Восьмое утро. Инструктаж об интенциях. Девятое утро. Инструкции по поводу принятия пищи
Восьмое утро ИНСТРУКТАЖ ОБ ИНТЕНЦИЯХ
Волевые импульсы суть рядовой фактор ума, присутствующий в каждом моменте сознания. Когда он превалирует, он должен быть замечен. Волевой импульс есть ментальное побуждение или сигнал, который предшествует любому акту. Когда мы полностью осознаем свои волевые импульсы и интенции, у нас появляется свобода выбора – следует или не следует на них реагировать. Когда же мы не осознаем своих интенций[4], то наши действия превращаются в автоматические реакции на них. Например, когда вы сидите в медитации, то прежде чем вы встанете, у вас возникнет интенция встать. Если эта интенция (намерение) будет вами замечена, то, как она возникла, так она и исчезнет, а вы, вероятно, останетесь сидеть, потому что вы осознали ее и не идентифицировались с нею. Если же возникшая интенция не сопровождается осознанностью, то мы обнаруживаем, что уже стоим, даже не заметив всего процесса этого вставания. Такова наша привычная тактика в отношении всех произвольных движений тела. Наша задача – развить иную тенденцию: осознавать все свои импульсивные намерения, выходящие в данный момент на передний план, будь то просто незначительное изменение позы или, тем более, такие действия, как вставание после сидения или делание шага после стояния на месте. При ходьбе импульсивное намерение остановиться возникает раньше этого акта остановки. Внутренний толчок повернуть направо или налево появляется до самого поворачивания. Нет надобности выделять подобную интенцию при каждом своем шаге, но ее полезно отмечать в поворотных пунктах, т. е. в конце движения по прямой, когда вы либо сворачиваете в сторону, либо поворачиваетесь, чтобы идти назад, либо останавливаетесь. Ведь нога не сама по себе начинает делать поворотное движение или прекращает свое движение вперед. Она это делает, подчиняясь предшествующему волевому акту. Благодаря такому виду наблюдений за собой мы очень эффективно развиваем свою способность инсайта, глубокого проникновения в причинно‑ следственные отношения между умом и телом. Иногда причиной бывает тело, а ментальное состояние – следствием. Иногда наоборот: ментальный процесс – причина, а движение тела – следствие. Возникает интенция повернуть – и нога отвечает движением. Здесь нет «стрелочника», нет того существа, которое, выступая посредником, «делает» поворот. Здесь работают безличные причинно‑ следственные отношения. Однако если, начиная поворот, мы оставляем этот процесс без осознавания его механизма, то сама собой напрашивается идея, что существует «некто», делающий это.
Допустим, вам холодно, и вы собираетесь надеть свитер. Что здесь происходит? По причине физических ощущений возникло желание большего тепла. По причине этого желания возникает интенция (намерение) добавить себе одежды. По причине этой интенции в движение приходит тело. Последовательное осознавание всех этих интенций дает нам прозрение в те сложные, взаимопереплетающиеся встречные процессы, которые связывают ум и тело. При медитации сидя интенции становятся заметными перед любым движением. Перед изменением позы или положения какой‑ либо части тела обязательно возникает соответствующая интенция. Даже сглатывая, вы делаете это вслед за появившейся интенцией. Если вы открываете глаза, этому акту будет предшествовать интенция открыть их. Надо замечать в себе все подобные интенции. Они, кстати, далеко не всегда имеют форму мыслей или слов, рождающихся в уме. Иногда они переживаются просто как некий позыв, толчок, побуждение, как некий сигнал, что вот именно сейчас что‑ то произойдет. Нет необходимости искать в уме соответствующие слова или фразы. Надо просто осознать возникший импульс что‑ то сделать. И по мере того, как вы все ясней будете замечать в уме и теле эту игру причинно‑ следственных отношений, концепт вашего «Я», еще недавно столь монолитный и несомненный, начнет растворяться, превращаясь в простое и естественное развертывание свитка дискретных элементов.
Девятое утро ИНСТРУКЦИИ ПО ПОВОДУ ПРИНЯТИЯ ПИЩИ
Когда мы едим, в нашем уме и теле происходит множество разных процессов. Очень важно выработать умение и привычку осознавать эти процессы и их последовательность; в противном случае мы можем пойти на поводу у жадности и желания, возникающих в связи с пищей. Более того, когда мы принимаем пищу, не осознавая этого процесса, мы далеко не полностью ею наслаждаемся: откусим, пожуем, глотнем, а мысли блуждают, занятые чем‑ то посторонним. Первый связанный с едою процесс – акт вашего лицезрения пищи. Отметьте про себя: «видение, видение». Затем возникает ментальный процесс интенции принять пищу. Эту интенцию следует внутренне отметить: «намерение, намерение». Ментальный процесс интенции становится причиной движения руки: «движение, движение». Когда пальцы руки или ложка (вилка, нож) прикасаются к пище, возникает ощущение прикосновения, контакта. Прочувствуйте эти ощущения, это осязание, это давление. Далее возникает интенция поднять руку и сам акт, процесс ее поднятия. С пристальным вниманием отмечайте все эти процессы. Открывание рта. Вложение в него пищи. Закрывание рта. Интенция опустить руку – и затем само это движение. Только один элемент процесса в одном «кадре»! Осязание пищи во рту, ее консистенции. Пережевывание. Подробное переживание этих движений. Когда вы начнете жевать, пойдет цепочка вкусовых ощущений. Подарите всю бдительность осознающего внимания вкусовому потоку. По мере пережевывания пищи вкус исчезает. Глотание. Осознавайте каждый элемент этой последовательности. За этим процессом никто не стоит–нет никого, кто ест. Это всего лишь цепочка интенций, движений, вкусовых и осязательных ощущений. Это все, что мы есть: последовательность событий, процессов. Сделав объектом полной осознанности весь поток этих элементов, мы освобождаемся от концепта «Я». Во всей этой внутренней работе ума и тела мы начинаем видеть континуальный поток процессов: интенции, мысли, ощущения, движения – все во взаимосвязи друг с другом, где ум играет роль причины для телесных движений, а телесные ощущения вызывают желания и интенции в уме.
Обычно мы едим, почти не осознавая этого. Вкусовые ощущения возникают и уходят очень быстро. Еще пища во рту, а рука уже тянется за новым куском, идя на поводу жадного желания продолжить вкусовые ощущения; мы, как правило, не осознаем всей цепочки процесса. Освобождайте рот полностью от находящейся в нем пищи, прежде чем протянуть руку за новой порцией. Так мы становимся более чуткими к голосу своего тела и начинаем тонко чувствовать меру необходимого количества пищи. Когда включена осознанность, переесть невозможно. На протяжении этого месяца нашей практики мы намеренно замедляем все действия с целью тщательного исследования всего, что в нас происходит. Когда полное‑ бодрствование‑ мысли хорошо развито, все эти вещи можно делать с нормальной скоростью и при этом сохранять осознанность. Но сейчас у нас время тренировки. Мы никуда не спешим. Делайте все медленно, в молчании, внутренней тишине и с предельной осознанностью. Сделайте медитацию во время принятия пищи органической частью своей повседневной практики, так, чтобы в тянущемся состоянии вашей осознанности не возникало разрыва. С самого первого момента пробуждения утром через всю вереницу дневных занятий и до последнего момента засыпания вечером, ночью или под утро – пребывайте в полном‑ бодрствовании‑ мысли, превратите исключительно все в медитацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|