Культура и искусство Германии в эпоху Возрождения
По сравнению с Италией и Нидерландами, где расцвет искусства Возрождения наступил гораздо раньше, в немецком искусстве реалистические тенденции проявились с запозданием. В 15 веке искусство Германии было почти исключительно религиозным, в нем продолжали жить средневековые традиции. Внезапность и резкость скачка, происходившего на грани 15—16 столетий, породили контрасты, противоречия, неожиданные сочетания старых и новых тенденций в немецком искусстве Возрождения в целом и в творчестве отдельных мастеров (Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший, Ганс Бальдунг Грин, Альбрехт Альтдорфер). Причина сложности путей развития искусства Германии коренится в особенностях исторического развития страны, ставшей в конце 15 — начале 16 века ареной глубочайших социальных конфликтов. В начале 16 века в Германии произошло первое крупное в национальном масштабе выступление бюргерства. Его борьба с дворянством, с крупными феодальными князьями, выступление бюргерства и широкое народное движение переросли в Реформацию. Великая Крестьянскую войну. Альбрехт Дюрер Дюрер (Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490–1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта и др. Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо).. Адам и Ева 1507, Прадо, Мадрид
Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв Дюрер выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид). К этому времени Дюрер завоевал почетное положение в родном Нюрнберге, получил известность за рубежом, особенно в Италии и Нидерландах (куда совершил поездку в 1520–1521). Дюрер дружил с виднейшими гуманистами Европы. Среди его заказчиков были богатые бюргеры, германские князья и сам император Максимилиан I, для которого он в числе других крупных немецких художников исполнил рисунки пером к молитвеннику (1515). Дюрер революционизировал североевропейское искусство, объединив опыт нидерландской и итальянской живописи. Многосторонность устремлений проявилась и в теоретических трудах Дюрера (“Руководство к измерению...”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528). Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Четыре апостола 1526,Мюнхен. Лукаса Кранах Старший Лукас Кранах Старший (Lucas Cranach Elder) (1472-1553), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился, вероятно, у отца; в 1509 посетил Нидерланды. Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550), в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В ранних произведениях Кранах выступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции “Распятие”, 1503, В других картинах, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, “Отдых на пути в Египет”, 1504 “Алтаре святой Екатерины” (1506, Картинная галерея, Дрезден) и “Княжеском алтаре” (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). Дружба Лукаса Кранаха с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации протестантизма: “Проповедь Иоанна Венера и Амур, 1509 На протяжении всей жизни Лукас Кранах Старший оставался замечательным мастером остропсихологичного, монументального портрета (“Доктор Иоганн Куспиниан”, 1502-1503, Собрание Оскара Рейнхарта, Винтертур; “Иоганнес Шенер”, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). Из картин Кранаха на религиозную тематику наиболее достойны внимания: “Богоматерь” “Распятие Христа” “Покаяние святого Иеронима” “Мадонна с младенцем под яблоней” “Мадонна в винограднике” (несколько изображений Адама и Евы под древом познания добра и зла “Блудница перед Христом” Некоторые композиции Кранаха имеют культурно-историческое значение, так как исполнены в духе реформации и протестантизма. Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”, “Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой” и другие После смерти Фридриха Мудрого художник остался при дворе Иоганна Твердого, заменившего брата на троне. Лукас Кранах стал наставником его сына, принца Иоганна Фридриха, впоследствии будущего курфюрста Саксонского Великодушного. В 1550 году курфюрст Иоганн Фридрих, впавший в немилость императора Карла V, был взят в плен, а затем отправлен в ссылку. Верный своему воспитаннику до конца, Лукас Кранах в 1550 году отправился в Аугсбург к находившемуся там в плену курфюрсту Иоганну Фридриху и, через два года, вместе с последним, переехал в Веймар, где и скончался 16 октября 1553 года. Творчество Лукаса Кранаха в свое время оказало большое влияние на живописные школы центральной и северной Германии.
