной сложности используются электронные таблицы (или табличные процессоры). Основное назначение электронных таблиц – это проведение различных расчетов и построение графиков по данным таблицы. Электронная таблица представляет собой пересечение строк и столбцов. Строки обозначены цифрами (1,2,...), столбцы буквами (A, B,...). На пересечении строки и столбца находится ячейка. Каждая ячейка имеет имя, которое складывается из имени столбца и номера строки (А1, В2 и т.п.). При запуска Excel открывается рабочее пространство, которое называют Рабочей книгой (рисунок 12). Рабочая книга состоит из листов. С помощью контекстного меню Листы можно добавлять, удалять, переименовывать, перемещать и копировать. Копировать, перемещать, удалять, добавлять можно также ячейки, столбцы и строки. Рисунок 12 – Окно MS Excel Строка формул используется для ввода или редактирования данных в ячейках таблицы. В ячейки таблицы можно заносить данные различных типов. Это могут быть числа, текст, формулы. Внимание!!! Формула всегда должна начинаться со знака равенства!!! Рисунок 13 – Строка формул Внимание!!! Изменения в ячейке приводит к изменению зависящих от нее ячеек!!! Форматирование таблиц в Excel практически не отличается от редактора Word. Еще одной важной возможностью электронных таблиц Excel является построение Диаграмм. Построение диаграмм начинается с вызова Мастера диаграмм либо через меню Вставка главного меню, либо нажатием соответствующей кнопки на панели инструментов (рисунок 14). Мастер диаграмм позволяет выбрать вид диаграммы, источник данных (ячейки) для ее построения, параметры диаграммы и ее размещение.
Рисунок 14 – Мастер диаграмм Internet Explorer (IE) – достаточно популярный браузер. При запуске IE открывается окно (рисунок 15). Рисунок 15 – Окно Internet Explorer В Адресную строку вводится Internet-адрес. Например, www.yandex.ru. В Строке состояния отображается ход загрузки web-страницы. Существует папка Избранное, в которую можно занести web-адреса страниц для запоминания и быстрого доступа (рисунок16). Рисунок 16 – Меню Избранное В Журнале регистрируются все посещенные за последнее время страницы. Для сохранения Web-страницы на диске нужно воспользоваться командой меню Файл Сохранить как… (рисунок 17). Рисунок 17 – Сохранение web-страницы Для сохранения блоков текста, текст выделяют и помещают в буфер обмена с помощью контекстного меню. Задание на работу 1. Изучите теоретические положения работы 2. Подготовьте нужные программы (оцените их место расположения на вашем компьютере, проверьте, как они открываются). 3. В указанной преподавателем папке (c номером Вашей группы) создайте новую папку. 4. Переименуйте созданную папку: дайте ей новое имя, указав Вашу фамилию и инициалы. 5. Откройте Вашу папку (папка с Вашей фамилией) и создайте в ней папку «Лабораторная работа №1». 6. В Вашей папке создайте папку «Основы Windows». 7. Используя буфер обмена (команды главного меню «Копировать» и «Вставить») скопируйте папку «Основы Windows» в папку «Лабораторная работа №1». 8. Переименуйте скопированную папку «Основы Windows» в «Основы Windows_2». 9. Используя команды контекстного меню (правая кнопка мыши) «Вырезать» и «Вставить» переместите папку «Основы Windows_2» в папку «Основы Windows». 10. В папке «Основы Windows» с помощью главного меню создайте файл (Документ Microsoft Word). Переименуйте созданный файл в «Учусь работать с Word». 11. Закройте все папки. 12. Откройте папку «Лабораторная работа №1» и «Основы Windows». Убедитесь, что открыто 2 окна. Переместите файл из папки «Основы Windows» в папку «Лабораторная работа №1» при помощи мыши. 13. Удалите папку «Основы Windows_2». 14. Восстановите «Основы Windows_2» из Корзины. 15. Откройте документ «Учусь работать с Word». 16. Наберите следующий текст: 17. Используя команды меню «Формат» главного меню, установите следующие параметры текста: - Отступ слева 1 см, справа 0 см, отступ первой строки 1,5 см. - Межстрочный интервал: полуторный. 18. Измерите шрифт первого абзаца на Arial. 19. Установите размер шрифта второго абзаца равный 14 пт. 20. Выделите слово «Электроды» полужирным шрифтом. 21. Отформатируйте первый абзац по ширине, второй абзац по правому краю.
22. Выделите второй абзац. Используя команды главного меню «Вырезать» и «Вставить» переместите второй абзац вверх (расположив его перед первым). 23. Выделите первое предложение перемещенного абзаца зеленым цветом. 24. Создайте следующую таблицу, используя команды меню «Таблица».
25. Скопируйте таблицу в буфер обмена. 26. Сохраните документ. 27. Не закрывая окна программы (MS Word), используя команду главного меню «Создать» создайте новый документ. Скопируйте в новый документ содержимое документа «Учусь работать с Word». 28. Используя команду главного меню «Сохранить как», сохраните новый документ под именем «Учусь работать с Word_2» в папку «Лабораторная работа №1». 29. Закройте документы. 30. В папке «Лабораторная работа №1» с использованием контекстного меню создайте файл (Документ Microsoft Excel). 31. Вставьте из буфера обмена ранее сохраненную таблицу. 32. Используя команды главного меню, добавьте к созданной таблице сверху строку и слева столбец. 33. Введите в первую строку следующий текст:
34. Пронумеруйте строки. 35. Создайте формулу для расчета стоимости товара (Стоимость = Цена за ед. * Количество). 36. Используя мышь, примените формулу ко всему столбцу. 37. Используя команду «Автосумма» на панели инструментов, посчитайте сумму по столбцу «Стоимость». 38. Отформатируйте таблицу, установите границы: - внешняя – жирная линия; - внутренние – тонкие; - заголовок – полужирный. 39. Используя «Мастер диаграмм», постройте гистограмму по данным столбца «Стоимость». В качестве подписей по оси Х используйте данные столбца «Наименование товара». Диаграмму разместите на новом листе. 40. Скопируйте диаграмму в документ «Учусь работать с Word_2». 41. Запустите браузер. 42. В строке «Адрес» введите www.tsu.tula.ru 43. Переходя по гиперссылкам найдите данные о Вашем факультете. 44. Занесите эту страницу в Избранное. 45. Выделите текст на странице и скопируйте его в буфер обмена, затем вставьте скопированный текст в документ «Учусь работать с Word». 46. Используя команды главного меню, сохраните страницу в папку «Лабораторная работа №1». 47. Ответьте на контрольные вопросы. 48. Оформите отчет. Оформление отчета по работе Отчет должен содержать: 1. Номер лабораторной работы. 2. Название лабораторной работы. 3. Цель лабораторной работы. 4. Описание пунктов выполнения лабораторной работы в соответствии с заданием. 5. Вывод по работе. 1.5. Контрольные вопросы 1. Что такое операционная система? 2. Что такое файловая система? 3. Что такое браузер? 4. Что такое текстовый процессор? 5. Что такое табличный процессор? 6. Какие операции можно реализовать в текстовом процессоре? 7. Какие операции можно реализовать в табличном процессоре? 8. Что такое буфер обмена?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|