Возрождения во Франции. Начало эпохи Возрождения во Франции (первая четверть XIV в.) совпало с одним из самых трагических периодов её истории - война с Англией. Однако трагические события Столетней войны разбудили национальное чувство французов — в борьбе против захватчиков-англичан они впервые ощутили себя единым народом В тяжёлый период, который переживала страна, французское искусство не только не погибло, но и приобрело изысканные, утончённые формы. Стиль французского Ренессанса ХVв. зарождался в Туре (центр Франции, резиденция короля), в творчестве худ-ков. В 30-х г. 16 в Франциск 1 решил перенести столицу в Париж, вынашивал проект перестройки королевского дворца – Лувра. В нач. 16 века перестроенный на новый манер старый замок Фонтенбло стал символом новой моды. Так появились амуры, нимфы, сатиры, античные богини. Живопись служила декоративным дополнением рельефов; основной ее темой были празднества и маскарады, изображенные в античном стиле. Жеманные нимфы, элегантные Дианы-охотницы, обнаженные и полуобнаженные аллегорические персонажа и портреты придворных красавиц стали главной. Жан Фуке(около 1420 - между 1477 и 1481) Французский живописец и миниатюрист. Около 1440 года Фуке учился в Париже, между 1445 и 1447 годами посетил Рим, работал в Туре и Париже, в 1475 году упоминается как "живописец короля". В книжных миниатюрах на религиозные, исторические, светские темы ("Часослов Этьена Шевалье", 1450-1455, Музей Конде, Шантийи, и другие собрания; "Большие хроники короля Франции", 1458, Национальная библиотека, Париж; французский перевод
Карл VII, король Франции, 1450 Музей Лувр, Париж. Фуке, один из основоположников искусства Раннего Возрождения во Франции, применял элементы воздушной и линейной перспективы, переносил место действия в поэтичные, напоенные светом воздухом сельские пейзажи и улицы французских городов Мадонна с младенцем, 1450 Распространено мнение, что Мадонна на самом деле - это портрет Аньес Сорель, возлюбленной французского короля Карла VII. Ее поклонником был также и некто Шевалье, первый покровитель Фуке. Эта картина была исполнена в год смерти Аньес, в память о которой она, возможно, и была заказана. Аньес Сорель (Agnes Sorel) (около 1422 — 9 февраля 1450), возлюбленная французского короля Карла VII, первая официальная любовница при дворе французских королей. При дворе Аньес Сорель ввела в моду облегающие платья, низкие декольте, обнажавшие одну грудь. В 1448, когда у нее уже было трое детей от короля, она удостоилась от своего возлюбленного титула «Прекрасной Дамы» Жан Гужон (Goujon Jean) (1510 - 1572) Французский скульптор и рисовальщик эпохи Возрождения. Первоначальное художественное образование получил во Франции; путешествовал потом по Италии, где изучал античную скульптуруЕго первое известное произведение - статуя, известная под названием: "Диана" - аллегорический портрет Дианы де Пуатье, герцогини Валантенуа. Статуя эта украшала портал замка Ане. Диана изображена нагою и лежащей с луком в руке, облокотившеюся на шею оленя; ее куафюра состоит из кос, в которые Диана с оленем, мрамор, 1548-1550, Лувр.вплетены драгоценные каменья; возле нее - собака. Эта группа так понравилась королю Генриху II, что он поручил Гужону другие скульптурные работы в замке Ане. Гужон украсил скульптурами также: Экуанский замок; отель Карнавале в Париже, где впоследствии жила госпожа Севинье; парижскую ратушу, в которой обращали на себя внимание резанные им из дерева панно: "Двенадцать месяцев"; затем, ворота Сент-Антуан - четырьмя великолепными барельефами: "Сена", "Марна", "Уаза" и "Венера, выходящая из волн" (находятся в настоящее время в Лувре). Для церкви монастыря францисканцев (cordeliers) Гужон изваял замечательный барельеф: "Снятие со Креста". Наконец, ему принадлежит в Париже "Фонтан Нимф", начатый при короле Франциске I и оконченный при Генрихе II. По мнению Бернини, этот фонтан есть лучшее произведение французской скульптуры, как по удивительной гармоничности между архитектурною частью и фигурами, так и по изяществу. Замечательны также гужоновские скульптурные украшения той части Лувра, которая была построена П. Леско. В Лувре находятся следующие произведения Гужона: барельефы ворот святого Антуана, "Смерть и Воскресение", "Христос"; бронзы, украшавшие собою входную дверь замка Ане; скульптурные украшения спальни Дианы де Пуатье, и, наконец, знаменитая группа Дианы. В Мальмезоне, бывшем дворце императрицы Жозефины, находилась другая гужоновская Диана, представленная стоящей, с луком в руке. Существенные черты таланта Гужона заключаются в необыкновенно развитом чувстве изящества и понимании женской грации; кроме того, у него нет соперников в изображении юношеских форм. К этим качествам присоединяется понимание условий монументальной декоративности, своеобразной, изящной и поэтической. Бронзовая скульптура "Диана с оленем" создана Жаном Гужоном около 1549 года. В Нобелевском Парке в Стокгольме находится копия этой скульптуры. Другая копия находится в Лувре. Оригинал Луврского музея был утерян во время Второй мировой войны, и эти копии были сделаны с мраморной копии 17 века, хранящейся Ватикане. Скульптура Диана с Оленем была заказана королем Франции Генрхоми II для фаворитки Дианы де Пуатье для замка д'Ане. Кальвинист Гужон был убит в Варфоломеевскую ночь в 1572 году.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|